Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ




- разработанная американскими лингвистами Эдуардом Сепироми Бенджаменом Ли Уорфом в 1920 - 1940-е гг. теория, всоответствии с которой не реальность определяет язык, накотором о ней говорят, а наоборот, наш язык всякий разпо-новому членит реальность. Реальность опосредована языком. Вначале этот взгляд был в общем виде высказан Сепиром: "Люди живут не только в объективном мире вещей и не тольков мире общественной деятельности, как это обычно полагают; онив значительной мере находятся под влиянием того конкретногоязыка, который является средством общения для данного общества.Было бы ошибочно полагать, что мы можем полностью осознатьдействительность, не прибегая к помощи языка, или что языкявляется побочным средством разрешения некоторых частныхпроблем общения и мышления. На самом же деле "реальный мир" взначительной степени бессознательно строится на основе языковыхнорм данной группы... Мы видим, слышим и воспринимаем так илииначе те или другие явления главным образом потому, чтоязыковые нормы нашего общества предполагают данную формувыражения". Уорф подробно развил взгляды Сепира. Уорф не былобыкновенным лингвистом, по профессии он был химик, и работа поспециальности позволила ему взглянуть на язык специфическимобразом - с точки зрения прагматики и прагматизма. Воткак он пишет о своих впечатлениях от работы на бензиновомзаводе: "Так, например, возле склада так называемых бензиновыхцистерн люди ведут себя соответствующим образом, то есть сбольшей осторожностью; в то же время рядом со складом сназванием "Пустые бензиновые цистерны" люди ведут себя иначе:недостаточно осторожно, курят и даже бросают окурки. Однако эти"пустые" цистерны могут быть более опасными, так как в нихсодержатся взрывчатые испарения. При наличии реально опаснойситуации лингвистический анализ ориентируется на слово"пустой", предполагающее отсутствие всякого риска". Похожим был случай в лондонском метро, о котором когда-тописали газеты. Таблички на дверях, гласившие "Выхода нет", посовету социологов заменили табличками "Выход рядом", что нанесколько процентов понизило число самоубийств в Лондоне. Уорф был страстным поклонником культуры и языковамериканских индейцев. Сравнивая их языки со среднимистандартными европейскими языками, он и сформулировал основныеположения Г. л. о. Форма, культура, обычаи, этические ирелигиозные представления, отражающиеся в языке, имели уамериканских индейцев чрезвычайно своеобразный характер и резкоотличались от всего того, с чем до знакомства с нимиприходилось сталкиваться в этих областях культуры ученым. Этообстоятельство и подсказало мысль о прямой связи между формамиязыка, культуры и мышления. Уорф писал: "Мыслительный мир" хопи не знает воображаемогопространства. Отсюда следует, что они не могут связать мысль ореальном пространстве с чем-либо иным, кроме реальногопространства, или отделить реальное пространство от воздействиямысли. Человек, говорящий на языке хопи, стал бы, естественно,предполагать, что он сам или его мысль путешествуетвместе с розовым кустом или, скорее, с ростком маиса, окотором он думает. Мысль эта должна оставить какой-то след нарастении в поле. Если это хорошая мысль, мысль о здоровье илиросте - это хорошо для растения, если плохая - плохо". Еще один пример: "В языке хопи множественное число и количественноечислительное употребляются только для обозначения техпредметов, которые образуют или могут образовать реальнуюгруппу. Там не существует множества воображаемых чисел, вместоних употребляются порядковые числительные в единственном числе. Такое выражение, как "десять дней", не употребляется.Эквивалентом его служит выражение, указывающее на процесссчета. Таким образом, "они пробыли десять дней" превращается в"они прожили до одиннадцатого дня" или "они уехали последесятого дня". Вот один из самых выразительных и наиболее частоцитируемых примеров Уорфа: "Можно выделить некий объектдействительности, обозначив его - "Это падающий источник". Языкапачей строит это выражение на глаголе "быть белым" [...] спомощью префикса да, который привносит значение действия,направленного вниз: белизна движется вниз. [...] Результатсоответствует нашему "падающий источник", но на самом делеутверждение представляет собой соединение: "Подобно воде илиисточнику, белизна движется вниз". Как это не похоже на нашобраз мышления!" Уорф поясняет: "Предположим, что какой-нибудь народ [...]способен воспринимать только синий цвет. Терминсиний будет лишен для них всякого значения.В их языке мы не найдем названий цветов, а их слова,обозначающие оттенки синего цвета, будут соответствовать нашимсловам светлый, темный, белый,черный и т. д., но не нашему слову синий. Для того чтобысказать, что они видят только синий цвет, они должны [...]воспринимать и другие цвета". Г. л. о. сыграла большую роль в культуре ХХ в., но нестолько в академической лингвистике, которая к ней относилась сподозрением, сколько в смежных областях, в аналитическойфилософии, в междисциплинарных культурологических исследованиах. Лит.: Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку// Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып. 1. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Там же.

* Д *

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

- особая стратегия по отношению к тексту, включающая всебя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида (см. постструктурализм и постмодернизм) как переводхайдеггеровского термина "деструкция" (см. экзистенциализм,феноменология). Термин Д. закрепился за Деррида ииспользуется также рядом сходных исследований по философии,филологии и искусствознанию. Суть Д. состоит в том, что всякая интерпретация текста,допускающая идею внеположности исследователя по отношению ктексту, признается несостоятельной (ср. принципдополнительности). Исследование ведется в диалоге междуисследователем и текстом (ср. диалогическое слово М. М.Бахтина). Предстюляется, что не только исследователь влияет натекст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь итекст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие посамому себе. "Текст в этом случае, - пишет современный русский философМ. А. Маяцкий, - оказывается не гомогенным единством, апространством "репрессии" (со стороны исследователя. - В. Р.).Цель Д. - активизировать внутритекстовые очаги сопротивления"диктату логоцентризма" [...]. Принципом метафизического текстаявляется вслушивание в голос (бытия, Бога, вещей самих по себе)и игнорирование материальной стороны текста как чего-товторичного по отношению к смыслу. Д., напротив, выявляетконструктивную роль письма и переносит акцент на сам процесспроизводства смыслов. Д. дезавуирует метафизику и в качествефаллоцентризма - установки на приоритет мужского начала надженским и вытеснения женского голоса из реального многоголосьятекстов культуры (ср. понятие полифонического романа М.М. Бахтина. - В.Р.). Метафизический дискурс подвергается Д. какдискурс присутствия, тождества. Д. расшатывает мнимуюнезыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы иотсутствия там, где предполагалось полное присутствие смыслов". Как кажется, подлинными предшественниками метода Д. были,как ни странно, советские философы М. М. Бахтин и О. М.Фрейденберг. Первый деконструировал роман Достоевского (см. полифонический роман, карнавализация), вторая - всюантичную культуру. Под влиянием Деррида, Барта и других представителейпостструктурализма (а иногда и без их непосредственноговлияния) русская поэтика начала деконструировать художественныетексты с конца 1970-х годов. Особую роль здесь сыграл мотивный анализ Б. М. Гаспарова (см.), который подвергД. такие произведения, как "Мастер и Маргарита" Булгакова,"Двенадцать" Блока, "Слово о полку Игореве", что вызвало рядакадемических скандалов в стенах Тартуского университета -цитадели классической структурной поэтики. Особенно шокирующей кажется процедура Д., когда ейподвергаются такие хрестоматийные тексты, как, например,рассказ Л. Н. Толстого "После бала", ставший предметоманалитической Д. под пером русского филолога, основоположника генеративной поэтики А. К. Жолковского. Рассказ "Послебала" возводится им к практике обряда инициации и традиционныммотивам волшебной сказки, как они описаны в исследованиях В. Я.Проппа (см. сюжет, формальная школа). Автор этих строк подверг Д. такое культовое произведение детской литературы ХХ в. /с чего-то выделено/, как "ВинниПух". Основой этой Д. стало то, что мы поставили милновскиеповести о Винни Пухе в ряд "взрослой" литературы 1920-х годов -период расцвета европейского модернизма (см. принципыпрозы ХХ в., неомифологизм), что само по себе заставилопосмотреть на текст по-другому: высветить его с точки зрения мифа, психоанализа, теории речевых актов, семантнкивозможных миров, характерологии (подробнее об этом анализесм. междисциплинарные исследования). В пространстве поэтики постмодернизма Д.происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти ненуждаясь в исследователе. Лит.: Маяцкий И.А. Деконструкция // Современная западнаяфилософия: Словарь. - М., 1991. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1995. Жолковский А К. Морфология и исторические корни "Послебала" // Жолковский А К. Блуждающие сны. - М., 1992. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // ВинниПух и философия обыденного языка. - М., 1996.

ДЕПРЕССИЯ,

или депрессивный синдром (от лат. depressio -подавленность) - психическое состояние или заболевание,сопровождающееся чувством подавленности, тоски, тревоги,страха. Охваченный Д. одновременно испытывает чувствособственной неполноценности (ср. комплекснеполноценности), страх перед будущим; все его жизненныепланы кажутся ему более неосуществимыми; сознание его сужается(ср. измененные состояния сознания) и вращается вокругсебя и своих невзгод. Страдающий Д. находит порой мучительноеудовольствие в "переживании" своих страхов и тревог, своейнеполноценности. Д. стала поистине бичом второй половины ХХ в., какневротическая (см. невроз) или даже психотическая (см. психоз) реакция на социальные стрессы - революции,мировые войны, тоталитаризм, страх потерять работу,экологический кризис и т. п. Д. может быть реакцией на потерю близкого человека, тогдаона принимает, как говорят психиатры, форму "острого горя". Носледует отличать скорбь, горе, тоску как естественную реакциюна событие (в этом смысле можно говорить об экзогенной - тоесть обусловленной внешними факторами - Д.) и подлинную -эндогенную (то есть обусловленную внутренними факторамипатологии организма) Д., которая в общем является независимойот внешних обстоятельств и есть специфическая болезненнаяреакция, где обстоятельства лишь подтверждают обострение,провоцируют заложенную в самой личности патологию.Разграничивая скорбь и Д. (меланхолию), Фрейд писал: "Скорбь, как правило, является реакцией на утрату любимогочеловека [...], меланхолия отличается глубоко болезненнымдурным настроением, потерей интереса к внешнему миру, утратойспособности любить, заторможенностью всякой продуктивности ипонижением чувства собственного достоинства, что выражается вупреках самому себе, поношениях в свой адрес и перерастает вбредовое ожидание наказания; [...] скорбь обнаруживает те жесамые черты, кроме одной-единственной: расстройство чувствасобственного достоинства в этом случае отсутствует". И далее: "Меланхолия демонстрирует нам еще кое-что,отсутствующее при скорби, - чрезвычайно пониженное чувствособственного "Я". Больной изображает свое "Я" мерзким,аморальным, он упрекает, ругает себя и ожидает изгнания инаказания [...]. Картина такого - преимущественно морального -тихого помешательства дополняется бессонницей, отказом отпищи". Фрейд интерпретирует Д. как регрессию в нарциссизм (см.психоанализ), что, например, происходит у некоторых индивидовпри отвергнутой любви. Весь комплекс чувств к утраченномуобъекту, где перемешаны любовь и ненависть, он перекладывает насвою собственную личность, хотя на самом деле все это в руслебессознательного направлено на утерянный объект. Даже в случае самоубийства на почве Д., как считает Фрейд,этот акт является как бы последним посланием (ср. теорияречевых актов) индивида покинувшему его объекту: "Я умираю,чтобы отомстить тебе". Д. в ХХ в. лечат двумя способами - психотерапевтическим имедикаментозным. Иногда психотерапия бывает успешной, но порой она длитсямесяцами и годами и не заканчивается ничем. Большое значениепри терапии и реабилитации больного Д. имеет социальнаяадекватность, возможность применения личностью ее творческихспособностей (см. терапии творческим самовыражением). В фармакологии лекарства против Д. изобретены сравнительнонедавно, после второй мировой войны. Их терапия смягчаетдушевную боль, характерную при Д., но часто вводит личность в измененное состояние сознания, деформируют ее. Вот что пишет о Д., и об антидепрессантах известныйрусский художник-авангардист и художественный критик, один изоснователей авангардной группы "Медицинская герменевтика",Павел Пепперштейн.' "Депрессия ставит человека перед лицом поломки"автобиографического аттракциона". Это порождает практику"самолечения текстом". Причем на первый план выходят записидневникового типа, "болезненная телесность" растрепаннойзаписной книжки, с расползающимися схемками, значками, цифрами.Депрессант прибегает к шизофреническим процедурам записи как ктерапевтическим упражнениям. Иначе говоря, депрессант"прививает" себе шизофрению (см. - В.Р.) как инстанцию,способную восстановить потерянный сюжет, "починить аттракцион".Этот "ремонт" не всегда происходит успешно". И далее об антидепрессантах: "Основным препаратом в коктейле, прописанном мнепсихиатром в период обострения депрессии, был Lydiamil,швейцарский препарат "тонкого психотропного действия", как былонаписано в аннотации. Я пристально наблюдал за его эффектами[...], ограничусь упоминанием об одном маленьком побочномэффектике, на который я обратил внимание [...]. Этотнезначительный эффектик я про себя назвал "синдромом Меркурия":меня преследовала иллюзия, что я ступаю не по земле, ачуть-чуть над землей, как бы по некоей тонкой пленке илиэфемерному слою прозрачного жира. Таким образомбуквализировалось "смягчение", "округление углов", "смазка" -последствия антидепрессантов, восстанавливающих "эндорфинныйлак" на поверхности воспринимаемой действительности. Иногдадепрессивный "золотой ящик", оснащенный сложной шизотехникой изастеленный внутри "периной" антидепрессантов, может показатьсямоделью рая". Лит.: Фрейд З. Скорбь и меланхолия // Фрейд З. Художник ифантазирование. - М., 1995. Пепперштейн П. Апология антидепрессантов // Художественныйжурнал. 1996. - No 9. Руднев В. Культура и психокатарсис ("Меланхолия" АльбрехтаДюрера) // Независимый психиатрический журнал, 1996. - No 3.

ДЕТЕКТИВ

- жанр, специфический для массовой литературы икинематографа ХХ в. Основоположники Д. - Эдгар По и УилкиКоллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место врассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХв. получил такое распространение? По-видимому, главный элементД. как жанра заключается в наличии в нем главного героя -сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает(detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, такимобразом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело вначале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитическойфилософии не похожа на истину, как ее понималипредставители американского прагматизма или французского экзистенциализма. Соответственно в истории Д. можно выделить триразновидности. Первой хронологически был аналитическийдетектив, связанный непосредственно с гениальными умами ШерлокаХолмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. - егоособенностью было то, что действие могло и чаще всегопроисходило в одном месте; часто этим местом был кабинетсыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср.редукционизм логического позитивизма) к аналитическимрассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесьявляется сам механизм, позволяющий раскрыть преступление.Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе ссыщиком оказываются в ограниченном пространстве (впоезде - "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смертьпод парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежнымзаносом, - "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогдазадача сыщика упрощается - он выбирает преступника из конечногочисла индивидов. Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа)родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмсразрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, БертранРассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математическойлогики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа,в сущности, была одна и та же - построить идеальный метод, припомощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее,чем результат. С точки зрения теории характеров (см. характерология) и логический позитивист, исыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемогошизотимного, или аутистического мышления (см.). Сыщик -аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своемууглубленному, но "узкому" интеллекту, во всем видящий символы,разгадывающий преступление. Как правило, этический момент вэтом субжанре Д. редуцируется - в предельном случае убийцейоказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "УбийствоРоджера Экройда" (см. экстремальный опыт). Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всемпротивоположной первой) разновидностью Д. был американский"жесткий" Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространствоочень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетииинтриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака,иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д.может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как вромане Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесьпроводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитическихпроцедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости,а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина впрагматизме - это "организующая форма опыта" (формулировкарусского философа-прагматиста А. А. Богданова). Схарактерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. характерология): сыщик - напряженно-агрессивный человекатлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться вконкретной обстановке. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана снациональным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что втретьем (и последнем) типе классического Д. - французском -господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь,как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишьблагодаря некоему экзистенциальному выбору,личностно-нравственному перевороту. Классический авторфранцузского экзистенциального Д. - Себастиан Жапризо, а одиниз лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Геройэкзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила -в его душевной глубине и неординарности, в гибкости,позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, нои разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. С характерологической точки зрения такой герой -психастеник (см. характерология), реалистическийтревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему иудается путем мучительных переживаний добыть истину. В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм (см.) дал свои образцы Д. - пародийного,разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), иэкзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), ипрагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича). В современной массовой литературе и кино первое место у Д.отнял триллер. Лит.: Руднев В. Культура и детектив // Даугава. - Рига, 1988. -No 12. Руднев В. Исследование экстремального опыта //Художествевный журнал. 1995. - No 9.

ДЗЭНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных