Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нарушения вегетативных функций, возникшие по механизму внушения и самовнушения




Изучение гипноза и внушения давно показало, что, воздей­ствуя на человека словом, можно оказать влияние на течение строго определенных вегетативных процессов. Словесным внушением можно вызвать появление гиперемии и волдыря на коже (внушив, что прикасаются раскаленным предметом), повлиять на ритм сердечной деятельности, секрецию желудоч­ного сока, обмен веществ, диурез, вызвать или задержать на­ступление менструаций и т. д.

«Слово для человека, — писал И. П. Павлов, — есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, об­щие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъем­лющий, как никакие другие, не идущие в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условны­ми раздражителями животных. Слово благодаря всей пред­шествующей жизни взрослого человека связано со всеми вне­шними и внутренними раздражителями, приходящими в боль­шие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, ко­торые обусловливают те раздражения». Неосторожно сказан­ное врачом слово может привести к возникновению наруше­ния деятельности тех или иных внутренних органов (сердца, желудка, пищевода и др.), как это бывает в случаях ятроге-ний. Таким образом, этот механизм может лежать в основе психогенных висцеральных нарушений. Так, например, под влиянием ятрогении могут появляться сердцебиение и раз­личные неприятные ощущения в области сердца, чувство спаз­ма и ощущения затруднения прохождения пищи по пищево­ду, неприятные ощущения в области желудка и кишечника, рвота, запоры, боли в области малого таза, явления дисмено-реи и т. д. По Auerbach и Geliebe, 60 %, а по Т. С. Истамано-вой, 38 % случаев «неврозов сердца» вызваны ятрогенией.

Величайшим достижением эволюции является то, что ре­гуляция работы наших внутренних органов, обеспечение го-меостаза, то есть постоянства внутренней среды организма, осуществляются автоматически, помимо сознания. Информа­ция об изменениях во внутренних органах и тканях хотя и непрерывно поступает в мозг, однако обычно не осознается (иногда обнаруживается в виде «темных ощущений»). Если бы она осознавалась, если в каждый данный момент мы ощу-


щали бы тысячи биохимических процессов, протекающих в наших тканях, ощущали, как работает сердце, желудок, кишеч­ник, и должны были давать «указания» сердцу ускорить или замедлить работу (если мы пошли быстрее или медленнее), желудку изменить состав секреции сока или почкам ускорить процессы фильтрации (если мы выпили стакан бульона),— мы были бы всецело забиты поступающей информацией и по­глощены ее переработкой, а также сложнейшей координацией деятельности разных систем организма.

Однако оказалось, что обычно неосознаваемые сигналы, идущие от внутренних органов, могут стать осознаваемыми и соответствующие представления могут начать влиять на ве­гетативные функции, до того не поддававшиеся произволь­ному воздействию. Опыт аутогенной тренировки (на чем мы остановимся ниже) показал, что этого можно достигнуть пу­тем самовнушения, если длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту функцию. Тогда как бы проторяются пути от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим данную функцию. Отсюда возмож­ность и нарушения функции путем самовнушения, как это видно в следующем случае ятрогении.

Больная Л., 26 лет, по характеру несколько мнительная, эмотив-но-лабильная, простудилась во время похорон знакомого, скончав­шегося от инфаркта миокарда. Врач обнаружил ангину и сказал: «И у вас сердечко немного шалит. Надо следить за собой, а то недо­лго последовать за знакомым...»

С этого времени Л. стала фиксировать внимание на работе серд­ца, наблюдать за тем, как оно бьется, когда она поднимается по лест­нице, прикладывать руку к груди и проверять «сердечный толчок». Прочла о признаках стенокардии и инфаркта миокарда. Вскоре ста­ла ощущать сердцебиение и одышку, в том числе в состоянии по­коя; появилось чувство тяжести в левой половине груди.

Пульс 70—120 в минуту, ритмичный, лабильный, резко учащает­ся во время осмотра. Границы сердца в норме, тоны звучные. Систо­лический шум на верхушке, изменяющийся при перемене положе­ния тела. АД 139/80-153/94 гПа. ЭКГ в норме.

Авторитетный терапевт заверил ее, что сердце у нее здоровое и что ей надо лечить нервы, а не сердце, и назначил ей успокаиваю­щие и общеукрепляющие средства. Самочувствие стало лучше, не­приятные ощущения уменьшились. После проведения психотерапии и лечения аутогенной тренировкой (внушала себе: «Я совершенно


здорова. Сердце работает спокойно, ровно») неприятные ощущения в области сердца исчезли.

То или иное временное нарушение вегетативной функции, связанное с актом глотания, мочеиспускания или половой де­ятельностью, вызванное какой-либо причиной, может явить­ся источником самовнушенных представлений о невозмож­ности осуществления этой функции. Вследствие этого могут возникать не только чувство тревожного ожидания неудачи, способствующее нарушению течения автоматизированного акта, что давало основание Е. Kraepelin (1927) относить эти заболевания к неврозам ожидания, но и яркие самовнушен­ные ощущения. Так, например, у женщины, подавившейся се­мечком подсолнечника, мучительное ощущение наличия ино­родного тела в пищеводе держалось несколько месяцев. Оно заставляло больную десятки раз обращаться к врачу, пока это ощущение не было устранено внушением, хотя акт глотания не был нарушен. Сюда же относятся некоторые больные, у которых самовнушенные боли и тягостные ощущения оста­ются длительное время после тех или иных перенесенных со­матических заболеваний внутренних органов.

В отличие от самовнушенных нарушений вегетативных функций при истерии в возникновении этих представлений не играет роли характерный для истерии механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности» болез­ненного симптома и не наблюдается других характерных для истерии симптомов (припадков, параличей и т. п.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных