Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Травма рождения и страх смерти




В классическом психоанализе страх кастрации связан как с сексуальными влече­ниями, так и с нравственными ограничениями. Поэтому ответ на второй вопрос, каков первичный источник возникновения страха, требовал своего прояснения. Собственно говоря, уже в лекциях по введению в психоанализ (1916-1917) высказы­валась мысль о том, что первое состояние страха возникло в результате отделения ребенка от матери. Основатель психоанализа исходил из того, что в ходе фило­генетического развития благодаря смене поколений существует устойчивое предрас­положение к повторению первого состояния страха. Отдельный человек не мо­жет избежать аффекта страха. Стало быть, акт рождения является источником и прообразом аффекта страха.

Касаясь этого вопроса, Фрейд привел воспоминания о случае, произошедшем в то время, когда он был молодым врачом. Вместе с другими молодыми врачами он сидел за обеденным столом в ресторане и слушал рассказ ассистента акушерской клиники об истории, произошедшей на экзамене акушерок. Одну из кандидаток спросили, почему при родах в отходящей жидкости обнаруживаются подчас экс­кременты. Не задумываясь, она ответила, что это происходит вследствие испыты­ваемого ребенком страха. Ее осмеяли, и, кажется, она не сдала экзамен. Молодые врачи тоже посмеялись над рассказанным эпизодом. Фрейду же этот эпизод не показался смешным. В глубине души он встал на сторону кандидатки в акушерки, поскольку в то время начал догадываться, что каким-то чутьем она обнаружила важную связь между актом рождения и страхом новорожденного ребенка.

Позднее Фрейда не оставляла мысль о том, что болезненное переживание рож­дения, связанное с удушьем младенца и, соответственно, со смертельной опасностью для него, является прототипом последующих проявлений страха человека. Скорее всего, он высказывал эту мысль своим ученикам и коллегам по психоанализу. Крат­ко она была сформулирована и в лекциях по введению в психоанализ. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его ученики могли развить дальше высказанную Фрейдом мысль о связи рождения младенца с первичным страхом человека. Имен­но это и произошло в 1923 году, когда ближайший соратник основателя психоана­лиза, секретарь Венского психоаналитического общества и член «Тайного комитета» О. Ранк написал работу «Травма рождения». В ней он утверждал, что акт рождения оказывается столь травматическим для ребенка, что в процессе своей последующей жизни человек предпринимает разнообразные попытки преодолеть свой первона­чальный страх, а неудачи в реализации этих попыток приводят к возникновению не­врозов. В понимании Ранка, первоначальный страх связан с фактом рождения ребен­ка, с извлечением его на свет из материнского лона, из того внутриутробного состояния, где он составлял единое целое с матерью. Все последующие страхи яв­ляются, с его точки зрения, не чем иным, как репродукцией травмы рождения.

У Фрейда было двойственное отношение к работе Ранка «Травма рождения». С одной стороны, он оценивал эту книгу как достаточно важную, дающую пищу для его собственных дальнейших размышлений над теми или иными положения­ми психоанализа, в том числе касающимися понимания природы страха. С другой стороны, выдвинутые Ранком представления о травме рождения и о противостоя­щем инцесту страхе как простом повторении страха рождения вызывали у него сомнение и неодобрение. Однако после того как, уехав в Америку, Ранк начал ак­тивно развивать свое учение о травме рождения, считая, что оно заменяет собой «устаревший» психоанализ, Фрейд критически отнесся к идеям Ранка о непосред­ственной и далеко идущей связи между актом рождения и страхом человека.

В работе «Торможение, симптом и страх» основатель психоанализа уделил особое внимание рассмотрению вопроса о связи между рождением и страхом. Он не скрывал, что склонен видеть в состоянии страха репродукцию травмы рождения. Но в этом не было, на его взгляд, ничего нового, поскольку и другие аффекты представляют собой репродукцию старых событий. Страх выполняет необходимую биологическую функ­цию, связанную с реакцией на какую-либо опасность. При акте рождения возникает объективная опасность для сохранения жизни. Однако эта опасность не имеет психического содержания, поскольку у новорожденного нет никакого знания относи­тельно того, что исход рождения может сопровождаться уничтожением жизни. Поэто­му последующее воспроизведение ситуаций, напоминающих ребенку о событии рож­дения, еще ничего не говорит о том, что разные фобии ребенка связаны именно с его впечатлениями, имевшими место в процессе рождения. Фрейд не считал удачной по­пытку Ранка доказать отношение фобий ребенка к событиям при рождении. Во вся­ком случае, он пришел к выводу, что очевидная готовность младенца испытывать страх «не проявляется с наибольшей силой непосредственно после рождения — с тем, что­бы медленно идти на убыль, а возникает позже вместе с прогрессом психического раз­вития и держится в течение определенного периода детства».

С точки зрения Фрейда, страх является продуктом психической беспомощнос­ти младенца и его реакцией на отсутствие объекта (матери). Здесь возникает анало­гия с кастрационным страхом, в основе которого также лежит возможная разлука с ценным объектом (пенисом). При последующей эволюции — от потери материн­ского объекта к кастрации, а затем к возникновению и могуществу Сверх-Я — страх кастрации развивается в «социальный страх», в страх перед совестью. На­казание в виде потери любви со стороны Сверх-Я расценивается Я в качестве опасности, на которую оно реагирует сигналом страха. Последнее проявление стра­ха перед Сверх-Я видится Фрейдом в форме страха проекции вовне в виде силы рока, что можно назвать страхом смерти.

Проблема страха смерти интересовала Фрейда в связи с выдвинутым им в 20-х го­дах представлением об инстинкте смерти. Так, на последних страницах работы «Я и Оно» (1923) он обратил особое внимание на данную проблему. В частности, осно­ватель психоанализа считал, что утверждение, согласно которому каждый страх яв­ляется страхом смерти, не содержит в себе никакого смысла. В противоположность подобному утверждению он подчеркивал необходимость отделения страха смерти от страха объекта (страха перед реальностью) и от невротического страха либидо (страха перед Оно).

Из психоаналитической практики известно, что страх смерти проявляется при двух условиях, которые характерны и для обычного развития страха. Речь идет о реакции человека на внешнюю опасность и проявлении страха как внутреннего процесса, что имеет место при меланхолии. Фрейд уделил особое внимание рассмотрению пробле­мы меланхолии в работе «Скорбь и меланхолия» (1917). В ней он выдвинул предпо­ложение, что у больного человека, подверженного меланхолии, одна часть Я противо­поставляет себя другой. Эту отделяемую от Я критическую инстанцию Фрейд назвал совестью, тем самым предопределив позднее выдвинутые им в работе «Я и Оно» идеи о Сверх-Я. В «Скорби и меланхолии» затрагивался вопрос о загадке самоубийства, делающей меланхолию опасной для человека. Отмечалось, что Я только тогда может убить себя, когда направляет на себя враждебность, которая относится к объекту и ко­торая представляет собой изначальную реакцию Я на объекты внешнего мира.

В «Я и Оно» Фрейд отметил, что страх смерти при меланхолии допускает, что Я отказывается от самого себя, поскольку чувствует, что Сверх-Я ненавидит и пре­следует его. В результате, как считал основатель психоанализа, при меланхолии бедное Я ощущает себя покинутым всеми охраняющими силами и может решить­ся на смерть. Такое положение напоминает собой ту ситуацию, которая лежит в основе страха рождения и инфантильного страха разлуки с оберегающей мате­рью. Исходя из этого страх смерти, как и страх совести, истолковывается с психо­аналитической точки зрения как «переработка страха кастрации».

Неудовлетворенный попыткой Ранка свести единственную причину возникно­вения невроза страха к травме рождения, Фрейд выделил три фактора, которые являются, на его взгляд, основными причинами неврозов, а именно — биологичес­кий, филогенетический и психологический.

Биологический фактор связан с беспомощностью появившегося на свет ребен­ка и его длительной по времени зависимостью от окружающих людей, в отличие от большинства животных, что повышает значение опасности внешнего мира и соз­дает потребность быть любимым и получать соответствующую защиту.

Филогенетический фактор обусловлен спецификой развития сексуальной жиз­ни человека. Она проявляется в том, что, в отличие от родственных человеку жи­вотных, у которых сексуальность развивается беспрерывно, у него наблюдается первый, ранний расцвет в период до пятилетнего возраста, затем наступает пере­рыв в развитии и с наступлением зрелости сексуальность вновь активизируется. Патогенное значение подобного сексуального развития дает знать о себе в форме отвержения детской сексуальности со стороны Я как некой опасности и в вытес­нении сексуальных влечений в период зрелости с последующим подчинением их инфантильным прообразам.

И наконец, психологический фактор связан с разделением внутреннего мира человека на Я и Оно; с попытками Я защищаться от внешней опасности и влече­ний Оно; ограниченными возможностями борьбы Я против внутренних опаснос­тей, отражение которых выливается в форму образования симптомов как замести­телей влечений человека.

С учетом выделенных Фрейдом трех факторов, способствующих возникнове­нию неврозов, в рамках психоанализа происходит осмысление взаимосвязей между беспомощностью человека, опасностями, которым он подвергается, и стра­хами, которые возникают у него. Смысловой ряд образования страха выглядит следующим образом. Человек может находиться в состоянии материальной или психической беспомощности. Материальная беспомощность возникает в случае реальной опасности, угрожающей ему извне. Психическая беспомощность обу­словлена внутренней опасностью, исходящей от влечений. Состояние материаль­ной или психической беспомощности в настоящем соотносится с ситуацией опас­ности, воспринимаемой человеком по аналогии с травматической ситуацией беспомощности в прошлом, в результате чего появляется сигнал страха. Таким образом, в понимании Фрейда ситуация опасности представляет собой вспоми­наемую, ожидаемую ситуацию беспомощности, а страх — первоначальную реак­цию на беспомощность при травме. Человек пытается предупредить эту травму и уклониться от нее. Следствием этого является то, что страх оказывается ожи­данием травмы, с одной стороны, и смягченным воспроизведением ее, с другой стороны.

Из данного понимания образования страха вытекает направленность психоана­литической терапии. Ее цель состоит в том, чтобы оказать посильную помощь па­циенту, дав возможность его Я устранить предшествующие вытеснения, обрести власть над вытесненным в Оно и придать влечению соответствующее направление. Направление, которое не смогло сформироваться в силу психических защит, построенных в ответ на раннюю, некогда воспринятую и пережитую опасность, возникшую на основе травматической ситуации беспомощности. В итоге позитив­ный результат психоаналитической терапии совпадает с обычными возможностя­ми врачебной деятельности.

Тема 6. Вопросы для самопроверки

1. Каково психоаналитическое понимание невроза страха и детских фобий?

2. Какие виды страха рассматривались Фрейдом?

3. В чем состоит различие между реальным и невротическим страхами?

4. Каково психоаналитическое понимание причин возникновения и развития
страха?

5. Как Фрейд объяснял отношения между вытеснением и страхом?

6. Что является первичным страхом в понимании Фрейда?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных