Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схема акта деятельности




Прежде чем перейти к описанию абстрактной модели, являющейся «исходной клеточкой» понятия ситуации, представим ряд более элементарных схем, составляющих своего рода «конструктор», из которого строятся описания сложных систем деятельности.

Базовая единица — акт деятельности, такой минимальный её фрагмент, в котором присутствуют все аспекты деятельности в целом, то есть все структурные элементы и их связи.

Схема акта деятельности представляет весь возможный набор элементов и связей так, чтобы было удобно, выделяя интересующие нас аспекты, представлять их как различные «проекции» схемы.[21]

(s) Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъект этот — логический; в действительности ему может соответствовать не только индивид, но и группа («коллективный субъект»), либо вообще субъект «виртуальный», место, которое в разное время может быть занято разными участниками ситуации.

(p) Конечный продукт деятельности — то, что является непосредственным результатом состоявшегося действия и может быть использовано в другой деятельности; отметим, что с точки зрения анализа, акт деятельности, продукт которого никак не востребован и не соотнесён с другими действиями, не является завершённым актом деятельности, не полон.

(a) Цельобраз будущего результата (конечного продукта), представленный в какой-либо системе описаний. Это может быть либо предметный образ конечного продукта, представляющий его как определенный набор параметров, либо образ будущей ситуации употребления продукта в действии, либо идеальная форма события, по отношению к которому действие можно считать состоявшимся (последний способ представления результата деятельности, наиболее интересный с точки зрения педагогики, будет представлен ниже, там, где речь пойдёт об «открытом» действии).

(t) Табло сознания, несущее представления субъекта деятельности о той целостности, в которую акт деятельности включен. Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения целого эти представления объективны и не являются произвольными по отношению к деятельности; они не вытекают, например, из причин психологического характера. Эти представления —способ организации субъекта деятельности, как средство его включения в более широкий контекст.

(e) Знания, представляющие структуру элементов акта деятельности как объективную, такую, особенности которой используются в деятельности и определяют специфику ее происхождения и разворачивания. В отличие от представлений, знания могут быть вынесены вовне акта деятельности (эксплицированы), их можно использовать как объективное описание самой деятельности.

(m) Исходный материал— то, к чему должны быть приложены усилия и что должно быть преобразовано (превращено) в конечный продукт деятельности. Исходный материал сам, как правило, является продуктом некоторой другой деятельности, но для данного акта деятельности он является естественным, в отличие от искусственного продукта.

(o) Рабочие средства и орудия, за счет которых усилие субъекта деятельности становится предметным, то есть определенным образом организованным, упорядоченным и направленным на определенный материал. В анализе предполагается, что средства и орудия еще до акта деятельности определены и организованы в соответствии с их собственным составом и строением; поэтому логически процесс деятельности можно представить как последовательное применение различных средств к последовательно изменяющемуся материалу.

(d) Процедуры и операции, последовательность которых составляет действие во времени. Порядок разворачивания процедур и операций определен структурой средств и орудий и особенностью их отнесения к поставленной цели и является объективным, независимым от представлений субъекта.

(g) Процессы преобразования(превращения) исходного материала в продукт, разворачивающиеся во времени и включающие в себя как естественную, так и искусственную компоненты. Иначе говоря, предметные преобразования определяются как естественными законами жизни материала, так и искусственными законами применения тех или иных средств в определенных предметных условиях.

Кроме того, рассмотрение акта деятельности может включать элементы, непосредственно не входящие в схему — ресурсы и последствия.

Ресурсы — внешние условия, которые должны быть востребованы для того, чтобы преобразование (превращение) состоялось. По отношению к единичному акту деятельности ресурсы представляют собой его естественное окружение, но в более широком контексте сами могут быть продуктом каких-либо действий.

Последствия — те изменения средств, исходного материала, ресурсов, которые происходят, но не являются предметом осуществляемых усилий, не предусмотрены целью, не востребованы как продукт. Для рассмотрения последствий требуется обратиться к внешним обстоятельствам действия и фиксировать границы, в которых появляются и проявляются происходящие изменения.

Именно при рассмотрении последствий акт деятельности перестает выглядеть замкнутым в себе и становится единицей в объемлющей системе, включающей в себя и инородные по отношению к деятельности компоненты (например, естественные процессы, по отношению к разворачивающейся деятельности никак не представленные).

Акт деятельности может рассматриваться не только как отдельная единица, но и как клетка, входящая в состав более сложной системы деятельности, которая состоит из многих деятельностных процессов, связанных, соотнесённых (кооперированных) в пространстве и времени так, что результат одного из действий востребован в другом как исходный материал, средство или ресурс.

В принципе, такие структурные схемы деятельности могут быть сколь угодно сложными, но поскольку объекту анализа следует быть обозримым, схема может быть представлена как набор блоков различного масштаба и состава (такое разбиение, как правило, определяется задачами анализа).

Модель сложной, кооперированной в пространстве и времени системы деятельности позволяет рассмотреть саму кооперацию как особую структуру, которая существует «поверх» деятельности и организует движение материалов, средств и ресурсов между единицами, составляющую деятельность. В проектировании деятельности такой тип моделей полезен тем, что позволяет представить сложную деятельность как составленную из более простых, которые уже не нужно проектировать

Представление сложной деятельности как механической совокупности простых не единственно и является результатом аналитического разложения, выполненного с целью выделения единиц, которые далее не поддаются расчленению в анализе.

Вообще, подобные аналитические расчленения хорошо работают, во-первых, при анализе «ставших» систем деятельности, во-вторых, при проектировании «массовых» практик, в которых важна предсказуемость результата и возможность его воспроизвести.

При анализе и проектировании развивающейся деятельности необходимы более сложные и «тонкие» схемы, позволяющие выделять в деятельности пустые места и описывать условия на ещё не появившиеся (не состоявшиеся) акты деятельности.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных