Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ




- термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера,вышедший из своего чисто терминологического употребления иставший обыденным понятием в речи современных горожан. Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижниковФрейда (наряду с К. Г. Юнгом - см. аналитическаяпсихологии) и одним из первых отступников от классического психоанализа. В середине 1910-х гг. Адлер отошел отФрейда и создал оригинальную психотерапевтическую концепцию,названную им индивидуальной психологией. В ее основе - критикапансексуализма фрейдовского психоанализа и представление о том,что неврозы формируются благодаря социальным аспектам исвязаны со стремлением личности утвердиться в социуме, состремлением к власти. В основе невроза, согласно концепции Адлера, и лежит К. н.- заложенное в раннем детстве болезненное чувство своейникчемности, которое невротик стремится победить путемгиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству надблизкими и в идеале над всеми людьми. "Любой невроз, - пишет Адлер, - может пониматься какошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувстванеполноценности, чтобы обрести чувство превосходства". В своей теории К. н. Адлер опирается на философию"фикционализма" разработанную немецким философ-позитивистомГансом Файхингером. В работе "Философия "как если бы" Файхингервыдвинул тезис о том, что поведение большинства людейопределяется социальными фикциями ("Все люди равны в своихвозможностях", "Чтобы добиться успеха, главное - желание"),которые совершенно не соответствуют действительности. "В погонеза такими фикциями, - пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы иэнергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичнымобразом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который,стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности,преследуют цель достижения фиктивного превосходства надлюдьми". Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которойвозникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежатьразоблачения, заключается в возведении компенсаторнойнадстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добитьсяпревосходства в жизни [...] Человек борется здесь за своепризнание, пытается его завоевать, - человек, постоянностремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувстванеполноценности и добиться богоподобного господства над своимокружением или стремящийся уклониться от решения своихжизненных задач" (курсив А. Адлера - В. Р.). И далее: "Основанное на реальных впечатлениях,впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувствонеполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждаетпациента направлять свое стремление на цель, значительнопревышающую всякую человеческую меру. Конечно, из этого не следует, что все талантливыеневротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятсявеликими художниками, философами, политиками и полководцами.Для обычного невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическоелечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, какон привычным для себя способом постоянно пытается оказаться видеальной для осуществления своей руководящей жизненной линииситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем пособственной воле не изменит свой жизненный план и неприсоединится к человеческому сообществу и его логическимтребованиям". Лит.: Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1995.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

- направление в искусстве, прозе и поэзии последнихдвадцати лет советского строя, возникшее как эстетическаяреакция на "зрелый" социалистический реализм, на искусствозастоя и его реальность. Концепт - это затертый до дыр советский текст или лозунг,речевое или визуальное клише. С этим материалом и работалипредставители русского К., бывшие одновременно представителями авангардного искусства и примыкающие к европейскому постмодернизму своей поэтикой "всеядности", игрой наявных цитатах, вышедшем на поверхность интертекста. Русские концептуалисты стали быстро известны в Европе.Слава в отечестве пришла к ним лишь вместе с перестройкой.Художникиконцептуалисты Илья Кабаков, Эрик Булатов, ВикторПивоваров, Виталй Комар и Александр Меламед (выступающие всоавторстве) сегодня признанные во всем мире художники. В основе искусства К. лежит наложение двух языков -затертого совкового языка-объекта и авангардного метаязыка, описывающего этот совковый язык-реальность.Так, одна из известных картин Булатова представляет собойогромные алые буквы лозунга "Слава КПСС!" на фоне голубого небас облаками. Вот что пишет об этом современный художественный критикЕкатерина Деготь: "Именно таким образом строятся многие картиныЭрика Булатова: в них два слоя - реальное, подчеркнуто реальноепространство и пересекающий его, закрывающий свет социальноокрашенный знак или текст". По-иному построено искусство Ильи Кабакова. Его картины -это надписи на бумаге, каллиграфические буквы,каталогизированные фотографии, обрывки фраз. "Стиль, в которомработает этот герой - автор картин и альбомов Кабакова, пишетЕкатерина Деготь, можно назвать "канцелярским примитивом". Однаиз излюбленных идей бюрократического сознания, с которымхудожник отождествляет себя, - навязчивая инвентаризация,списки и таблицы". Подобно поэтам школы ОБЭРИУ, наследниками которыхотчасти являются представители русского К., Кабаков в советскоевремя работал детским художником, оформляя книги. Проза русского концептуализма знает лишь одногопредставителя, ставшего писателем с международной известностью.Это Владимир Сорокин. Его творчество характерно своейамбивалентностью - с одной стороны, явный и острый авангард, сдругой - тесная связь с поэтикой постмодернизма. Мы остановимсяна чисто концептуалистских текстах Сорокина. Чаще всего егорассказы строятся по одной и той же схеме. Вначале идетобыкновенный, слегка излишне сочный пародийный соцартовскийтекст: повествование об охоте, комсомольском собрании,заседании парткома - но вдруг совершенно неожиданно инемотивированво происходит прагматический прорыв (см. прагматика) в нечто ужасное и страшное, что и есть, поСорокину, настоящая реальность. Как будто Буратино проткнулсвоим носом холст с нарисованным очагом, но обнаружил там недверцу, а примерно то, что показывают в современных фильмахужасов. Так, в рассказе "Проездом" столичный партийный начальникпосле обычных разговоров в провинциальном парткоме вдругзалезает на письменный стол и справляет на нем большую нужду, апотом как ни в чем не бывало продолжает прерванный разговор. Врассказе "Деловое предложение" комсомольское собраниезаканчивается тем, что двое комсомольцев, оставшись одни, нежноцелуются - оказывается, они гомосексуалисты. В рассказе"Свободный урок" завуч начинает с того, что ругает у себя вкабинете пятиклассника за то, что он заглядывает девочкам подюбки, а кончает тем, что в педагогических целях демонстрируетперепуганному школьнику свои гениталии. Безусловно, поэтикаСорокина связана с мощным преломлением психоанализа сего соотношением поверхностного слоя сознания и глубинного бессознательного, принципа реальности принципаудовольствия. Наибольшей популярностью последние годы пользуются такиепоэты русского К., как Д. И. Пирогов, Лев Рубинштейн, ТимурКибиров. Пригов строит свои тексты на образе тупого исамодовольного советского обывателя, рассуждающего о политике ибытии (сам Пригов называет эту риторику "новой искренностью"),некоего нового Козьмы Пруткова, предтечи обэриутов. Вот избран новый Президент Соединенных Штатов Поруган старый Президент Соединенных Штатов А нам-то что - ну, Президент Ну, Соединенных Штатов А интересно все ж - Прездент Соединенных Штатов Здесь явно, кроме Пруткова, видится и капитан Лебядкин из"Бесов" Достоевского, другой предтеча обэриутов. А вот рассуждение на тему метафизики советской экономики,дискурс на тему текст и реальность: Неважно, что надой записанный Реальному надою не ровня Все, что записано - на небесах записано И если сбудется не через два-три дня Но все равно когда-нибудь там сбудется И в высшем смысле уж сбылось А в низшем смысле уже забудется Да и уже почти забылось Иногда тексты Пригова строятся как интертекст, как,например, следующая макабрическая вариация на темустихотворения Сергея Есенина "Собаке Качалова": Дай, Джим, на счастье плаху мне Такую плаху не видал я сроду Давай на нее полаем при луне - Действительно, замечательная плаха А то дай на счастье виселицу мне Виселицу тоже не видал я сроду Как много замечательных вещей на земле Как много удивительного народу Наиболее утонченный вариант поэтики К. представляет собойпоэзия Льва Рубинштейна - "стихи на карточках". Действительно,исполняя на эстраде свои стихи, Рубинштейн держит в рукахстопку библиографических карточек, на каждой из которыхнаписана одна строка или фраза или вообще ничего не написано. Применительно к поэзии Рубинштейна наиболее остро встаетвопрос о том, является ли русский К. течением модернизма или целиком авангардным искусством. Как будто, на первыйвзгляд, очевидно последнее. Активная прагматика, воздействие начитателя необычным приемом. Но воздействие это мягкое. В томже, что касается содержания и формы стихов Рубинштейна, то вних создается оригинальная поэтика и стилистика (а это ужечерта модернизма, связанная - в отличие от поэтики Пригова - собразом русского интеллигентского сознания, вернее, с образомего голоса). Голоса обрываются, перекликаются, и создаетсятеплый интимный мир, вернее, множество пересекающихся миров,связанных с переживанием детства, философских проблем,рефлексией над тем, что такое текст. Ясно, стоит толькопослушать Рубинштейна, что его философия - это семантикавозможных миров, представление о пересекающихсяальтернативных голосах- событиях -ситуациях. Послушаем: 1. Мама мыла раму. 2. Папа купил телевизор. 3. Дул ветер. 4. Зою ужалила оса. 5. Саша Смирнов сломал ногу. 6. Боря Никитин разбил голову камнем. 7. Пошел дождь. 8. Брат дразнил брата. 9. Молоко убежало. 10. Первым словом было "колено". 11. Юра Степанов смастерил шалаш. 12. Юлия Михайловна была строгая. 13. Вова Авдеев дрался. 14. Таня Чирикова - дура. 15. Жених Гали Фоминой - однорукий. 16. Сергею Александровичу провели телефон. 17. Инвалид сгорел в машине. 18. Мы ходили в лес. Другой фрагмент. Стихотворение называется "Появлениегероя". Линии между строками символизируют границы междукарточками. - Ну что я вам могу сказать? - Он что-то знает, но молчит. - Не знаю, может, ты и прав. - Он и полезней и вкусней. - У первого вагона в семь. - Там дальше про ученика. Среди более молодых представителей русского поэтическогоК. выделяется Тимур Кибиров, творчество которого полностью неукладывается в рамки К. как ортодоксального эстетическогоявления. Наиболее известные его стихи - это, пожалуй, пародия ужена сам К. Таков, например, цикл, посвященный последнемусоветскому генсеку Константину Устиновичу Черненко, любимомугерою Кибирова, очевидно воспринимающему Черненко какмифологического трикстера, посредника между смертью и жизнью(смертью старого времени и рождением нового). Послушаемфрагмент стихотворения, заключительного в этом цикле. Ононазывается "РЕЧЬ товарища К. У. ЧЕРНЕНКО НА ЮБИЛЕЙНОМ ПЛЕНУМЕПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР 25 СЕНТЯБРЯ 1984 г.": Вот гул затих. Он вышел на подмостки. Прокашлявшись, он начал: "Дорогие товарищи! Ваш пленум посвящен пятидесятилетию событья значительного очень..." Михалков, склонясь к соседу, прошептал, "Прекраено он выглядит. А все ходили слухи, что болен он". - "т-с-с! Дай послушать!" - "...съезда писателей советских, и сегодня на пройденный литературный путь мы смотрим с гордостью! Литературой, в которой отражение нашли ХХ-го столетия революци- онные преобразованья!" Взорвался Аплодисментами притихший зал. Проскурин Неистовствовал. Слезы на глазах У Маркова стояли. А Гамзатов, забывшись, крикнул что-то по-аварски, но тут же перевел: "Ай, молодец!" Этой веселой литературной кадрилью-карнавализацией мызакончим наш очерк о русском К. Лит.: Личное дело Э: Литературно-художественный альманах. -М., 1991.

* Л *






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных