Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словесное действие в песенном творестве

Татьяна Козлова

 

Когда-то выступая и программе «Музыкальный ринг», певец Валерий Леонтьев (в то время студент–заочник института культуры) сказал, что интуиции в подходе к материалу песен недостаточно для его более глубокого прочтения и воплощения.

В приложении к статье «Путь песенной поэзии» Алексей Грачёв пишет, в частности, о необходимости «углублённой работы над прожитием песни и её исполнением». /1/

Заметим, что в эпоху так называемых «звёзд» п одражание певцу или певице, чью песню выбрали для исполнения («я пою песню Дольниковой», «я пою песню Варум») уж и вовсе обесценивает личность этого нового исполнителя, и искушённый слушатель уныло следит за этими потугами, оставаясь внутренне холодным. Отсутствие собственных – рождённых – эмоций исполнителя, пробуждённых историей, которую он рассказывает, не вызывает отклика и в зале. А «эмоции – неотъемлемая часть Личности; их скудость или отсутствие – гибель в Человеке человеческого, прерывание его контакта с окружающим миром. С другой стороны, вспоминая выражение Дм. Шостаковича: «Высокая эмоциональная культура – залог истинной музыкальности»./2/

Что же это за вышеупомянутая «история»? Да это то, что таится пока в тексте песни (в лучшем случае, текст – это хорошие стихи). Сложность состоит в присвоении этого текста, в обретении способности «рождать» слова и чувства, с ними связанные.

 

Практически, данные заметки – призыв к взаимодействию смежных искусств, к созданию «Театра песни» (понятие совсем не новое, реализованное в лучших образцах эстрадного пения – у Эдит Пиаф, у Александра Вертинского, у Елены Камбуровой, у Аллы Пугачёвой…)

 

Побеседуем сначала, чтобы «подойти» к профессиональным театральным терминам.

Мы хорошо знаем – или чувствуем? – когда нам нравится песня, когда она нас потрясает и заставляет вновь переживать и обдумывать события своей жизни и когда она оставляет нас равнодушной – прозвучала – и, слава Богу!

В чём же секрет такого разного её воздействия на нас? (Отметим здесь это слово «воздействие»).

Песня. Музыка и стихи. Стихи и музыка. Что первично? «Музыка»,– скажете вы. Зачем тогда слова, да ещё в стихотворной форме? Интересно, впрочем, что в Древней Греции стихи пелись.
О музыке лучше судить музыкантам. Мы же попробуем разобраться с текстом. Стихотворный текст – это заявка на особую, эмоциональную речь. Особенность её – ритм. Если обратиться к истокам, народным обрядам, то, например, плачи по умершему или оплакивание невесты перед венчанием, несмотря на нерифмованность – «и на кого же ты меня покинул, и зачем же ты детушек сиротами оставил» –, ритмичны и обращают нас к важнейшим, поворотным событиям в жизни.

Некий стажёр миланского оперного театра «La scala» говорил – по опыту своего обучения – что bellecantе (итал. прекрасное пение) – это когда воют от любви, страсти, тоски, горя.… Вот уровень эмоциональный.
Итак, текст песни стихотворный, и мы уже понимаем, что это значит. Он композиционно законченный: в нём есть начало (содержащее болевую точку), развитие действия, кульминация и развязка. Какая–то история о поворотном моменте жизни.

Эту историю нужно рассказать – я хочу рассказать, мне необходимо рассказать, иначе меня в клочки разорвёт, эта история касается меня лично. Всякому ли я могу её рассказать? Да нет, конечно. Только тому, кому доверяю, кто может разделить мои чувства (а может быть, только Богу). Я и слушатель. Как установить с ним этот доверительный контакт, чтобы и у него «мурашки по коже»? Момент важный и зависит от содержания песни – как я выхожу, как я одет или одета, как смотрю в зал (взамен укоренившихся приплясываний и призывов хлопать в ладоши, хотя в каких–то случаях и это уместно). Но об этом потом, когда решится главное.

Сначала текст. Разобраться. Присвоить. Но как? Он чужой. Со мной такое не происходило. А какое происходило? И здесь мы сделаем «лирическое отступление». Вернее, теоретико–философское.

Есть два пути познания мира, в который мы пришли и в котором неустанно – и тщетно! – пытаемся разгадать загадку Бытия.

Путь научный. С помощью экспериментов, гипотез, теорий, измерений.

И познание мира способом искусства. Любое искусство – литература, живопись, скульптура, музыка и т.д. – мыслит художественными образами. «Художественный образ – это обобщённая и в то же время конкретная картина жизни, созданная с помощью вымысла и имеющая эстетическое значение»./3/

Попробуем на примере какой–нибудь песни разобраться в этом – и в художественных образах, и в способах их присвоения. Возьмём, например, песню, с которой ассоциируется у некоторых пьяное застолье: «Шумел камыш»… Меж тем в трезвом исполнении песня, – каким словом её определить? – задушевная? исповедальная? Мелодия, слова создают щемящий художественный образ. Вот текст:

 

Шумел камыш, деревья гнулись,

И ночка тёмная была.

Одна возлюбленная пара

Всю ночь гуляла до утра.

 

А поутру они проснулись:

Кругом помятая трава.

Там не одна трава помята,

Помята девичья краса.

 

Приду домой, а дома спросят:
«Где пропадала, с кем была?»
А я скажу: «В саду гуляла,

Домой тропинки не нашла».

 

Шумел камыш, деревья гнулись,

И ночка тёмная была.

Одна возлюбленная пара

Всю ночь гуляла до утра.

 

История ли это? История. Поворотное событие жизни? Да. Понятно, про что? Понятно. «Но у меня было по–другому», – скажете вы. Но было? – «Да». А какую обобщённую картину создаёт эта конкретная? Волнение, и не просто, а сильное (деревья гнулись). И смятение чувств, и душевная смута (и ночка тёмная была), опьянение чувством. Могли вы испытывать такое? – О да! А слово–то какое – возлюбленная – пара! Высокого стиля слово, не «любовники» или «полюбовники»… Важно ли это? Важно! В этом – отношение к происходящему как к великому событию в жизни.

И, может быть, у вас всё было не так. И, может быть, был сильный дождь, и пузыри на лужах, что к долгому дождю, и не выйти из дома.… А, может быть, всё было иначе – одуряющяя жара, ослепительное солнце, но было это самое – и сильное волнение, и душевная смута.…Как про это интимное спеть? Про своё вы бы не смогли, но здесь вы «прикрыты» чужим текстом (который вам родной, то потому точно передаёт ваше собственное состояние!)

А что нужно вспоминать, исполняя первый куплет? Своё. И только своё. Тогда текст будет окрашен подлинным чувством, а природа ваша сама найдёт эту, может быть, неожиданную для вас окраску или неожиданные для вас паузы (не нарушающие, впрочем, ритмической структуры текста).

Теперь ещё одно, чрезвычайно важное отступление от разговора о присвоении текста.

Слово. Слово рождается не от сочетания звуков, а от наших воспоминаний, им вызванных. Слова просто называют то, что вы вспомнили, причём с определённым свом отношением к этому воспоминанию, что выражается определённой интонацией и тембральной окраской. Так и только так происходит в жизни. Если же вы просто произносите слова, не вспоминая ничего из своей жизни, слушатель никак не воспринимает это, потому что это никак не окрашено (а вашей природе нечего окрашивать – вы же себе ничего не представили).

Вот байка по этому поводу. Маленький мальчик впервые срывает цветочек и протягивает его маме (дескать, что это?). Мама нюхает цветочек, гладит лепестки и говорит одобрительно и с удовольствием: «Ах, как пахнет! Цветочек!» И отдаёт малышу, который тоже нюхает и тоже вздыхает с удовольствием: цветочек. Потом пытается поднять нечто, что стало нередкостью на городских тротуарах. Мама встревожено говорит: «Фу, фу! Бяка! Не трогай! Фу!» И мальчик понимает: бяка! А потом приносит кусок ваты. И мама как–то нейтрально говорит: «Это вата». – Полное непонимание! Этого нейтрального, никакого мальчик не понимает. «Бяку» – понимает, а «вату» – нет: это никак не окрашено. Тот же механизм восприятия заложен в нас. Если то, о чём говорят, не окрашено отношением, мы не понимаем, как к этому относиться, хорошо это или плохо, то есть, не понимаем смысла. Поэтому, работая над текстом песни, мы вспоминаем своё, достаём из копилки нашей эмоциональной памяти что–то испытанное нами и вызвавшее в нас тогда какие–то чувства: страха, гнева, нежности, радости, горечи и т.д. Чем богаче эта копилка, тем интересней исполнитель в своих разнообразных связях с реалиями бытия, тем интересней он нам. Но если текст песни никак не отзывается в жизненном опыте, её и брать для исполнения не нужно: она обречена на неудачу.

 

Вернёмся к нашему примеру. Второй куплет. Совсем другое. Другой образный строй. Резкая перемена. «Проснулись» – тоже образ, метафора: очнулись от смятения чувств, желаний, смуты. Отрезвление. Утро, ясность. Но какая? Обескураживающая: помятая трава (важно ещё – кругом, что увеличивает оценку события), помятая краса. Помятая краса – ведь уже не краса. Обесценивание – беда.… Как к подобному в нашей жизни мы относимся? Что подобное мы должны доставать из копилки, сундука нашей эмоциональной памяти?

Третий куплет. Осуждение. Нам ли не знать, как нас спрашивают, подозревая что–то плохое, есть ведь это в опыте каждого из нас. И что же дальше? Каков ответ? Что он означает? Либо «я» – героиня нашей истории – беззастенчиво вру, скрывая постыдное. Либо говорю: «В райском саду была, мир мне открылся по–новому, и к старому мироощущению возврата нет, да я и не хочу его. И я отстаиваю это новое если не залихватски, то открыто противостою пошлым инсинуациям и отстаиваю чистоту, силу и красоту чувства испытанного. Вот такие две разные истории могут быть, и это зависит от мировоззрения исполнителя, от его оценок или опыта пережитого.

И четвёртый куплет – это оценка происшедшего, очищенная временем: что это было – счастье ли, грехопадение ли. И звучать первый и четвёртый куплеты должны по–разному: первый – приближаясь к событиям той ночи и дальнейшим, а четвёртый – рассматривая происшедшее как далёкое прошлое – счастливое!– либо как заблуждение, ошибку молодости и неопытности.

Тогда история, рассказанная нами, в сущности, про себя (а формально прикрытая словами текста) неизбежно заденет слушателя с его опытом жизни и вызовет те или иные чувства и размышления. Повторы в куплетах также должны быть внутренне оправданы, и произноситься они должны по–разному. В повторе должны быть какие–то иные оттенки смысла, потому что это свойственно жизни. Абсолютные же повторы бессмысленны и умаляют доверие к «рассказчику» – исполнителю.

 

Немного теории

Пора нам подытожить наши размышления о тексте песен.
Введём ключевые профессиональные термины. Словесное действие. Тема. Конфликт. Идея. Композиция. Кульминация. Видения (с ударением на первом слоге ). Отношение. Сквозное действие. Сверхзадача.

Словесное действие – речевой поступок, направленный на изменение ситуации. Действовать словом – значит вызывать определённые (исполнителем ) мысли и чувства, как-то изменять партнёра (или слушателя). «Слово есть поступок… надо не только глубоко вникать во внутреннюю сущность того, о чём говоришь, чувствовать эту сущность, но и уметь понимать, ощущать глаголы действия.»/4/ Причём в форме глаголов волевого действия: хочу удивить, хочу вызвать гнев, хочу, чтоб стало страшно, хочу, чтоб задумались, хочу вызвать восторг и т.д. Откуда, почему возникают эти намерения? Да потому, что эти чувства возникают у меня при пристрастном прочтении текста, и я хочу, чтобы вы их со мной разделили.Значит, их надо знать.

Тема – проблема, раскрытая на конкретном материале и повёрнутая на сегодняшний день. Проблема – это всегда жизненный негатив. Мы говорим: «У меня проблема». То есть что–то не так в жизни. Это «боль» автора (и, стало быть «рассказчика»). Проблема должна быть «в зале» (по выражению Г.Товстоногова). Если зрителя она задевает (а в первую очередь она должна задевать исполнителя!), он будет следить за развитием мысли или действия, ожидая, к чему же приведёт рассказчик, к какой мысли.

Конфликт – столкновение разных жизненных позиций, точек зрения на проблему. Конфликт развивается, достигает своего апогея в кульминации и разрешается каким–то образом в развязке. Конфликт – процесс возвышения или падения человека–героя, процесс возвышения его или нравственной гибели (определение известного театрального педагога А.И.Кацмана).

Идея – мысль а втора по поводу проблемы.

Композиция – построение литературного материала. Очень важное понятие: мы воспринимаем текст композиционно – экспозиция, завязка, нарастание действия, кульминация и развязка. Это закон, такова психология восприятия. Важна эта перспектива. " Без перспективы нет речи. Выступление оратора должно иметь перспективу и конечную цель (сверхзадачу). В одной из телевизионных передач известный музыкант сказал: «Когда я поднимаю палочку, чтобы начать симфонию, я слышу её финал». И так во всех видах искусства: музыке, живописи, скульптуре, литературе, драматическом искусстве, балете, и, конечно, в ораторском искусстве. Начав выступать, надо иметь на прицеле финал речи. Звук, слово, фраза живут не сами по себе, они живут в зависимости от целого, от того, что было и что будет впереди"./5/
Перспектива – это «видимая даль», это умение охватить целое, понимать, к чему ведёшь за собой слушателей. Перспектива делает рассказчика «дальнозорким», видящим конечную цель своего выступления, умеющим «шагать» к главному месту своей речи – к кульминации.
Кульминация – это высшая точка развития конфликта. Если же нет этого развития, нет этой выстроенности в песне, нет нарастания вплоть до кульминации, то на этой дороге однообразно–бессмыссленного текста (в жизни так никогда не бывает!) мы и теряем слушателя. Так что осознанная выстроенность текста (после уяснения темы, конфликта, авторской мысли по поводу проблемы) обязательна!
Видения – это наша эмоциональная память, память пяти органов чувств. Напомним, это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если исполнитель не видит за словами реальных или воображаемых картин жизни, то их не увидит и зритель, как бы красиво он не говорил. Важно, чтобы видения, к которым вы обращаетесь, имели для вас личную значимость, вызывали в памяти те сильные чувства, которые вы испытывали тогда. Воспоминания воссоздают прошлое в движении, в пространстве и времени, в каком-то процессе. В жизни мы воспринимаем предметы всеми органами чувств и, "передавая" картины жизни, "видим" их во всём комплексе ощущений. Мы говорим: «лимон», и у нас возникает не только зрительное восприятие лимона, но и "ощущается" (помнится!) его вкус, аромат цедры, атласная на ощупь неровная поверхность кожуры. Ощущения, получаемые от того или иного объекта, могут быть неодинаковыми: яснее и резче выступает то ощущение, которое в данный момент действует сильнее остальных. Так, например, вы смотрите вдаль и видите сирень. Обоняние в данном случае уступает зрению. Но вот вы сорвали ветку и нюхаете её: обоняние взяло верх над зрением. Или они слились в одно комплексное ощущение цветка.

Надо уметь выбирать такие факты, такие картины жизни, которые не могут оставить равнодушными ваших слушателей - наиболее яркие и важные для вас. Тогда ваша речь будет эмоциональной и сможет воздействовать на слушателя и взволновать его.
Почувствовав, что ваши воспоминания стали обыденными и не волнуют вас, как прежде, ищите новые, может быть, неожиданные для вас "манки" (приманивающие ваши подлинные чувства), какие-то неожиданные и волнующие вас детали, разумеется, не заменяя целого.

Отношение – важнейший элемент словесного действия. Только ярким своим отношением к тому, о чём поёт исполнитель (а это всегда значительные моменты жизни!), можно «заразить», взволновать и слушателя, а если ты сам спокоен, как индийская гробница – никогда. Отношение – «пружина действия», так говорят в Театральном училище им. Щукина. В искусстве нет места равнодушию, безразличию!

Сверхзадача– это то, ради чегоя исполняю это произведение, какие чувства и мысли хочу вызвать в слушателе. Осуществить это можно через цепь слагающих эту эмоциональную мысль этапов: в этом куске (куплете) хочу вызвать такие чувства, в следующем другие (например, хочу взволновать, хочу осудить, хочу, чтоб стало страшно, хочу вызвать восхищение, печаль…). (Но для этого надо понять, какие чувства во мне–то вызывает каждый кусок, а потом уже этим своимотношением «заразить» слушателя). А в результате достичь желаемой сверхзадачи. Этот путь и называется сквозным действием. Действуя разнообразно, стремимся к сверхзадаче.

Попробуйте теперь вернуться к тексту песни и «пережить» её содержание, вспоминая свои «поворотные» моменты жизни.

 

А для «закрепления материала» обратимся к тексту современной эстрадной песни. Музыка и слова (характерный термин для песен: не стихи, а слова) Ирины Богушевской. «Танго «Прощай»».

 

Прощай. Все телефоны молчат,

И три минуты назад

Ушёл последний трамвай.

Прощай. Портретов не возвращай,

Про наш потерянный рай

Мне не напоминай.

 

В этот рай, где было больше слёз, чем смеха,

Где гостит так часто слово «грусть»,
В этот рай, где было больше тьмы, чем света,

Милый друг, никогда я не вернусь.

 

Прощай, станцуй со мной «Ча–ча–ча»,

На жестяных небесах, на крышах бедной
Москвы.

Давай считать, что это просто ничья.
И ты теперь ничей и я ничья,

И больше нет любви.

 

Небесам всё равно, что будет с нами.
Пусть любовь растает без следа.

Каждый день под московскими мостами

Будет течь спокойная вода.

 

 

Прощай! Это был бессмертный роман.
И я его запишу,

Когда вот тут заживёт.

Не плачь.

Вся жизнь – не больше, чем повод,
И эта боль, она не больше, чем повод

Для новых строчек и нот,

Новых нот, пленительных нот,

Новых строк и упоительных нот.

Над текстом этой песни в рамках индивидуальных занятий «техникой звучащего слова» (так значился в расписании наш предмет) работала концертирующая уже студентка четвёртого курса. К тому моменту эта песня уже была в её репертуаре, она исполняла эту песню со сцены. И вот нелепое, запоздавшее, казалось бы, – вдогонку! – обращение к тексту песни. «Ну что ж, надо, так надо, хотя тут и так всё понятно!» – ощущался подтекст. Сейчас невозможно припомнить точно наш диалог в процессе обсуждения, но общий смысл был приблизительно таков: «Катя, про что песня?» – «Про разрыв, она разрывает отношения, ничего не хочет иметь с ним общего – «портретов не возвращай» – и, в общем, ей всё равно – она его уже не любит – и прощай!» (Такое «лихое» «карменистое» «прощай!» замечу я – Т.К.) – «Катя, а что это значит: «все телефоны молчат»? Это хорошо или плохо, что они молчат? Кстати, какие телефоны?» – «М–м–м…Мобильный и городской». – «Да ведь поздно уже, час ночи, что она удивляется, что телефоны молчат? Она что, звонка ждала? Если да, то чьего звонка?» – «Не знаю…» – «Кать, а что это она с такой астрономической точностью отмечает, что три минуты назад ушёл последний трамвай, она что, минуты считает, ждёт кого–нибудь, кто не приехал и не позвонил, или, наоборот, боится, что позвонит или придёт?» – «Непонятно…» – «А Вам не кажется, Катя, что первое «прощай» рождается именно от осознания, что означает это отсутствие звонков – в дверь и телефонных. Это отчаянно плохо, что их нет. Она, видно, не первый вечер кого–то напрасно и исступлённо ждёт? И понимает, что это она больше нелюбима?» – «А почему она говорит «прощай, портретов не возвращай»? – «Это в смысле видеть тебя не могу (и не хочу)?» – «Да». – «А почему же тогда она говорит про «наш потерянный рай»? Вот ведь как она называет то, что утратила!» – «Да, но там было больше слёз, чем смеха и больше тьмы, чем света, что ж тут хорошего?» – «Знаете, Катя, одна моя приятельница сказала однажды, что любовь – это боль. Почему она называет его «милый друг»?» – «Ну, это иронически…». – «А почему же она называет этот роман бессмертным (мы вот знаем такой – у Ромео и Джульетты)? И какая такая рана должна зажить в ней? Ей что больно, что её ранило?» – «Да, странно…» – «Катя, а Вы когда–нибудь с кем–нибудь расставались?» – «Да». – «Помните, как это было?» – «Я ему всё сказала, повернулась, чтобы уйти, и у меня слёзы из глаз брызнули…» – «Больно?» Глаза Катины затуманились….Если проверять жизнью, то всё оказывается сложнее. Попробуем разобраться.

 

Это авторская песня Ирины Богушевской. О жизни «звёзд» мы знаем, к сожалению, больше, чем нужно. Но в данном случае понятно, что это почти стенограмма её внутренней речи, сопровождающей историю разрыва её отношений с мужем. В исполнении – это смесь боли и щемящей нежности – и некой аффектации (ошибочно принятой Катей за отсутствие в героине песни какого бы то ни было чувства по поводу разрыва). Здесь всё обеспечено жизнью. Здесь хрупкая правда, которой страшно коснуться. И есть магия этой женственной хрупкости и сочувствие ей. И аффектация ритма. Подражать ей в интонациях? Но мы уже видели, что при этом смысл происходящего прочитан не был. Стало быть, этот путь неразумен. Сочинить историю на основе этого текста и своего жизненного опыта? Пожалуй. Поскольку, например, исполнение песни на стихи Б.Пастернака «Мело, мело по всей земле, во все пределы…» студенткой-исполнительницей, которая совсем не понимает смысла текста, вызывает недоумение. Закон один: что–то сходное, похожее, пусть в разное время происходившее, должно быть в опыте исполнителя, который рассказывает эту историю. В противном случае – это просто не ваш материал. И ещё одно: нужно пристрастно, дотошно – до тупости – вчитываться в текст, задавая себе вопросы: «А что же это значит?»

В одном из выступлений по телевидению услышала: надо различать понятия вокалиста и актёра. Актёр помимо воздействия музыкой воздействует на чувства и мысли ещё и словом. Как это сделать – это и есть предмет наших изысканий.

 

Танго «Прощай» – это целая история о поворотном моменте жизни. В своём трактате «Поэтика» Аристотель писал: «А целое есть то, что имеет начало, середину и конец».

Поступим просто: поделим текст на куски. Как? Тоже просто. По чувству. Чувствуем, что дальше начинается что–то другое – вот вам и граница куска. Задайте себе вопрос, а что же там происходит, в этом куске? Первый куплет и есть, по–моему, кусок. Что там происходит? Как это назвать? Я бы назвала: «роковая (то есть приносящая горе!) утрата рая». Пользуемся тут образной авторской лексикой. Какие чувства вызывает у меня это? Больно, горько. И такую же актёрскую действенную задачу я ставлю себе: хочу, чтоб слушателю стало больно, горько (как и мне!)! Задачу я поставила, а как её воплотить? Через видения, отношение. Я вспоминаю ситуации своих ожиданий, и вместе с этими воспоминаниями вспоминаются и те чувства, что я испытывала тогда. И если я начну об этом рассказывать, это неизбежно скажется на моей интонации, но заботиться о том, какая она будет, мне не надо. Она будет такой, какая будет. Она будет рождена моим чувством, она будет подлинной, правдивой, и слушатель своим чутьём моментально узнает её и вспомнит что–то своё, подобное, пережитое им самим. И вот это–то и вызовет у него и боль, и горечь.

Второй куплет. Да, пожалуй, это тоже кусок. Что же происходит здесь? Попытка обесценить то, что было («зелен виноград!»»), обвинение: не так всё хорошо и было! Действенная задача: хочу обвинить. Ох, как интересно! Замечаете, какой вдруг предстаёт перед нами героиня? Качает права! Недодано! Мало! (Нравится вам это? Думаю, нет. Вот вам и героиня. Акула- каракула какая-то!) Вот вам и конфликт, столкновение. Что же с чем сталкивается и вступает в борьбу, за которой мы далее и будем следить. Если в первом куске говорила любовь, то во втором – потребительство какое–то. В нас ведь много чего намешано и такую борьбу между собой ведёт! Какая же из героинь – первая или вторая – победит? За этим мы вместе со слушателем и будем следить (сквозное действие). Какой процесс претерпевает наша героиня – возвышения или падения? Следим за развитием действия!
Третий кусок – третий куплет (как просто!). А здесь–то что случается? Здрассьте–пожалуйста! Прощай – и станцуй со мной! Уходи, но приходи! Непонятно. Как же разобраться? Тупо вгрызаемся в текст, привязываемся ко всему, к чему можно привязаться, оцениваем смысл слов. «Станцуй со мной ча–ча–ча!» Ча–ча–ча, между прочим, весёлый, беззаботный танец. Танец кокеток – танец соблазнения, открытая демонстрация шарма, возможность пококетничать, стараясь покорить и стать желанной. Ча–ча–ча – сама страсть! (Это всё из Интернета!) Тогда что же это? Бунт! Попытка удержать, попытка вернуть.…Н о какая? Пошлая? Безнадёжная. «На жестяных небесах»… Представляете себе этот холодный жестяной ритм, отрезвляющий, остылый, но на «небесах» – вот градус чувствования. И Москва стала бедной от этой утраты – тоже образ. Жалкое зрелище? Пожалуй… Понятное нам? Да…Действенная задача – хочу вызвать сочувствие? а может быть, презрение? хочу, чтоб пожалели? А как это сделать? Но ведь каждый из нас в жизни вызывал и сочувствие, и жалость, и испытывал презрение. В жизни мы это делаем – значит, знаем, как. Надо вспомнить. Какой представляется здесь героиня – оголтелой сексуальной соблазнительницей – верну своё во что бы то ни стало, пусть обращением к простым инстинктам – или изменившей себе в отчаянной попытке вернуть его таким путём и устыдившейся самой себя любящей женщиной?.. Какой процесс – падения или возвышения она испытывает? Думаю, падения. «Давай считать, что это просто ничья, И ты теперь ничей и я ничья, И больше нет любви». Что это? Ёрничает, чтобы не обнаружить, как больно? Чтобы не распасться на атомы, глядя ему в глаза? Кстати, звукопись: ни чь я, ни че й, ни чь я – длит этот пошлый танец почти до конца, до обрушивающейся с небес роковой фразы: «И больше нет любви», которая возвращает героине её человеческое измерение вместе с громадой утраты. Итак, пошлая попытка удержать. Действенная задача: хочу вызвать презрение или хочу, чтоб стало противно. И не потому, что исполнитель такой чистюля, а просто вдумаешься, представишь себе – и противно (ещё и себя вспомнишь, когда сама себе противна была…)

Следующий кусок. «Пусть любовь растает без следа». «Будет течь спокойная вода». («А на кладбище всё спокойненько…».) Ужасает.Но… с другой стороны, героиня вернула себе себя настоящую, лучшую, способную любить. Ценой потери самой жизни в себе?! Но не суетится, не подличает, несёт эту ношу смиренно… Нет, это всё слова, непонятно на самом деле, что происходит. Посмотрим на это иначе, вгрызаясь в смысл происходящего. Что делает героиня? Она ведь жалуется! Как неправильно устроен мир! А может быть, обвиняет? Это небесам угодно, чтобы любовь растаяла без следа! И всё вокруг спокойно, хотя любовь уходит, а ведь мир должен был бы обрушиться! Горько прозревает: равнодушный мир мёртв без любви. Печально. Событие: горькое прозрение. Действенная задача: хочу, вызвать печаль.

Но вот новый кусок. И настроение другое. Она как будто благодарит судьбу за то, что ей довелось испытать такое чувство: «это был бессмертный роман». И далее: «И я его запишу, Когда вот тут заживёт». Печаль преобразуется во что–то другое, в творчество, в иную, более «совершенную» реальность, где есть недостижимая в жизни полнота и гармония («В музыке только гармония есть…»). Так можно это и назвать: обретение печальной гармонии. Действенная задача? Хочу, чтоб задумались, или хочу, чтоб стало грустно. …Какой процесс испытывает героиня? Возвышения, возвеличения, конечно.

А какова же сверхзадача, ради чего вся эта история рассказывалась? Наверное, чтоб задумались…

О жанре. Он заявлен в названии: танго. « Скользящий парный танец, а также музыка в ритме такого танца» (словарь Ожегова). Из Интернета: «танго – танец человека одинокого. Танго – тест на доверие. Танго требует «обнажения» перед партнёром. Всегда имеет ноту грусти. Выражает самые крайние чувства и взрывную страсть». Акцентный стих (тонический) поддержан ритмом танго в музыке.

Кажется, мы на правильном пути в понимании происходящего. Это доверительный, предельно откровенный, исповедальный разговор с нами, предполагающий безусловное понимание с нашей стороны: как и в танго, мы очень точно настроены друг на друга.

 

P.S. Вернёмся к нашей студентке Кате Д. – исполнительнице песни И.Богушевской. Разумеется, такого подробного, пристрастного разбора текста у нас не было – студенты–эстрадники не считают это нужным. Но даже тот грубый композиционный набросок существенно изменил смысл исполняемого произведения. Катя рассказывала, что сокурсница, ранее неоднократно слышавшая эту песню в её исполнении, сказала: «А ты не так её поёшь, как пела». И с интересом, по словам Кати, слушала, «что будет дальше», хотя, казалось бы, ей было это известно. Ей было интересно, что и как это будет. Катя перешла от подражания к творчеству, к действию словом, рассказала целую историю.

 

Вместо эпилога.

 

«Нет более могучего выразителя жизни человеческого духа, чем слово. Слово, звучащая со сцены речь – всегда результат той мысли и того чувства, какие владеют артистом в данный момент его сценической жизни в роли»./6/

Актёрское дело только с виду простое. Глубина мысли и чувств, заложенная автором в художественном произведении, постигается непросто, порой мучительно. Но и вознаграждается она созданием значительного исполнительского замысла, глубоко волнующего и исполнителя, и зрителя – до потрясения. Безусловно, исходный художественный материал должен быть достойным этой работы, а, главное, подлинно волновать вас. И не надо думать, что это слишком высокая планка, просто это планка искусства.

 

Список литературы

 

1. Грачёв А.П. Путь песенной поэзии. Приложение 1. Углублённая работа над текстом.www.slovoa/narod.ru, с.1

2. Шишлянникова Т.А.,Рогов Г.К., Несмеян Г.А. Актёр и музыка. Методические очерки. Владивосток,1995, с.36

3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учебн. пособте для студентов пед. институтов. Изд. 5-е, испр. и доп. М., "Просвещение", 1976, с.60

4. Савкова З.В. Искусство оратора. Учебное пособие. - 2-е изд., доп. -СПб.: Знание, 2003, с.175

5. Савкова З.В. Там же, стр. 181-182
6. Куницын А.Н. О сценической речи. Теория и практика сценической речи. Выпуск 2. Изд. СПб Государственной академии театрльного искусства. СПб., 2007, с.43

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА | Сложи слоги и напиши полученное, слово.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных