Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ




Относительно истории западного мышления можно было бы сделать бесчисленное количество обобщений, однако сегодня более всего, пожа­луй, очевиден тот факт, что от начала до конца оно было исключительно мужским феноменом: Сократ, Платон, Аристотель, св. Павел, Августин, Фома Аквинский, Лютер, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Ньютон, Локк, Юм, Кант, Дарвин, Маркс, Ницше, Фрейд... Западная интеллекту­альная традиция была порождена и возведена в канон почти одними только мужчинами, и преобладают в ней в основном мужские взгляды. Разумеется, мужское господство в интеллектуальной истории Запада объясняется вовсе не тем, что женский ум уступает мужскому. Однако можно ли списывать его единственно на социальное неравенство? Думаю, что нет. Я убежден: здесь таится нечто глубинное — нечто архетипическое. Основополагающий и по­всеместный мужской характер западного мышления проявляется как у муж­чин, так и у женщин, пронизывая все стороны западной мысли, определяя важнейшие представления о человеке и человеческой роли в мире. Все основ­ные языки, в русле которых развивалась западная традиция, начиная с гре­ческого и латыни, имели тенденцию олицетворять род человеческий как таковой с помощью слов мужского рода: anthropos, homo, l'homme, el hom­bre, l'homo, der Mensch, man, человек. Как правдиво отобразило представ­ленное в данной книге историческое повествование, всегда и всюду фигурировал «человек»: «восхождение человека», «достоинство человека», «отношение человека к Богу», «место человека в космосе», «борьба человека с природой», «великие достижения современного человека» и так далее*.

* В оригинале везде употреблено английское слово «man», имеющее два значения: «человек» и «мужчина», эту двойственность русский перевод не всегда в силах отразить. — Примеч. пер.

«Человек» западной традиции — это вечно мятущийся герой-мужчина, про­метеевского толка бунтарь, постоянно взыскующий для себя свободы и дви­жения, постоянно рвущийся отделиться и в физическом и в метафизическом планах от породившей его первоосновы и подчинить ее себе. Такая мужест­венная предрасположенность, скрытая в эволюции западного мышления,— пусть она чаще всего оставалась неосознанной — тем не менее, не просто была типична для этой эволюции, но скорее, явилась ее сущностной состав­ляющей 9.

Ибо эволюцией западного мышления двигало героическое побуждение сформировать самостоятельное и разумное человеческое «я», исторгнув его из стихии первоначального единства с природой. Эта преобладающая муже­ственность сказалась на всех основополагающих религиозных, научных и философских воззрениях западной культуры, началось же ее победоносное шествие около четырех тысячелетий назад, одновременно с покорением пат­риархальными кочевыми племенами древнейших матриархальных культур в Греции и Леванте, затем с силой проявившись в патриархальной религии За­пада, выросшей из иудаизма, в его рационалистической философии, при­шедшей из Греции, и в его объективистской науке, возникшей в Европе Но­вого времени. Все это послужило причиной развития независимой человеческой воли и интеллекта: трансцендентного «Я», самостоятельного индивидуального «ego», самоопределяющегося человека со всей его неповто­римостью, обособленностью и свободой. Однако для этого мужскому мыш­лению понадобилось потеснить и подавить женское. Мы видим это в древне­греческом мышлении, полностью подчинившем себе доэллинские матриархальные мифологии, в иудео-христианском отрицании Великой Бо­гини-Матери и в просветительском возвеличивании хладнокровного рассу­дочного «ego», полностью отделившегося, от внешней природы, и можем ут­верждать, что эволюция западного мышления была основана на подавлении женского начала — на подавлении нерасчлененного унитарного сознания, participation mystique с природой. Это было последовательное отрицание anima mundi, то есть мировой души, цельности бытия, некоего всеприсут-ствия таинства и неоднозначности, воображения, эмоций, интуиции, ин­стинктов тела, природы, женщины — словом, всего того, что мужское на­чало в своих проекциях отождествило с «другим», «инаковым».

Однако такое разобщение неизбежно влечет за собой стремление к воссо­единению с утраченным — в особенности же после того, как героические мужские поиски завели современное мышление в безнадежный тупик, где, почувствовав себя в полном одиночестве, оно приписало себе единоличные права на всякое сознательное разумение, какое только есть во Вселенной (че­ловек — единственное сознательное и разумное существо, Космос слеп и ме­ханистичен, Бог мертв). Тогда-то для человека наступает экзистенциальный кризис: он — одинокое и смертное сознательное «ego», заброшенное в абсо­лютно бессмысленной и непознаваемой Вселенной. Наступает для него и кризис психологического и биологического порядка: он живет в таком мире, форма которого в точности отвечает его мировоззрению, то есть в «рукотвор­ном» окружении, постепенно становящемся все более механистичным, без­душным и саморазрушительным. Кризис современного человека — это, по существу, мужской кризис, и я убежден, что уже сейчас назревает его разре­шение в громадной волне женственного начала, всколыхнувшей нашу культуру. Причем явствует это не только из подъема феминизма, усиления пози­ций женщин и из возвышения чисто женских ценностей в глазах как жен­щин, так и мужчин, и не только из быстрого роста женской образованности и появления «родочувствительных» перспектив практически в каждой интел­лектуальной дисциплине, но также из растущего чувства единства с планетой и со всеми ее природными формами, из растущего осознания экологической угрозы и усиливающейся реакции против политических и корпоративных стратегий, направленных на нещадную эксплуатацию среды, из растущего приятия человеческой общности, из стремительного крушения давних поли­тических и идеологических барьеров, разделявших народы мира, из углубля­ющегося понимания ценности и необходимости взаимопомощи и сотрудничества и из взаимодействия множества различных перспектив. Ощу­тима эта волна и во всеобщем стремлении к воссоединению с телом, с эмо­циями, с бессознательным, с воображением и интуицией, в новом интересе к таинству деторождения и материнскому достоинству, в растущем призна­нии имманентного природе разума, в широкой популярности, какую полу­чила гипотеза о Гее (Земле). Ощутима она и во вспыхнувшем увлечении культурными воззрениями архаических времен и современных туземных пле­мен — например, древних европейцев, американских индейцев, африкан­цев,— в новом внимании к женским перспективам божественного, в археологическом открытии традиции Великой Богини и в современном воз­рождении духовности этой Богини, в подъеме иудео-христианской традиции Софии и папском провозглашении Assumptio Mariae*, в отмеченном почти повсеместно стихийном появлении женских архетипических феноменов и в отдельных сновидениях, и в психотерапии. Ощутим этот порыв и в огромной волне интереса к мифологическим воззрениям, к эзотерическим учениям, к восточному мистицизму, к ведовству и шаманству, к архетипической и трансперсональной психологии, к герменевтике и другим необъективистским эпистемологиям, к научным теориям о голономической** Вселенной, к морфогенетическим (формообразующим) полям, к рассеивающим структурам, теории хаоса, теории систем, экологии мышления, ко вселенской сопри­частности — этот список можно продолжить до бесконечности. Как и пред­сказал Юнг, в современном сознании происходит эпохальный сдвиг, примирение двух враждебных полюсов, слияние противоположностей: hieros gamos (священное бракосочетание — др.-греч.) между мужским началом, долгое время пребывавшим на вершине господства, но теперь оставшимся в отчужденном одиночестве, и женским началом, долгое время пребывавшим в угнетении и рабстве, но теперь начавшим стремительное восхождение.

* Успение Марии.— Лат.

** Holonomic — от греческих слов holes («весь», «целый») и nomos («закон»).— Примеч. пер.

И такое драматическое развитие — не просто возмездие, не просто вос­полнение утраченного, поскольку, я убежден, такова и была подспудная цель западной интеллектуальной и духовной эволюции. Ибо потаенной страстью, снедавшей западное мышление, было воссоединение с истоками соб­ственного бытия. Движущей силой западного мужского сознания было его диалектическое стремление не только к самоосуществлению и к самостоя­тельности, но и, в конечном итоге, к восстановлению утраченной связи с целым — чтобы, обособившись от женственного начала, затем вновь обрес­ти его и воссоединиться с ним, как с самим таинством жизни, природы, души. И теперь это воссоединение может произойти уже на новом уровне, в корне отличном от того, на котором пребывало первоначальное бессозна­тельное единство, ибо долгая эволюция человеческого сознания преуспела в том, чтобы подготовить его к добровольному и осознанному приятию собст­венной почвы и первоосновы. Внутренняя направленность и цель (telos) за­падного мышления состояла в том, чтобы восстановить свою связь с космо­сом в зрелой participation mystique, добровольно и осознанно упасть в объятия великого всеединства, в котором сохраняется человеческая незави­симость и в то же время преодолевается человеческая отчужденность.

Однако для того, чтобы могла воспрянуть наконец угнетенная женствен­ность, мужское начало должно принести себя в жертву, пройдя через свое­образную смерть ego. Западное мышление должно открыться навстречу такой действительности, природа которой может сотрясти устои его наибо­лее укоренившихся верований относительно себя и мира. В этом и заключа­ется настоящий акт героизма. Настало время переступить порог — и этот поступок требует особой отваги, веры, воображения и убежденности в суще­ствовании некой большей и сложнейшей реальности. Кроме того, такой по­ступок требует безоговорочного самоотречения. И такова великая задача, во весь рост вставшая перед нашим веком: мужскому началу предстоит расстать­ся со своей hybris* и со своей одно плановостью, заметить наконец свою до сих пор не осознанную половину и добровольно вступить в совершенно новые, основанные на взаимопонимании и равенстве отношения с женст­венным началом во всех его обличьях. Таким образом, женственное начало не нужно более подчинять себе, отрицать и порабощать: его надлежит пол­ностью признать, почитать и ценить как равное себе. Отныне оно должно быть признано не опредмеченным «другим», но источником, целью и имма­нентным присутствием.

* Богопротивная дерзость.— Др.-греч.

Это поистине грандиозная задача, но я убежден, что именно к ней, шаг за шагом, готовило себя западное мышление на протяжении всего своего су­ществования. Я убежден, что неустанное внутреннее развитие Запада и его мужское упорядочивание реальности, неустанно обогащающееся различны­ми новшествами, постепенно — в невероятно долгом диалектическом движе­нии — вело как раз к примирению с утраченным женским единством, к глу­бокому и многоуровневому бракосочетанию мужского и женского, к победоносному и исцеляющему воссоединению. Я полагаю также, что боль­шинство конфликтов и бедствий нашей собственной эпохи отражает тот факт, что драма эволюции именно сейчас близится к своему завершению и разрешению 10. Ибо наше время изо всех сил стремится внести в человечес­кую историю нечто принципиально новое: как представляется, мы являемся и очевидцами, и участниками «родовых мук» некой новой реальности, новой формы человеческого существования — того «чада», что явится пло­дом этого великого архетипического брака, неся внутри своей новой формы все предшествующие. Поэтому я подтверждаю жизненную важность тех идеалов, что провозглашаются выразителями феминистских, экологичес­ких, архаических и прочих контркультурных и мультикультурных направле­ний. Однако мне хотелось бы подтвердить и значимость той линии, что под­держивала и питала основную западную траекторию, ибо я убежден, что эта традиция — если взять всю от греческих эпических поэтов и древнееврейских пророков, все долгое интеллектуальное и духовное развитие от Сократа и Платона, Павла и Августина до Галилея и Декарта, Канта и Фрейда,— что этот ошеломляющий путь, проделанный Западом, ни в коем случае не подо­бает отвергать как какой-нибудь империалистически-шовинистический заго­вор: его следует расценивать как необходимую и благородную часть великой диалектики. Эта традиция не просто достигала той основополагающей диф­ференциации и автономии человека, которая только и могла породить воз­можность такого масштабного синтеза: она к тому же расчистила путь к соб­ственному самоопределению. Более того: в этой традиции кроются ресурсы, оставленные без внимания ее собственным прометеевским натиском, кото­рые мы едва-едва начинаем осознавать и которые, как ни парадоксально, за­ставила нас осознать открытость женственному началу. Здесь и утверждает­ся, и преодолевается каждая из перспектив — и мужская, и женская, представая частью единого целого: ибо любому из полюсов требуется проти­воположный. И их синтез ведет к совсем новым горизонтам: он неожиданно открывает некую большую реальность, которую не дано узреть до тех пор, пока она сама не явится, ибо сама эта новая реальность есть акт творения.

Однако почему же мужской характер западной интеллектуальной и духов­ной традиции стал для нас очевиден только сегодня, тогда как все предыду­щие поколения людей пребывали относительно него в полном неведении? Я считаю, это происходит только теперь потому, что, как предполагал Гегель, цивилизация до тех пор не способна осознать самое себя и собственную зна­чимость, пока не достигнет такой ступени зрелости, когда уже близок ее смертный час.

Сегодня мы переживаем нечто, что очень похоже на смерть современно­го, то есть западного человека. Быть может, близок конец «человека». Но человек не есть цель. Человек есть нечто, что должно быть преодолено и завершено воссоединением с женственностью.


Хронологическая таблица*

2000 до Р.Х. Переселение грекоговорящих индоевропейских народов в район Эгейского моря

1950 Праотцы древнееврейского народа переселяются из Месопотамии (Междуречья) в Ханаанскую землю (традицион­ная библейская датировка)

1800 Первые записи астрономических наблюдений в Месопотамии

1700 Расцвет минойской цивилизации на Крите в течение двух следующих столетий и ее влияние на материковую Грецию

1600 Постепенное слияние индоевропейской и до-эллинской средиземноморской религий в единую общегреческую религию

1450 Падение минойской цивилизации на Крите в результате иноземных вторжений и вулканических извержений

1400 Подъем микенской цивилизации на материковой Греции

1250 Исход евреев из Египта, осуществленный Моисеем

1200 Война троянцев с микенскими греками

1100 Дорийские вторжения, конец микенского владычества

1000 Объединение Давидом Израильского царства с главным городом Иерусалимом

950 Царствование Соломона, возведение Храма

900 — 700 Слагаются ранние книги древнееврейской Библии. Слагаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера

776 В Олимпии проводятся первые панэллинские Олимпийские игры

* Для античности даты приведены приблизительно.

750 Начало греческой колонизации Средиземноморья

740 Пророчества Исайи в Израиле

700 «Теогония», «Труды и дни» Гесиода

600 Фалес Милетский (акмэ*, зарождение философии)

594 Солон проводит реформу управления в Афинах и учреждает правила публичного чтения гомеровских поэм

590 Пророчества Иеремии в Израиле

586 — 538 Вавилонское пленение иудеев

Пророки Иезекииль и Исайя Второй, пророчества об ис­торическом искуплении

Начинается перевод и редактирование древнееврейского Писания

580 Сапфо (акмэ), расцвет греческой лирической поэзии

570 Анаксимандр (акмэ) разрабатывает систематическую космологию

545 Анаксимен (акмэ) постулирует изменение и преобразование первоматери

525 Пифагор основывает религиозно-философское братство и

объединяет науку с мистицизмом в синтез

520 Ксенофан (акмэ) вводит понятие человеческого прогресса, философский монотеизм, скептицизм в отношении антропоморфных божеств

508 Клисфен проводит в Афинах демократические реформы

500 Гераклит (акмэ), философия «panta rhet», вселенского Логоса

499 Начало греко-персидских войн

490 Афиняне разбивают войска персов в битве при Марафоне

480 Греки разбивают персидский флот в битве при Саламине

478 Заключение Делийского союза греческих городов, возглавляемого Афинами Начинается период подъема Афин

472 «Персы» Эсхила, расцвет греческой трагедии

* По гречески акме — «высшая степень чего-либо», «цветущая сила»,— Примеч. авт.

470 Пиндар (акмэ), расцвет греческой лирики

Парменид (акмэ) постулирует логическую противополож­ность между видимостями и неизменной единой действи­тельностью

469 Рождение Сократа

465 «Прометей прикованный» Эсхила

460 Анаксагор (акмэ) вводит понятие вселенского разума

(Nous)

458 — 429 «Век Перикла»

450 Появляются первые софисты

447 Начинается строительство Парфенона (завершено в 432 г.)

446 Геродот пишет «Историю»

441 «Антигона» Софокла

431 «Медея» Еврипида

431 — 404 Пелопоннесская война между Афинами и Спартой

430 Демокрит (акмэ), атомистическое учение

429 «Эдип-царь» Софокла

427 Рождение Платона

423 «Облака» Аристофана

420 Фукидид пишет «Историю Пелопоннесской войны»

415 «Троянки» Еврипида

410 Гиппократ (акмэ) закладывает основы античной медицины

404 Афиняне разгромлены спартанцами

399 Суд над Сократом и его казнь

399 — 347 Написание Платоном «Диалогов»

387 Платон основывает в Афинах Академию

367 Аристотель начинает свои занятия в платоновской Академии, которые продлятся 20 лет

360 Евдокс формулирует первую теорию планетарного движения

347 Смерть Платона

342 Аристотель становится наставником Александра из Македонии

338 Покорение Греции Филиппом II Македонским

336 Смерть Филиппа и восшествие на престол Александра

336 — 323 Завоевания Александра Великого

335 Аристотель основывает в Афинах Ликей

331 Основание Александрии в Египте

323 Смерть Александра

Начало эллинистической эпохи (вплоть до 312 г.н.э.) Смерть Аристотеля

320 Пиррон из Элиды (акмэ) — основатель скептицизма

306 Эпикур основывает в Афинах школу эпикурейцев

300 Зенон Китионский основывает в Афинах школу стоиков

300 — 100 Расцвет Александрии — центра эллинистической культуры Развитие гуманистического просвещения, науки, астро­логии

295 «Начала» Евклида — свод классической геометрии

280 Возведение Мусейона в Александрии

270 Аристарх выдвигает гелиоцентрическую теорию

260 В платоновской Академии приживается учение стоиков, где оно и продержится в течение двух последующих веков

250 В Александрии появляется греческий перевод еврейской библии (Септуагипта, или Библия семидесяти толков­ников)

240 Архимед (акмэ) развивает начала классической механики и математики

220 Аполлоний Пергский (акмэ) совершает открытия в астрономии и геометрии

146 Завоевание Греции Римом

130 Гиппарх из Никеи (акмэ) составляет первую подробную карту звездного неба и закладывает основы классической геоцентрической космологии

63 Юлий Цезарь проводит календарную реформу Цицерон изобличает заговор Катилины

60 Поэма Лукреция «De rerum natura» {«О природе вещей») излагает атомистическую теорию вселенной Эпикура

58 — 48 Цезарь покоряет Галлию, разбивает Помпея

45 — 44 Философские сочинения Цицерона

44 Убийство Юлия Цезаря

31 Октавиан (Августин) разбивает флот Антония и Клеопатры в битве у Акциума Начало Римской империи

29 Тит Ливии приступает к написанию истории Рима {«Аb Urbe condita»)

23 «Оды» Горация

19 «Энеида» Вергилия

8 — 4 до Р.Х. Рождение Иисуса из Назарета

8 г. н.э. «Метаморфозы» Овидия

14 Смерть Августа

15 «Astronomica» Манилия — дидактическая поэма об астро номии

23 «География» Страбона

29 — 30 Смерть Иисуса

35 Обращение Павла на пути в Дамаск

40 Филон Александрийский (акмэ) объединяет иудаизм и платонизм

48 Совет апостолов в Иерусалиме признает миссию Павла среди язычников

50 — 60 Сочиняются послания апостола Павла

64 — 68 Апостолы Петр и Павел принимают мученичество при императоре Нероне Первые серьезные гонения на христиан

64 — 70 Евангелие от Марка

70 Римляне разрушают Храм в Иерусалиме

70 — 80 Евангелия от Матфея и Луки90—100 Евангелие от Иоанна

95 «Institutio oratoria» {«Воспитание оратора») Квинтилиана закладывает основы гуманистического образования в Риме

96 Впервые появляется формула «en Christo paideia» («воспи­тание во Христе»), предвещающая синтез классического гуманизма с христианством

100 «Введение в арифметику» Никомаха

100 — 200 Расцвет гностицизма

109 «Hisioriae» («История») Тацита

110 Плутарх (акмэ) пишет «Bioi paralleloi» — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян

120 Эпиктет (акмэ) — стоик-моралист

140 «Альмагест» и «Четверокнижие» («Tetrabiblos») Птолемея закладывают основы классической астрономии и астрологии

150 Ранний синтез христианства и платонизма у Юстина Му-

ченика

161 Марк Аврелий становится императором

170 Гален (акмэ) совершает открытия в медицинской науке

175 Самый ранний из дошедших авторитетных канонов Нового Завета

180 Критика гностицизма в сочинении Иринея «Adversus haereses» («Против ересей»)

Климент (Александрийский) возглавляет христианскую школу в Александрии

190 Секст Эмпирик (акмэ) обобщает классическое учение скептицизма

200 (прибл.) В Александрии создается «Corpus hermeticum» — «Герметический корпус»

203 Ориген сменяет Климента Александрийского и возглавляет церковную школу «катехуменов» (оглашенных)

232 Плотин начинает свои занятия у Аммония Саккаса в Александрии, которые продлятся 11 лет

235 — 285 Варварские вторжения на территорию Римской Империи

Начало суровой инфляции, распространение чумы, вымирание населения

248 «Contra Celsum» («Против Цельса») Оригена — сочинение, защищающее христианство от нападок интеллектуа­лов-язычников

250 — 260 Гонения на христиан при императорах Деции и Валериане

265 Сочинения и учительство Плотина в Риме; зарождение

неоплатонизма

301 Порфирий составляет компиляцию «Эннеад» Плотина

303 Начинаются последние и жесточайшие гонения на христиан при императоре Диоклетиане

312 Обращение Константина в христианство

313 Медиоланским эдиктом предписывается религиозная терпимость по отношению к христианству в Римской Империи

324 «Церковная история» Евсевия Кесарийского — первая ис­тория христианской церкви

325 Созванный Константином Никейский собор учреждает ортодоксальную христианскую доктрину

330 Константин переносит столицу империи из Рима в Константинополь (Византии)

354 Рождение Августина

361 — 363 Юлиан Отступник на краткое время восстанавливает вРимской империи язычество

370 Гунны начинают массовые набеги в Европу (до 453 г.)

374 Амвросий становится епископом Медиоланским

382 Иероним приступает к латинскому переводу Библии (так наз. Вульгата)

386 Обращение Августина

391 Император Феодосии запрещает все языческие культы в

Римской империи Разрушение Сарапейона в Александрии

400 «Исповедь» Августина

410 Разграбление Рима визиготами

413 — 427 «О граде Божием» Августина

415 Смерть Ипатии в Александрии

430 Смерть Августина

439 Карфаген захвачен вандалами, Запад наводнен варварами

476 Гибель Западной Римской империи

485 Смерть Прокла — последнего крупного философа-язычника Греции

498 Франки при короле Хлодвиге принимают католичество

500 Труды Псевдо-Дионисия Ареопагита — христианского неоплатоника

524 «Утешение философией» Боэция

529 Закрытие Юстинианом платоновской Академии в Афинах

Бенедикт Нурсийский основывает на горе Монте-Кассино первый монастырь

590 — 604 Папство Григория Великого

622 Начало мусульманского летосчисления «хиджра»

731 «Historia ecclesiastica gentis anglorum» («Церковная история народа англов») Беды Достопочтенного вводит в обиход ле­тосчисление от Рождества Христова

732 Карл Мартелл в битве при Пуатье останавливает рвущие­ся в Европу мусульманские полчища

781 Алкуин возглавляет «Каролингское возрождение» и кладет

«семь свободных искусств» в основу средневекового об­разования

800 Коронация Карла Великого

866 «De divisione naturae» («О разделении природы») Иоанна

Скота Эриугены, синтез христианства и неоплатонизма

1000 Большая часть Европы охвачена христианским влиянием

1054 Разделение христианской церкви на Западную и Восточную Церкви

1077 «Размышление о разумности веры» Ансельма Кентерберийского

1090 Росцеллин проповедует номинализм

1095 Первый крестовый поход, организованный папой Урбаном II

1117 «Sic et поп» («Да и нет») Абеляра

1130 Гуго Сен-Викторский составляет первую средневековую «сумму»

1150 На латинском Западе заново обнаруживаются сочинения Аристотеля

1170 Основание Парижского Университета

В Оксфорде и Кембридже складываются интеллектуаль­ные центры

Двор Элеоноры Аквитанской в Пуатье становится цент­ром трубадурской поэзии и образцом придворной жизни

1185 «Искусство куртуазной любви» Андрея Капеллана

1190 Иоахим Флорский (акмэ), тринитарная философия истории

1194 Начинается возведение Шартрского собора

1209 Франциск Ассизский основывает францисканский орден

1210 «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха

1215 Подписание Magna Carta — Великой Хартии вольностей

1216 Доминик основывает доминиканский орден 1225 Рождение Фомы Аквинского

1245 Фома Аквинский начинает учиться в Париже у Альберта Великого

1247 Роджер Бэкон приступает к своим опытным исследованиям в Оксфорде

1260 Освящение Шартрского собора

1266 Выдвижение Сигера Брабантского в Париже

1266 — 1273 «Summa theologica» Аквината

1274 Смерть Фомы Аквинского

1280 «Roman de la Rose» («Роман о Розе») Жана де Мёна

1300 — 1330 Распространение мистицизма в Рейнских землях, акмэ Майстера Экхарта

1304 Рождение Петрарки

1305 Дуне Скот преподает в Париже

1309 Папская резиденция переносится в Авиньон («Авиньон­ское пленение»)

1310 — 1314 «La divina commedia» («Божественная комедия») Данте 1319 Оккам преподает в Оксфорде1323 Канонизация Фомы Аквинского

1330— 1350 Распространение философии Оккама (номинализма) в

Оксфорде и Париже

1335 В Милане появляются первые «общественные» механические часы

1337 Между Англией и Францией завязывается Столетняя

война

1340 Буридан становится ректором Парижского Университета

1341 Петрарка увенчивается лавровым венком на Капитолий­ском холме в Риме как победитель поэтического состя­зания

1347 — 1351 По Европе проносится чума (Черная смерть)

1353 «Декамерон» Боккачо

1377 «Книга о небесах и о мире» Орема отстаивает теоретическую возможность движения Земли

1378 «Великий раскол», борьба за власть между папами-сопер­никами (до 1417)

1380 Уиклиф обрушивается на церковные злоупотребления и

ортодоксальную доктрину

1400 «Кентерберийские рассказы» Чосера

1404 «О свободных науках» Берджерио — первый гуманистический трактат об образовании

1415 Публичное сожжение Яна Гуса — религиозного реформатора

1429 Жанна д'Арк возглавила борьбу французов против английских захватчиков

«История Флоренции» Бруни — начало историографии Возрождения

1434 Во Флоренции приходит к власти Козимо из рода Медичи

1435 В сочинении Альберти «О живописи» систематизируются принципы перспективы

1440 «Об ученом невежестве» Николая Кузанского

«Об истинном благе» Лоренцо Баллы

1452 Рождение Леонардо да Винчи

1453 Падение и захват Константинополя турками-османами, конец Византийской империи

1455 Выходит в свет гутенберговская Библия, начинается революция печатного станка

1462 Фичино возглавляет платоновскую Академию во Флоренции

1469 Во Флоренции приходит к власти Лоренцо Великолепный

1470 Фичино завершает первый латинский перевод «Диалогов» Платона

1473 Рождение Коперника

1482 «Theologica platonica» («Платоническая теология») Фичино

1483 Рождение Лютера

«Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи

1485 «Рождение Венеры» Боттичелли

1486 «De homenis dignitate oratio» («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола

1492 Колумб приплывает к берегам Америки

1497 Васко да Гама достигает берегов Индии.

Коперник учится в Италии и делает свои первые астроно­мические наблюдения

1498 «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи 1504 «Давид» Микеланджело

1506 Начинается строительство Собора Святого Петра под руководством Браманте

1508 «Adagia» («Адагии») Эразма Роттердамского

1508 — 1511 «Афинская школа», «Парнас», «Триумф церкви» Рафаэля

1508—1512 Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы

1512 — 1514 «Commentariolus» Коперника, первый очерк гелиоцентри-

ческой теории

1513 «Государь» Макиавелли

1513 — 1514 «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье», «Мелан-

холия I» Дюрера

1516 «Утопия» Томаса Мора

Латинский перевод Нового Завета Эразма Роттердамского

1517 В Виттенберге Лютер излагает свои 95 тезисов Начало Реформации1519 «Свобода христианина» Лютера

1521 Отлучение Лютера от церкви и вызов, брошенный им императорскому ландтагу в Вормсе

1524 Эразм выступает в защиту свободы воли и против Лютера

1527 Парацельс преподает в Базеле

1528 «Придворный» Кастильоне

1530 Меланхтон провозглашает «Аугсбургское исповедание»

(основы лютеранства)

1532 «Пантагрюэль» Рабле

1534 Генрих VIII издает закон о верховенстве английского ко­роля над церковью, отвергающий папский надзор Лютер завершает свой перевод Библии на немецкий язык

1535 «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы

1536 «Наставление в христианстве» Кальвина

1540 Утверждение монашеского ордена иезуитов, основанного Лойолой

«Narratio prima» («Рассказ первый») Ретика — первый опубликованный труд, где излагается коперниковская теория

1541 «Страшный суд» Микеланджело

1542 Учреждение римской инквизиции

1543 «Be revolutionibus огЫит coelestium» («Об обращениях небес­ных сфер») Коперника

«О строении человеческого тела» Везалия

1545 — 1563 Тридентский собор, начало Контрреформации

1550 «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджио Вазари

1554 Первая книга месс Палестрины

1564 Рождение Галилея и Шекспира

1567 Выдвижение кармелитской реформы св. Терезой Авильской и св. Хуаном де ла Крус

1572 Тихо Браге наблюдает новые астрономические явления

(supernova)

1580 «Essais» («Опыты») Монтеня

1582 Проведение реформы летосчисления и установление григорианского календаря

1584 «О бесконечности, вселенной и мирах» Бруно

1590 «Генрих VI» Шекспира

1596 Рождение Декарта

«Mysterium cosmographicum» («Космографическая тайна»)Кеплера

«Королева фей» Спенсера

1597 «Опыты» Френсиса Бэкона

1600 «Гамлет» Шекспира

Инквизиция казнит Джордано Бруно за ересь

«О Магните» Гилберта

1602 «Об определенных основоположениях астрономии» Кеплера

1605 «Продвижение учености» Бэкона

«Дон Кихот» Сервантеса

1607 «Орфей» Монтеверди

1609 «Astronomia nova» Кеплера, первые два закона движения планет

1610 Галилей в книге «Sidereus nuncius» («Звездный вестник») провозглашает свои открытия, сделанные благодаря телескопу

1611 Появляется авторизованный английский перевод Библии (Библия короля Иакова)

«Буря» Шекспира

1616 Католическая Церковь провозглашает коперниковскую

теорию «ложной и ошибочной»

1618 — 1648 Тридцатилетняя война

1619 «Harmonia mundi» («Мировая гармония») Кеплера, третий закон движения планет

Декарт «прорубает окно» в новую науку

1620 «Novum Organum» («Новый Органон») Бэкона

1623 «Испытатель» Галилея

«Mysterium magnum, или Коментарий на первую книгу Бытия» Якоба Бёме

1628 «О движениях сердца и крови у животных» Гарвея

1632 «Диалог относительно двух основных мировых систем» Галилея1633 Осуждение Галилея инквизицией

1635 Основание Academie Francsise (Французской академии)

1636 Основание Гарвардского колледжа

1637 «Рассуждение о методе» Декарта «Le Cid» («Cud») Корнеля

1638 «Две новые науки» Галилея

1640 «Августин» Янсения, начало янсенизма во Франции

1642 — 1648 Гражданская война в Англии

1644 «Principia philosophiae» («Начала философии») Декарта

«Areopagitica» Мильтона

1647 «Христианская астрология» Лилли

1648 Вестфальский мир возвещает о конце Тридцатилетней войны

1651 «Левиафан» Гоббса

1660 Основание Королевского общества

«Новые опыты в физике и механике» Бойля

1664 «Тартюф» Мольера

1665 — 1666 Ньютон делает свои первые научные открытия в области математического исчисления

1666 Хук доказывает механическую теорию планетарного дви­жения

Основание «Academie des sciences» (Академии наук)

1667 «Потерянный рай» Мильтона 1670 «Pensees» («Мысли») Паскаля

1675 Распространение евангелического пиетизма в Германии

1677 «Ethica» Спинозы «Федра» Расина

Теория микроскопических организмов Левенгука

1678 — 1684 «Путешествие пилигрима» Беньяна

1678 «Критическая история Ветхого Завета» Саймона — начало библейской критики Хейгенс выдвигает волновую теорию света

1687 «Principia mathematica philosophiae naturalis» («Математические начала натуральной философии») Ньютона

Во Французской Академии начинаются ссоры сторонни­ков классицизма и новаторов

1688 — 1689 Победа революции в Англии

1690 «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» Локка

1697 «Dictionnaire historique et critique» («Исторический и критический словарь») Бейля

1704 «Оптика» Ньютона

1710 «Трактат о началах человеческого знания» Беркли

1714 «Монадология» Лейбница

1719 «Робинзон Крузо» Дефо

1721 «Персидские письма» Монтескье

1724 «Страсти по Иоанну» Баха

1725 «Scienza nuova» («Основания новой науки об общей природе нации») Вико

1726 «Путешествия Гулливера» Свифта

1733 «Lettres philosophiques» («Философские письма») Вольтера

1733 — 1734 «Опыт о человеке» Попа

Джонатан Эдварде (акмэ), начало Великого Пробуждения в американских колониях

1735 «Systema naturae» («Система природы») Линнея

1738 Уэсли создает протестантское методистское течение в англиканской церкви

1740 «Памела» Ричардсона

1741 «Мессия» Генделя

1747 «L'homme-machine» («Человек-машина») Ламетри

1748 «Исследование касательно человеческого умопостижения» Юма

«О духе законов» Монтескье

1749 Рождение Гете

«Том Джонс Найденыш» Филдинга

1750 «Discours sur les sciences et les arts» («Рассуждение о науках и искусствах») Руссо

1751 Начинается издание «Encyclopedic» во главе с Дидро и д'Аламбером «Опыты и наблюдения над электричеством» Франклина

1755 «Словарь английского языка» Джонсона

1756 «Опыт о поведении и привычках различных народов» Вольтера

1759 «Тристрам Шенди» Стерна

«Кандид» Вольтера

1762 «Эмиль», «Общественный договор» Руссо

1764 «История античного искусства» Винкельмана. Новое пробуждение вкуса к искусству и культуре классической Гре­ции в Европе

1769 — 1770 Рождение Бетховена, Гегеля, Наполеона, Гёльдерлина,

Дордсворта

1770 «Systeme de la nature» Гольбаха

1771 «Истинная христианская религия» Сведенборга

1774 «Страдания юного Вертера» Гете

1775 Начало американской революции

1776 Джефферсон и другие готовят Декларацию независимости «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита

«История упадка и разрушения Римской империи» Гиббона

1778 «Epoques de la nature» Бюффона

1779 «Диалог касательно естественной религии» Юма

1780 «Воспитание рода человеческого» Лессинга

1781 «Критика чистого разума» Канта

Гершель впервые со времен античности открывает новую планету — Уран

1784 «Идеи к философии истории человечества» Гердера

1787 «Don Giovanni» («Дон Жуан») Моцарта

1787 — 1788 «Федералистские газеты» Мэдисона, Гамильтона и Джея

1788 «Критика практического разума» Канта Симфония «Юпитер» Моцарта

1789 Начало Французской революции Декларация прав человека и гражданина

«Песни неведения» Блейка «Трактат о началах химии» Лавуазье «Принципы морали и законодательства» Бентама

1790 «Метаморфоза растений» Гете

«Критика суждения» Канта «Размышления о революции во Франции» Бёрка

1792 «Оправдание прав женщин» Вольстонкрафт

1793 «Бракосочетание рая и ада» Блейка

1795 «Письма об эстетическом воспитании человечества» Шиллера

«Эскиз исторической картины человеческого разума» Кондорсе

«Теория Земли» Хаттона

1796 «Exposition du systeme du monde» («Изложение мировой сис­темы») Лапласа

1797 «Гиперион» Гёльдерлина

1798 «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа Братья Шлегели начинают выпускать журнал «Атенеум» «Опыт о принципе народонаселения» Мальтуса

1799 Наполеон становится первым консулом Франции

«О религии: речи, обращенные к тем, кто презирает ее с по­зиций культуры» Шлейермахера

1800 «Призвание человека» Фихте

«Система трансцендентального идеализма» Шеллинга

1802 «Генрих фон Офтердинген» Новалиса

1803 Дальтон выдвигает атомную теорию материи

1803 — 1804 «Героическая симфония» Бетховена

1807 «Феноменология духа» Гегеля

Ода «Откровение бессмертия» Вордсворта

1808 «Фауст» (часть I) Гете

1809 «Philosophic zoologique» Ламарка

1810 «De L'Allemagne» («О Германии») мадам де Сталь

1813 «Гордость и предубеждение» Джейн Остен

1814 «Уэверли» Вальтера Скотта

1815 Битва при Ватерлоо, Венский конгресс1817 «Поэмы» Китса

«Biographia Literaria» {«Литературная биография») Кольриджа

«Принципы политической экономии и налогообложения» Рикардо

«Энциклопедия философских наук» Гегеля

1819 «Мир как воля и представление» Шопенгауэра

1820 «Прометей освобожденный» Шелли

1822 «De L 'amour» («О любви») Стендаля

«Аналитическая теория тепла» Ж.Фурье

1824 9-я симфония Бетховена

«Дон Жуан» Байрона Гаусс постулирует принципы неевклидовой геометриии

1829 Бальзак приступает к «La comedie humaine» («Человеческая комедия»)

1830 «Le rouge et te noir» {«Красное и черное») Стендаля «Cours de philosophic positive» {«Лекции по философии пози­тивизма») Конта

«Symphonie fantastique» («Фантастическая симфония») Бер­лиоза

1831 «Евгений Онегин» Пушкина

«Notre-Dame de Paris» («Собор Парижской Богоматери») «Feuilles d'automne» («Осенние листья») Гюго Открытие Фарадеем электромагнитной индукции Дарвин отправляется в трехлетнее плавание на борту судна «Beagle» («Гончая»)

1832 «Фауст» (часть II) Гете «Индиана» Жорж Санд

1833 «Начала геологии» Лайелла

Эмерсон совершает путешествие в Европу, встречается с Кольриджем и Карлейлем

1834 «Sartor Resartus» Карлейля

1835 «Жизнь Иисуса» Штрауса «Демократия в Америке» Токвиля

Бэббидж формирует идею вычислительной машины с ручными клавишами

1836 «Природа» Эмерсона — основоположника американского трансцендентализма

1837 Обращение Эмерсона «Американский ученый» «Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенса

1841 «Сущность христианства» Фейербаха

1843 «Или — или», «Страх и трепет» Кьеркегора «Логическая система» Милля «Современные художники» Рескина

1844 Рождение Ницше «Опыты» Эмерсона

1845 «Женщина в XIX веке» Фуллер

«Рассказы» Эдгара По

«Die heilige Familie» («Святое семейство») Маркса и Эн­гельса

1848 «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса

Во всей Европе вспыхивают революции

В США начинается женское движение суфражисток

1850 Клаузиус формирует концепцию энтропии, Второй закон термодинамики

«Алая буква» Готорна

1851 «Моби Дик» Мелвилла Большая Выставка в Лондоне

1854 «Уолден, или Жизнь в лесу» Торо

1855 «Листья травы» Уитмена

1857 «Госпожа Бовари» Флобера

«Lesfleurs du mal» («Цветы зла») Бодлера

1858 Дарвин и Уоллес видывигают теорию естественного отбора

1859 «Происхождение видов» Дарвина «О свободе» Милля «Тристан и Изольда» Вагнера

1860 «Культура эпохи Возрождения в Италии» Буркхардта Оксфордские дебаты об эволюции между Уилберфорсом и

Гексли

1861 «Материнское право» Бахофена

1861 — 1865 Гражданская война в США

1862 «Les miserables» («Отверженные») Гюго

1863 Отмена рабства, геттисбергское обращение Линкольна

1865 Мендель выдвигает теорию генетической наследствен­ности

1866 «Общая морфология организмов» Геккеля «Преступление и наказание» Достоевского

1867 «Das Kapital» («Капитал») Маркса1869 «Война и мир» Толстого

«Культура и анархия» Арнолда

1871 «Происхождение человека» Дарвина

1872 «Die Geburt der Tragoedie aus dem Geiste der Musik» {«Рожде­ние трагедии из духа музыки») Ницше

«Impression» {«Впечатление: Восход солнца») Моне «Миддлмарч» Джордж Элиот

1873 «Трактат об электричестве и магнетизме» Максвелла 1875 Блаватская основывает Теософское Общество

1877 Пирс публикует первые статьи по прагматизму

1878 Вундт основывает первую лабораторию эксперименталь­ной психологии

1879 Эдисон изобретает угольную нить накаливания для элект­рической лампочки

«Begriffschrift» {«Запись в понятиях») Фреге закладывает начала современной логики «Кукольный дом» Ибсена

1880 «Братья Карамазовы» Достоевского

1881 «Всеобщая история» Ранке

1883 «Введение в гуманитарные науки» Дильтея

1883 — 1884 «Also sprach Zarathustra» («Так говорил Заратустра») Ницше

1884 «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена

1886 «Illuminations» {«Озарения») Рембо

«Jenseits von Gut und Bb'se» {«По ту сторону добра и зла»)Ницше

«Анализ ощущений» Маха

1887 Опыт Михельсона — Морли

1889 «Звездная ночь» Ван Гога

1890 «Основы психологии» Уильяма Джеймса «Золотая ветвь» Фрэзера

1891 — 1893 «Царство Божие внутри вас» Толстого

1893 «Видимость и действительность» Брэдли

1894 «Философия свободы» Штайнера «Основы механики» Герца

1895 «Как важно быть серьезным» Уайльда

«Правила социологического метода» Дюркгейма

1896 Открытие Беккерелем радиоактивности урания «Ubu Roi» {«Король Юбю») Жарри

«Чайка» Чехова

1897 «Воля к вере» Джемса

1898 Живописная серия Сезанна «Mont Sainte-Victoire» {«Гора Сент-Виктуар»)

1900 Смерть Ницше

«Traumdeutung» {«Толкование сновидений») Фрейда Планк закладывает основы квантовой физики «Логические исследования» Гуссерля — начало феноменологии Возрождение интереса к генетике Менделя

1901 «Посланцы» Генри Джеймса

1902 «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джемса

1903 «Опровержение идеализма» и «Principia ethica» («Основы этики») Мура

«Человек и сверхчеловек» Бернарда Шоу Братья Райт совершают первый полет на моторном аэроплане

1905 Записки Эйнштейна по специальной теории относительности, о фотоэлектрическом эффекте, броуновском движении

«Три Очерка по теории сексуальности» Фрейда «Протестантская этика и дух капитализма» Вебера

1906 «La theorie physique» Дюэма

Махатма Ганди развивает учение о ненасильственной борьбе за независимость

1907 «Прагматизм» Уильяма Джемса

«devolution creatrice» {«Творческая эволюция») Бергсона «Les demoiselles d'Avignon» {«Авиньонские девушки») Пи­кассо «Махаяна-Буддизм» Судзуки представляет буддизм Западу

1909 Первое антональное сочинение Шёнберга

1910 — 1913 «Principia mathematica» Рассела и Уайтхеда

1912 «Психология бессознательного» Юнга; отрыв от Фрейда Вегенер выдвигает теорию дрейфа материков

1913 Штайнер основывает антропософию

«Ver Sacrum» {«Весна священная») Стравинского «A la recherche du temps perdu» {«В поисках утраченного вре­мени») Пруста«Сыновья и любовники» Д. Г. Лоуренса «Del sentimiento tragico de la vida en los hombres у en los pueblos» («Трагическое чувство жизни у людей и народов») Унамуно

«Загадка христианства» Ройса Форд налаживает массовое производство автомобилей

1914 «Портрет художника в юности» Джойса «Процесс» Кафки

1914— 1918 Первая мировая война

1915 «Cours de linguistique generate» («Курс общей лингвистики») Фердинанда де Соссюра

1916 Общая теория относительности Эйнштейна

1917 «Священное» Отто Русская революция

1918 «Der Untergang des Abendlandes» («Закат Европы») Освальда Шпенглера

1919 Экспериментальное подтверждение общей теории относительности

«Психология с поведенческой точки зрения» Уотсона «Послание к римлянам» Карла Барта

1920 «Второе пришествие» Йитса

«По ту сторону принципа удовольствия» Фрейда Первое общественное радиовещание

1921 «Анализ мышления» Бертрана Рассела «Tractatus logico-philosophicus» Витгенштейна

1922 «Бесплодная земля» Т. С. Элиота «Улисс» Джойса «Хозяйство и общество» Вебера

1923 «Дуинские элегии» Рильке «Harmonium» У. Стивенса «Я и Оно» Фрейда

«Я и Ты» Бубера

«Скептицизм и животная вера» Сантаяны

«Условные рефлексы» Павлова

1924 «Речь и мышление ребенка» Пиаже «Родовая травма» Ранка «Волшебная гора» Томаса Манна

1925 «Видение» Йитса «Опыт и природа» Дьюи

«Наука и современный мир» Уайтхеда

1926 Шрёдингер выводит волновое уравнение, объясняющее квантовую механику

1927 Гейзенберг формулирует принцип неопределенности Бор формулирует принцип дополнительности Леметр выдвигает теорию «Большого взрыва»

«Sein und Zeit» («Время и бытие») Хайдеггера «Будущее одной иллюзии» Фрейда

«Die Funktion des Orgasmus» («Функция оргазма») Райха «Der Steppenwolf» («Степной волк») Гессе

1928 «Башня» Йитса

«Логическая структура мира» Карнапа «Проблема души современного человека» Юнга

1929 «Процесс и реальность» Уайтхеда

Манифест Венского кружка: «Научное миропонимание»

«Шум и ярость» Фолкнера

«Своя комната» Вирджинии Вульф

1930 «Неудовлетворенность в культуре» Фрейда «Восстание масс» Ортеги-и-Гасета «Историчность человека и веры» Бультмана

1931 Теорема Гёделя доказывает неразрешимость утверждений в формализованных математических системах «Философия символических форм» Кассирера

1932 «Philosophie» Ясперса

«Детский психоанализ» Марии Клейн

1933 В Германии приходит к власти Гитлер

1934 «Изучение истории» Тойнби «Логика научного открытия» Поппера «Архетипы коллективного бессознательного» Юнга «Техника и цивилизация» Мамфорда

1936 «Великая цепь бытия» Лавджоя «Язык, истина и логика» Эйера

«Общая теория занятости, прибыли и денег» Кейнеса

1937 «Ego и защитные механизмы» Анны Фрейд «Об исчислимых множествах» Тьюринга

1938 «Жизнь Галилея» Брехта

Открытие расщепления атомного ядра «Тошнота» Сартра

1939 Смерть Фрейда

1939 — 1945 Вторая мировая война, Холокаст

1940 «Опыт о метафизике» Коллингвуда

1941 «Природа и назначение человека» Нибура «Бегство от свободы» Фромма «Ficciones» («Книга вымыслов») Борхеса1942 «Посторонний» и «Миф о Сизифе» Камю

1943 «Бытие и ничто» Сартра «Четыре квартета» Т. С. Элиота

1945 «Phenomenologie de la perception» {«Феноменология восприятия») Мерло-Понти

«Что такое жизнь?» Шрёдингера

На Хиросиму и Нагасаки сброшены атомные бомбы

Основание Организации Объединенных Наций

1946 — 1948 Начало «холодной войны»

Подъем общественного телевизионного вешания Появление первых электронных компьютеров с ручной клавиатурой

1947 Первые абстрактные полотна Поллока (методом дриппинга, то есть разбрызгивания красок)

1948 «Кибернетика» Винера

«Божественная относительность» Хартшорна «Белая богиня» Роберта Грейвза «Семиэтажная гора» Мертона

1949 «1984» Оруэлла

«Мир в вечном возвращении» Мирча Элиаде

«Тысячеликий герой» Кемпбелла

«Le deuxieme sexe» («Второй пол») Симоны де Бовуар

1950 Папское провозглашение догмата о телесном вознесении Богородицы «Assumptio Mariae» («Успение Марии»)

1951 «Систематическое богословие» Тиллиха «Письма и записки из тюрьмы» Бонхёффера «Две догмы эмпиризма» Квайна

1952 «В ожидании Годо» Беккета

«Ответ Иову», «Одновременность» Юнга

1953 «Философские исследования» Витгенштейна «Введение в метафизику» Хайдеггера «Наука и человеческое поведение» Скиннера Уотсон и Крик открывают структуру ДНК

1954 «Двери восприятия» Хаксли «Богословские исследования» Ранера «Наука и цивилизация в Китае» Нидхема

1955 «Феномен человека» Тейяра де Шардена «Эрос и цивилизация» Маркузе

«Вой» Гинсберга

1956 Бейтсон и др. формулируют теорию «двойного узла»

1957 «Синтаксические структуры» Хомского «Спасти видимость» Барфилда

«Путь дзэн» Уоттса Запуск первого спутника

1958 «Anthropologie structural» («Структурная антропология») Леви-Стросса

«Личное знание» Полянского

1959 «Жизнь против смерти» Брауна

«Две культуры и научная революция» Сноу

1960 «Истина и метод» Гадамера «Слово и предмет» Квайна

1960 — 1972 Подъем движения за гражданские права, студенческого

движения, феминизма, борьбы за охрану окружающей среды, контркультуры

1961 Первые космические полеты

Первый человек в космосе — Юрий Гагарин

«Психотерапия на Востоке и Западе» Уоттса

«Histoire de la folie a L 'age classique» («История безумия в

классический век») Мишеля Фуко

«Les damne's de la Terre» («Осужденные Земли») Фанона

1962 «Структура научных переворотов» Куна «Догадки и опровержения» Поппера «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнга «По направлению к психологии бытия» Маслоу «Безмолвная весна» Карсон

«Галактика Гутенберга» Макльюэна Гесс выдвигает гипотезу о расширенном наступлении моря

Начало Второго Ватиканского собора Основание Эсаленского Института, подъем движения за развитие человеческих возможностей Психоделические эксперименты Лири и Олперта в Гарварде

Студенческое движение за демократическое общество принимает Порт-Гуронскую Декларацию

1963 Вашингтонский марш за гражданские права, речь Мартина Лютера Кинга «Уменя есть мечта»

«Feminine mystique» («Таинственная женственность») Фриден

Э. Н. Лоренц публикует первые заметки о теории хаоса

1964 В Беркли начинается Движение за свободу слова Открытие Пензиасом и Уилсоном фонового космического излучения подтверждает теорию «Большого взрыва» Гельман и Цвейг постулируют существование кварков «Религиозная эволюция» Белла

«Essais critiques» («Критические исследования») Ролана Барта«Автобиография Малькольма X»

1965 Развязывание США войны во Вьетнаме «Мирской град» Кокса

Последнее интервью Хайдеггера журналу «Der Spiegel»

1966 «Радикальное богословие и смерть Бога» Альтицера и Гамильтона

«Цаука и выживание» Коммонера «Ecrits» {«Письмо») Жака Лакана Теорема Белла о нонлокальности

1967 «Политика опыта» Лэнга

«L 'ectriture et la difference» {«Письмо и различие») Жака Деррида

«Исторические корни нашего экологического кризиса» Уайта

1968 «Знание и человеческие интересы» Хабермаса «Критика и методология научно-исследовательских программ» Лакатоса

«Общая теория систем» Людвига фон Берталанфи «Учение Дона Хуана» Карлоса Кастанеды «Всемирный каталог» Брэнда «Взрыв народонаселения» Эрлиха

1968 — 1970 Студенческие волнения, антивоенное движение, расцвет контркультуры

1969 Высадка астронавтов на Луне Лавлок выдвигает гипотезу о Гее «Создание контркультуры» Рожака «Сексуальная политика» Миллета

«Desert solitaire» {«Уединенная пустыня») Аббэ «Гештальт-терапия verbatim» Перлза «Семиотика» Юлии Кристевой «Столкновение интерпретаций» Рикёра

1970 Первый День Земли

«По ту сторону веры» Белла

1971 «Теология освобождения» Гутьерреса

«Наше тело и мы сами» — книга по здоровью Общества Бостонских женщин «Языки мозга» Прибрема «Над краем истории» Томпсона

1972 «Шаги к экологии мышления» Бейтсона «Пределы роста» Медоуза

1973 «Маленькое — значит прекрасное» Шумахера «Интерпретация культур» Гертца

«По ту сторону Бога-Отца» Дэли

«Мели и глубины экологического движения» Нисса

1974 «Религия и сексизм» Рутер

«Богини и боги древней Европы» Джимбутас

1975 «Царство человеческого бессознательного» Грофа

«Пересматривая психологию» Хилмена «Дао физики» Капры «Социобиология» Уилсона «Животное освобождение» Сингера «Против метода» Фейерабенда

1978 «Способы сотворения мира» Гудмена «Воспроизведение материнства» Ходорова

1979 «Философия и зеркало природы» Рорти

1980 Появление персональных компьютеров Развитие биотехнологии «Цельность и внутренний порядок» Бома «От бытия к становлению» Пригожина «Смерть природы» Мёрчент

1981 «Новая наука жизни» Шелдрейка

1982 «Другим голосом» Джиллигена

Теорема Белла подтверждается опытным путем «Судьба Земли» Шелла

1983 Открытие субатомных частиц W и Z

1984 Состояние «постмодерн» Лиотара

1985 «Размышление о роде и науке» Келлер

Горбачев начинает перестройку в Советском Союзе

1985 — 1990 Быстрый рост общественного сознания в отношении экологического кризиса на планете

1989 — 1990 Конец «холодной войны», крушение коммунизма в Восточной Европе


ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

Поскольку сегодня особую важность приобрел вопрос рода и поскольку он напрямую затрагивает язык настоящего повествования, здесь требуется ряд всту­пительных замечаний. Как и в любом другом историческом изложении, време­нами различие между авторским взглядом и разнообразными взглядами, им описываемыми, может быть несколько затемнено, поэтому мне представляется целесообразным предварительно внести некоторую ясность в этот вопрос. Как и многие другие, я не нахожу оправдания для того, чтобы сегодня писатели упот­ребляли слово «человек» и «человечество»* или традиционные местоимения «он» и «его», говоря непосредственно о роде человеческом или о некой обобщенной человеческой личности (например, в выражениях «назначение человека», «отно­шение человека к окружающей среде» и т.д.)- Я признаю, что подобными терми­нами в данном контексте продолжают пользоваться многие серьезные писатели и ученые — в основном, это мужчины, но попадаются среди них и женщины,— и я сознаю, насколько трудно менять глубоко укоренившиеся привычки, однако, в конечном итоге, я не думаю, что подобному словоупотреблению можно найти приемлемое оправдание, диктуемое, главным образом, соображениями стиля (краткость, изящество, ораторский пыл, сила традиции). Таких мотивов — самих по себе достойных — недостаточно для того, чтобы оправдать подразуме­вающееся тем самым «отлучение» женской половины от рода человеческого.

* «Man» и «Mankind»: в английском языке эти слова обозначают прежде всего мужчину, и лишь затем некоего «обобщенного» человека.— Примеч. пер.

Тем не менее, подобное словоупотребление оказывается вполне коррект­ным — а на самом деле и просто необходимым для соблюдения семантической и исторической точности,— когда речь идет о том, чтобы отобразить способ мыш­ления, мировоззрение и сам образ человека (the human), что нашли выражение у большинства главнейших фигур западной мысли со времен древних греков и почти до наших дней. Ибо на протяжении всего своего существования западная интеллектуальная традиция вела свое происхождение недвусмысленно «по отцов­ской линии». С завидным постоянством (к которому сегодня вряд ли можно от­нестись с пониманием) эту традицию закладывали и формировали почти исключительно мужчины, писавшие для других мужчин, так что в конце концов такая «андроцентрическая» перспектива стала молчаливо приниматься за «естест­венную» перспективу. Не было случайным совпадением и то, что практически все основные языки, в рамках которых развивалась западная интеллектуальная традиция,— как древние, так и новые,— как правило, применяли для обозначения рода человеческого или некоего обобщенного человека слова мужского рода: например, anthropos (др.-греч.), homo (лат.), l'uomo (итал.), l'homme (фр.), el hombre (исп.), der Mensch (нем.), man (англ.), человек. Кроме того, и обобще­ния относительно человеческого опыта делались, как правило, с применением тех слов, которые в прочих контекстах обозначали единственно представителей мужского пола: например, aner, andros (др.-греч.); man, men (англ.). При ана­лизе этой тенденции следует помнить о ряде сложностей: в каждом языке суще­ствуют свои грамматические условности в обозначении рода, свои семантические особенности, оттенки и обертона; разные слова в разных контекс­тах предполагают разные степени и формы исключительности или пристрастия; к тому же, все эти переменные неодинаковы для разных авторов и для различных эпох. Однако и сквозь все эти наслоения просматривается очевидный языковой крен в сторону мужского рода, характерный практически для всех мировоззре­ний, последовательно представленных в этой книге. Нельзя оставить такой перевес без внимания, не исказив при этом сущностного смысла и структуры этих культурных воззрений. Этот перевес представляет собой не просто одну из языковых особенностей: скорее, это языковое проявление глубинной и систем­ной — пусть по большей части и не осознанной — мужской предрасположеннос­ти в характере западного мышления.

Когда крупнейшие мыслители и писатели прошлого употребляли слово «чело­век» (man) и другие обобщающие слова мужского рода для обозначения челове­ческого рода в целом — например, «The Descent of Man» («Происхождение человека») Дарвина (1871), или «De hominis dignitate oratio» («Речь о достоинстве человека) Пико делла Мирандола (1486), или «Das Seelenproblem des modernen Menschen» («Духовная проблема современного человека») Юнга (1928),— то смысл этого понятия был полон крайней неясности. Обычно представляется очевидным, что писатель, использующий подобное выражение в контексте тако­го рода, имеет в виду весь род человеческий, а отнюдь не одних только предста­вителей мужского пола. Вместе с тем, из общей картины, на фоне которой и появляется данное слово, явствует также, что этим понятием принято обозна­чать (как прямо, так и косвенно) преобладающие мужские очертания — какими они видятся этим авторам — сущностной природы самого человека и всех челове­ческих дерзаний. Если мы намереваемся понять отличительный характер запад­ной культурной и интеллектуальной истории, то следует отдавать себе полный отчет в этой сдвинутой и устойчиво-двусмысленной манере выражения, вбираю­щей оба рода, но ориентированной прежде всего на мужской. Подразумеваемый чисто мужской смысл таких понятий вовсе не случаен — пусть он и остается чаще всего неосознанным. Если бы в настоящем исследовании мы задались целью представить традиционный западный образ мыслей и деяний, неизменно и неус­танно пользуясь нейтральными в отношении рода выражениями — такими, как «род человеческий», «человечество», «люди», «личности», «женщины и мужчи­ны» и «человеческое существо»* (наряду с парными местоимениями: «она или он», «его или ее»),— вместо тех слов, которые надлежало бы употребить в дей­ствительности-man, anthropos, andres, homines, der Mensch и т.д.,— то ре­зультат подобных стараний был бы вполне сравним с трудами какого-нибудьсредневекового историка, который, упоминая о взглядах древних греков на бо­жественные силы, сознательно вставлял бы слово «Бог» везде, где сами греки сказали бы «боги», «исправляя» таким образом словоупотребление, которое могло бы ненароком поранить и оскорбить средневековый слух.

* В оригинале: «humankind», «humanity», «people», «persons», «women and men», «human being».— Примеч. пер.

Моей целью в этом историческом повествовании было проследить за эволю­цией западного мировоззрения по мере того, как происходило его становление внутри основного течения западной интеллектуальной традиции, и я постарал­ся, насколько это было возможно, проследить за ней как бы с постепенно рас­крывающейся перспективы сомой традиции. Тщательно отбирая и чередуя внутри повествовательного констинуума особые слова и выражения, пользуясь идиома­ми только одного — современного английского языка, я попытался уловить и передать дух каждого из наиболее крупных течений, влившихся в эту традицию. Поэтому-то — во имя исторической верности — в настоящем повествовании и употребляются, где это уместно, определенные английские понятия и выраже­ния — такие, как «человек», «человечество», «современный человек»*, «человек и Бог», «место человека в космосе», «отделение человека от природы» и тому по­добное,— когда они призваны отразить дух и характерный стиль рассуждений рассматриваемой типичности или эпохи. Избегать подобных речевых оборотов в данном контексте означало бы попросту выхолащивать историю западного мыш­ления и представлять в неверном свете его основополагающий характер, внося к тому же изрядную путаницу в эту историю.

Для понимания истинного характера любого культурного мировоззрения во­прос идеологии рода и еще более острый вопрос архетипической диалектики мужского и женского представляют отнюдь не второстепенное значение, и живым отражением этой подспудной динамики является язык. В ретроспектив­ном анализе, следующем за самим повествованием, я более подробно останов­люсь на этом спорном предмете и выскажу некоторые предположения о том, на какую систему представлений подобает опираться при подходе к нему.

* «Man», «mankind», «modern man» etc.— Примеч. пер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных