Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности организации профессиональной подготовки специалистов на воздушном транспорте




Современный этап развития транспортной отрасли Российской Федерации обусловил необходимость уделения особого внимания вопросам создания единой системы обеспечения на транспорте. В настоящее время приняты законы "О противодействии терроризму" и "О транспортной безопасности". Принятие этих законов послужит основой для разработки эффективных мер и процедур обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и государства в сфере транспортного комплекса, потребителей транспортных услуг, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Принципиально важным является отражение в законах вопросов профессиональной подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности и, соответственно, ограничения при приеме граждан на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

В гражданской авиации (ГА) имеется определенный опыт организации профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность на воздушном транспорте. Он используется при организации системы обеспечения безопасности полетов (СОБП), ориентированной на устранение источника опасности.

Основным источником опасности в ГА является деятельность человека (негативное проявление человеческого фактора). Такой источник опасности может оказаться в роли внутрисистемного или внесистемного фактора. (Рис. 1.9.). При внесистемном проявлении опасности со стороны человека рассматривается угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Решение вопросов, связанных с устранением опасности в этой сфере, находится в компетенции служб авиационной безопасности (АБ) при взаимодействии со специалистами МЧС, МВД, ФСБ, МО и др.

При внутрисистемном проявлении опасности со стороны человека исследуется негативное проявление человеческого фактора и его влияние на безопасное производство полета воздушного судна (ВС). Решение этой задачи сводится к проблеме обеспечения безопасности полетов (БП) ВС в ГА.

Как в первом, так и во втором случаях не остается без внимания и третья составляющая, характерная как для АБ, так и для БП – это безопасность жизнедеятельности авиационных специалистов.

 
 

 


Рис. 1.9. Слагаемые безопасности в гражданской авиации

 

В гражданской авиации все аспекты ее жизнедеятельности в той или иной степени связаны с безопасностью полетов. В этом смысле система обеспечения безопасности полетов представляется как средство устранения всех видов проявления опасности в гражданской авиации. С целью соответствия данному требованию предлагается систему обеспечения безопасности полетов рассматривать как систему качества, основной задачей которой является регулирование отношений между тремя базовыми характеристиками, регламентирующими функционирование ГА: надежностью, экономикой и законом. В процессе осуществления регулирования у такой системы проявляются три взаимосвязанные функции или три направления, по которым решается задача обеспечения безопасности.

Каждая из функций СОБП реализует свои возможности влияния на человеческий фактор. При этом вопросы комплексного управления требуют нахождения способов установления компромиссов между коммерческой заинтересованностью предприятий и требованиями государственной организации управления. Но особенно проблемным является направление, реализующее принцип управления ресурсами человека в целях обеспечения безопасности. Этому направлению уделяется особое внимание.

Основополагающим принципом при реализации функции управления ресурсами человека в целях обеспечения безопасности является признание права на ошибку человека-оператора авиационно-транспортной системы. Это вызвано тем, что управление ресурсами человека невозможно без достоверной оценки его функционального состояния. Наиболее эффективно сделать это может сам человек, свободный от корректирующих воздействий со стороны системы. Причем, эффективность такой самооценки, в первую очередь, зависит уровня профподготовки человека. Соответственно, в СОБП система качества профессиональной подготовки должна стать объектом сертификации.

Профессиональная подготовка авиационного персонала производится в авиационных учебных заведениях, учитывающих несколько основных аспектов, определяемых спецификой авиационно-транспортной системы в целом. К первому аспекту можно отнести сам статус авиационного персонала, перечень которого определен Постановлением Правительства РФ № 749-ДСП от 10.07.98г., и деятельность которого непосредственно влияет на уровень безопасного производства полетов. Как следствие, вторым аспектом является особенность профессиональной подготовки авиационного персонала, которая реализуется в соответствии с решаемыми производственными задачами в ГА. (Рис.1.10.).

Решение о допуске к выполнению своих профессиональных обязанностей принимается на основании профпригодности, определяемой посредством организации и проведения профессионального отбора, обязательного для летного и диспетчерского составов, а также медицинского освидетельствования. Кроме того, базовое профессиональное образование именно в авиационных учебных заведениях позволяет не только приобрести представление обо всех особенностях системы, но и заложить принципы безопасной корпоративной культуры, присущей авиационным работникам. Приобретение профессиональных знаний в совокупности с мотивацией позволяет решать задачу совместимости человека с авиационно-транспортной системой, а корпоративная культура «сглаживает» индивидуальные особенности отдельно-взятого человека и тем самым снижает общую неопределенность, возникающую в процессе решения эксплуатационных задач.

 
 

 


Рис. 1.10. Слагаемые обеспечения безопасности технологических процессов и производств в гражданской авиации

 

Анализ статистики авиационных происшествий свидетельствует, что для адекватного восприятия опасности, в том числе и исходящей от себя, авиационному специалисту необходимо получение высшего профессионального образования. В то же время в последние годы обнаруживается тенденция ослабления уровня фундаментального образования. Это в значительной степени отражается на увеличении частоты возникновения ситуаций, характеризующихся высоким уровнем неопределенности. Тем самым риск негативного проявления человеческого фактора увеличивается. В связи с этим, значительно возрастает роль транспортных высших учебных заведений в СОБП. А потому необходимы:

· введение законодательной нормы, дающей право человеку на ошибку, и как следствие - появления необходимых условий для формирования системы обеспечения безопасности на транспорте, позволяющей учитывать индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в его профдеятельности;

· разработка единых правил расследования транспортных аварий и катастроф;

· осуществление сертификации на единой для всех видов транспорта критериальной основе;

· создание центра по изучению человеческого фактора, как основного источника опасности в транспортных системах и обеспечение финансирования исследовательских проектов;

· создание учебно-координационного центра подготовки специалистов по обеспечению безопасности на транспорте, обеспечившего разработку специальных программ определения профпригодности и специальной профподготовки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных