ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Значение пересказа в формировании монологической речи1. Качественное и количественное обогащение словарно 2. Практика употребления обогащенной лексики в актив 3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний. 4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие 5. Развитие способности к речевому самоконтролю. 6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи. 7. Усвоение некоторых художественных приемов и 8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами 9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения. Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов в различной степени усиливается удельный вес, роль и значение самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка в связи с отсутствием готовых авторских форм. Все это требует, с одной стороны, более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, и прежде всего, сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов. С другой стороны, составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического мышления особенно, т.е. имеет место интенсивное проявление II основной функции речи, а именно: выражение, образование и развитие мыслей, в конечном счете - значительное совпадение, слияние процессов мышления и речи. По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные и рассказы-рассуждения (последние относятся к публицистике и не являются предметом изучения и обучения дошкольников). Работа по составлению повествовательных и описательных рассказов имеет свои отличительные особенности, вытекающие из особенностей жанра. Рассмотрим и сопоставим характерные черты, свойственные повествованию и описанию, различающие эти рассказы. Повествовательный рассказ Описательный рассказ а) имеет сюжет и фабулу; а) не имеет сюжета и фабулы; б) передает события в определен- б) отсутствие временной последо- в) примерная структура рассказа: в) примерная структура рассказа: развитие действия — изложение назначение предмета или явле- г) структура плана, вытекающая г) структура плана, вытекающая О ком этот рассказ? Кто это или что это? Когда происходит действие в Характерные признаки предме- рассказе? та или явления. Где оно происходит? Внешний вид (форма, цвет, раз- Что делают герои (что с ними мер, материал...). происходит?)? Назначение (где используется, Отношение к происходящим со- какую приносит пользу...). бытиям (действиям); Отношение к описываемому; д) речь менее эмоциональная, бо- д) речь более образная, с большим е) более легкий как для восприя- е) значительно труднее для состав- По ведущему виду познавательной деятельности, преобладающему психическому процессу в работе по составлению рассказа различают рассказы трех видов: рассказы по восприятию, по представлению, по воображению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|