Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фазы психосексуального развития ребенка




Согласно Фрейду, прежде чем устанавливается примат гениталий, в сексуальной жизни ребенка существует особого рода неустойчивая прегенитальная организа­ция, которая включает в себя несколько фаз развития.

Первой из них является оральная (ротовая). В этой фазе развития сексуальная деятельность ребенка тесно связана с принятием пищи, поэтому ее можно назвать также каннибальной. Данная фаза развития характеризуется поглощением пищи или сосанием груди, а также других частей тела, например пальцев рук и ног. Ис­кусство египтян наглядно отражает, по мнению Фрейда, эту первоначальную сту­пень сексуальной деятельности, когда даже божественный Хорус изображен с паль­цем во рту. Временной период оральной фазы сексуального развития ребенка — от рождения до двух лет.

Вторая фаза прегенитальной сексуальной организации — анальная. Здесь основ­ную роль эрогенной зоны начинает играть анус (задний проход). Ребенок получает удовольствие от раздражения слизистой оболочки ануса. Он не желает очищать свой кишечник насильно, когда его сажают на горшок, но испытывает сладостные ощущения, когда испражняется по собственному желанию. Он делает свои «боль­шие дела», когда сам этого захочет, и там, где хочет. Анальную фазу Фрейд назвал еще садистской, или садистско-анальной, организацией. Эта фаза включает в себя наслаждение ребенка от задержек кала и освобождения кишечника в самый непод­ходящий для родителей или воспитателей момент. Например, к родителям пришли гости, а их ребенок перепачкал свою одежду и с удовольствием играет с тем «подар­ком», который он преподнес сам себе.

В рамках анальной фазы развития возникает амбивалентное (двойственное) отношение ребенка к своей собственной деятельности, которое пронизывает собой всю сексуальную жизнь. Ребенок проявляет активность, связанную с овладением продуктами своей деятельности, и в то же время анус является органом пассивно­го характера. Продукты его деятельности являются частью его самого и в то же время становятся чем-то внешним. Они воспринимаются им самим как приятный «подарок» родителям и воспитателям, но оказываются чем-то таким, что вызыва­ет брезгливость и ассоциируется с грязью в глазах последних. Подобная амбива­лентность приводит к тому, что у ребенка могут возникать зародыши внутренних конфликтов между удовольствием и стыдом, садистско-анальной деятельностью и страхом. В свою очередь, все это может привести к кишечным расстройствам, оказывающим влияние на характер последующих симптомов невротических забо­леваний. Временной период анальной фазы психосексуального развития ребен­ка — приблизительно от двух до пяти лет.

В понимании Фрейда, ранний расцвет инфантильной сексуальности приходит­ся на период детства от двух до пяти лет. С трехлетнего возраста сексуальная жизнь ребенка очевидна и не вызывает сомнений. В это время у него начинают вызывать интерес гениталии, наступает период инфантильной мастурбации. У ребенка на­блюдается предпочтение в выборе отдельных лиц и более нежное отношение к од­ному из полов. Ребенок может проявлять агрессивность, выражать чувство ревно­сти. Его сексуальное исследование сопровождается переходом от аутоэротизма, то есть ориентации на собственное тело, к различению и выбору другого сексуально­го объекта и иной сексуальной цели.

В процессе своей исследовательской деятельности ребенок обращает внимание на гениталии. Интерес к гениталиям и пользование ими ведет к инфантильной генитальной организации. Она отличается от взрослой тем, что для детей, как маль­чиков, так и девочек, важное значение приобретают только гениталии мальчиков. При этом существует примат не гениталий как таковых, а фаллоса, как символи­ческого представителя мужского полового органа. Эту инфантильную генитальную организацию сексуальной жизни детей Фрейд назвал фаллической фазой раз­вития.

В этой фазе отчетливо проявляется сексуальное любопытство ребенка, на­блюдаются эксгибиционистские, то есть связанные с разглядыванием и подгляды­ванием, тенденции, а также агрессивные действия. Если в рамках анальной фазы развития наблюдается противоположность между активным и пассивным, то в период фаллической фазы развития противоположность сводится к наличию или отсутствию пениса, то есть к кастрации. Именно фаллическая фаза развития связана с кастрационным комплексом, и именно в этот период у ребенка возника­ют различного рода переживания, сопровождающиеся чувством страха, что впо­следствии может привести к возникновению невротических симптомов.

В возрасте примерно с шести до восьми лет у ребенка наблюдается спад в сек­суальном развитии. Этот период психосексуального развития детей Фрейд назы­вает латентным (скрытым). Перед наступлением латентного периода, в течение которого сексуальная жизнь ребенка не прерывается, а характеризуется некоторым затишьем, большинство переживаний подвергается инфантильной амнезии. То есть забыванию, в результате которого первые годы жизни как бы выпадают из памя­ти. На протяжении всего латентного периода ребенок научается любить других лиц, находящихся рядом с ним и помогающих ему удовлетворить его потребнос­ти. Недостаток нежности со стороны родителей, особенно матери, сказывается на его чувствительности по отношению к другим людям. Переизбыток родительской нежности делает ребенка избалованным, неспособным в дальнейшей жизни отка­заться от родительской любви. Ненасытность в требовании родительской нежнос­ти становится одним из признаков будущей нервозности.

Латентный период примечателен в том отношении, что в это время у ребенка наблюдается присоединение сексуальных компонентов к социальным чувствам: в его жизнь включаются нравственные требования, оказывающие позднее воздей­ствие на образование сексуальных ограничений. На протяжении этого периода в психике ребенка накапливаются силы, предназначенные для сдерживания сек­суального влечения. Их накопление осуществляется посредством перверсных сек­суальных переживаний и благодаря воспитанию ребенка. Но, повторюсь, в латентный период сексуальная жизнь ребенка, хотя и в ослабленном виде, все же проявляет­ся. Вследствие этого нарастает напряжение между формирующимися ограничени­ями и чувственными возбуждениями эрогенных зон, возникают душевные пережи­вания, отмеченные печатью склонности к неврозу. Возбуждения, возникающие на основе раздражения различных эрогенных зон, еще не объединены между собой. Частичные сексуальные влечения не имеют единой концентрации.

С наступлением половой зрелости происходит интенсификация сексуального развития и подчинение всех источников сексуального возбуждения примату ге­ниталий. В этой фазе сексуального развития, названной Фрейдом генитальной, половые органы начинают играть ведущую роль в сексуальной жизни человека. В отличие от инфантильной генитальной организации, где господствующую роль играет фаллос как образное представление мужского полового органа, генитальная фаза сексуального развития характеризуется окончательным приматом поло­вых органов. При этом ранняя сексуальная полярность, связанная с активностью и пассивностью (анальная фаза), наличием пениса и растрированием (фалличес­кая фаза), обретает зрелые черты различия между мужским и женским.

Таковы представления Фрейда о сексуальном или, точнее, о психосексуальном развитии ребенка. В процессе этого развития не исключены различного рода фик­сации, то есть задержки на той или иной фазе, что сказывается на сексуальной жизни взрослого человека. Возможна также регрессия, то есть возвращение к ин­фантильной сексуальности, к различным фазам ее развития. Все это может вести к отклонению от сексуальной деятельности взрослых, связанной с деторождени­ем. Фактически извращения, перверсии взрослых оказываются не чем иным, как проявлением инфантильной сексуальности, вызванной к жизни предшествующи­ми фиксациями или регрессиями.

На основании своих представлений об инфантильной сексуальности Фрейд выдвинул предположение, что формирование характера человека тесно связано с прегенитальными фазами развития. В работе «Характер и анальная эротика» (1908) он провел параллели между анальной сексуальностью и такими чертами характера человека, как аккуратность, бережливость, упрямство. Аккуратность рассматривалась им не только как физическая чистоплотность, но и как добросо­вестность в исполнении различных, в том числе и мелких обязательств. Бережли­вость — как доходящая до крайности и превращающаяся в скупость. Упрямство — как нечто такое, что способно перейти в упорство, к которому присоединяется на­клонность к гневу и мстительности. Все эти три свойства расценивались Фрей­дом как тесно связанные между собой составляющие одного целого, уходящего своими корнями в детство человека. Люди, обладающие подобными свойствами, относились, с его точки зрения, к той категории грудных младенцев, которые имели обыкновение не опорожнять кишечник, если их сажали на горшок, по­скольку акт дефекации и задерживание стула доставляли им удовольствие. По мере их инфантильного развития часть сексуальной деятельности подверглась отклонению от половых целей и направилась в сторону задач иного рода. Этот процесс отклонения от первоначальных сексуальных целей на социально прием­лемые Фрейд назвал сублимацией. Аккуратность, бережливость и упрямство как раз и представляют собой, на его взгляд, постоянные продукты сублимированной анальной эротики.

Размышления Фрейда о сексуальном развитии ребенка вызвали резкую кри­тику со стороны тех, кто усмотрел в них некий пасквиль на невинное детство. Пси­хоаналитические представления о фазах сексуальной организации жизни вызва­ли неоднозначное отношение и среди ученых, которые (с учетом эмпирических данных, полученных в ходе этнографических, медицинских и психологических исследований) выявили иные возрастные периоды сексуального развития детей. Однако если первоначальная реакция на соответствующие взгляды Фрейда об ин­фантильной сексуальности характеризовалась резким их неприятием, сопровож­давшимся моральным осуждением, особенно со стороны педагогов, то со временем отношение к психоаналитической теории сексуального развития человека измени­лось.

Специалисты в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания стали более основательно подходить к вопросу о детской сексуальности. Это не означает, что идеи Фрейда получили всеобщее признание. Скорее напро­тив, они вызвали потребность в переосмыслении их. Однако в ходе их переос­мысления, часто довольно критического и продуктивного, многие исследовате­ли подтвердили правомерность, по крайней мере, двух выдвинутых Фрейдом психоаналитических положений. Во-первых, генитальное действительно не по­крывает собой полностью сферу сексуального. Во-вторых, сексуальная орга­низация жизни взрослых самым тесным образом связана с психосексуальным развитием ребенка и, следовательно, для понимания тех или иных отклонений в сексуальности взрослого человека, а также его психических заболеваний сле­дует обратиться к изучению его детства.

Фрейд инициировал дальнейшие исследования в области изучения сексуаль­ности человека. В рамках психоанализа и за его пределами вносились уточнения в содержание понятия инфантильной сексуальности. Проводились научные иссле­дования с целью выявления периодов или фаз психосексуального развития в дет­ском и юношеском возрасте.

Так, К. Абрахам в рамках оральной стадии развития выделил две фазы: одну, связанную с желанием ребенка сосать; другую — с его желанием кусать. Дж. Садгер рассмотрел уретральную (уретра — проток, по которому моча выводится из мо­чевого пузыря) фазу, связанную с удовольствием, получаемым ребенком при мочеиспускании. С точки зрения М. Малер, в начальном периоде жизни ребенка можно выделить такие фазы, как аутистическая, характеризующаяся отчуждением, отделением ребенка от матери, и симбиотическая, характеризующаяся единением, близостью между ребенком и матерью.

Если Фрейд уделял основное внимание рассмотрению Эдипова комплекса, про­являющегося на фаллической фазе инфантильной сексуальности и лежащего в ос­нове возникновения психических расстройств, то многие психоаналитики стали ис­следовать более ранние фазы психосексуального развития ребенка. Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, Р. Шпиц, X. Кохут и другие обратились к изучению доэдиповых связей между ребенком и матерью. Они исследовали влияние материнских отношений на начало жизни ребенка, вредные последствия разлучения малень­ких детей с матерью, роль регрессивных процессов в детской психике.

Рассмотренная Фрейдом зависимость между анальной эротикой и специфичес­кими чертами характера (анального характера) человека также подверглась даль­нейшему изучению и осмыслению.

Одни психоаналитики попытались более подробно, чем это сделал Фрейд, рас­крыть особенности анальной эротики, оказывающей влияние на формирование характера человека. В частности, Э. Джонс рассмотрел анально-эротические чер­ты двух типов характера. Для первого типа характера свойственны раздражитель­ность, мелочность, властолюбие, упрямство; для второго — решительность, упор­ство, деловитость, надежность, любовь к порядку.

Другие психоаналитики выдвинули иное представление о типах характера. Так, В. Райх провел различие между генитальным и невротическим характером челове­ка. В рамках невротического характера он выделил истерический (фиксация в генитальной стадии инфантильного развития со склонностью к инцесту), компульсивный (основанное на анальном эротизме преувеличенное чувство порядка и педантизма) и фаллически-нарциссический (защита от регрессии к анальной стадии путем чрез­мерной самоуверенности, высокомерия, хвастовства) типы характеров. В свою оче­редь, Э. Фромм исходил из того, что основу характера составляют не различные типы прегенитальной сексуальной организации, а специфические отношения личности с миром, проявляющиеся в процессах ассимиляции (овладение вещами) и социали­зации (взаимодействие с людьми). В соответствии с этим он различал типы харак­тера, связанные с рецептивной (усматривающей источник всех благ жизни вовне, но не проявляющей активности), эксплуататорской, стяжательской и рыночной ориентациями человека.

Надо сказать, что по мере развития психоанализа Фрейд вносил добавления и исправления в различные свои теории. В 1905 году, когда он выдвинул психо­аналитические представления о прегенитальной и генитальной фазах сексуальной организации жизни ребенка, у него имелись лишь смутные представления об ин­фантильной генитальной организации. Несколько лет спустя особое внимание Фрейд уделил роли фаллоса и Эдипова комплекса в психосексуальном развитии детей. На начальном этапе развития психоанализа Фрейд рассматривал прегенительную организацию сексуальности, выделив оральную и анальную фазы развития. В 30-х годах он стал использовать термин «доэдипов». Обращаясь к проблеме жен­ственности, он уже подчеркивал, что нельзя понять женщину, не отдав должное фазе доэдиповой привязанности к матери.

Фрейд утверждал, что эмоциональные отношения девочки к матери разнооб­разны. Они соответствуют инфантильным желаниям, проявляются на ранних ста­диях психосексуального развития. Эти желания могут быть активными и пассив­ными, нежными и враждебными. В доэдипов период у девочки можно обнаружить относящийся к матери страх: девочка боится быть убитой или отравленной мате­рью. Если этот страх преобладает в жизни девочки, то он может привести к психи­ческому заболеванию.

Со временем сильная эмоциональная привязанность девочки к матери прохо­дит. Она уступает место эмоциональной привязанности девочки к отцу. Отход от матери сопровождается, согласно Фрейду, проявлением ненависти. Эта ненависть может возникнуть на почве прекращения кормления грудью, рождения другого ребенка, ревности к младшей сестре или брату. Девочка становится раздражитель­ной, непослушной, агрессивной. Ненависть к матери может сохраниться у девоч­ки, затем девушки и взрослой женщины на всю жизнь.

Доэдипов период психосексуального развития характерен и для мальчика. Во­обще, обиды, ревность, разочарование в любви матери к ребенку встречаются как у девочек, так и у мальчиков. Однако доэдипов период психосексуального разви­тия у мальчиков является, по мнению Фрейда, более коротким по времени, неже­ли у девочек, и не сопровождается отходом сына от матери.

Перенос эмоциональных чувств любви девочки с матери на отца означает, со­гласно Фрейду, то, что она вступает в фазу развития Эдипова комплекса. Мать ста­новится как бы соперницей, и у девочки усиливается враждебное отношение к ней. Это может привести к различным исходам. Если впоследствии девушка останав­ливается на привязанности к отцу, то она будет выбирать себе спутника жизни по типу отца. Сохранившаяся ненависть к матери выльется в сильную любовь к му­жу, в результате чего возможен счастливый брак. При рождении первого ребенка собственное материнство способно оживить раннюю эмоциональную привязан­ность к матери. Муж может отойти на задний план, вплоть до возникновения враж­дебного отношения к нему.

Отождествление женщины с матерью как бы воссоздает ранний доэдипов пе­риод развития, основанный на нежной привязанности к собственной матери. Одно­временно дает знать о себе и поздний период, связанный с Эдиповым комплексом. С точки зрения Фрейда, ни один из этих периодов не преодолевается в полной мере. Тем не менее, он полагал, что фаза нежной доэдиповой привязанности явля­ется для будущего женщины решающей.

Представление Фрейда о доэдиповой фазе психосексуального развития ребен­ка нашло свое отражение в работах ряда психоаналитиков. Р. Мак-Брунсвик опи­сала случай психического заболевания, истоки которого лежали, по ее мнению, в доэдиповой фазе психосексуального развития пациента. Х. Дойч показала, как сексуальные взаимоотношения между женщинами воспроизводят ранние эмо­циональные отношения между матерью и дочерью. Ж. Лакан ввел понятие «до-эдипов треугольник». Он считал, что определяющую роль в нем играют отноше­ния не между матерью, ребенком и отцом, а между матерью, ребенком и фаллосом как античным представлением мужского органа.

Нет необходимости возводить идеи Фрейда об инфантильной сексуальности в ранг незыблемых догм. Научные исследования и терапевтическая практика показывают, что далеко не все его представления о соответствующих фазах и особенностях психо­сексуального развития детей являются именно такими, как они виделись основателю психоанализа. В частности, уже обращалось внимание на то обстоятельство, что девоч­ка может реагировать на отсутствие у нее пениса не только чувством зависти, как счи­тал Фрейд, но и проявлением чувства страха, как это наблюдается у мальчиков.

Но нет необходимости и недооценивать вклад Фрейда в понимание инфантиль­ного сексуального развития. Во всяком случае, вряд ли сегодня приходится сомне­ваться в том, что сексуальность ребенка проявляется только и исключительно в период его полового созревания. Фрейд привлек внимание к более раннему про­явлению сексуальности детей. Тем самым он дал возможность родителям и воспи­тателям по-новому взглянуть на первые годы жизни ребенка и пересмотреть ранее широко распространенные представления о том, когда дети начинают интересо­ваться сексуальными вопросами и в каком направлении осуществляется их психо­сексуальное развитие. Кроме того, Фрейд убедительно показал, что детство ребенка не является беззаботным. Многие дети испытывают такие глубокие переживания и душевные потрясения, которые оказывают серьезное воздействие на дальней­шую судьбу взрослого человека и сопровождаются возникновением различного рода психических заболеваний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных