Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ.




Представление о том, что у настоящего может быть не одно,а несколько направлений развития в будущем (это, собственно, исоставляет содержание понятия "возможные миры"), было,вероятно, в культуре всегда. Но оно обострилось в ХХ в. в связис общей теорией относительности, с представлением о том, что время есть четвертое измерение и, стало быть, по немуможно передвигаться, как по пространству (см. также серийное мышление). Вообще же понятие возможных миров имеет логико-философскоепроисхождение. Его, как и многое другое, придумал Лейбниц,который рассматривал необходимо истинное высказывание каквысказывание, истинное во всех возможных мирах, то есть привсех обстоятельствах, при любом направлении событий, а возможноистинное высказывание - как истинное в одном или несколькихвозможных мирах, то есть при одном или нескольких поворотах событий. Например, высказывания математики или логики "а = а" или"2 х 2 = 4" являются необходимыми. Высказывание же "Завтрабудет дождь" является возможным (у него есть альтернатива, что,возможно, дождя и не будет). В середине ХХ века, после второй мировой войны, логикаразработала несколько семантических систем (см. логическаисемантика), где определяющую роль играло понятие возможныхмиров. Мы не станем углубляться в аппарат этих построений, онидовольно сложны. Назовем лишь имена выдающихся философов:Ричард Монтегю, Дана Скотт, Сол Крипке, Яакко Хинтикка. Сфилософской точки зрения важно, что в этих построенияхдействительный мир рассматривается лишь как один из возможных. Действительный мир не занимает привилегированногоположения. Именно это представление было чрезвычайнохарактерным для культурного сознания ХХ в. Задолго досовременной логики, в 20-е гг. нашего века, японский писательАкутагава привел пример философии возможных миров в рассказе "Вчаще" (подробнее см. событие), в котором разбойник заманил вчащу самурая и его жену, а потом известно было только, чтосамурай убит. По версии разбойника (в его возможном мире),самурая убил он, по версии жены самурая, его убила она; поверсии духа самого самурая, он покончил с собой. Пафос философии возможных миров в том, что абсолютнойистины нет, она зависит от наблюдателя и свидетеля событий. На С. в. м. построен художественный мир новелл Борхеса."Сад расходящихся тропок" - модель ветвящегося времени; "Темапредателя и героя" - в одном возможном мире главный персонаж -герой, в другом - предатель; "Другая смерть" - по одной версии,герой был убит в бою, по другой - в своей постели. ГероиБорхеса, как правило, умирают по нескольку раз, меняя по своемуили Божьему соизволению направление событий. В науке ХХ в. представление об альтернативном будущемиграет большую роль. Так, например, русский лингвист-эмигрантА. В. Исаченко в свое время написал работу, посвященную тому,каким был бы русский язык, если бы в политической борьбе Москвыи Новгорода победил Новгород, а не Москва. Замечательный пример мышления возможными мирами приводитодин из основателей С. в. м. Сол Крипке в статье, посвященнойконтекстам мнения, таким, как "Он полагает, что...", "Ондумает, что...", "Он верит, что...". Француз, никогда небывавший до определенного времени в Лондоне, разделяет расхожеемнение французов о том, что "Лондон красивый город", и выражаетэто мнение предложением на французском языке: "Londres estjolie". После долгих странствий, выпавших на его долю, онпоселяется в какомто городе, в одном из самых грязных инепривлекательных его кварталов, никогда не заглядывает висторический центр, а язык выучивает постепенно. Ему и в головуне приходит, что это тот самый город, который он, находясь воФранции, называл Londres и считал красивым. Теперь он называетэтот город по-английски London и разделяет мнение соседей порайону, в котором он живет, что - londod is not pretty (Лондон - некрасивый город). При этом в сознании он продолжает считать, что "Londresest jolie". С. в. м. играет важную роль в поэтике постмодернизма. В знаменитом романе "балканскогоБорхеса", как его называют в Европе, сербского писателяМилорада Павича "Хазарский словарь" рассказывается отом, как хазары в IХ в. принимали новую веру: по версиихристиан, они приняли христианство; по версии мусульман -ислам; по версии евреев - иудаизм. Естественно, что С. в. м. тесно связана с идеей виртуальных реальностей. В особом жанре компьютерногоромана - например, в самом знаменитом, "Полдне" Майкла Джойса -повествование строится на альтернативах. Роман можно читатьтолько на дисплее. Кроме обычных предложений, там есть маркеры,гипертекстовые отсылки (см. гипертекст). Высвечиваяопределенное слово, например имя какого-либо героя,читатель может повернуть события вспять или завершить сюжеттак, как ему того хочется. Такова философия возможных миров. Лит.: Крипке С. Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка.- М., 1986. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. -М., 1980.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных