Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекция агрессивных проявлений у аутичных детей 1-й группы




Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.— М.: Изд-во Моек ун-та 1990.—197 с.

Эмоциональные нарушения — одна из наиболее частых причин от­клонений психического развития у детей. В книге подробно описыва­ются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения: эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверст­никами, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повы­шенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие сво­бодному взаимодействию с окружающим миром. В отношении каждо­го из рассматриваемых нарушений эмоционального развития ребенка предложена система эффективных методов коррекции, проверенных в. длительной работе с большим количеством детей.

Глава 8 КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Общие принципы

И задержка, и искажение раннего развития могут приводить к формированию и закреплению примитивных, не всегда адек­ватных форм аффективного реагирования, среди которых наи­более часто встречается агрессия.

Агрессивные тенденции могут проявляться в виде самоагрес­сии и агрессивных действий по отношению к объектам окруже­ния или другим людям; приобретать форму физической агрес­сии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздей­ствия из окружения и даже выглядеть как патологическое вле­чение.

Причины возникновения агрессии и ее функции в поведении ребенка разнообразны. В ряде случаев агрессия является нормальной ситуативной реакцией ребенка, выполняя защитную функцию, необходимую для адекватной адаптации. В то же вре­мя в направленных агрессивных действиях может выражаться его стремление к экспансии, активному исследованию окружаю­щего. Периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушаю­щие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с моментами его наибольшей эмоциональной лабиль­ности, с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов.

Если попытаться проанализировать эти острые кризисные моменты развития ребенка с точки зрения уровневой структуры аффективной организации, то можно увидеть, что они заклю­чаются во временном рассогласовании работы уровней. При этом проявления активного протеста, попытки самоутверждения, выливающиеся часто в агрессивные реакции, скорее связаны с временным ослаблением влияния четвертого уровня, отвечаю­щего за социальную приемлемость, правильность форм пове­дения.

Эпизодические проявления агрессии в норме чаще всего провоцируются попаданием индивида в ситуацию фрустрации'. В этих случаях агрессия рассматривается как реактивное со­стояние, имеющее определенную защитную функцию. В дли­тельно травмирующих ситуациях эти реакции могут терять свой первоначально адаптивный смысл и препятствовать конструк­тивному выходу из них.

Если реакции третьего уровня выражаются в попытках ов­ладения индивидом фрустрирующей ситуацией (либо в физи­ческом плане — реальном ее преобразовании, либо, что более характерно, в плане символическом — в проигрывании ее в пси­ходраме (ситуация победы над врагом, торжества над обстоя­тельствами и т. д.), то реакции более низких базальных уров­ней, которые порождаются ситуациями фрустрации в наиболее тяжелых случаях, не направлены на активное их улучшение. Так, реакции второго уровня обнаруживаются в ряде им­пульсивных аффективных действий (в заламывании рук, вое, битье посуды, разрывании одежды и т. п.).

Реакции первого уровня на ситуацию фрустрации в тяжелых случаях проявляются в попытках вообще выйти из «поля», уйти.от непереносимых аффективных впечатлений. В этих случаях могут возникать ситуации, опасные для жизни.

В случаях грубой аффективной патологии — нарушения структуры, стойкого дисбаланса базальной аффективной сферы значение фактора фрустрации в формировании агрессивного поведения значительно возрастает. Агрессивные реакции могут возникать по незначительному, неадекватному с точки зрения окружающих поводу. Форма их выражения может меняться становиться более грубой либо искаженной. Так, вместо агрес­сивных реакций по отношению к объектам окружения, напри­мер, появляется самоагрессия; вместо физической агрессии — вербальная и т. д. Агрессия может иррадиировать в нейтраль­ные ситуации; обращаться да любимые объекты и т. д.

__________________________________________

1 Конечно, это не означает неразрывную связь между агрессией и фрустра­цией. Не всякая агрессия провоцируется фрустрацией, и не всегда фруст­рация сопровождается агрессией (Левитов Н. Д., 1972).

 

Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по ряду параметров:

1. Частота и легкость их возникновения. Чем сложнее аф­фективная патология ребенка, тем больше возможностей воз­никновения фрустрирующих ситуаций. Среди них — крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т. д.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть очевидно спро­воцированы определенными «фрустраторами», однако интен­сивность и форма их проявлений могут не соответствовать при­чинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях труд­но выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.

3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стой­кие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьез­ной дезадаптации ребенка в его взаимодействиях с окружаю­щим. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окру­жающих и в свою очередь еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка.

4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрес­сивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других более тяжелых — ребенок настолько поглощен непосред­ственно самим переживанием совершаемого агрессивного дей­ствия, что в этот момент недоступен контакту, и любое вмеша­тельство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.

5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выра­жается в вербальной форме, в более тяжелых — это проявле­ния физической ауто- и гетероагрессии, представляющие реаль­ную опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

6. Степень осознавав мости агрессивных действий. Здесь оценка может быть неоднозначной. С одной стороны, осознавание ребенком своих агрессивных проявлений свидетельствует о больших возможностях его личностного развития. С другой, стороны, сформировавшиеся агрессивные установки ребенка являются дополнительным препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздей­ствий.

В более легких случаях агрессия выполняет преимущест­венно защитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально более приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром.

При более тяжелом типе аффективных расстройств агрес­сивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Ребенок в них особенно напря­жен, при их реализации не получает облегчающей аффектив­ной разрядки. В большинстве случаев такие проявления агрес­сии можно связать с грубой поломкой аффективной сферы и формированием патологических влечений. Они практически не поддаются психологической коррекции. Здесь более эффектив­на медикаментозная терапия. Задача психолога в этих случаях заключается в нахождении оптимальных условий профилактики возникновения таких влечений.

Однако, несмотря на то что наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключитель­но отрицательные. Следует помнить о том, что они могут за­кономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития. Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с по­мощью взрослого ребенок может приобрести более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью. Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнения и большей гибкости в способах взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением.

Поэтому при попытках психологической коррекции агрессии необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию она несет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорция среди других проявлений активности ребенка и ди­намика с момента возникновения.

Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного по­ведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрес­сивную тенденцию и не фиксировать на ней его внимание, в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый социально приемлемый, эмоционально наполненный смысл; в третьем — не принять агрессию и устано­вить запрет на подобные действия; в четвертом — активно под­ключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растя­гиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.

Каждый из перечисленных приемов психологической коррекции является наиболее адекватным при работе с одним из поврежденных или патологически доминирующих уровней аф­фективной организации и совершенно противопоказан при об­ращении к агрессивным проявлениям другого уровня.

На модели раннего детского аутизма рассмотрим подробнее., какие формы агрессия принимает на каждом из аффективных уровней, каковы ее предполагаемая природа, функция и, исходя из этого, какие приемы следует использовать для более эффек­тивной ее коррекции.

Коррекция агрессивных проявлений у аутичных детей 1-й группы

Первый уровень аффективной организации обеспечивают самую минимальную активность индивида в его контактах с окружающим. Приспособительным смыслом этого уровня, как рассмат­ривалось выше, является обеспечение безопасности взаимодей­ствия с окружающим миром до активного направленного кон­тактирования с ним. Такое предварительное избегание фрустрирующих воздействий предупреждает необходимость активного сопротивления им в непосредственном контакте, а следователь­но, и возможность возникновения агрессии.

Таким образом, в условиях нормального существования это­го уровня агрессивные реакции запускаться не могут. Однако при особенно тяжелых аффективных расстройствах, в витально фрустрирующих ситуациях, когда первый уровень не имеет воз­можности обеспечить адекватный выход из них, возникает един­ственно возможная на этом уровне форма отрицательного реа­гирования — самоагрессия.

Примером такой тяжелейшей аффективной патологии может служить поведение глубоко аутичного ребенка 1-й группы в ситуации фрустрации, которую он не может избежать обычным способом — уходом от отрицательно заряженного раздражителя. Проявляется это чаще всего в импульсивном кусании ребенком собственной руки. Возникновение такой самоагрессии свиде­тельствует о том, что ребенок, производящий обычно впечатле­ние отрешенного, «ничего не видящего и не слышащего», безус­ловно, фиксирует часть впечатлений окружающего. Наблюдение за таким ребенком в процессе коррекционной работы показы­вает, что самоагрессия нередко появлялась при слишком на­стойчивых попытках взрослого наладить взаимодействие с аутичньш ребенком, втянуть его в какую-либо целенаправленную деятельность. Являясь реакцией на нарушение аутистического «равновесия», в котором находится такой ребенок, сам устанав­ливающий дистанцию общения со взрослым, самоагрессия в данном случае служит сигналом к тому, что взрослому необхо­димо срочно уменьшить дозу вмешательства, активности во взаимодействии, т.е. убавить интенсивность этого взаимодей­ствия. В противном случае со стороны ребенка может возникнуть полный отказ от этого взаимодействия, произойти времен­ная потеря достигнутого ранее эмоционального контакта.

Самоагрессию всегда необходимо пытаться снять. Противо­показано в рассматриваемом случае использовать прямой за­прет (вербальный или физический — например, удержать руку, когда ребенок подносит ее ко рту), это может лишь дополни­тельно отрицательно окрасить ситуацию, усилить фрустрацию и, как реакцию на нее — самоагрессию ребенка.

Опыт работы убеждает нас в том, что наиболее адекватным является объяснение ребенку ситуации как не опасной. При этом необходимо подчеркнуть свое хорошее отношение к ребен­ку, заинтересованность в контакте с ним.

Ребенок сам может облегчить в некоторой степени ситуацию фрустрации, лишь прибегая к наиболее примитивным формам аутостимуляции (раскачиванию, постукиванию, аффективному интонированию), которые в наибольшей степени характерны для второго уровня аффективной адаптации. Они безусловно патологичны, но в плане усложнения адаптации к окружаю­щему миру в тех дефицитарных условиях, в которых она про­исходит у такого аутичного ребенка, они являются показателем ее положительной динамики. Следует пытаться обучать его в такой экстремальной ситуации более сложным формам протеста на этом втором уровне адаптации: бросить игрушку, стукнуть по столу, крикнуть, оттолкнуть руку взрослого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных