Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям




Циклические агрессивные реакции. Обычно это агрессивные реакции на избирательные игрушки, предметы, привлекшие внимание аутичного ребенка, можно рассматривать как вариант наиболее грубого доминирования патологически функционирую­щего второго уровня при несформированности более сложных аффективных уровней. Например, девочка тянется к бумажной игрушке, которая ей явно понравилась, со словами: «Дай ку­колку!» — берет в руки, но почти сразу же разрывает, после этого опять: «Дай куколку!» и так без конца.

Можно предположить, что в основе таких как бы механи­чески происходящих разрядов, которые очень трудно купиро­вать, лежит грубо поврежденный механизм аффективного-ориентировочного действия. Стимул, оцениваемый аутичным ре­бенком 2-й группы как положительный, аффективно значимый,, запускает активность по его достижению. Однако она не разво­рачивается, не доводится до конца, обрываясь на агрессию. Такой неадекватный срыв, возможно, происходит в связи с по­вышенной пресыщаемостью аутичного ребенка, доставляющей ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующей: агрессивное действие по отношению к объекту2.

Справиться с такими проявлениями агрессии с помощью какого-либо психотерапевтического приема практически невоз­можно. Единственный выход — убирать из поля зрения ребен­ка объекты, наиболее его привлекающие и скорее вызывающие пресыщение3, и пытаться переключать его на менее аффектив­но значимые, но обязательно приятные и тонизирующие раз­дражители (на возню с водой, с мыльными пузырями, яркими кубиками и т. п.).

_______________________________

2 Если для детей, поведение которых больше диктуется первым уровнем,, пресыщение может наступить уже до начала действия, то здесь оно на­ступает в процессе его реализации, производя особенно странное впечат­ление резкого перехода от приятия объекта к его уничтожению.

3 По данным Dembo (1931), пресыщение наступает тем скорее, чем более аффективно насыщенной является ситуация.

Импульсивные агрессивные действия, направленные на ок­ружающих людей.

Эти действия являются результатом искажения базальной аффективной ориентировки на этологически наиболее сильные раздражители, исходящие от внешнего облика человека, преж­де всего матери (руки, глаза, волосы). Запускаемые этими это­логически значимыми сигналами адаптивные реакции не дово­дятся до конца, и их «обломки» внешне выражаются как навяз­чивые агрессивные действия, влечения. Так, ребенок стремится дернуть за волосы находящегося рядом человека или напря­женно вдавиться подбородком в его плечо. Или, например, в момент достигнутого эмоционального контакта, ребенок смот­рит в глаза взрослого, улыбается, тянется к его рукам, но при прикосновении к ним внезапно начинает раздирать его паль­цы, лицо мальчика становится крайне напряженным, появляют­ся гримасы, напряжение всего тела.

В такой ситуации необходимо пытаться быстро переключить ребенка, не дать ему зафиксироваться на этих импульсивных агрессивных действиях. Это особенно важно в тех случаях, когда агрессивное отношение к окружающим приобретает грубо извращенный характер, выглядит как непреодолимое патологи­ческое влечение (например, ребенок набрасывается на ноги взрослого и напряженно прижимается к ним лицом4).

В подобных случаях особенно важно так организовать си­туацию взаимодействия с ребенком, чтобы не провоцировать лишний раз его неизбежные импульсивные агрессивные реак­ции. Нужно убирать по возможности из его поля зрения все заведомо провоцирующие их раздражители (например, рабо­тать в брюках, надевать на руку куклу, т. е. общаться с ребен­ком опосредованно и т. д.).Однако если ребенок постоянно сры­вается на эти агрессивные действия, если они усиливаются при попытках общения с,ним, то необходимо в тех случаях, когда это возможно, пробовать включать их в более адекватные фор- ^ мы аффективного контакта со взрослым, а постепенно и пере­ключать на них. Так, если ребенок вдавливается -подбородком в плечо взрослого — надо пытаться восстановить нормальный аффективный контакт -с ним (обнять в ответ, покачать, поно­сить на руках). При этом взрослому важно дать почувствовать ребенку свое положительное отношение к происходящему. Не следует бояться обилия тактильных контактов. На данном уровне аффективного реагирования ребенка они естественны. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз получает в ней поддержку взрослого, заметно снижаются и частота и интенсивность подобной формы агрессии. У ребен­ка часто остается лишь потребность «отметиться» — подойти, прикоснуться подбородком к плечу взрослого.

____________________________________________________

4 В таких случаях, по-видимому, нарушено не только адекватное протекание этологической реакции, но и ее запуск — происходит смещение самих этологических признаков, выделение тех из них, которые в норме в этом возрасте не являются аффективно и адаптивно значимыми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных