Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Географические открытия

ДЖЕЙМС КУК

В 1768 году Британское адмиралтейство организовало тихоокеанскую экспедицию в Южное полушарие. Эта экспедиция, имевшая целью открытие новых земель и исследование океана, стала крупнейшим кругосветным плаванием эпохи. Возглавил ее Джеймс Кук. На корабле «Эндевер» он пересек Атлантический океан, обогнул мыс Горн и пристал к острову Таити. Затем был обнаружен «Южный материк» (Новая Зеландия). Пролив между ее островами теперь носит имя Кука. Мореплаватель первым исследовал восточный берег Австралии. В 1772 году Кук продолжил плавание уже на двух судах. От мыса Доброй Надежды корабли устремились на юг. Сплошные льды и туманы, мешавшие видимости, вынудили Кука повернуть на север. Он ошибочно решил, что на Южном полюсе твердой земли нет. Третье плавание из Тихого океана в Атлантический, вдоль берегов Северной Америки, было предпринято в 1776 году на судах «Резольюшен» в (Дисковер). Корабли вышли в Ледовитый океан, но из-за сплошного льда были вынуждены повернуть на юг, на Гаваях в схватке с туземцами Кук был убит.

 

 

ТУР ХЕЙЕРДАЛ

«Как люди заселяли землю?» - вопрос, ставший областью исследований норвежского ученого Тура Хейердала. Занимаясь историей, этнографией, языкознанием, ученый обратил внимание на сходство памятников архитектуры, скульптуры, предметов быта Старого и Нового Света. Хейердал пришел к выводу, что задолго до Магеллана уже совершались кругосветные плавания древними на плотах и лодках из папируса и тростника. Построенный по типу древних плотов из бальзы «Кон-Тики» и папирусные лодки «Ра» и «Ра II» дали возможность практически осуществить экспериментальное плавание через океан, доказавшее, что люди еще в древности могли устанавливать связи между материками, разделенными океанами! Хейердал пришел к выводу, что существовал процесс взаимообогащения культур, в результате которого достижения одного народа становились достоянием всего человечества.

 

ФЕРНАН МАГЕЛЛАН

Магеллан так же, как Колумб, верил, что земля имеет форму шара. Зная уже о существовании Америки, он предложил обойти ее с юга и, плывя дальше на запад, подойти к Индии. 20 сентября 1519 года флотилия Магеллана из пяти кораблей вышла из устья Гвадалквивира и взяла курс на Бразилию. Неудачи преследовали экспедицию: бунт команд, гибель кораблей, голод. Весной 1520 го да суда обогнули Южную Америку, прошли пролив, названный затем Магеллановым. По ночам туземцы островов, лежащих у материка, зажигали на берегах оповещающие огни. Это дало основание Магеллану назвать весь архипелаг Огненной землей. 27 апреля 1521 года в схватке с туземцами на острове Мактан близ Филиппин Магеллан погиб. Было решено возвращаться на родину на одном корабле «Виктория» под командой Элькано, сумевшего благополучно через Тихий океан привести в Испанию этот источенный червями корабль с измученной, изголодавшейся командой. Так завершилось первое кругосветное плавание европейцев.

 

ВАСКО НУНЬЕС ДЕ БАЛЬБОА

«Золотой Кастилией» называли испанцы в начале ХУI века берег Панамского перешейка. Один из самых жестоких испанских завоевателей Васко Нуньес де Бальбоа, наводивший ужас на индейцев-карибов, узнал от местных жителей, что за невысокими горами лежит безбрежное море, и рискнул совершить переход. В сентябре 1513 года Бальбоа с отрядом в 66 человек, пробираясь сквозь сплошные заросли, поднялся на вершину горы, откуда увидел простирающуюся морскую гладь. Спустившись на побережье и войдя по колено в воду с обнаженной шпагой и кастильским знаменем в руках, он торжественно назвал открытое им море Южным и объявил его владением испанского короля. Бальбоа не подозревал, что вышел на берег самого большого в мире - Тихого океана.

 

СЕБАСТЬЯН КАБОТ

Кругосветное плавание Магеллана, обогнувшего с юга Америку, способствовало поиску похожего морского пути на север, из Атлантики в Тихий океан. Инициатором поиска северо-восточного морского пути (в обход е севера России) был Себастьян Кабот венецианец, живший в Англии. Он организовал полярную экспедицию, возглавленную Уиллоуби и Ченслером. Кабот написал для кораблей инструкцию. Впервые на судах вводился судовой журнал, где отмечался курс корабля, высота солнца, а также записывались происшествия . 20 мая 1553 года суда подошли к южной части Новой Земли и повернули на юго-запад. На зимовку (первую в истории иностранных экспедиций) стали в устье реки Версины на Мурмане. Двинская летопись повествует, что русские промышленники обнаружили место гибели двух английских кораблей. Третий корабль, подошедший к устью Северной Двины, был спасен русскими поморами. Экипаж корабля, прибыв в Москву, способствовал заключению дипломатических связей Англии с Россией и организации Московской компании в Лондоне.

 

ВИЛЛЕМ БАРЕНЦ

Виллем Баренц был одним из выдающихся исследователей Арктики. Наблюдения голландцев над погодой, про веденные во время его экспедиции в Ледовой Гавани в 1596—1597 годах. являются первыми метеорологическими наблюдениями не только в Арктике, во и в России. Последняя экспедиция Варенца дошла до 80° северной широты. Были открыты острова Медвежий и Шпицберген. Не приспособленный для ледовых плаваний корабль Баренца был раздавлен торосами. Для зимовки пришлось из плавника выстроить избу. Тяжелой была зимовка. «…В доме ужасный холод. Стоишь возле огня так близко к нему, что чуть не обжигаешь передние части ног, а спина мерзнет и начинает покрываться инеем, записал один из участников зимовки Де - Фер. Многие члены экспедиции погибли, среди них и Баренц. Море, в котором исследователь совершил свои знаменитые плавания и в водах которого нашел себе могилу, впоследствии было в его честь названо Баренцевым.

 

ГЕНРИ ГУДЗОН

Уже в ХУII веке стали организовывать экспедиции, целью которых являлись покорение северных широт, преодоление неприступности полярного моря. Знаменитый английский мореплаватель Генри Гудзон неоднократно плавал в Арктику. Во время первого плавания, следуя вдоль восточного берега Гренландии, он дошел до 73° северной широты. В следующий раз, в 1607 году, Гудзон достиг рекордной для своего времени широты 80°23’. И опять поход, теперь на средства Московской компании, Гудзону предписывается отыскать северо-восточный проход в Китай и Индию. Льды помешали экспедиции. Снова мореплаватель у берегов Северной Америки. Открыто устье неизвестной реки. Плавание в 1611году в заливе, названном впоследствии именем исследователя, закончилось трагически. Взбунтовавшейся командой, была спущена и брошена на произвол судьбы шлюпка с капитаном, его малолетним сыном и несколькими людьми из команды. Так окончилась жизнь прославленного моряка, открывшего пролив, один из обширнейших заливов мира и крупную реку США.

 

АБДЕЛЬ ТАСМАН

Со времен Птолемея на географических картах мира значилась Терра Аустралис инкогнито —Южная Земля, замыкавшая Индийский и Тихий океаны и сплошным массивом простиравшаяся до Южного полюса. Для проверки этих сведений отправился в плавание голландец Абдель Тасман. Выйди из Батавии, мореплаватель пересек Индийский океан далеко за пределами обычных морских путей и, дойдя до острова Маврикия, круто повернул на юго-восток. Много недель прошло, прежде чем он увидел берег неведомой земли. Тасман назвал ее Вандименовой. Впоследствии остров переименовали в Тасманию. Затем были нанесены на карту Новая Зеландия, острова Тонга, Фиджи. Замыкая круг плавания своего корабля, Тасман открыл Новую Ирландию и пролив вдоль побережья Новой Гвинеи. « Блестящей неудачей» назвал плавание Тасмана английский историк Джон Бейеер. Ведь мореплаватель обошел на корабле Австралию и не обнаружил ее. Лишь во время следующего плавания в 1644 году Тасману удалось подойти к материку и исследовать его.

 

ЖАН ФРАНСУА ЛАПЕРУЗ

Развивающаяся торговля Европы с Америкой, Китаем и Японией требовала точных морских карт и, конечно, новых гаваней. Из Франции для продолжения изучения Морских путей, начатых Куком, была отправлена экспедиция Жана Франсуа Лаперуза. Плавая в Тихом океане, Лаперуз составил довольно точную карту Камчатки и Сахалина (ошибочно принятого им за полуостров). Открытый им пролив между Сахалином и остро Хоккайдо назван его именем. В 1788 году у острова Санта - Крус корабли Лаперуза потерпели крушение. Лишь в 1828 году экспедиция Дюмон-Дюрвиля нашла на коралловых рифах ос татки кораблей экспедиции. Были обнаружены и семь домиков, выстроенных спасшимися моряками, дальнейшая судьба которых осталась неизвестной.

 

АЛЕКСАНДР ГУМБОЛЬДТ

К концу ХУIII века береговая линия материков в островов была уже довольно точно изучена и нанесена на карту. Возникла потребность в более подробном и систематизированном исследовании внутренних территорий земли. Таким исследователем был Александр Гумбольдт. Еще молодым вдвоем со своим другом Бонпланом отправился он в малоизведанную Южную Америку. Изучая страну, они прошли с индейцами на лодках по рекам Ориноко, Касильяно, притоку Рио-Негро; посетили Кубу, Перу, Мексику. Это пятилетнее странствование описано ученым в 30-томном труде. В 1829 году путешественник был приглашен в Россию для исследования Урала и Алтая. Гумбольдт отмечал удивительно богатое скопление ископаемых на Урале. Обработанные им материалы легли в основу ряда статей и двухтомное описание путешествия. Стремление объяснить всеобщие связи в природе нашло свое отражение в пятитомном труде «Космос». Именем Гумбольдта названо большое число географических мест на Земле, и даже на Луне есть кратер Гумбольдта.

 

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН

В 1832 году в Бразилию прибыл английский бриг «Бигль» с экспедицией, снаряженной Британским адмиралтейством. Среди ее участников был молодой естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Изучая природу Америки, он попал на низменный берег залива Байя-Бланка, на котором обнаружил хорошо сохранившиеся кости древних вымерших животных. Сходство этих костей со скелетами современных животных поразило ученого. Эта находка зародила в Дарвине мысль, вылившуюся впоследствии в учение об эволюции природы. Кругосветное плавание «Бигля» длилось пять лет. Вернувшись в Англию, Дарвин написал много трудов по биологии, ботанике, геологии. Его научное открытие произвело революцию в естествознании и положило начало современной научной биологии.

 

ДЖОН ФРАНКЛИН

Вся жизнь Джона Франклина связана с изучением Севера. Тридцати двух лет он уже командовал судном, входившим в английскую экспедицию к Северному полюсу. В 1819 году путешественник достиг устья реки Медной в полярной области Северной Америки. Исследуя в 1825-1827 годах реку Маккензи, Франклин прошел по ней вплоть до устья и вышел в Ледовитый океан. В 1845 году мореплаватель отправился через Боффинов залив на поиск северо-западного прохода, надеясь выйти по нему в Берингов пролив. Экспедиция Франклина исчезла. Лишь в 1850 году на острове Бичи было найдено место ее стоянки. По-видимому, участники плавания покинули затертые льдами корабли и продолжали путь пешком, таща снаряжение в шлюпках.

Поисковые экспедиции Джона Франклина внесли крупный вклад в исследование полярных районов Северной Америки.

 

ДАВИД ЛИВИНГСТОН

Ни одному смельчаку из европейцев не удавалось проникнуть так далеко в глубь Африки, как шотландцу Давиду Ливингстону. В 1840 году он попал в страну бечуанов в Южной Африке, пересек пустыню Калахари и открыл озеро Нгами. В 1852 году из Центральной Южной Африки исследователь доходит до берегов Атлантического океана. В 1855 году, спускаясь по течению реки Замбези, обнаруживает величайший водопад мира, названный им Викторией. Исследуя Центральную Африку, Ливингстон открывает озеро Ньяса а и Ширва. Сложные переходы, болезнь подточили здоровье путешественника. Посланный американской газетой «Нью-Йорк геральд», Генри Стэнли буквально спас Ливингстона от смерти. Оба путешественника вместе исследуют озеро Танганьика.

Исследуя Африку, Ливингстон впервые выдвинул теорию о рельефе Африканского материка, напоминающего блюдце с приподнятыми к океану берегами. Умер путешественник в пути, в экспедиции. Туземцы похоронили в своей земле сердце великого первопроходца.

 

ГЕНРИ СТЭПЛИ

Впервые Генри Стэнли прибыл в Африку в 1871 году с целью найти пропавшего без вести Ливингстона, исследовавшего в то время Устье реки Луалаба. В 1879— 1880 годах Стэнли снова на Луалабе. Теперь предстояло решить, не является ли эта река началом Нила. Он пошел по маршруту, превзошедшему по своим трудностям самые мрачные предположения жителей Ньянгве. Тропические деревья Непроницаемой стеной преграждали путь экспедиции. Передвигаться можно было только, прорубая себе путь топорами. Часть пути исследователи проплыли на лодках, часто перетаскивая их через мели и огромные пороги. Измученные, подошли они к слиянию Луалабы с неизвестной рекой, круто уходившей на запад. Это была река Конго. Загадка одной из величайших рек мира была решена.

 

АДОЛЬФ ЭРИК НОРДЕНШЕЛЬД

Адольф Норденшельд был первым полярным моряком, сумевшим на парусном судне пройти из Атлантики северо-восточным путем в Тихий океан. О северном морском пути мечтали еще Кабот, Ломоносов. Долгое время подобное плавание казалось иллюзией: жестокие условия Арктики препятствовали сквозному проходу судов. И все же при содействии сибирских промышленников М. К. Сибирякова и А. М. Сидорова была организована экспедиция, приобретен пароход «Вега» и построено вспомогательное судно «Лена». Выйди из Гетеборга 19 августа 1878 года, суда под командой Адольфа Норденшельда благополучно подошли к мысу Челюскин. Встретив у мыса Онман непроходимые льды, «Вега» зазимовала. 18 июля 1879 года, продолжив плавание, «Вега» миновала северо-восточную оконечность Азии, названную Норденшельдом мысом Дежнева, и вышла в Берингов пролив. Северный морской путь был пройден.

 

ФРИТЬОФ НАНСЕН

«…Уже испытанными путями и способами трудно вырвать тайну далёких и Неизведанных стран»,- считал норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. Для задуманной им экспедиции к Северному полюсу он построил особый корабль «Фрам» («Вперёд»). Корпус этого судна напоминал скорлупу ореха и не боялся сжатия льдами. Выйдя из Норвегии летом 1893 года, «Фрам» в сентябре вмерз в лед и начал дрейф к северо-западу от Новосибирских островов. Начался ледяной двухлетний дрейф, во время которого экипаж «Фрама» собрал ценные научные сведения о природе Арктики. Дрейф прошел в 700 км от полюса. Нансен вдвоем со своим другом Иогансеном решили на собаках достичь полюса. Им уда лось дойти лишь до 86°14’ северной широты. Сплошные торосы, преградившие путь, вынудили смельчаков повернуть обратно. Три месяца длилось возвращение пешком, на эскимосских каяках, на лыжах. Живя в землянках, провели они долгую полярную ночь. Встреча с полярной английской экспедицией помогла им вернуться на родину.

 

СОЛОМОН АНДРЕ

Швед Соломон Андре рассчитывал попасть на Северный полюс на сконструированном им воздушном шаре «Орел». Утром 11 июля 1897 года «Орел» плавно стартовал, но вскоре, «нырнув», коснулся гондолой воды: оборвавшийся гайдроп сделал шар неуправляемым. Андре не остановил полет. Дневник воздухоплавателя рассказывает, что беспримерный полет длился почти трое суток. 14 июля шар, обледенев, опустился и, ударяясь о торосы, пополз по льду на северо-восток. Участники полета высадились на лед и даже сделали фотоснимок гибели «Орла»... Началось возвращение экспедиции на материк. Лишь 16 сентября они попали па остров Белый. Во время зимовки все члены экспедиции умерли. Летом 1930 года шхуна «Братвора» обнаружила остатки лагеря Андре. Причина гибели людей долго оставалась загадкой. Лишь совсем недавно проведенный анализ остатков мяса белых медведей, которым питались путешественники, показал, что оно было заражено трихинами.

 

РОВЕРТ ПИРИ

«Северный полюс, наконец, завоеван. Моя мечта и цель двадцати лет жизни претворилась в действительность», - записал 6 апреля 1909 года американский полярный путешественник Роберт Пири. До штурма полюса Пири совершил несколько сложных походов по Гренландии. Он первым пересек этот самый большой остров в наиболее широкой его северной части, изучил и нанес на карту северные границы острова. Во время путешествия Пири совершенствовал технику санных походов. Исследователь понял, что преодолеть трудности он сможет, только используя опыт эскимосов. Летом 1908 года Пири направился к Полюсу, для решающего перехода он отобрал четырех эскимосов и негра, участника многих его походов. И вот цель достигнута. Пробыв на полюсе 30 часов, Пири поспешил назад: было важно не потерять след саней, указывавший им путь.

 

РОБЕРТ СКОТТ

В 1910 году английское экспедиционное судно «Тера-Нова» взяло курс на Антарктиду. На борту корабля находилась группа исследователей, намеревавшихся пройти к Южному полюсу. Возглавлял экспедицию Роберт Скотт. Он рассчитывал достичь полюса на низкорослых маньчжурских лошадях. Сплошные неудачи преследовали смельчаков. Лошади не смогли передвигаться по скользкому льду, испещренному глубокими трещинами. Моторные сани, взятые в поход, вышли из строя. Собак Скотт отослал назад, рассчитывая на их помощь при возвращении. Все снаряжение переложили на одни сани, которые повезли, впрягшись, пятеро участников похода. И вот полюс достигнут, но какое разочарование: «Вся история, как на ладони,— записал Скотт, - норвежцы нас опередили и первыми достигли полюса…». Скотт не знал, что норвежец Амундсен одновременно с ним пошел к полюсу. На обратном пути участники экспедиции погибли от холода, не дойдя до оставленных складов 11 миль.

 

ПОЛЕТ ДИРИЖАБЛЯ «ИТАЛИЯ»

Итальянские газеты восторженно писали: « 25 мая 1928 года дирижабль «Италия» ночью пролетел над Северным полюсом. Флаг Италии и крест, данный римским папой, были сброшены на полюс». Но восторги сменились тревогой…

По воспоминаниям участника экспедиции чеха Бегоунека, «Италия», покрывшись инеем, снижалась со скоростью падающего камня. При ударе о торосы были оторваны главная и хвостовая гондолы. Часть людей упали на лед. Оставшиеся путешественники на облегченном дирижабле взмыли в воздух и в 20—30 километрах от падения погибли при взрыве дирижабля. Многие страны организовали спасательные партии для поиска пострадавших. Посланный на помощь советский ледокол «Красин» обнаружил и спас большую часть уцелевших при катастрофе участников перелета, доказав важность ледокольного флота для Арктики.

 

ЖАК-ИВ КУСТО

«В мире безмолвия», «Живое море», «Чтобы не было в море тайн» — этими книгами и фильмами знаменитый французский исследователь ХХ века Жак-Ив Кусто открыл «голубой континент» десяткам миллионов людей на Земле. Много лет Кусто изучает океан и его обитателей. Современная техника аквалангов, миниатюрная подводная лодка, «Ныряющее блюдце», вертолеты, гидропланы, базовое научное судно «Калипсо» позволили ему получить разносторонние научные сведения, Помогают освоению моря и стационарные подводные лаборатории. Кусто мечтает познакомиться не только с океаном в его теплых областях, но и спуститься подо льды Арктики. От первых, казавшихся экзотичными экспериментов, к планомерному и всестороннему обживанию морских глубин - вот путь гидронавтики сегодня.

 

ШТУРМ ЭВЕРЕСТА

«Я много думал о том, что собираюсь рассказать, как мы с Хиллари достигли Эвереста, когда мечта стала явью. Прежде всего, мы сделали то, что делают альпинисты, взойдя на Вершину горы: пожали друг другу руки... Я про себя поблагодарил гору: «Тыджи чей Джомолунгма (благодарю тебя, Джомолунгма)», - так писал в своей книге «Тигр снегов» шерпа Тенцинг. Носильщик в горах из Непала Тенцинг и новозеландец Эдмунд Хиллари покорили в 1953 году высочайшую точку земли (8882 м), долгое время бывшую неприступной. Интересно, что Хиллари, входя в состав трансантарктической экспедиции англичанина Вивиана Фукса, 3 января 1958 года поднял британский флаг на Южном полюсе (через 40 лет после покорения его Амундсеном). Группа Хиллари обнаружила и место стоянки экспедиции Скотта.

 

МАРКО ПОЛО

«Всякий, кто эту книгу прочтет или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда» - так начинается книга Марко Поло о двадцатипятилетнем путешествии на Восток, совершенном им в ХIII веке. Совсем еще молодым вместе с отцом и дядей - венецианскими купцами — отправился Марко в путешествие. Долгими караванными путями прошли они всю Центральную Азию, побывав в Монголии, Китае, Тибете, на Памире. Состоя на службе при китайском хане Кубилае, Марко Поло узнал многое о Суматре, Японии, Цейлоне... По книге Поло картографы того времени наносили на карту упоминавшиеся в ней города, реки, земли. Именно эта книга зажгла в европейцах стремление попасть в «страны пряностей» - Китай и Индию. Сохранился экземпляр рукописи с пометками Колумба, считавшего путешествие Марко Поло одним из самых замечательных в многовековой истории познания Земли.

 

ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ

Португальский инфант Энрико, прозванный впоследствии Генрихом Мореплавателем, поняв, что обогатить страну можно путем захвата новых заморских территорий, стал интенсивно развивать мореплавание. Он окружал себя учеными, собиравшими для него сведения о морских путях в Индию и возможности плавания вокруг Африки. В своем замке в Альгаврэ он основал первую португальскую обсерваторию, морской арсенал и учредил мореходную школу. Желая узнать, как далеко простираются владения мавров в северо-западной Африке, он ежегодно снаряжал корабли для плавания вдоль африканских берегов. Оснащенные компасами португальские суда стали смело выходить в открытое море. Морские экспедиции, снаряженные Генрихом, открыли Порто - Санто, Мадейру, мыс Бланко, Зеленый Мыс, Азорские острова, острова Зеленого Мыса, Сенегамбию. Генрих Мореплаватель привил португальцам страсть к смелым морским путешествиям и положил начало образованию португальских колоний.

 

ХРИСТОФОР КОЛУМБ

12 октября 1492 года впередсмотрящий каравеллы «Пинта» флотилии Колумба «моряк, по имени Хуан Родриго Бермехо, увидел песчаную отмель и, бросившись к баллисе, выстрелил. Земля!» Так экспедицией великого генуэзца была открыта для европейской цивилизаций Америка. Колумб верил, что земля шар. Поэтому он повел свои корабли не на восток, где боялся португальцев, а на запад... «Я взял путь на принадлежащие вашим высочествам Канарские острова, что лежат в том же море- океане, чтобы оттуда идти моим направлением и плыть до тех пор, пока не прибуду я в Индию»— пишет сам мореплаватель испанскому двору. Корабли Колумба подошли к острову Гуанахамп из группы Багамских островов, названных испанцами Сан-Сальвадор. Затем был открыт ряд островов, наибольший из которых — Куба, принятый Колумбом ошибочно за полуостров Азии. Колумб трижды побывал на открытых им островах. До самой смерти он был уверен, что достиг берегов Индии.

 

БАРТОЛОМЕУ ДИАШ

В августе 1488 года три корабля под командой Бартоломеу Диаша покинули португальский порт Лиссабон, намереваясь открыть путь в «страну пряностей» - Индию. Близ 33° южной широты сильный шквал, перешедший в бурю, раскидал суда. Берег Африки, которого держались суда, был потерян. Но Диаш неуклонно вел корабли на восток. Когда шторм утих и показался гористый берег, уходивший на северо-восток, капитан понял, что корабли достигли южной оконечности Африки. Мысом Бурь назвал Диаш этот берег, мысом доброй Надежды приказал именовать его Жуан II: ведь открытие вселяло надежду достичь морским путем Индию. Штормы, характерные для этого места, породили у моряков в начале ХУI века фантастические рассказы об Адомасторе - духе бурь.

В следующем плавании корабль Диаша пропал без вести. Моряки клялись, что видели призрак этого корабля у мыса доброй Надежды. Так в истории мореплавания появился первый «Летучий голландец» — вечный скиталец океана.

 

ВАСКО ДА ГАМА

Плавание Колумба обеспокоило португальцев. Король Мануэль приказал снарядить экспедицию, которая, обойдя Африку, быстро достигла бы Индии, для этого плавания были построены специальные корабли, которые оснастили квадратными, а не косыми парусами. Вооружили суда бомбардами, стрелявшими железными и каменными ядрами. Возглавил экспедицию Васко да Гама. Одиннадцать тяжелых месяцев длилось плавание. Многие из команды умерли от цинги, лихорадки, погибли во время шторма. Может быть, корабли так и не пришли бы в Индию, если бы не случай: в порту Малинди, на восточном берегу Африки, нашелся навигатор — арабский кормчий Ахмед ибн Маджид, не раз бывавший в Индии. На двадцать третий день плавания по Индийскому океану показалось Малобарское побережье. 20 мая 1498 года три корабля бросили якоря у индийского города Каликут. На борту флагмана «Сан-Габриэль» стоял Васко да Гама. Кормчий указал ему на берег: «Вот страна, к которой вы стремились».

 

АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ

На одном из кораблей, отправившихся в 1499 году под командой испанца Охеды (участника второго плавания Колумба), находился молодой Америго Веспуччи. Корабли пересекли Атлантику, и подошли к неизвестной земле (севернее реки Амазонки). Корабли долго шли вдоль берега, и моряки поняли, что достигли материка. Следующее плавание Веспуччи предпринял, перейдя на службу к португальцам в качестве астронома. На этот раз корабли пристали к суше на 5° южнее экватора. Спустившись до 22° южной широты, мореплаватели догадались, что достигли не Азии, целиком лежащей в северном полушарии, а неведомого материка. Америго Веспуччи назвал открытый материк Новым Светом.

В 1507 году во Франции вышла книга «Введение в космографию», ее автор — Вельдземюллер писал, что кроме Европы, Азии и Африки есть четвертая часть света, открытая Америго Веспуччи. Он предлагал назвать ее Америкой. На карте Меркатора, появившейся в 1538 году, и северный, и южный части материка были обозначены общим названием Америка.

 

НОРМАННЫ (ВИКИНГИ)

Задолго до Колумба, в Х—ХII веках, норманнские викинги (витязи) на своих быстроходных килевых лодках уже переплывали Атлантику и высаживались на берегах Северной Америки, (они называли ее Винланд). Об этом повествуют скандинавские саги и рунические письмена. Любопытно, что на карте, составленной в 1440 году, изображен Винланд на огромном острове, на юго-западе от Гренландии. В 1961 году партия археологов вела раскопки у деревни Л’Анс-о-Медоу на севере Ньюфаундленда. Найденные норманнские предметы быта и торфяные фундаменты домов, несомненно, доказывали, что именно здесь находилось поселение, основанное викингом Лейва Эрикссоном. Рассмотрев результаты раскопок, конгресс США принял законопроект о праздновании 9 октября Дня Лейва Эрикссона — первооткрывателя Нового Света.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
У КОТОРОЙ СФОРМИРОВАНЫ ЛИЧНОСТНЫЕ БАРЬЕРЫ | О учебно-методическом пособии
vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных