Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи родителей и воспитателей




Если мы хотим понять ребенка в первые семь лет его жизни, нужно очень точно рассмотреть отдельные ступени его развития и, прежде всего, самое начало его жизни.

Чтобы ребенок появился на свет, должны соединиться два потока наследственности со стороны родителей и душевно-духовное существо самого ребенка, его индивидуальность. Когда ребенок рождается, его физическое тело, несмотря на кажущуюся внешнюю завершенность, еще во многом не завершено, отдельные внутренние органы не вполне завершены, его движения хаотичны, а нервная система и область чувств совершенно открыты.

Ребенок в первые шесть-семь лет жизни должен сформировать собственное тело таким образом, чтобы оно стало готовым к использованию инструментом для душевно-духовного существа и не препятствовало соединенной с ним индивидуальности в процессе развития полностью открыться вовне. Этот процесс соединения индивидуальности с телом проявляется в следующем. У маленького ребенка постепенно происходит упорядочивание произвольных движений, он овладевает прямо стоянием и, обучаясь ходить, встраивается в равновесие мира. Мы можем видеть, как дитя, вначале полностью погруженное в мир неопознанных звуков, лепета, со временем все больше и больше настраивается на точное звучание своего окружения. Из первоначальных хаотичных движений постепенно развиваются осмысленные поступки. В этих процессах мы наблюдаем стремление индивидуальности вработаться в свое тело, сделать его своей собственностью. На этот процесс формирования также сильно воздействуют впечатления, которые ребенок получает из окружения. Ребенок беззащитен перед внешним окружением. Его тело являет собой орган чувств - оно, бескорыстно служа, соединяет внешнее и внутреннее.

Чтобы лучше понять это явление, представим себе глаз. Глаз сам не видит, но только позволяет нам видеть. Мы видим посредством глаза. Таким образом, глаз является инструментом души. Так и тело - это орган для индивидуальности, духовно-душевного существа человека.

И это взаимодействие внешних впечатлений, получаемых ребенком посредством тела, с образованием органов, проявляется в удивительной силе подражания, с которой рождается каждое дитя. Каждое впечатление глубоко воспринимается ребенком, связывается с волей и затем, подобно эху, направляется наружу в действии. Учитывая все вышесказанное, можно сформулировать две задачи для родителей и воспитателей.

Первая состоит в том, чтобы защитить ребенка. По возможности мы должны создать для ребенка такую обстановку, которая обеспечит ему хорошие впечатления и оградит от плохих. Например, радостная спокойная атмосфера в семье, с хорошими разговорами, пением, приятными событиями, а не с шумом и руганью. Необходимо непременно защитить ребенка от телевидения, радио, магнитофона, видео и т. д. Детскую комнату следует оформлять особым образом - для полога люльки или кроватки следует выбирать спокойные нежные цвета и рисунки. Если же есть необходимость вывезти ребенка в город, следует позаботиться о том, чтобы он постоянно мог смотреть на мать, а не на уличную суету.

Вторая задача - постепенно ввести ребенка в жизнь, позволить ему учиться у жизни. И этого невозможно достигнуть поучениями, надо просто использовать способность к подражанию, с которой рождается человек. То есть, прежде всего, мы, взрослые, должны в своих поступках стать для детей примером, которому можно было бы подражать. Мы не сможем заставить или упросить ребенка подражать нам, это должно быть собственной волей ребенка. Но мы можем осознавать, как мы себя ведем: как работаем дома и в саду, разговариваем с людьми, заботимся о других, как создаем и охраняем собственное окружение. Все это ребенок принимает в себя, причем очень глубоко, вплоть до процесса формирования тела. Очень важно понимать, что маленький ребенок не способен различать глупые и разумные поступки, он подражает всем нашим действиям - ведь мы являемся для него представителями жизни.

Подражательные способности ребенка в первые шесть-семь лет жизни проходят три различные стадии. Это зависит от органообразующих сил, которые формируют весь облик человека, начиная с головы до кончиков пальцев. Эти силы действуют во всем теле, но в первую эпоху жизни (примерно от рождения до двух с половиной лет) их деятельность в основном направлена на формирование органов нервно-чувствительной системы. В этот период ребенок приобретает три важнейшие человеческие способности: прямо стояние (вопреки силе тяжести), способность ходить и речь, которая является предпосылкой мышления. И всему этому ребенок обучается исключительно через подражание.

Трагические примеры истории показывают, что ребенок эти способности не приобретает, если он вырастает среди животных, без общения с людьми. Это отчетливо доказывает, что человеческому бытию можно научиться только от человека

От младенчества до пробуждения “Я”

Чем занимаются дети в первый период жизни? Они еще не могут толком передвигаться, и изучают то, что их окружает дома, они все время находятся с матерью и желают делать все то, что делает она. Потому они с удовольствием стучат кастрюлями, тарелками, ложками, лезут в воду, приготовленную для мытья посуды, вынимают все из шкафов, растаскивают вещи по квартире, разводят грязь и приводят все в жуткий беспорядок. Все это происходит под их девизом “Ханс тоже” или “я тоже”. На первый поверхностный взгляд эта радостная возня детей с разнообразными необходимыми для хозяйства предметами бессмысленна и бесцельна. Конечно, все такие домашние дела без таких “помощников” продвигались бы гораздо быстрее. Но такие занятия детям необходимы - и не потому, что они учатся работать дома и в саду, просто эта деятельность является процессом воспитания.

Кроме таких импульсных действий, у ребенка также можно наблюдать иные состояния: он самозабвенно застывает возле матери, когда она, например, чистит яблоки или вдевает нитку в иголку. Или играет в своем уголке с игрушками: наполняет чем-нибудь корзинку - и тут же все вываливает из нее, строит и разрушает башню либо, напевая, возится с игрушечной машиной. Тут очень важно обратить внимание на качество игрового материала. Самое лучшее в этом возрасте - это разнообразные природные материалы (может быть, слегка обработанные): чурбачки, шишки, камешки, каштаны и т. д. Играя с этими предметами, ребенок воспринимает натуральные органичные формы, и это действует возбуждающе на его внутренние формообразующие процессы. Игрушки в виде мертвых математических форм действуют разрушающе на жизненные силы ребенка.

Первый кризис ребенок переживает в три-четыре года, когда впервые просыпается его чувство “Я”. Его собственная воля крепнет, становится сильнее. И теперь ребенку нужно научиться приводить свою волю в гармонию с тем, что требует окружение, и если прежде звучало: “Я тоже”, то сейчас все чаще - “А я не хочу”.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных