Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Детский церебральный паралич, причины возникновения, основные формы.
Детский церебральный паралич ‒заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте ихарактеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едвазаметной до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептическиеприпадки, задержка психического развития, трудности восприятия и обучения. Иногда нарушаются зрение, слух, речь, интеллект. Хотя ребенок с ДЦП нередко производит впечатление умственно отсталого, это невсегда соответствует действительности. Заболевание не наследуется и не является непосредственнойпричиной смерти, но способствует снижению продолжительности жизни. Специфической терапии несуществует. Причины (этиология) Причин появления ДЦП у детей очень и очень много. Однако очень сложно сказать, почему появилось заболевание в каждом конкретном случае. С чем это связано? Всё дело в том, что болезнь может начать развиваться ещё в период внутриутробного роста ребёнка, а может начаться после рождения. Однако основными причинами всё же на сегодняшний момент медики считают следующие состояния: Нарушение развития коры головного мозга, которое возникает по разным причинам. Гипоксия плода различного происхождения. Гипоксически-ишемические поражения головного мозга ребёнка во время родов. -Внутриутробные инфекции, особенно заражение плода вирусом герпеса. -Несовместимость крови матери и плода, во время которой развивается сильная желтуха новорожденного ребёнка. -Поражение головного мозга во время родов – ещё одна причина того, почему рождаются дети с ДЦП. -Отравления плода. -Ошибка врача при родах. Причины возникновения ДЦП у детей очень часто не зависят ни от самой матери, ни от врачей, которые принимают роды. Чаще всего это заболевание развивается при наличии какого-то травмирующего фактора для малыша, особенно если развитие болезни было связано с развитием хронической гипоксии. Доказано, что чаще всего причинами болезни у плода становятся такие факторы, как возраст беременной старше 40 лет или наоборот, младше 18, наличие у одного из родителей умственной отсталости или заболевание щитовидной железы у матери. И, конечно, приём во время беременности алкоголя и наркотиков. Однако, как уже говорилось выше, определить точную причину появления недуга у новорожденного очень часто просто невозможно. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДЦП 1. Спастическая диплегия. Наиболее часто встречается (более 50 % больных). При этой форме поражены и верхние, и нижние конечности. Основным признаком является повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объема движений. Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах. Нарушения психики обнаруживается у большинства детей, часть детей имеют умственную отсталость разной степени. 2. Двойная гемиплегия. Это самая тяжелая форма ДЦП. При ней имеет место тотальное поражение мозга. Установочные выпрямительные рефлексы почти или совсем не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. У большинства детей отмечается выраженная умственная отсталость. Как правило, дети с диагнозом «двойная гемиплегия» не обучаемы. 3. Гемипаретическая форма. Эта форма характеризуется повреждением конечностей тела (руки и ноги) только с одной стороны тела. Степень интеллектуальных нарушений варьируется от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. 4. Гиперкинетическая форма. Эта форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах ДЦП. Интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. 5. Атонически-астатическая форма. При данной форме ДЦП имеет место поражение мозжечка. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе. Интеллектуальные нарушения проявляются в различной степени. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП!!!!! При детском церебральном параличе наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при детском церебральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Нарушение в развитии ребенка, страдающего детским церебральным параличом, зависит от тяжести и локализации очага поражения головного мозга: стойкие двигательные расстройства и нарушение тонуса мышц в конечностях, патологические установки позы, а также нарушение психоречевых функций. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы,манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Часто при детском церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность. Мышцы в этом случае напряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия. При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется церебральным параличом, а ограничение объема движений — центральным парезом. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук. Наличие насильственных движений. Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например, при приближении пальцев к носу при закрытых глазах. Нарушение равновесия и координации движений (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушение ощущений движений (кинестезии). При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений
Симптомы детского церебрального паралича обычно можно распознать сразу после рождения малыша, в первый месяц его жизни или в более поздний период. Всё зависит от того, какая форма болезни имеется у новорожденного. Мамудолжны насторожить следующие симптомы: -Задержка появления двигательных навыков – повороты, сгибание рук и ног. -Полное отсутствие движений в конечностях. -Плохое удержание головы. -Судороги и эпилептические припадки. -Отставание в речевом развитии. Все эти симптомы ДЦП у новорожденного и у ребёнка старшего возраста должны стать причиной для обращения к детскому неврологу. Только опытный специалист сможет поставить точный диагноз и назначить правильное лечение, которое могло бы помочь ребёнку. В старшем возрасте ребенка просто невозможно поставить на ноги. Он не может удерживать руками игрушки, практически ничем не интересуется, у него могут появиться нарушения слуха и зрения. Однако в более лёгких формах, когда заболевание протекает с небольшими нарушениями, само заболевание родителям диагностировать очень сложно. Именно поэтому ребёнка до года нужно обязательно показывать неврологу. Например, признаки ДЦП в 3 месяца уже хорошо видны, а родители могут даже и не подозревать о наличии серьёзных проблем.
Диагностика Магнитно-резонансная томография.
Метод компьютерной томографии основан на трех основных идеях: последовательное сканирующее просвечивание объекта узким пучком рентгеновских лучей, цифровое преобразование и дальнейшее представление результатов измерения степени ослабления сканирующего луча, компьютерная математическая реконструкция изображения объекта исследования. Компьютерная томография (КТ) и ядерно-магнитный резонанс (ЯМР) Самые информативные на сегодняшний день методы. КТ - метод лучевой диагностики, позволяющей получать серию поперечных изображений практически любой части тела человека. Электромиография Довольно распространенный метод, изучающий электрическую активность мышц. Следует признать, что он малоинформативен с точки зрения постановки диагноза ДЦП и проводится в более поздние периоды жизни ребенка. Электроэнцефалография (ЭЭГ) (от греческого enсephalos - мозг и grapho - пишу). ЭЭГ - это метод исследования биоэлектрической активности головного мозга, возникающей в процессе его деятельности, с компьютерной обработкой данных и полным анализом электроэнцефалографии. Компьютерная ЭЭГ (КЭЭГ) оценивает функциональное (рабочее) состояние головного мозга в целом, а также отдельных его областей. КЭЭГ применяется для выявления объёмных процессов (опухоли, кисты и т.д.), воспалительных (энцефалиты, менингиты и т. д.), сосудистых (дисциркуляторная энцефалопатия) и травматических заболеваний головного мозга (перенесённые черепно-мозговые травмы). Нейросонография Может проводиться, пока позволяет размер большого родничка. Этот метод УЗ-диагностики позволяет уточнить строение головного мозга и определить размер его желудочков. ЛЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Лечение во время острого периода ДЦП должно проводиться патогенетическое, а в последующие периоды заболевания — патогенетическое и сиптоматическое: -массаж, лечебная гимнастика, ванны, побуждение больного к активным движениям, -использование лекарств, вызывающих снижение тонуса мышц -лекарственные препараты, действие которых направлено на улучшение деятельности мозга и ЦНС в целом: церебролизин глутаминовая кислота и подобные им. -ортопедические лечебные мероприятия: ношение ортопедической обуви, гипсование, протезирование, -оперативные вмешательства (при необходимости таковых): тенотомия, сухожильные пластики, открытые миотомии, подкожная миотомия, коррегирующая остеотомия, сухожильно-мышечная пластика, устранение контрактур. Лечение заболевания должно быть начато как можно раньше, а самое главное — проводить его нужно непрерывно.
Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП!!!!! Написала для общей картины, это можно прочитать и аннулировать.
БИЛЕТ 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|