Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.




Один из основателей американского прагматизма Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ в.: "Наше нормальноебодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем,- это не более, чем один особый тип сознания, в то время какповсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой,лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можемпрожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоитприменить уместный стимул, - и они появятся во мгновение ока иво всей полноте: - определенные умонастроения, которые,возможно, где-то могут быть применены и приспособлены". В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделалипроблематику И. с. с. более чем своевременной. Хотя И. с. с.совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным,это могут быть И. с. с., вызванные какими-то экстремальнымиусловиями, например когда человек долго находится в горах или,наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния послевведения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себясами путем различных психотехник, например йогическоймедитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в И. с. с. - см. сновидение. И. с. с. характеризуется, в частности, тем, что в нихизменяются язык и речь человека (ср. функциональнаяасимметрия полушарий головного мозга, виртуальные реальности,гипотеза ливгвистической относительности). Современный русский лингвист Дмитрий Леонидович Спивакразработал новую лингвистическую дисциплину - лингвистику И. с.с. О ней мы в основном и поведем речь. Д.С. Спивак заметил, что тексты, рожденные И. с. с. или,наоборот, призванные ввести человека в И. с. с., построены вязыковом отношении совершенно особым способом. Этот способисследователь назвал матричным. Простым примером матричноготекста может служить "мантра" обыкновенного аутотренинга: 1Руки тяжелеют и теплеют. 2Ноги тяжелеют и теплеют. 3Животтеплеет. 4Руки тяжелые и теплые. 5Ноги тяжелые, теплые. 6Животтеплый. 7Руки... тяжесть... тепло... 8Ноги... тяжесть...тепло... 9Живот... тепло..." Цифры наглядно дают представление о матрице этого текста: 123 456 789 Получается нечто вроде стихотворения. Вот что пишет по этому поводу автор матричной концепциитекстов про И. с. с.: "По мере освоения метода мы проходим этусхему строка за строкой, учась вызывать у себя соответствующиеощущения. Но виртуозы этого дела могут заставить зазвучать всюсхему сразу. [...] Главный ее секрет в том, что в каждойстроке, если смотреть по столбцу цифр сверху вниз, говоритсяодно и то же, но с разной гармматикой. [...] Матричный текст нерассказывает о некотором отрезке реальности, а прямо повторяетвсеми своими изгибами ее строение. При правильном чтении мыпопадаем в резонанс с этим отрезком реальности и изменяем его.Собственно, текст не читается, он исполняется, сбывается" (ср. теория речевых актов). Подобные матричные тексты встречаются и в литературе,которая, как известно, обладает большим воздействием насознание. Поэтому Д. Л. Спивак с полным правом говорит офилологии И. с. с. Так, например, матричным способом написанодин из фрагментов русского писателя ХV в. Епифания Премудрого.Д. Л. Спивак пишет: "Автор спокойно плетет (речь идет о стиле,который называется плетением словес. - В.Р.) житие, мысльдвижется тяжело и ровно, наконец он подходит к месту, где нужносказать о несказуемом, внедрить его как образец в сердцечитателя. Текст начинает набухать, топчется на месте - и вдругразламывается на слитки матрицы: "...1место то было прежде лес,2чаща, 3пустыни, 4идеже живяху заици, лисици, волци, 5иногда жеи медведи посещаху, 6другоици же и бесы обретахуся, 7туда женыне церковь поставлена бысть, 8и монастырь велик възгражденбысть, 9и инок множество съвокупися, 10и славжловие и в церкви,11и в келиях, 12и молитва непристающиа... (орфографияупрощена). Схема матрицы такова: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 "Просматривая матрицу по строкам, сверху вниз, мы видимстройное движение от дикости к культуре (поддержанноеизменением грамматики, особенно сказуемого). По строкам, слеванаправо. мы переходим от повседневного к необыкновенному. А вцелом эти четыре тройки укореняют в сознании читателя образецправильного действия, внесения порядка в мир, разобранный напримере основания монастыря". "Филология измененных состояний сознания охватываетширокий круг содержательных и необычных текстов; умениепользоваться ими - дело техники; настало время вернуть их вкруг знаний культурного человека; двери к внутренней свободевсегда открыты; в каждом поколении находятся люди, решившиевойти..." Лит.: Спивак Д. Матрицы: Пятая проза? (Филология измененныхсостояний сознания // Родник. 1990. - М 9. Сливак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. -Л., 1989.

ИМЯ СОБСТВЕННОЕ.

И. с. не обладает значением (см. ниже), но обладаетсмыслом (внутренней формой, этимологией). Поэтому, как будетпоказано ниже, И. с. тесно связано с мифом, а это, в своюочередь, не менее тесно связывает его с культурой ХХ в., гдегосподствует поэтика неомифологизма. В отличие от нарицательного имени И. с. не обладаетзначением в том смысле, что оно не обозначает класса предметов,а называет (именует) только один предмет, именно тот, которыйназывается - нарекается (ср. теория речевых актов) -данным именем. И. с. Иван не может обозначать класс людей, объединенныхсвойством быть Иванами. потому что такого свойства нет. Но затоИ. с. Иван связано тесной, почти мистической связью со своимносителем. Перемена И. с. равносильна перемене судьбы: А ну-ка Македонца или Пушкина Попробуйте назвать не Александром, а как-нибудь иначе! Не пытайтесь. Еще Петру Великому придумайте Другое имя! Ничего не выйдет. (Арсений Тарковский) В мифологическом сознании, как показал Ю. М. Лотман,каждое слово стремится к тому, чтобы стать И. с., так как длямифологического сознания вообще нехарактерно абстрактноеподразделение предметов на классы. Каждый предмет для мифауникален и в то же время связан с другими предметами (ср. также парасемантика). Французский антрополог Люсьен Леви-Брюльназвал эту мистическую связь между предметами в мифологическоммышлении партиципацией, то есть сопричастием. Поэтому в мифологическом сознании наличие у индивида И. с.гораздо важнее, чем наличие каких-то постоянных, с нашей точкизрения, признаков. Но и в современном быту черты мифологических представленийне утрачены. Когда ребенка называют И. с. его отца или деда, тона него чисто мифологически переносят черты этого отца илидеда. чтобы он был похожим на него. У каждого И. с. есть свои внутренняя форма, этимология,которым обладает и каждое слово. Но другие слова обладают такжезначением. У И. с. этимология - это все, что у него есть,поэтому она для него чрезвычайно важна. Александр означает"победитель", Наталья - "родная". Когда ребенку дают имя, товольно или невольно эта этимология актуализируется. В художественной литературе называние персонажейговорящими именами было распространено в классицизме. Этуособенность отразил еще А. С. Грибоедов в "Горе от ума", гдепочти все персонажи названы говорящими фамилиями: Молчалин,Фамусов (известный, ср. анг. famous), Скалозуб, Чацкий (намекна его прототип П. Я. Чаадаева). Позитивистская эстетика реализма ХIХ в.пренебрегала мистической ролью И. с. Только Достоевский,предшественник и в определенном смысле современник культуры ХХв., придавал И.с. большое значение. Так, фамилия Раскольниковассоциируется с расколом в сознании персонажа, Ставрогин -(др.-гр. Stauros - "крест") тот, кто несет крест, мучениксобственной души. Для культуры ХХ в. характерно наделение героев И. с. вдухе мифологического сознания. Так, в романе Гарсиа Маркеса"Сто лет одиночества" мужчин всех поколений зовут либоАурелиано, либо Хосе Аркадио, благодаря чему создаетсявпечатление, что герой не умирает или умирает и воскресает, какв мифе. На бытовом уровне эту ситуацию наблюдаем в"реалистическом" романе (о поверхностном характере реализма ХХ в. см. социалистический реализм)Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах", где сыновей называютименами отцов. В результате этого появляются цепочки вродеРоджер (старый Роджер) - молодой Роджер - очень молодой Роджер(в конце повествования "очень молодой Роджер" предстает весьмасолидным пожилым джентльменом). В романе Макса Фриша "Назову себя Гантенбайн" рассказчикпредстюляет себя попеременно двумя персонажами - Гантенбайном иЭгдерлином, у каждого из которых своя судьба и различныестратегии жизненного поведения. Здесь используется тот эффектИ. с., что оно сообщает индивиду статус реальности,статус существования: раз человек как-то назван, значит,он существует. В мире многообразном Есть ясность и туман. Пока предмет не назван, Он непонятен нам. Спрашиваем в страхе: Кто он, откуда, чей? Слова - смирительные рубахи Для ошалевших вещей. (Давид Самойлов) Лит.: Рассел Б. Введение в математическую философию. - М., 1996. Лотман Ю.М., Успенский Б.А Миф - имя - культура // Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т.1. Руднее В. "Назову себя Гантенбайн": Собственные имена вкультуре ХХ столетия // Даугава. - Рига, 1989. - No 12.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных