Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

очной и заочной форм обучения

по нормативной учебной дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

цикла гуманитарной подготовки

всех отраслей знания,

направлений подготовки и специальностей

 

Донецк, 2015


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

очной и заочной форм обучения

по нормативной учебной дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

цикла гуманитарной подготовки

всех отраслей знания,

направлений подготовки и специальностей

 

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

«Философия»

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ р.

 

 

Утверждено

на заседании

Учебно-издательского

совета ДонНТУ

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ р.

 

Донецк, 2015

 
 

УДК 1(071)

 

 


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2015. – 267 с.

 

 

В методических рекомендациях изложены основные материалы, которые могут быть полезны студентам всех отраслей знания и направлений подготовки во время самостоятельной проработки материала по нормативной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки.

 

 

Составитель: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент

Ответственный за выпуск: Т. Э. Рагозина, к.филос.н., доцент

 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 6

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.....…............................................................................... 7

1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................... 7

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ................................................................ 22

3. ЗАДАНИЯ К МОДУЛЯМ № 1, № 2 И К ЭКЗАМЕНУ................................... 24

3.1. Задания к модульному контролю № 1....................................................... 24

3.2. Задания к модульному контролю № 2....................................................... 25

3.3. Задания к экзамену...................................................................................... 27

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ................................... 30

5. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ........................................................................................ 39

6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 177

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТАМИ ОЧНОЙ

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ

ФОРМ ОБУЧЕНИЯ........................................................................................... 195

8. ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 251

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей содержат программу нормативной учебной дисциплины цикла гуманитарной подготовки «Философия», перечень вопросов для самоконтроля студента по овладению им материалом учебной дисциплины, перечень вопросов к модульным контролям и экзамену, критерии оценки знаний по учебной дисциплине, планы семинарских занятий по учебной дисциплине, методические рекомендации по выполнению индивидуальной работы (реферата) студентами очной и контрольных работ студентами заочной форм обучения по учебной дисциплине, список рекомендуемой литературы, которая обеспечивает студентов необходимым материалом по этого видам работ и позволяет сосредоточить внимание на конкретных проблемных ситуациях и путях их решения.

Основанием для разработки методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов является:

Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях. П Р И К А З МОН Украины № 161 від 2.06.93 г.

– Образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра (специалиста, магистра) соответствующих отраслей знания, направлений подготовки и специальностей.

– Образовательно-квалификационная характеристика бакалавра (специалиста, магистра) соответствующих отраслей знания, направлений подготовки и специальностей.

Отраслевой стандарт высшего образования Украины «Средства диагностики качества высшего образования уровня бакалавр (специалист, магистр)» соответствующих оотраслей знания, направлений подготовки и специальностей.

Болюбаш Я. Я. Организация учебного процесса в высших заведениях образования: учебное пособие для слушателей заведений повышения квалификации системы высшего образования. – К.: ВВП «КОМПАС», 1997. – 64 с.

– Учебный план нормативной учебной дисциплины «Философия» цикла гуманитарной подготовки соответствующих отраслей знания, направлений подготовки и специальностей.

– Программа нормативной учебной дисциплины «Философия» подготовки бакалавра всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент (протокол заседания кафедры «Философия» № __ от «__» «__» 20__ г.).

– Рабочая программа нормативной учебной дисциплины «Философия» цикла гуманитарной подготовки всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент (протокол заседания кафедры «Философия» № __ от «__» «__» 20__ г.).

– Критерии итогового оценивания знаний студентов по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент (протокол заседания кафедры «Философия» № __ от «__» «__» 20__ г.).

– Философия: учебно-методическое пособие для студентов технических вузов (на русском языке) / Под ред. Л. А. Алексеевой, Р. А. Додонова, Д. Е. Музы, В. И. Пашкова. – 3-е изд. – Донецк: ДонНТУ, 2009. – 170 с. (Гриф МОП Украины) // Электронный ресурс: http://library.donntu.edu.ua/books/met/cd 868.pdf

– Литература к нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки студентов всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей очной и заочной форм обучения для выполнения всех видов работы / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент (протокол заседания кафедры «Философия» № __ от «__» «__» 20__ г.).

– Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки студентов очной и заочной форм обучения всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент(протокол заседания Учебно-издательского совета ДонНТУ № __ от «__» «__» 20__ г.).

– Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий (рефератов) студентами очной и контрольных работ студентами заочной форм обучения по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент (протокол заседания Учебно-издательского совета ДонНТУ № __ от «__» «__» 20__ г.).

– Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки студентов очной и заочной форм обучения всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей / Сост.: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент (протокол заседания Учебно-издательского совета ДонНТУ № __ от «__» «__» 20__ г.).


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель и задачи методических рекомендаций к организации самостоятельной работы студентов по нормативной учебной дисциплине «Философия»:

 

Целью самостоятельной работы студентов является постижение природы философского знания как необходимой основы формирования мировоззренческой культуры, т.е. способности видения сущности природных и общественных явлений, нахождения формы его теоретического выражения, нахождения принципиальных возможностей практического внедрения теоретических выводов, способности не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и возможности находить соответствующую потребностям общественного развития позицию, стремления к основанным на моральных устоях объективно-верным решениям возникающих в жизни проблем.

Нормативная дисциплина «Философия» изучается студентами на лекциях и семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов обеспечивается системой учебно-методи­ческих средств, предусмотренных для изучения конкретной учебной дисциплины.

Задачей самостоятельной работы студентов по изучению данной дисциплины является анализ разделов философии, круга рассматриваемых в них философских проблем, изучение ее предмета, принципов, законов, понятийно-категориального аппарата, овладение методами научного познания, выяснение функций философии, раскрытие специфики философского знания и неоднозначности его становления и проявления в историко-философском процессе, но вместе с этим и понимание философии как общего языка людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации, а также понимание необходимости усвоения философского знания как условия собственного развития.

При рассмотрении данных методических рекомендаций студент может:

– ознакомится с учебной программой учебной дисциплины;

– самостоятельно провести самоконтроль изученного материала;

– подготовиться к сдаче модульных контролей, экзамена;

– ознакомиться с критериями оценивания знаний;

– ознакомиться с перечнем вопросов, которые будут вынесены на модульные контроли, экзамен;

– определиться с необходимой для реализации задач литературой.

1. ПРОГРАМА НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ

ВВЕДЕНИЕ

Программа изучения нормативной учебной дисциплины «Философия» составлена соответственно с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра.

 

Значение учебной дисциплины:

Природа философского знания такова, что его постижение пробуждает сознание человека, его душу учить мыслить, рассуждать над глубинными ценностями и жизненными проблемами. Философия формирует способность обнаруживать жизненные и познавательные противоречия и, используя полученные знания, эвристичность философской интуиции и методологический ресурс философских категорий, творчески и самостоятельно их разрешать. Гуманистический потенциал философского знания способствует кристаллизации важных качеств культуры личности, ориентирует ее на истину, добро и красоту, защищает от некритического характера обыденного сознания. Философия как общий язык людей в условиях технического учебного заведения предоставляет возможность ориентироваться на общечеловеческие ценности жизни, которые устраняют «барьеры коммуникации», порожденные узостью специализации.

 

Основные методические установки изучения учебной дисциплины:

– охват основных тем учебной дисциплины, обязательных для аудиторных занятий;

– приоритет в выделении тем в объеме, отвечающем специфике предпринимательской деятельности;

– логичность, содержательность и доступность формулировок основных положений, необходимых для раскрытия тем учебной дисциплины;

– соотнесенность теоретических положений с жизненными реалиями, их конкретизация относительно определенной сферы практической деятельности;

– ориентация на проблемный характер положений программы, которые будут побуждать к активно-творческому их усвоению;

– учет многообразия существующих подходов к рассматриваемым проблемам, которые сориентирует студентов на дискуссионный и в то же время толерантный характер занятий;

– наличие источниковедческой базы, которая обеспечит многообразие подходов в изучении тем учебной дисциплины.

 

Предметом изучения учебной дисциплины «Философия» является отношение «человек – мир», который рассматривается с точки зрения природы и сущности мира, его устройства и состояния, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей его познания и преобразования.

 

Междисциплинарные связки заключаются в том, что философия относительно наук намечает их предметные отрасли и создает связанный с этим процессом инструментарий мышления, а сама, основываясь на более высоком уровне развития научного познания, схватывая целостность существования, раскрывает глубинный смысл, который может быть присущ всему целому.

 

Программа учебной дисциплины состоит из двух содержательных модулей:

– содержательный модуль № 1;

– содержательный модуль № 2.

1. Цель и задачи учебной дисциплины:

1.1. Целью преподавания учебной дисциплины «Философия» является формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предвидеть ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и выработать определенную позицию, идущую из внутренних побуждений; стремился к основанным на моральных устоях объективно-верным решениям возникающих в жизни проблем.

 

1.2. Задачами изучения дисциплины являются:

– представить и объяснить разделы философии, предмет ею изучаемый, содержание и функции, а также ее место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;

– раскрыть специфику философского знания и дать понять не только его альтернативность, но и неоднозначность исторического процесса, который ставит каждого человека и человечество в целом перед выбором и ответственностью за его осуществление;

– внедрить диалоговые формы обучения, сориентированные на значимую для личности педагогику партнерства, что приведет к пониманию философии как общему языку людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации;

– привить студентам умения по овладению философскими знаниями и научить их логично и научно обоснованно излагать эти знания;

– подвести студентов к пониманию необходимости усвоения философского знания как условия их собственного развития.

 

1.3. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины, в результате соблюдения которых студент должен:

 

Знать: содержание историко-философского процесса, его основные учения и школы, течения и направления, проблемы, которые ими решались, их историческую обусловленность и преемственность, а также основные проблемы и принципы современной философии: о мире и самом человеке в его существовании, об источниках и общих закономерностях движения и развития предметов, явлений и процессов мира, о ценностях этого мира, о познавательном – сквозь призму практически-деятельного – отношении человека к миру и самому себе, о сущности, формах и законах движения познания и мышления, о действиях и методах правильной, рациональной и эффективной деятельности человека.

 

Уметь: содержательно и логично, научно и с гуманистических позиций обосновывать личное мнение в отношении решения теоретических и практических вопросов, учитывать разнообразие существующих подходов к ним, не колебаться в случае необходимости объяснения теоретических положений, соотносить их с жизненными реалиями, определять их роль в жизни общества и отдельного человека и применять относительно сферы своей деятельности.

 

На изучение учебной дисциплины отводится 108 часы / 3 кредита ECTS.

2. Информационный объем учебной дисциплины:

Содержательный модуль № 1:

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе

Понятие и структура мировоззрения: мироощущение, миропонимание, мироволение, их мировоззренческий статус. Структурные блоки мировоззрения: чувственно-аффективный, информационно-теоретический, аксиологический, праксеологический.

Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный, их социально-культурная обусловленность, основные черты и определения. Философия как теоретическая основа мировоззрения.

Специфика философского знания. Предмет, структура и основные проблемы философии.

Основные функции и социальная роль философии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных