Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игры и упражнения для детей старшей группы




К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Это очень важно для дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р). С этой целью с детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а с некоторыми - индивидуальная работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков, воспитатель предлагает детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Предлагая такие упражнения, воспитатель подбирает практический материал с учетом постепенного его усложнения.

Сначала дети учатся выделять из фраз слова только с одним из заданных звуков. Например, во фразе "На двери висит замок" воспитатель предлагает детям назвать слово, в котором есть звук з. Это наиболее легкое задание: вы деление слова, в котором заданный звук находится в начальной позиции (замок). Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (потом даются фразы, в которых заданный звук в словах находится в конце и середине слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи, в которых есть заданные звуки. Имена существительные выделяются детьми чаще, чем слова, обозначающие, например, действия или качества предметов. Учитывая это, в дальнейшем следует давать и такие фразы, в которых слова с заданными звуками относятся к разным частям речи (например, такие фразы: "На небе появились грозовые тучи" - при выделении слова, включающего звук з; "Весной оживает природа" - при выделении слова, включающего звук с).

После того как дети легко научатся справляться с такими заданиями, даются упражнения на выделение из фраз слов, включающие определенные пары звуков, требующих дифференциации. Например, во фразе "Мама купила Оксане зайчика " предлагают выделять сначала слово, в котором есть звук с (Оксане), а затем слово, включающее звук з (зайчика).

Далее предлагается выделять из фраз несколько слов, насыщенных дифференцируемыми звуками и находящихся в разных позиционных условиях. Например, во фразе " Маша дружит с Мишей и Женей " следует сначала назвать слова, в которых есть звук ш (Маша, Мишей), а затем - со звуком ж (дружит, Женей).

Для развития слухового внимания к речи окружающих воспитатель использует специально подобранные стихотворения, в процессе чтения которых детям предлагают внимательно слушать их содержание и находить смысловые несоответствия в тексте.

Цель данных ниже упражнений - развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.

Что неверно?

Предварительно воспитатель разъясняет значение отдельных слов: комбайн, косари.

Детям дважды читают стихотворение "Верно ли это?" и предлагают найти несоответствие в некоторых фразах.

Это верно или нет, Что, как сажа, черен снег? Сахар - горек, Уголь - бел, Ну а трус, как заяц, смел? Что комбайн не жнет пшеницы? Что в упряжке ходят птицы? Что летать умеет рак, А медведь - плясать мастак? Что растут на вербе груши? Что киты живут на суше? Что с зари и до зари Сосны валят косари? Ну, а белки любят шишки, А лентяи любят труд... А девчонки и мальчишки В рот пирожных не берут? (Л. Станчев Пер. с болгар. И. Мазнина)

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая слушать внимательнее.

Клички животных

Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно назвать "Хохлаткой".

Затем предлагает детям послушать стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных.

Жили-были Дед и баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребенка: А еще была у них Курица Буренка. А еще у них была Собачонка Мурка, А еще - два козла - Сивка да Бурка!

(Ю. Черных)

Если дети затрудняются найти все несоответствия, имеющиеся в стихотворении, то воспитатель задает вопросы: "Можно кошку назвать Жучкой? Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой?" И т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных