Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону




Впервые предложен Джекобсоном в Чикаго в 1922 г. и затем постепенно усовершенствован им (1948).

Наблюдая за лицами, находящимися в состоянии умствен­ного напряжения или душевного волнения, Джекобсон под­метил, что у них всегда имеется напряжение поперечнополо­сатых мышц, иначе говоря, умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если же мышцы расслаблены (токи действий поперечнополосатых мышц, например, глаза равны нулю), то всегда оказывалось, что люди в это время находи-


лись в состоянии полного душевного покоя, ни о чем не ду­мали и у них не возникало никаких представлений или эмо­ций. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному рас­слаблению (релаксации) для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупрежде­ния их возникновения.

Джекобсон полагал, что каждая область мозга функцио­нирует в связи с периферическим нейромускулярным аппа­ратом, образуя церебронейромускулярный круг. Предлагае­мый им метод оказывает положительное влияние путем «рас­слабления» периферической части этого круга независимо от внушения, самовнушения и других воздействий и поэтому яв­ляется, по мнению автора, методом «физиологической психо­терапии». На физиологических основах релаксации мы оста­навливались при рассмотрении аутогенной тренировки. Здесь мы коснемся лишь ее техники.

Техника релаксации по Джекобсону сводится к проведе­нию систематического курса тренировки, ставящей целью на­учиться вызывать произвольное расслабление поперечнопо­лосатых мышц в покое (ослабление резидуального тонуса). Для этого рекомендуется проводить гимнастику, напоминаю­щую упражнения индийских йогов по расслаблению мьшщ тела. На первом этапе обучающемуся предлагается: 1) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук. Обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения; 2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть. Обратить внимание на возникающее мы­шечное расслабление и так повторить напряжение и расслаб­ление мышц несколько раз; 3) сокращать бицепсы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо. Осозна­вать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-сгибате­лями 15 мин. Научиться достигать исчезновения самых лег­ких степеней напряжения бицепсов. После этого назначают упражнения, направленные на обучение расслаблению ос­тальных поперечно-полосатых мышц-сгибателей и разгибате­лей туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю оче­редь — мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызы­вают ощущение напряженности мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.

Второй этап обучения — «дифференцированная релакса­ция». Больной обучается сидя расслаблять мускулатуру, не


участвующую в поддержании тела в вертикальном положе­нии, далее после специальных упражнений — расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах.

На третьем этапе обучения больному предлагается в по­вседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возни­кает у него при аффективных состояниях, от которых он же­лал бы избавиться (страх, тревога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мы­шечные напряжения и таким образом избавиться от этих не­желательных эмоций.

Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся вра­чом или инструктором 1—3 раза в неделю. Кроме того, само­стоятельные сеансы проводят 1—2 раза в день по 30 — 60 мин каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года в зависимости от скорости усвоения новых навыков. Электромиография может облегчить тонкий контроль за до­стигнутыми результатами.

Метод может быть использован в качестве симптомати­ческого средства для борьбы с состоянием тревоги, страха у больных неврозами, в частности при неврозах внутренних ор­ганов, неврозе ожидания, неврозе страха, других фобиях, а также для преодоления реакции смущения, препятствующей выполнению тех или иных действий. Удается с его помощью достигнуть и снижения артериального давления у лиц, стра­дающих гипертонической болезнью.

Метод негативного воздействия

В 1928 г. К. Dunlop выдвинул парадоксальное положение, согласно которому от дурной привычки можно избавиться, ес­ли многократно сознательно повторять то привычное дейст­вие, от которого хочешь освободиться, и предложил метод так называемого негативного воздействия.

Исходя из этого принципа, К. Dunlop в 1942 г. опублико­вал методику соответствующего лечения тиков, ночного не­держания мочи, мастурбации и т. п. Основываясь на его ра­ботах, G. Wakeham для устранения привычной ошибки в ис­полнении одной музыкальной фразы в произведении Баха в течение 2 нед нарочно играл это место неправильно, после че­го смог легко избавиться от привычной ошибки. Он же за один сеанс почти полностью излечил женщину, которая, пе­чатая на машинке, навязчиво добавляла к концу слова пер-


вую букву этого слова. Во время сеанса ей было предложено теперь сознательно при печатании добавлять к концу каждо­го слова первую букву. Ряд психологов провели эксперимен­ты на обучавшихся машинописи. У них искусственно фор­мировался неправильный навык, после чего он устранялся различными методами. Опыты подтвердили данные К. Dun-lop и метод стал применяться для лечения навязчивых дей­ствий, тиков, эзофагоспазма, некоторых форм заикания и т. п. При многократном повторении навык или навязчивое дейст­вие, казалось, должны были бы еще больше закрепиться, еще больше зафиксироваться. Чем же можно объяснить положи­тельный эффект? Механизм лечебного действия при этом ме­тоде, как нам кажется, не всегда одинаков. Видимо, дело в том, что нежелательные моторные навыки, навязчивые движения, тики, гиперкинезы, о которых идет речь, совершаются автома­тически, без активного контроля сознания, поэтому при много­кратном автоматическом повторении они не становятся реже или слабее и больной не в силах от них избавиться. Если же больной сам их многократно сознательно повторяет, то они приобретают новое качество — движение протекает на дру­гом, более высоком уровне, превращается в осмысленное дей­ствие, которое подчиняется контролю сознания и может быть произвольно заторможено. Подобный механизм наблюдает­ся, вероятно, когда больной со страхом глотания вызывает у себя представление: «Я не могу глотать, комок в горле» и тог­да оказывается в состоянии свободно глотать пищу, или дает себе перед сном команду: «Не засыпать!» и засыпает.

Техника лечения. Больному даются разъяснения по по­воду механизма имеющихся у него болезненных симптомов и обосновывается назначаемое лечение. Больного призыва­ют активно участвовать в его проведении. Возможны разные варианты лечебных приемов.

Первый вариант. Больного предупреждают, что врач проведет с ним ряд лечебных сеансов, во время которых бу­дет разговаривать с ним на свободные темы и наблюдать за ним. Как только у больного возникнет болезненный симптом (навязчивое движение, заикание), больной должен будет его тут же повторить 15 — 20 раз подряд (если заикающийся ска­зал «пппажалуйства» — 15 раз повторить «пппажалуйства», обязательно заикаясь). Далее беседа с больным и наблюде­ние за его поведением продолжается. Обращается внимание на то, чтобы больной повторил весь комплекс одновременно


возникающих симптомов, например, не только кивательные движения головой, но и напряжение мышц руки, и поворот головы в сторону, если они совершаются одновременно.

Первые сеансы занимают около 30 мин, повторные про­должаются до часа. Частота сеансов 2—3 раза в неделю. При лечении навязчивых действий курс 10 — 20 сеансов, при лече­нии заикания — несколько месяцев.

Второй вариант (по М. Д. Танцюре, 1956). Больному предлагается дома 3 — 4 раза в день по нескольку минут про­изводить движения, повторяющие болезненный симптом, или по 10 — 15 раз вызывать представление его. Так, например, больному с рвотой, возникающей при попытке есть яблоки, по 10 раз подряд вызывать представление, что он ест яблоки и его тошнит; больному с навязчивым ритуалом прикоснове­ния к полу (каждые 2 ч) предлагается прикасаться к полу каждые 10 мин; больному с эзофагоспазмом и страхом гло­тания — держать пищу во рту, стараясь ее не глотать, и ду­мать при этом, что она остановится в пищеводе; больному с гиперкинезом головы — качать головой чаще, чем прежде; больному с бессонницей — прилечь в постель и стараться не засыпать, мысленно повторяя: «Не надо спать» (пример ле­чения приведен при описании невроза ожидания) и т. д.

Третий вариант. Этот вариант разработал V. Frank 1 (1948— 1966), назвавший его парадоксальной интенцией (от лат. intentio — намерение). С больным проводят беседу, во время которой объясняют ему смысл лечения, например, рас­сказывают о заике, который не смог заикаться, когда ему при­шлось исполнять роль заики на сцене; о больной, боящейся покраснеть в обществе и в то же время неспособной вызвать у себя покраснение, когда она этого хочет. Затем больному предлагают пытаться сделать то, чего он боится, и стремятся при этом представлять это в несколько смешном свете, вы­звать у больного насмешливое отношение к этому предложе­нию. Так, например, больному кардиофобией со страхом ходь­бы одному по улице («вдруг станет плохо с сердцем и никто не окажет помощи») V. Frankl говорил: «Постарайтесь те­перь умирать каждый день 3 раза. Три раза в день вызывай­те у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: "Хочу умереть" и выходите при этом на улицу, чтобы умереть». Больному с инфарктофобией он сказал: «Попытайтесь тут же вызвать у себя инфаркт». Больной, засмеявшись, ответил: «Пытаюсь, но не получается». Тогда V. Frankl предложил:


«Делайте все возможное, чтобы 3 раза в день получать по ин­фаркту».

Применив этот метод, мы предложили больному сифило-фобией «5 раз в день заражаться сифилисом», больному со страхом сойти с ума — «3 раза в день любым путем вызы­вать у себя сумасшествие», больному эрейтофобией сказать себе: «Хочу покраснеть, хочу залиться краской, сейчас подой­ду к девушкам (продавщицам) и постараюсь залиться крас­кой» и делать это; больной с неврозом страха — «делать все, чтобы бояться весь день, испытывать весь день ужас». Боль­ной, страдающей боязнью уколоть своего ребенка, рекомендо­вали «брать вилку и по 5 раз в день колоть ребенка в бедро» и добавили: «Пытайтесь делать это!». Когда при этом она брала вилку, то желание колоть ребенка не возникало и вско­ре страх угас.

Лежавшему у нас в клинике парикмахеру, боявшемуся, что при бритье «ответственного» клиента у него начнет тряс­тись рука и все окружающие это заметят, было предложено принести бритву и побрить врача в присутствии других вра­чей. При этом предложено думать: «Сейчас я покажу ему, как у меня трясется рука, я потрясу рукой!» — и трясти бри­твой перед лицом врача. Несмотря на повторные предложе­ния «трясти рукой», больной, смеясь, ответил, что «рука не трясется», и побрил безукоризненно.

Не для всех больных фобией в равной мере приемлем этот метод. Так, один из больных кардиофобией, несмотря на предложение 3 раза в день вызывать у себя «инфаркт», все же не встал с постели из-за боязни умереть. Другой наш больной сифилофобией отказался применять этот метод, так как не мог себя заставить выполнять требуемое («Мысль о заражении была несносна»). У некоторых больных, особен­но верящих в «физические» способы лечения, предложение применить указанный метод вызывает скептическое отноше­ние, в связи с чем он оказывается для них малоподходящим. Хорошо, когда этот метод лечения назначается врачом, поль­зующимся большим авторитетом у больного. Метод жела­тельно сочетать с лечением убеждением и внушением наяву. Первое время для уменьшения страха могут быть назначены транквилизаторы. Лечение составляет от 1—2 сеансов до 30—40. В последнем случае парадоксальная интенция может одновременно применяться с лечением по методу угашения условной связи.


Метод негативного воздействия может быть рекомендо­ван для лечения фобий, навязчивых состояний, тиков и за­икания, связанного с боязнью речи.

Лечение катарзисом

Лечение катарзисом — это лечение информацией, вызы­вающей отреагирование переживаний в бодрствующем состо­янии или сне — гипнотическом (гипнокатарзис) или нарко­тическом (наркокатарзис).

По мнению S. Freud, в норме отреагирование пережива­ний происходит во время сновидений. В пользу этого гово­рят приведенные выше данные о роли быстрого сна. Термин «катарзис» происходит от греческого слова katharsis — очи­щение и применялся еще Аристотелем в учении о трагедии. Трагедия, по мнению Аристотеля, вызывая страх, гнев, состра­дание, заставляет зрителя переживать эти чувства, тем самым как бы «очищая» его душевное состояние. Еще задолго до Аристотеля понятие о катарзисе возникло у врачей-пифаго-рийцев, лечивших больных музыкой. Методом катарзиса пер­вое время пользовались также J. Вгеиег и S. Freud (послед­ний вскоре отказался от его применения в связи с переходом к психоанализу).

При лечении катарзисом вызываются воспоминания о травмировавшем больного переживании и представляется возможность «отреагировать» на него. По данным Е. Gel-lhorn и G. Loofbourrow, в основе явлений катарзиса лежат интенсивные гипоталамо-кортикальные разряды, сменяющие­ся периодом ослабления кортико-гипоталамического взаимо­действия и, наконец, восстановлением нормальной возбуди­мости гипоталамуса, а также нормализацией гипоталамо-кор-тикальных взаимоотношений. Лечение проводится как в бодрствующем состоянии, так и в гипнотическом или нарко­тическом сне.

В бодрствующем состоянии во время беседы касаются со­бытий, травмировавших больного, дают ему возможность под­робно рассказать о них, что может вести к известному отреа-гированию этих переживаний и в последующем к успокое­нию. Иногда наплыв воспоминаний может привести, наоборот, к оживлению психотравмирующих переживаний и временно­му усилению симптомов невроза.


При лечении катарзисом во время гипнотического сна больному либо напоминают о психотравмирующих событи­ях и дают возможность проявиться возникшей эмоциональ­ной реакции, либо прямо внушают, что сейчас он перенесется в обстановку, вызвавшую его болезнь. «Вы еще раз пережи­вете эти события и теперь отреагируйте на них, после чего они для вас потеряют всякую значимость и вы будете избав­лены от вашей болезни», — говорят ему. Так, например, чело­веку, у которого появился истерический гиперкинез после то­го, как он пережил испуг и был свидетелем страшной сцены гибели людей во время бомбардировки, говорят: «Сейчас вы вспомните с исключительной яркостью все события этой сце­ны. Раздался сигнал воздушной тревоги... Вы выбежали из вагона...». Если сон гипнотический с явлениями сомнамбу­лизма, то этих слов достаточно, и больной дальше сам ра­зыгрывает бурную сцену, воспроизводящую психотравмиру-ющие переживания. Сцена эта сопровождается тяжелым дыханием, стонами, слезами, экспрессивными, порой театрали­зованными, жестами и длится несколько минут. Если она не заканчивается через 10 —15 мин, врач приказывает больно­му резким, громким, внушающим тоном: «Спать, спать, спать, глубже... Это прошло, этого нет. Сейчас (называет нынеш­ний год и число) вы совершенно спокойны»,— и, подождав 1—2 мин, пока больной не успокоится, продолжает: «Теперь вы избавились от тяжелых переживаний военных лет. Клет­ки мозга освободились от возбуждения, вызванного этими переживаниями. События эти теперь для вас безразличны (или „вы их забыли"). Вы совершенно спокойны. Избавились вы и от дрожания (или припадков или другого болезненного симптома). Теперь вы вновь такой, каким были до болезни, и всю жизнь будете здоровы».

При лечении наркокатарзисом применяется описанная выше техника внушения в состоянии наркотического сна. При этом в отличие от лечения во время сна гипнотического обычно требуется в большей мере оживлять психотравми-рующие события. Так, например, в приведенном выше наблю­дении еще внушают: «Трещат зенитки... Появился вражес­кий самолет... Свист бомбы...» и т. д.

В состоянии алкогольного опьянения у больных невроза­ми иногда спонтанно возникают наплывы воспоминаний о психотравмирующих событиях с бурной эмоциональной ре­акцией. Однако к выздоровлению это обычно не ведет. Ви-


димо, одного отреагирования в этих случаях недостаточно. Отреагирование, по мнению Н. Wolpe, помогает, если эмоцио­нальное воспроизведение прошлого сочетается с участием со стороны врача. Поэтому даже один рассказ больного о пере­житом приносит облегчение, когда он встречает сочувствие. При лечении катарзисом большую роль в достижении тера­певтического эффекта играет сопутствующее лечению внуше­ние — прямое и косвенное («после отреагирования болезнен­ные симптомы исчезнут»).

Следует учесть, что у больных истерией истинной причи­ной болезни, делающей истерические симптомы «условно при­ятными или желательными» и ведущей к их фиксации, часто является не та психическая травма, которую больной считает причиной болезни (например, фронтовые переживания), а ны­нешняя, актуальная ситуация, порождающая «бегство в бо­лезнь». Бурная же эмоциональная реакция при упоминании об этой мнимой причине болезни носит театральный харак­тер и должна как бы подчеркнуть, что заболевание вызвано именно ею, и тем самым вызвать к себе сочувствие и «оправ­дать» болезнь. Лечение таких больных проводится в соот­ветствии с общими принципами терапии истерии.

Лечение катарзисом очень широко применялось во время второй мировой войны под названием накросинтеза в англий­ской и американской армиях и являлось официально при­знанным и рекомендованным методом лечения «военных нев­розов». И в мирное время метод этот может быть исполь­зован в сочетании с лечебным убеждением, внушением и каузальной терапией при истерии, неврозе навязчивых состо­яний, неврозе страха, а также неврастенических нарушениях функции внутренних органов, то есть в тех случаях, когда в генезе заболевания играют роль «неотреагированные пережи­вания».

Метод «интенсивного перевоспитания» по Венсану,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных