Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примеры упражнений на развитие образного синтеза




Введение

Основным направлением развития ребенка при его подготовке к школе и непосредственном обучении, должно стать развитие понятийного мышления. Это связано с тем, что основной целью обучения в школе является не заучивание фактов или получение хороших оценок, а формирование научной картины мира, развитие способности самостоятельно приобретать, систематизировать знания, уметь использовать знания из разных областей для решения практических задач. Для достижения этой цели, ребенку необходимы в первую очередь не хорошая память или развитое внимание, а мышление.

По мнению ряда исследователей, понятийное мышление обладает следующими особенностями: это мышление с использованием понятий, при этом понятие отражает существенные признаки предметов и явлений (то есть те признаки, без которых понятие не может существовать) [3]. Так например, дерево вполне может существовать без листьев, но не может существовать без корней. Потому, первое не является существенным признаком, в отличии от второго.

Мышление дошкольника, при этом, по большей части является допонятийным, ребенок реагирует и принимает во внимание не существенные признаки предметов, а те, которые привлекают его внимание, являются яркими и запоминающимися. Однако, такой тип мышления не позволит ребенку быть успешным в процессе школьного обучения, так как без понятийного мышления он не сформирует структуры понятий, не сможет понимать логические рассуждения и правила. Так, например, в школах часто переживают сложности дети с сильной памятью, но слабым мышлением. Такие дети способны выучить правило, теорему, а то и целый параграф при этом, их неразвитое мышление не позволяет им до конца понять, что они выучили, как это можно использовать в дальнейшем для решения школьных (и тем более жизненных) задач.

При этом, понятийное мышление не развивается само по себе, а формируется в процессе овладения научными знаниями. Поэтому, задачей подготовки к школе, в первую очередь должно стать не развитие навыков счета или чтения, и тем более не избыточное развитие памяти, а развитие понятийного мышления дошкольника. Развитие мышления позволит ребенку в дальнейшем сформировать логическую память, основанную на мышлении, а не на механическом запоминании материала.

Далее мы рассмотрим, какие виды мышления развивают задания из программы I-math:

 

Понятийно-интуитивное мышление основано в первую очередь на личном опыте ребенка и помогает ему связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. «Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его» [1].

Слабость этого (и недостаточность) этого типа мышления заключается в том, что знания не систематизируются на научном основании, и ребенок, используя понятийно-интуитивное мышление, не всегда может объяснить, на каком основании он совершил тот или иной выбор.

Таки образом, ребенок с развитым понятийно-интуитивным мышлением способен связывать знания, которые он получает с теми знаниями, которые у него уже есть, находить этим знаниям место и видеть их связь с другой информацией.

Развитию понятийного мышления способствуют упражнения, предлагающие классифицировать объекты по основному признаку.

Примеры заданий на развитие понятийно-интуитивного мышления:

 

Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом [1].

Если у ребенка не развито понятийно-логическое мышление, он не будет способен понимать правила (например, правила правописания), даже если запомнит их. В дальнейшем, у ребенка с неразвитым понятийно-логическим мышлением начнутся сложности с такими предметами как алгебра, геометрия, физика, химия. Ребенок с неразвитым понятийно-логическим мышлением может запомнить формулу, но не понимать, почему она работает и в каких ситуациях ее необходимо использовать.

Развитию понятийно-логического мышления способствуют решения заданий по аналогии

 

Примеры заданий на развитие понятийно-логического мышления:

 

 

 

 

Визуальное мышление:

1. Образный синтезопределяет способность к формированию целостных представлений на основе последова­тельно поступающей, несистематизированной, разрозненной или отрывочной информации. Образный синтез позволяет ребенку понимать ситуацию или задачу в целом, не разбивая ее на отдельные части, делает ребенка способным объединить большое количество информации в единую систему. Также образный синтез является основой практического интеллекта, позволяя увидеть и понять проблему в целом и найти верное решение.

Развитие образного синтеза обеспечивается работой с наглядными объектами и предметами: кубиками разного размера, танграмами, мозаиками и так далее. Ребенок должен научиться зрительно анализировать картинку, а только потом выполнять упражнения руками

Примеры упражнений на развитие образного синтеза

 

 

 

 

 

2. Пространственное мышление позволяет не только оперировать образами и свойствами объектов, но и понимать и сохранять пространственную структуру объектов, связей между частями и элементами, даже когда положение объекта меняется, объект расчленяют или рассматривают с разных позиций. Единицами мышления, в данном случае являются не наблюдаемые признаки объектов, а аналитически выделяемые характеристики. Этот вид мышления позволяет сравнивать идентифицировать и изменять объекты вне зависимости от угла зрения, проводить мысленные изменения объекта, перемещения и любые другие преобразования. Пространственное мышление не развивается без специальных занятий, если пространственное мышление не развито, ребенок будет испытывать сложности с черчением, геометрией, физикой, химией [2].

Развитиепространственного мышленияпроисходит через манипуляции с кубиками и другими объектами с постепенным осмыслением и переносом действия из реального мира в область мышления.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных