Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ситуационные факторы агрессивного поведения




О них благодаря активно ведущим­ся в последнее десятилетие исследо­ваниям агрессии многое уже известно. Ниже будет проанализирована та роль, которую в мотивации агрес­сии играют следующие факторы: на­мерение, приписываемое нападающе­му; ожидания достижения цели и воз­мездия за осуществленную агрессию;

способствующие агрессии ключевые раздражители; удовлетворение, при­носимое достигнутыми в ходе агрес­сии результатами; самооценка (чув­ство вины); оценка со стороны других людей. Значение каждого из них мы рассмотрим на примере какого-либо одного исследования.

 

Намерение

Когда человек видит, что другой собирается на него напасть или поме­шать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, при­писываются ли этому другому агрес­сивные намерения и враждебные по отношению к себе планы [см.: М.D. Maselli, J. Altrocchi, 1969]. Для начала агрессии нередко бывает до­статочно одного только знания о том, что другой питает враждебные наме­рения, даже если субъект еще и не подвергся нападению [J. Greenwell, Н.A. Dengerink, 1973]. Вместе с тем если противник заранее просит изви­нить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вооб­ще и ответной агрессии не происхо­дит [D. Fillmann, J. Cantor, 1976]. В проведенном по этой схеме с некото­рыми добавлениями исследовании Цумкли [Н. Zumkley, 1979a] показал, что этот эффект основан на различ­ной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намере­ний. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и воз­никнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с боль­шим трудом, чем и объясняется так называемый эффект персеверации атрибуции [см.: L. Ross, 1977, р. 204 и далее].

Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответ­ной агрессии могут быстро пройти. Например, в эксперименте Маллика и Мак-Кэндлесса [S.К. Mallick, D.R. McCandless, 1966] подставной испытуемый, работавший вместе с ис­пытуемыми-детьми, мешал им дове­сти действие до конца и тем самым добиться обещанного вознагражде­ния. После того как дети получали возможность наказать этого челове­ка, уменьшения агрессивности не наблюдалось. И напротив, она сразу же исчезала, как только им сообщали, что причиной созданного этим испы­туемым препятствия была неуме­лость. В другом исследовании [Т.W. Nickel, 1974], где применялась методика Басса, испытуемые, до того как получить возможность наказы­вать другого, сами подвергались силь­ным ударам током. Непосредственно перед сменой ролей экспериментатор сообщал им, что по ошибке клавиши электроаппарата оказались непра­вильно подсоединенными и поэтому им вместо слабого электроразряда пришлось терпеть очень сильный. В этом случае испытуемые пользовались разрядом более низкой интен­сивности, чем применявшийся по от­ношению к ним самим.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных