Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительнкая записка




Образовательная программа познавательно-речевой направленности

«Речевик»

 

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

 

 

Разработчик: Кивенко Е.В.

Должность: воспитатель

 

г. Якутск

год разработки: 2016

 

 

Оглавление

Пояснительная записка.............................................................................................

Перспективный план занятий...................................................................................

Практический материал на 2016- 2017 год.............................................................

Список используемой литературы...........................................................................

 

 

Пояснительнкая записка

 

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить” К.С.Станиславский Пояснительная записка Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём – пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной и другими.

У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) в коррекции нарушений произношения. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

2. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

 

Цель программы - помочь детям овладеть правильным звукопроизношением.

 

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые мышцы.

2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

3. Развивать движения кистей и пальцев рук.

4. Способствовать развитию правильного речевого дыхания

5. Совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

6. Совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, слогового и морфологического анализа и синтеза слов.

7. Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания;

Средства реализации задач:

- артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами;

- дыхательные упражнения (картотека);

- пальчиковые игры;

- стишки, скороговорки для улучшения дикции (картотека, презентации);

- игры на развитие фонематического слуха (картотека, презентации);

- практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве;

практические задания в рабочих тетрадях.

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий дети должны:

- овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту;

- уметь правильно произносить звуки;

- овладеть навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);

- уметь координировать тонкие пальчиковые движения;

- иметь развитые фонематические представления по возрасту.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Количество занятий: 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятий: 25 минут.

Форма организации детей: фронтальная






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных