ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коррекция агрессивных проявлений у аутичных детей 1-й группыЭмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.— М.: Изд-во Моек ун-та 1990.—197 с. Эмоциональные нарушения — одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей. В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения: эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром. В отношении каждого из рассматриваемых нарушений эмоционального развития ребенка предложена система эффективных методов коррекции, проверенных в. длительной работе с большим количеством детей. Глава 8 КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ Общие принципы И задержка, и искажение раннего развития могут приводить к формированию и закреплению примитивных, не всегда адекватных форм аффективного реагирования, среди которых наиболее часто встречается агрессия. Агрессивные тенденции могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое влечение. Причины возникновения агрессии и ее функции в поведении ребенка разнообразны. В ряде случаев агрессия является нормальной ситуативной реакцией ребенка, выполняя защитную функцию, необходимую для адекватной адаптации. В то же время в направленных агрессивных действиях может выражаться его стремление к экспансии, активному исследованию окружающего. Периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с моментами его наибольшей эмоциональной лабильности, с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов. Если попытаться проанализировать эти острые кризисные моменты развития ребенка с точки зрения уровневой структуры аффективной организации, то можно увидеть, что они заключаются во временном рассогласовании работы уровней. При этом проявления активного протеста, попытки самоутверждения, выливающиеся часто в агрессивные реакции, скорее связаны с временным ослаблением влияния четвертого уровня, отвечающего за социальную приемлемость, правильность форм поведения. Эпизодические проявления агрессии в норме чаще всего провоцируются попаданием индивида в ситуацию фрустрации'. В этих случаях агрессия рассматривается как реактивное состояние, имеющее определенную защитную функцию. В длительно травмирующих ситуациях эти реакции могут терять свой первоначально адаптивный смысл и препятствовать конструктивному выходу из них. Если реакции третьего уровня выражаются в попытках овладения индивидом фрустрирующей ситуацией (либо в физическом плане — реальном ее преобразовании, либо, что более характерно, в плане символическом — в проигрывании ее в психодраме (ситуация победы над врагом, торжества над обстоятельствами и т. д.), то реакции более низких базальных уровней, которые порождаются ситуациями фрустрации в наиболее тяжелых случаях, не направлены на активное их улучшение. Так, реакции второго уровня обнаруживаются в ряде импульсивных аффективных действий (в заламывании рук, вое, битье посуды, разрывании одежды и т. п.). Реакции первого уровня на ситуацию фрустрации в тяжелых случаях проявляются в попытках вообще выйти из «поля», уйти.от непереносимых аффективных впечатлений. В этих случаях могут возникать ситуации, опасные для жизни. В случаях грубой аффективной патологии — нарушения структуры, стойкого дисбаланса базальной аффективной сферы значение фактора фрустрации в формировании агрессивного поведения значительно возрастает. Агрессивные реакции могут возникать по незначительному, неадекватному с точки зрения окружающих поводу. Форма их выражения может меняться становиться более грубой либо искаженной. Так, вместо агрессивных реакций по отношению к объектам окружения, например, появляется самоагрессия; вместо физической агрессии — вербальная и т. д. Агрессия может иррадиировать в нейтральные ситуации; обращаться да любимые объекты и т. д. __________________________________________ 1 Конечно, это не означает неразрывную связь между агрессией и фрустрацией. Не всякая агрессия провоцируется фрустрацией, и не всегда фрустрация сопровождается агрессией (Левитов Н. Д., 1972).
Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по ряду параметров: 1. Частота и легкость их возникновения. Чем сложнее аффективная патология ребенка, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них — крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т. д. 2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть очевидно спровоцированы определенными «фрустраторами», однако интенсивность и форма их проявлений могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию. 3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействиях с окружающим. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и в свою очередь еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка. 4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других более тяжелых — ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что в этот момент недоступен контакту, и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость. 5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых — это проявления физической ауто- и гетероагрессии, представляющие реальную опасность как для самого ребенка, так и для окружающих. 6. Степень осознавав мости агрессивных действий. Здесь оценка может быть неоднозначной. С одной стороны, осознавание ребенком своих агрессивных проявлений свидетельствует о больших возможностях его личностного развития. С другой, стороны, сформировавшиеся агрессивные установки ребенка являются дополнительным препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздействий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально более приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. При более тяжелом типе аффективных расстройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Ребенок в них особенно напряжен, при их реализации не получает облегчающей аффективной разрядки. В большинстве случаев такие проявления агрессии можно связать с грубой поломкой аффективной сферы и формированием патологических влечений. Они практически не поддаются психологической коррекции. Здесь более эффективна медикаментозная терапия. Задача психолога в этих случаях заключается в нахождении оптимальных условий профилактики возникновения таких влечений. Однако, несмотря на то что наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития. Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с помощью взрослого ребенок может приобрести более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью. Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнения и большей гибкости в способах взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением. Поэтому при попытках психологической коррекции агрессии необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию она несет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорция среди других проявлений активности ребенка и динамика с момента возникновения. Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней его внимание, в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый социально приемлемый, эмоционально наполненный смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы. Каждый из перечисленных приемов психологической коррекции является наиболее адекватным при работе с одним из поврежденных или патологически доминирующих уровней аффективной организации и совершенно противопоказан при обращении к агрессивным проявлениям другого уровня. На модели раннего детского аутизма рассмотрим подробнее., какие формы агрессия принимает на каждом из аффективных уровней, каковы ее предполагаемая природа, функция и, исходя из этого, какие приемы следует использовать для более эффективной ее коррекции. Коррекция агрессивных проявлений у аутичных детей 1-й группы Первый уровень аффективной организации обеспечивают самую минимальную активность индивида в его контактах с окружающим. Приспособительным смыслом этого уровня, как рассматривалось выше, является обеспечение безопасности взаимодействия с окружающим миром до активного направленного контактирования с ним. Такое предварительное избегание фрустрирующих воздействий предупреждает необходимость активного сопротивления им в непосредственном контакте, а следовательно, и возможность возникновения агрессии. Таким образом, в условиях нормального существования этого уровня агрессивные реакции запускаться не могут. Однако при особенно тяжелых аффективных расстройствах, в витально фрустрирующих ситуациях, когда первый уровень не имеет возможности обеспечить адекватный выход из них, возникает единственно возможная на этом уровне форма отрицательного реагирования — самоагрессия. Примером такой тяжелейшей аффективной патологии может служить поведение глубоко аутичного ребенка 1-й группы в ситуации фрустрации, которую он не может избежать обычным способом — уходом от отрицательно заряженного раздражителя. Проявляется это чаще всего в импульсивном кусании ребенком собственной руки. Возникновение такой самоагрессии свидетельствует о том, что ребенок, производящий обычно впечатление отрешенного, «ничего не видящего и не слышащего», безусловно, фиксирует часть впечатлений окружающего. Наблюдение за таким ребенком в процессе коррекционной работы показывает, что самоагрессия нередко появлялась при слишком настойчивых попытках взрослого наладить взаимодействие с аутичньш ребенком, втянуть его в какую-либо целенаправленную деятельность. Являясь реакцией на нарушение аутистического «равновесия», в котором находится такой ребенок, сам устанавливающий дистанцию общения со взрослым, самоагрессия в данном случае служит сигналом к тому, что взрослому необходимо срочно уменьшить дозу вмешательства, активности во взаимодействии, т.е. убавить интенсивность этого взаимодействия. В противном случае со стороны ребенка может возникнуть полный отказ от этого взаимодействия, произойти временная потеря достигнутого ранее эмоционального контакта. Самоагрессию всегда необходимо пытаться снять. Противопоказано в рассматриваемом случае использовать прямой запрет (вербальный или физический — например, удержать руку, когда ребенок подносит ее ко рту), это может лишь дополнительно отрицательно окрасить ситуацию, усилить фрустрацию и, как реакцию на нее — самоагрессию ребенка. Опыт работы убеждает нас в том, что наиболее адекватным является объяснение ребенку ситуации как не опасной. При этом необходимо подчеркнуть свое хорошее отношение к ребенку, заинтересованность в контакте с ним. Ребенок сам может облегчить в некоторой степени ситуацию фрустрации, лишь прибегая к наиболее примитивным формам аутостимуляции (раскачиванию, постукиванию, аффективному интонированию), которые в наибольшей степени характерны для второго уровня аффективной адаптации. Они безусловно патологичны, но в плане усложнения адаптации к окружающему миру в тех дефицитарных условиях, в которых она происходит у такого аутичного ребенка, они являются показателем ее положительной динамики. Следует пытаться обучать его в такой экстремальной ситуации более сложным формам протеста на этом втором уровне адаптации: бросить игрушку, стукнуть по столу, крикнуть, оттолкнуть руку взрослого. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|