Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ритм и повторение, пример и подражание




В заключение можно сказать, что воспитание маленького ребенка базируется на двух основах. Первая - ритм и повторение. Работа с детьми связана с событиями года. Воспитатели стараются более глубоко пережить и осознать изменения в природе, христианские праздники, и приобщить детей к этим переживаниям - не через прямые рассказы, а через создаваемую взрослыми радостную, естественную, творческую атмосферу, которая взращивает в ребенке благоговение и благодарность. Вторая основа - это пример и подражание. Так взрослый должен быть для детей дошкольного возраста безусловным примером, ему, прежде всего, нужно постоянно заботиться о самосовершенствовании. Каждый нормально развивающийся ребенок ориентируется на деятельность мира взрослых и получает от него импульсы для своих действий, игр и отношений. Дети совершенно свободны в подражании. Каждый в свое время на свой манер берет пример со взрослого и совершает индивидуальные шаги в учении. Если деятельность взрослых многообразна и периодически повторяется, тогда каждый ребенок сможет найти для себя то, что ему требуется на ступени развития.

Работа руками в детском саду

Работа руками в детском саду - это радостная подражательная деятельность. Не нужно специально придумывать что-то для развития ловкости пальцев у детей. Ребенку нужно просто видеть взрослых людей, которые делают что-то своими руками: шьют, чинят, латают, вышивают, - и тогда в нем просыпается желание делать то же самое. И поэтому все остатки и обрезки: ткани, фетра, цветной бумаги и пр. - следует складывать в особую коробочку, которая постоянно находится в распоряжении детей.

Прежде всего, ребенок должен работать по своему желанию и следуя своим собственным идеям, его право - оставить работу, когда ему этого захочется. Если он еще не умеет хорошо резать ножницами, вдеть нитку в иголку или завязать узелок, мы должны ему обязательно помочь.

Для ребенка важнее не результат, а сам процесс работы, когда он, следуя собственному желанию, что-то создает и при этом неосознанно учиться быть ловким. Если взрослым постоянно удается создавать радостную, творческую атмосферу вокруг своей работы, то очень скоро дети перебираются со своими играми к нему, а чуть позже начинают подражать его действиям.

Из всех разнообразных работ, которые мы можем выбирать для детского сада, в первую очередь следует обратить внимание на шитье и вышивание.

Несколько раз в году воспитательница во время свободной игры детей создает швейный уголок. У нее в корзиночке лежит ткань или фетр, из которых она шьет простых кукол или “кукол из платочков”. В другой корзинке - ножницы, подушечка с иголками, наперсток, катушки с разноцветными нитками.

Какое счастье для ребенка - держать в руках все это богатство! В зависимости от возраста и темперамента дети охотно начинают работать вместе с воспитательницей. Трех-четырех летки выбирают из детской корзинки большой кусок ткани и разрезают его ножницами, крепко сжимая губы и высовывая язык. Потом они берут большую иголку с длинным ушком и толстую нитку, которую для них вдевают в иголку старшие дети или взрослые. Прошивается этот материал так, что впоследствии становится похожим на клубок. Звучит победный крик: “Я сделал себе птичку!” - и “птичка”, сопровождаемая пением, летит в руках ребенка через всю комнату.

Четырехлетний мальчик соорудил из кусков шерсти овечку и спрашивает: “Можно мне взять ее домой?”. Его друг нашел наперсток и уверенно надел его на указательный палец и только после этого принялся за шитье.

Совсем по-другому работают пятилетние дети. Девочка хочет сшить гномика, очень обдуманно она выбирает кусочки фетра, разрезает их, сшивает умелыми стежками - все выглядит как у взрослых. Потом она набивает гномика шерстью, зашивает и тут же делает второго. Обоих засовывает в карманы, садится на пол и строит из чурок и камней пещеру для них. Двое других детей тем временем выбирают самые хорошие пуговицы из коробки и воодушевлено пришивают их на кусок ткани. Воспитательница просит их на противоположном конце их лоскутка прорезать петельки для пуговиц. При этом она сообщает, что пуговицы, пришитые через край, плохо застегиваются. Тут же пуговицы при помощи ножниц энергично отпарываются и пришиваются вновь - на этот раз правильно.

Можно видеть, что трех-четырех летние дети, используя свою детскую фантазию, только подражают тому, как шьют взрослые, в то время как пятилетки действуют осознанно и целенаправленно. Они все больше испытывают силы представления, которые с помощью ранее развитой фантазии воодушевляют их на подражательную деятельность.

В последние месяцы перед поступлением в школу пальцы детей становятся такими ловкими, что они могут не только вдевать нитку в иголку, но и делать правильные швы тонкими нитками. Теперь им совершенно понятно, почему настоящий портной надевает наперсток на средний палец правой руки. Если предложить им сделать собственного ребенка из большого куска белой ткани, они сами свободно выбирают, каким он будет: будут ли у куклы длинные волосы, которые можно заплетать в косички, или короткая стрижка, во что она будет одета - в крестильное платье, в фартук с карманами или куртку с пуговицами и т. д.

Еще несколько слов о выживании. В определенное время года воспитательница посвящает себя вышиванию. В совершенно свободной форме дети подражают ей - пускают нитку с цветной иголкой гулять по всему лоскутку. Некоторые дети выбирают цвета ниток очень тщательно, а другие совершенно произвольно. Один ребенок делает своей иголкой гигантские шаги, а его товарищ, наоборот, никак не может сдвинуться с места. Таким образом, мы видим, что шитье и вышивание требует большой свободы воображения, чем ткачество.

Все больше и больше через подражание дети приходят к нормальной, осмысленной жизненной деятельности. Насколько успешно происходит этот процесс, зависит от индивидуальной силы воли и подражательных способностей, а также, не в последнюю очередь, от умения взрослых, посредством повторяющейся деятельности, создать радостную рабочую атмосферу.

Как работа в детском саду помогает создавать оболочку для жизненных сил ребенка

Прежде чем говорить о том, как работа в детском саду помогает создавать оболочку для жизненных сил ребенка, стоит задуматься о смысле этой оболочки.

С одной стороны, эта оболочка защищает, отталкивая, задерживая все внешнее. А с другой - создает условия, при которых внутреннее может развиваться, упорядочиваться, становиться сильнее. Оболочка окружает, создает границу, но не закрывает совершенно, а дает возможность связаться внешнему и внутреннему. Эту функцию оболочки любого вида мы можем наблюдать при каждом ее жизненном проявлении.

Представим средневековый город. Он окружен стеной, в которой есть ворота. И через эти ворота входят и выходят люди - кто пешком, кто на лошади, кто в экипаже. Над воротами башни, из них охранники следят за порядком, они вовремя замечают приближающегося врага и тогда закрывают ворота. А теперь подумаем, что же защищает территорию детского сада. Здесь тоже есть свои “защитные стены” и “ворота”, которые не так легко преодолеть, потому, что их охраняют “сторожа”. Эти “сторожа” из всего многообразия работ и жизненных действий выбирают и допускают лишь те, которые, основываясь на учении о человеке, они считают наиболее подходящими для первых семи лет жизни. О какой бы оболочке мы не вспомнили: дом с деревьями и окнами, одежда, дышащая кожа, физическое тело с его “дверями” органов чувств - повсюду мы можем видеть сообщение внутреннего и внешнего.

Оболочка образуется телом во всех областях: на физическом плане мы заботимся о теплых одежде и помещении, в душевной области - об “искренней, непритворной” любви. “Любовь, своим теплом согревающая физическое окружение в подлинном смысле этого слова - как наседка яйцо - высиживает формы физических органов” (Р. Штейнер “Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки”). На духовном уровне образуется тепловая оболочка, когда мы предоставляем мудрости господствовать в наших мыслях, когда наши помыслы не праздны и действия вытекают из учения о человеке. Р. Штейнер часто говорил так: если ты пытаешься воплотить то, что осознал, то это любовь.

Мы постоянно должны заботиться об этой тепловой оболочке, она никогда не возникает сама по себе, ее нужно каждый момент создавать вновь. Этому способствуют три основополагающих добродетели, которые имеют огромное значение для ребенка, особенно в первые три года жизни:

* любовью мы должны сопровождать ребенка, когда он начинает ходить (Р. Штейнер “Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки”);

* правдивость должна окружать ребенка, когда он учится говорить;

* ясность должна господствовать в окружении, когда ребенок развивает мышление.

Рассматривая все последующие примеры, мы постоянно должны меть в виду тепловую оболочку и три основополагающие добродетели.

Из повседневной жизни детского сада я хотела бы вычленить некоторые процессы и на их примере показать, как формируется (или наоборот не формируется) оболочка.

Во-первых, посмотрим на ту оболочку, которая создается нашим поведением, действиями, жестами. Я бы назвала ее “оболочкой деятельности”. Сюда относится, прежде всего,. та творческая атмосфера, которой следует подражать. Р. Штейнер сказал по этому поводу: “Задача детского сада - преобразовать всю работу, которая только есть в жизни, в такие формы, чтобы они могли влиться в игру ребенка.” (“Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного человековедения. Лекция от 16 апреля 1923 г.”). собственно все дело и заключается в “таких формах”.

Рассмотрим три примера обычной жизненной деятельности и попробуем понять, как воплотить ее в такие формы, о которых говорит Штейнер.

Забота об окружении: “уборщица”, “гладильщица”, “генеральная уборка”

каждую субботу в конце свободной игры в детском саду появляется “уборщица” - ведущая воспитательница или одна из ее помощниц - с баночкой вкусно пахнущего воска для натирания пола и тряпками для уборки. Возможно, она сама сообщила о том, что она придет в садик, или кто-то из детей или взрослых спросил, когда же она прибудет. Дети освобождают маленькие полочки, а “уборщица” стучит в кукольные домики и потом тщательно натирает воском полки, после чего полирует их вместе с детьми. Когда полка готова, дети вновь расставляют на ней вещи, а в это время “уборщица” занимается соседней полкой. Дети-помощники сопровождают ее к “магазину”, к большой полке с игрушками и другим важным местам. И только после этого начинается завтрак.

Теперь поговорим о том, как следует гладить белье в детском саду. В центр комнаты, откуда видны все уголки, ставится гладильная доска с утюгом, рядом стол для выглаженного белья. Гладильщица вынимает из корзины с бельем один платок за другим, спрыскивает их, складывает и скатывает в трубочку, чтобы они равномерно впитали влагу, и кладет на немаркую (чтоб не полиняли) подстилку. Потом садится у гладильной доски, раскатывает перед собой этот “рулон”, гладит по очереди все вещи, аккуратно раскладывает их и помещает на стол в стопки. Удовольствие, которое она получает при этом, передается детям. Между ними и гладильщицей возникает контакт, они включают ее в свою игру, заботливо снабжают ее “кушаньями” и “напитками”. В этой суматохе детской комнаты одна гладильщица сохраняет покой, и она с ее работой находится в центре игры.

Третий пример - генеральная уборка. (Я надеюсь, что у читателей не возникает впечатления, будто мы в детском саду только и делаем, что убираемся.) В определенный, заранее назначенный день, стулья, табуретки и скамейки должны быть вычищены и натерты воском. Один стол застилается рабочей скатертью, на нем раскладываются банки с восковой мастикой, тряпками для мытья и полировки. К этому столу со всей комнаты дети стаскивают стулья и составляют их в длинные ряды один за другим. Они требуют, чтобы я убирала передние стулья, - ведь этот “поезд” должен двигаться. Вычищенные стулья выставляют в прихожую, где их полируют, а потом заносят обратно. Вскоре стулья вновь становятся поездом, или кафе или лавочками, для отдыха. Трое самых маленьких детей именно в этот день отгородили стульями свой “дом”. Я предложила им: “Мы сейчас на минуточку возьмем ваши стулья. Мы их почистим, а когда они станут совсем новые, вы получите их обратно”. Конечно же они согласились. Вскоре после этого они сидели на столярном верстаке и вполголоса пели рождественскую песню, хотя это было время Пасхи.

В уборке участвовали не все дети. Некоторые шили на скамейке в углу. Рядом с ними сидел шестилетний мальчик и самозабвенно играл на флейте (на палочке) мелодию “Мой ангел-хранитель”. В кукольном уголке праздновали день рождения куклы. Рядом группа детей строила дом.

При всех работах, описанных выше, а так же при шитье, резьбе по дереву или приготовлении пищи и других необходимо организовывать “уголок” или “мастерскую” со всем необходимым материалом и инструментами. А самое главное - к работе приступить с радостью.

Как же создаются те самые формы, в которых работа воплощается так, чтобы она могла влиться в игровую деятельность детей? И что требуется, чтобы эти работы создавали для детей оболочку?

* На глазах у детей мы создаем наглядные рабочие процессы, в которых все происходит правильно и разумно и каждая стадия очень четко обозначена, поэтому дети имеют возможность так или иначе включиться в нашу работу в любой момент. В соответствии со своим возрастом они, отталкиваясь от процесса работы, создают свои игры. Они находят свое место в работе взрослых.

* Мы заранее обдумываем работу и выполняем ее упорядоченно и последовательно, вплоть до уборки рабочего места.

* Мы работаем спокойно, не нервно, но в быстром темпе: не со скукой, а всегда охотно, с удовольствием. Мы сосредоточены на нашей деятельности, но при этом мы замечаем все происходящее в помещении, так что все дети чувствуют себя хорошо.

* Мы делаем одно дело долгое время, по крайней мере несколько дней (естественно, существуют исключения), мы повторяем нашу деятельность в определенном ритме - а не тогда, когда нам взбредет в голову чем-то заняться.

Из этой внутренней дисциплины и появляются те формы, в которые мы должны воплотить всю жизненную деятельность. Все это создает спокойствие и прилежание в игре, творит оболочку! Дети, как ни парадоксально это звучит, активны в покое, и им не нужно спрашивать “Что ты сегодня делаешь?” или “Чем мы теперь займемся?”






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных