Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ




При расследовании авиационных происшествий в ряде случаев устанавливается факт ошибочных действий персонала, но причины, спровоцировавшие ошибку, как привило, не указываются. Для обоснования и разработки эффективных мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов, большое значение имеет детальное изучение причин, которые создают угрозу возникновения неблагоприятных событий.

В авиационной транспортной системе (АТС) общим из главных показателей деятельности является безопасность полетов. Анализ причинности неблагоприятных событий приводит к выводу, что превалирующими факторами в них являются человеческий и технический. Однако в ряде случаев они являются следствием недостатков в работе систем АТС (летной эксплуатации ВС, УВД, технической эксплуатации ВС, обеспечение полетов). В ряде трудов, посвященных исследованию процессов, происходящих в АТС, при всем различии представляемых моделей АТС, подсистема "Экипаж – ВС" признается конечной. На нее замыкаются все информационные потоки и, в конечном итоге, от результатов деятельности экипажа зависит исход полета (см. рис. 2.1).

Условия труда на рабочих местах авиационного персонала неизбежно влияют на качество работ и, соответственно, на уровень безопасности полетов (БП). В данном диссертационном исследовании рассматривается модель оценки влияния условий труда на безопасность производственного процесса. Схематически модель движения потока аварийных факторов, основа для которых закладывается в предполетный период эксплуатации авиационной техники, представлена на рисунке 2.7.

В данной модели принята единая логическая цепь:

 


Неблагоприятное событие (S) особая ситуация () система «Эк-ВС»

 


Условия труда для каждой i-й службы Uслi можно выразить в виде

функции: , (2.7)

где - - условия среды;

- условия человеческого фактора;

-условия технического характера;

- социально-экономические условия.

Для экипажа эта функция более сложная, так как при возникновении особой ситуации в полете, происшедшей из-за неудовлетворительных условий

труда в i -й службе, последняя вызывает у него психофизиологическое напряжение и выступает в роли условий трудовой деятельности. В этом случае функция принимает вид

, (2.8)

где - функция, описывающая особую ситуацию в полете.

Возникновение аварийного фактора Fi в общем, виде запишется уравнением

(2.9)

где - внутренняя передаточная функция службы (оператора).

В формуле (2.9) является входным сигналом, - выходным.

Влияние возникшей особой ситуации на экипаж можно представить в виде:

(2.10).

Тогда переход особой ситуации в неблагоприятное событие запишется:

(2.11)

где - действия экипажа, направленные на парирование особой ситуации (локализацию или ликвидацию проявившихся аварийных факторов).

Таким образом, аварийные факторы, возникшие по вине других служб в АТС, для экипажа выступают в качестве факторов условий. Они могут провоцировать у экипажа неправильные действия, создавать условия для возникновения ошибок и нарушений. Чтобы утверждать, что какой-нибудь фактор i -й службы привел к возникновению аварийного фактора в подсистеме "экипаж-ВС" должна быть причинно-следственная связь, выражающаяся как логическое произведение двух событий.

При решении задач, выявления степени влияния условий производственной деятельности на безопасность полетов приходится учитывать большое количество факторов. Исследование зависимости возникновения неблагоприятного авиационного события S (катастрофы, аварии, серьезного инцидента, инцидента) от нескольких факторов обычными методами математической статистики значительно затрудняется, если число анализируемых факторов более пяти.

 

 

Рис. 2.7

В настоящем исследовании рассмотрено влияние 41 фактора. Факторы сгруппированы по имеющимся функциональным связям и природе их возникновения.

Аварийные факторы разделены на две основные группы:

- факторы причин F;

- факторы условий U.

Вероятность возникновения неблагоприятного события S от i - го фактора Fi, в j -условиях Uj в общем, виде можно записать:

, (2.12),

где - Q(Uj) – вероятность создания условий Uj, способствующих проявлению аварийного фактора Fi;

- Q(Fi/Uj) – условная вероятность проявления аварийного фактора Fi (причины) в условиях Uj;

- Q(S/Fi) – условная вероятность возникновения неблагоприятного события S от Fi аварийного фактора;

- - вероятность возникновения неблагоприятного события S при j - х факторах условий (j = 1, m) и i - х факторах причин (i = 1, n).

Таким образом, каждое авиационное событие рассматривается как следствие воздействия на авиационно-транспортную систему совокупности m факторов условий и n факторов причин.

Для перехода подсистемы «экипаж-ВС» из состояния «нормальный полет» в состояние «особая ситуация» необходимо наличие условия наступления следствия. Исходя из этой предпосылки, базирующей на философском законе причинно-следственных отношений, аварийный фактор есть следствие логического произведения причины (первоначального состояния системы) и условия наступления следствия.

Факторы условий и причин имеют различную природу и степень их влияния на развитие состояния АТС оценить в каком-либо количественном, к тому же согласованном, масштабе крайне затруднительно. Поэтому, в данном исследовании применим аппарат двузначной математической логики. Если фактор присутствует, то его значение равно 1, если отсутствует – 0. При таком подходе каждые причина, следствие, условие наступления следствия рассматриваются как двузначные события, то есть такие, которые могут или произойти или не произойти. Выделение общих факторов, составляющих главные компоненты, по методу, предложенному Пуассоном, позволяет значительно уменьшить объем вычислений и достаточно точно описать результирующие величины.

Корреляционный анализ и определение условных вероятностей проявления аварийных факторов и возникновения неблагоприятных событий при дискретных значениях случайных величин 0 или 1 производится на основе множества пар чисел, полученных на основе статистических данных:

[(S=0,F=0), (S=1,F=1), (S=0, F=1), (S=1,F=0)] (2.13)

Уменьшение числа групп факторов до четырех неизбежно приводит к некоторому снижению коэффициента корреляции, что должно учитываться при оценке результатов вычислений.

Вычисления по определению взаимозависимости между фактором F и событием S, если они принимают значения:

F (x1=1; x2=0), а

S (y1=1, y2=0)

удобно свести в таблицу 2.1.

В данной таблице N равно общему количеству неблагоприятных событий за рассматриваемый период N = N11 + N12 + N21 + N22

Таблица 2.1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных