Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ортега-иГассет, Х. Восстание масс.




… Общество всегда было подвижно единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо, массы – не выделенных ничем…Масса – это средний человек… В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному – единственному человеку можно определить, масса это, или нет. Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же «как все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью…

Обычно, говоря об «избранном меньшинстве». передергивают смысл этого выражения, притворно забывая, что избранные – не те, кто крикливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно. И, конечно, радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего, и для кого жить – это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя…

Масса – это посредственность, и, поверь она в свою одаренность, имел бы место не социальный сдвиг, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь на счет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться – неприлично. Масса сминает все непохожее, недюженное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» – это еще не все. Мир обычно был неоднородным и единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой…

Пора уже наметить первыми двумя штрихами психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты – беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь…

Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение…

Сегодня… у среднего человека самые неукоснительные представления обо всем, что должно твориться во вселенной. Поэтому он разучился слушать. Зачем, если все ответы он находит в себе? Нет никакого смысла выслушивать, и, напротив, куда естественнее судить, решать, изрекать приговор. Не осталось такой общественной проблемы, куда бы он не встрял, повсюду оставаясь глухим и слепым и всюду навязывая свои «взгляды»…

Важно, что культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если нет основ законности, к которым можно прибегнуть. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике. Культуры нет, если экономические связи не руководствуются торговым правом, способным их защитить. Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью оправдать искусство.

Если всего этого нет, то нет и культуры, а есть в самом прямом и точном смысле слова варварство. Именно его, не будем обманываться, и утверждает в Европе растущее вторжение масс…

Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.309–311, 319-324.

Задание: 1. Определить о какой структуре культуры говорится в тексте. 2. Чем принципиально различаются «масса» и «меньшинство», о которых говорит автор? 3. Что по мысли автора составляет основу культуры и к чему приводит ее разрушение? 4. Как характеризует автор соотношение между «массой» и «меньшинством» в современной культуре.

Тестовые задания:

1. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующейся на «усредненного потребителя, является культура

А) потребительская;

Б) коммерческая;

В) популярная;

Г) массовая.

2. К специализированному уровню экономической культуры не относится

А) торговля;

Б) промышленность;

В) экономическая политика;

Г) домашнее хозяйство.

3. К специализированному уровню политической культуры не относится

А) межличностное приватное взаимодействие;

Б) военное дело;

В) идеология;

Г) геополитика.

4. Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является

А) исполнение нормативных актов;

Б) установление коммуникативных связей;

В) социализация;

Г) приспособление личности к окружающей среде.

5. Для массовой культуры не характерно

А) соответствие вкусам широкой публики;

Б) высокая степень сложности;

В) паразитирование на народной и высокой культуре;

Г) принцип: «создается не народом, а для народа».

6. Происхождением поточно-конвейерной индустрии является …………….

А) элитарная культура;

Б) народная культура;

В) массовая культура;

Г) традиционная культура;

7.Выберете из перечисленных функций культуры основную, формообразующую все остальные…………

А) информационно-трансляционная;

Б) знаковая;

В) гуманистическая;

Г) нормативно-регулятивная.

8. Каналами связи между специализированным и обыденным уровнями культуры являются ……………

А) сфера образования;

Б) средства массовой коммуникации;

В) специализированные учреждения культуры;

Г) все перечисленное.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных