Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнология как наука




Этнос и этнология (от греч. народ и знание) - наука о народах мира. Термин Этнология был введен в 1784 г А. Шаванном, хотя своим распространением обязан В. Эдвардсу и А.М. Амперу в конце 20- 30-х годов ХІХ века. Место этнологии среди гуманитарных наук определено наряду с археологией, историей и т.д.

Как академическая наука и университетская дисциплина этнология обрела автономное значение совсем недавно. Однако можно сказать и о том, что этнография зародилась очень давно, почти с началом образования первых родоплеменных образований древности. Людям всегда была характерно отмечать какие-либо отличающие черты культуры соседей. В смысле этнологии эта наука начинает отсчет времени с первых философских рассуждений человека, ибо везде и во все времена людям было свойственно высказывать теории о природе человеческого общества, сравнивать различные этнокультурные явления.

В историческом прошлом этнографическая литература и устные этюды существовали у многих народов мира. Вместе с тем есть поворотный момент в этом процессе – это формирование научных основ дисциплины и преподавание этой дисциплины в университетах. По отношению к нашей дисциплине это конец XVIII-нач. XIX вв. Как отметил один из выдающихся этнологов Э. Эванс-Причард: «Антропология дитя эпохи Просвещения».

В 1830-40-е годы в ряде стран Европы и Америки возникли первые общества этнологии «Парижское общество этнологии» (1839), «Американское этнологическое общество» (1842) и др.

На этом этапе этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. С середины ХІХ века возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке.

Проявлением этого было, например, возникновение в Германии «Общества антропологии, этнологии и предыстории» 1869, в Италии – «Итальянского общества антропологии и этнологии» 1871 и т.д. Эта позиция в определении соотношения между этнологией и антропологией была представлена на Международном географическом конгрессе в Париже 1875 г, в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии. Позднее она была подтверждена фактом создания Международного союза антропологических и этнологических наук и проведения с 1934 г. Международных конгрессов антропологических и этнологических наук (МКАЭН). Наряду с этим со второй половины ХІХ века сложилась иная традиция рассматривать этнологию в качестве составной части социальной антропологии. В наше время вместо этнологии в зарубежной науке больше употребляется «социальная антропология» и в отдельных случаях «культурная антропология».

Своеобразное толкование проблемы соотношения этнологии со смежными науками было предложено Э.Дюркгеймом, который рассматривал этнологию как описательную дисциплину, материалы которой обобщаются социологией. В противоположность этому широкое распространение на Западе получил взгляд, согласно которому этнология понимается как наука о народах (преимущественно ”примитивных”), тогда как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них. Наконец, в трудах К. Леви-Строса этнография, этнология и антропология представляются как три последовательных этапа в процессе научного познания культуры человечества: этнография включает полевые исследования, классификацию и описание отдельных проявлений культуры; этнология – первый шаг к синтезу в географическом, историческом или систематическом направлениях; антропология стремится познать человека вообще.

Таким образом, по мнению К. Леви-Строса, этнография, этнология и антропология не являются тремя разными дисциплинами или различными концепциями одних и тех же исследований. Это действительно три этапа или три временные стадии одного и того же исследования и, отдаваемое тому или иному из этих терминов, отражает лишь особое внимание, уделяемое одному типу исследования, который никогда не может быть полностью отделен от двух других.

В российской науке сложилась традиция понимания этнографии и этнологии как синонимов (наряду с народоведением). Преимущественное распространение в России с конца ХІХ века получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный, так и теоретический уровень исследования.

Родившись еще в ХІХ веке, как наука о народах и племенах, собирающая и описывающая предметы традиционной материальной и духовной культуры, этнография в Советском Союзе в 1920 – начале 1930-х годов превратилась в «этнологию». Затем последовали обвинения в космополитизме и грозные проработки. Таким образом, специалистам в области изучения традиционной культуры, социальной и исторической особенности этносов пришлось снова облачиться в этнографический «кафтан».

В 1990-х годах в период перестройки, в науке снова возобладало отрицательное отношение к этнографии. Следствием было вытеснение этнологией термина «этнография». Возможно, одной из основополагающих причин такой переменчивости названия науки является ослабление полевых исследований. Ведь преимуществом российской этнографии в предыдущие периоды была обширная полевая работа. С другой стороны в этимологическом плане термин этнология имеет ряд преимуществ. В среде этнологов присутствует расхождения в мнениях о сути науки. Одни считают ее естественно научной дисциплиной, другие же видят в ней одну из гуманитарных наук. Наибольшую остроту этот вопрос приобретает в тех случаях, когда обсуждаются взаимоотношения этнологии с историей. Мы придерживаемся в данном случае мнения Э. Эванс-Причарда утверждавшего что «социальная антропология и история представляют собой смежные подразделения единой социальной науки…».

В наши дни в научной среде часто встречается параллельное употребление терминов «антропология» и «этнография». Например, недавно проведенный VI конгресс российских народоведов называется «VI конгрессом этнографов и антропологов России» / СПб. 28 июня – 2 июля 2005 г.

Ситуация в российской этнографической науке авторами «Антропологического форума» (Спец. выпуск, СПб., 2005 г.) оценивается трудной, переходной и удручающей: «В ней по прежнему господствуют давно устаревшие теории и подходы. Прикладные исследования, … все больше вытесняют фундаментальную науку. Молодые люди, которые отваживаются посвятить жизнь этнографии, часто имеют не очень качественное образование. Сложная система начальников и подчиненных препятствует здорово конкуренции и карьере. Одним из основных признаков упадка является почти полное отсутствие публичных дискуссий».

Еще хуже ситуация в казахстанской этнологической науке. Этнографическое поле деятельности сейчас заполнили различного рода социологические, культурологические, философские исследования этноса и общества.

С самого начала, с момента образования сектора этнографии в Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР (1945 год) перед казахскими этнографами ставилась задача изучения социалистических преобразовании в хозяйстве, и сложение новых форм быта казахских колхозников. Отдельные работы посвященные традиционному этническому составу, родоплеменному устройству, социальной структуре появились только в годы оттепели. В наше время идет сложнейшая работа по определению приоритетных задач.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных