Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




- одно из самых мощных направлений современного психоанализа, синтезирующее идеи Отто Ранка (травмарождения), аналитической психологии Карла ГуставаЮнга и философские идеи неклассической современной физики (см. принцип дополнительности) Вернера Гейзенберга и ДэвидаБома. Основатель Т. п. - психолог и философ Станислав Гроф - в1960-е годы эмигрировал в США из Чехословакии и там возгавилотделение психиатрических исследований в Психиатрическомисследовательском центре в штате Мэриленд. В основе философских представлений Т. п. лежит юнгианскаяидея о том, что сознание не тождественно мозгу. Уже сам Юнг вразработанном им учении о коллективном бессознательном взначительной степени отошел от европейской (картезианской)традиции понимания сознания и в своих идеях использовалэлементы восточных философских учений: махаянического буддизма,неоведанты, санкхья, даосизма, философии китайской классической"Книги перемен". Общим для всех этих представлений, во-первых,является учение о карме, то есть о том, что жизненный путь душичеловека претерпевает бесконечное множество превращений,рожденийсмертей, и, во-вторых, то, что сознание человека, егодуша в большой степени определяется особенностью протекания егокармических воплощений. (Естественно, что Фрейд, воспитанный впозитивистских традициях ХIХ в., не мог принять подобного родаидей - отсюда их резкий разрыв с Юнгом.) С другой стороны, Гроф углубил и как философски, так иклинически уточнил учение Ранка о травме рождения. Гроф ввелпонятие динамики предродового (перинатального) развития, в товремя как для Ранка травма рождения была чем-то единым. Клинический аспект Т. п. Грофа заключается в том, чточеловек, страдающий различными психическими отклонениями (Гроф,будучи настроен экзистенциально - см. экзистенциализм,-не склонен называть их болезнями), должен вторично пережить итем самым избыть травму рождения или физиологически отягченныйопыт своего перинатального развития либо даже некую отдаленнуютравму его кармического предка или нации, к которой онпринадлежит, в целом. Конкретно методика психотерапии Грофа имеет дверазновидности. Первая - ЛСД-терапия. В этом случае пациенту,страдающему тем или иным психическим расстройством, под строгимнаблюдением врача и нескольких ассистентов на протяжениинескольких сеансов дают определенную дозу наркотика ЛСД, подвоздействием которого пациент погружается в измененноесостояние сознания. Здесь и начинается собственноприменение методики Грофа. Согласно представлениям Т. п.,принятие ЛСД при соответствующей психотерапевтической помощиврача воскрешает в бессознательном пациентаобстоятельства, сопутствующие травме рождения, перинатальнойдинамике или трансперсональной кармической динамике. Какправило, при таких сеансах пациент испытывает глубокиепсихологические и нравственные страдания. Его посещаюткошмарные зрительные образы, как правило мифологическогохарактера, но иногда и исторического - картины войн, пыток вконцлагерях, геноцида. Пациент может кричать, биться вконвульсиях, вырываться из рук держащих его ассистентов, но подоговоренности между ним и врачом сеанс может закончитьсятолько тогда, когда пациент отчетливо произнесет заранееобговоренное слово "хватит" или "достаточно". Если сеанс (а их может быть несколько) протекает в нужномрусле, то есть если пациент встречает в своих видениях тутравматическую причину, из-за которой он страдал во взрослойжизни, то он, как правило, испытывает чувство облегчения,блаженства, экстаза и расширения личности. Гроф не разподчеркивал, что его метод не носит медицинского характера, аявляется психологическим методом развития личности. По Грофу, воснове большинства страхов, фобий, тревожных состояний и т.п.лежит фундаментальный страх перед рождением-смертью. Вторичнопережив рождение-смерть, человек перестает бояться и толькотогда становится полноценной личностью. Гроф пишет: "Некоторые люди под действием ЛСД неожиданноиспытывали яркие сложные эпизоды из других культур, из другихисторических периодов, которые имели все качества воспоминанийи обычно интерпретировались как вновь пережитые эпизоды изпредыдущих жизней. По мере развертывания этих переживаний людиобычно идентифицируют определенных лиц в их настоящей жизни вкачестве важных протагонистов из кармичесхих ситуаций. В этомслучае межличностные напряжения, проблемы и конфликты с этимилицами часто узнаются или интерпретируются как прямыерезультаты деструктивных кармических паттернов. Повторноепроживание и разрешение подобных кармических переживаний чащевсего ассоциируется у принимавшего ЛСД с чувством глубокогооблегчения, освобождения от тягостных "кармических завязок",всепоглощающего блаженства и завершенности". "Как только принявшие ЛСД входят в перинатальную область исталкиваются с двойным опытом рождения и смерти, они обычносознают, что искаженность и неаутентичность в их жизни неограничиваются какой-то ее частью или областью. Они неожиданновидят всю картину реальности и общую стратегиюсуществования как ложную и неподлинную. Многие отношения имодели поведения, которые прежде воспринимались какестественные и были приняты без сомнений, теперь оказываютсяиррациональными и абсурдными. Становится ясно, что они вызваныстрахом смерти и неразрешившейся травмой рождения. В этомконтексте лихорадочный и возбужденный образ жизни, охотничьиамбиции, тяга к соревнованию, необходимость самоутвердиться, атакже неспособность радоваться представляются совсемнеобязательными ночными кошмарами, от которых вполне возможнопробудиться. Те, кто завершает процесс смерти возрождением,подключаются к истинным духовным источникам и понимают, чтокорнями механистического и материалистического мировоззренияявляется страх рождения и страх смерти". В середине 1970-х годов ЛСД-терапия была Грофу запрещена.Тогда он применил другой, древний способ погружения визмененное состояние сознания - так называемое холотропноеполное дыхание. В остальном методика оставалась прежней, но припогружении при помощи холотропного дыхания использовалось ещенадавливание руками на определенные участки тела пациента. Гроф разработал подробную классификацию состояния плода вчреве матери (так называемая динамика "базовых перинатальныхматриц" - БПМ). Биологическая основа БПМ-I - это исходноесимбиотическое единство плода с материнским организмом. Внутриэтой БПМ условия для ребенка могут быть почти идеальными.БПМ-II относится к самому началу биологического рождения, к егопервой клинической стадии. Здесь исходное равновесиевнутриматочного существования нарушается - вначале тревожнымихимическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. Приполном развертывании этой стадии плод периодически сжимаетсяматочными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет. Дляэтой стадии характерно переживание трехмерной спирали, воронкиили водоворота, неумолимо затягивающего человека в центр. На стадии БПМ-III шейка матки раскрыта, и это позволяетплоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этимкроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическоесдавливание, высокая степень гипоксии и удушья. На конечнойстадии родов плод может испытывать контакт с такимибиологическими материалами, как кровь, слизь, околоплоднаяжидкость, моча и даже кал. Чрезмерные страдания, связанные сБПМ-III, в целом можно охарактертовать как садомазохистские. "Переход от БПМ-IV влечет за собой чувство полногоуничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях - то естьфизической гибели, эмоционального краха, интеллектуальногопоражения, окончательного морального падения [...]. За опытом полной аннигиляции [...] следует видениеослепительного белого или золотого света, сверхъестественнойяркости и красоты [...]. Человек испытывает чувство глубокогодуховного освобождения, спасения и искупления грехов. Он, какправило, чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины,испытывает очищение необремененности. Это сопровождаетсяпотоком положительных эмоций в отношении самого себя, другихили существования вообще. Мир кажется прекрасным.и безопаснымместом, а интерес к жизни отчетливо возрастает" Сознание, прошедшее через Т. п., Гроф называет холотропнымсознанием. Это поле сознания безопределенных границ, которому открыт доступ к различнымаспектам реальности без посредства органов чувств. Дляхолотропного сознания "вещественность и непрерывность материиявляется иллюзией [...] прошлое и будущее можно эмпирическиперенести в настоящий момент (ср. время); можно иметьопыт пребывания в нескольких местах одновременно; можнопережить несколько временных систем сразу; можно быть частью иодновременно целым (ср. миф); что-то может бытьодновременно верным и неверным (ср. многозначныелогики); форма и пустота взаимозаменимы и т. п.". Лит.: Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть итрансценденция в психотерапии. - М., 1992*. ----------------------------------- * В последние годы на русском языке вышло несколько книгГрофа, в том числе книги, написанные им в соавторстве с егоженой и ассистентом Кристиной Гроф. Однако автор словаря дляполного ознакомления с Т. п рекомендует именно эту книгу, т.к.все остальные во многом повторяют ее, являясь по философскойнаполненности более слабыми.

"ТРИ ДНЯ КОНДОРА"

- интеллектуальный детектив-триллер американскогорежиссера Сиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективных жанра(английский, американский и французский - см. детектив), адетектив сплавлен с восточной притчей. Но вначале о сюжете. Герой фильма, филолог по кличкеКондор (Роберт Рэдфорд), работает в странной конторе,принадлежащей ЦРУ. Сотрудники этой конторы занимаются тем, что,анализируя на компьютере массовые детективные романы, ищутоптимальные ходы для деятельности ЦРУ и прослеживают ошибки вего реальной деятельности (завязка в духе постмодернизма - художественный текст представляется первичным по отношению к реальности). Кондор - человек обаятельный, но несколько безалаберный,постоянно опаздывает на работу; при этом у него богатаяфантазия и чуткий глубокий интеллект (например, ондогадывается, что в некоем детективе пуля была сделана изольда, поэтому она пропала - растаяла), он прекрасно эрудирован,его в шутку называют Шекспиром. В этот роковой день он опять опоздал, и раздраженный шефпосылает его под проливным дождем в бар за бутербродами.Вернувшись в офис, он видит всех убитыми. Он в ужасе выбегаетиз офиса, не забыв прихватить пистолет охранника, и звонит послужебному телефону в ЦРУ, чтобы сообщить о случившемся испросить, что ему делать. Но вскоре он понимает, что самзаварил эту кашу. Две недели назад он послал в Вашингтон отчето том, что внутри ЦРУ существует тайная сеть, и вот за это ипоплатились все сотрудники конторы, чтобы не совали нос не всвои дела. Разумеется, за ним теперь будут охотиться. Ещесотрудник по фамилии Хайдеггер не пришел на работу. Кондорспешит к нему, но находит его убитым. Он бросается к своемублизкому другу, чтобы предупредить его, и на обратном пути влифте встречается с убийцей (Кондор интуитивно понимает, чтоэто он) - сухопарым предупредительным джентльменом с лошадинымлицом (Ханс фон Зюдов). В лифте не развернуться, поэтому онлюбезно подает Кондору оброненную им перчатку. Кондору удаетсяубежать, но деваться ему некуда. Тогда он садится в машину кпервой попавшейся женщине (Фэй Даноуэй) и под дулом пистолетатребует, чтобы она везла его к ней домой. Там он связывает ее иотправляется на встречу со своим близким другом, который долженсвести его с вашингтонским шефом. Первое, что делаетвашингтонский шеф, это стреляет в Кондора, но не попадает, затоКондор попадает в него. Умирая, шеф дрожащей рукойрасстреливает растерявшегося друга Кондора, о чем тот узнает,вернувшись в дом своей новой подруги и включив телевизор,причем в убийстве обвиняют, конечно, его, Кондора. Онрассказывает свою историю женщине, которая проникается к немудоверием. Наутро к ним вламывается почтальон-убийца, но общимиусилиями его удается обезвредить. В это время главный убийцасидит дома и под тихую классическую музыку меланхоличновытачивает какие-то фигурки. Кондору удается выманить одного изначальников ЦРУ, и тот, опять-таки под дулом пистолета,рассказывает ему о тайной организации, которую случайнообнаружил Кондор, - в ее задачи входило "зондирование"восточных стран на предмет наличия нефти - и заодно дает адресшефа этой организации, который непосредственно заказал убийствоКондора и его коллег. Кондор спешит к нему, чтобы уточнить истину и отомстить, но его опережает главный убийца,который почему-то расстреливает не Кондора, а этого самогошефа. Оказывается, конъюнктура изменилась, а он, убийца,выполняет заказы тех, кто больше платит. Кондор ему больше ненужен. Они расстаются почти друзьями. В центре идеологической коллизии фильма -противопоставлевие западного, рационального, активного мышлениявосточному, пассивному, фаталистическому (в духе новеллы М. Ю.Лермонтова "Фаталист"). Западное начало олицетворяет Кондор,рационалист и аналитик. Хладнокровный, флегматичный и дажедобродушный убийца олицетворяет Восток. В начале фильма, когдавсех убивают в конторе, есть эпизод с девушкой-китаянкой,сотрудницей офиса, которая в отличие от прочих принимает смертьочень спокойно, глядя убийце в глаза и говоря ему: "Не бойтесь,я не закричу", на что тот вежливо отвечает: "Я это знаю".Убийце важно добросовестно справиться с заданием и получитьгонорар. Портить отношения с жертвами не входит в его планы. Водной из знаменитых притч даосского мыслителя Чжуан-цзырассказывается о мяснике, который так искусно отделял мясо откостей, что его нож мог проходить сквозь тончайшие расстояниямежду мясом и костями. Философ ставит этого профессионала впример. Важно не кто ты - убийца или жертва, а как тыотносишься к своей судьбе. Жертва должна спокойно приниматьсвою смерть, убийца - добросовестно выполнять свою работу. Этонапоминает также доктрину "незаинтересованного действия",которую раскрывает бог Кришна воину Арджуне на поле Куру вбессмертной "Бхагавадгите". Арджуна не хочет убивать своихдвоюродных братьев, что стоят по ту сторону поля битвы. Кришнавнушает ему, что, во-первых, смерти нет, а во-вторых, каждыйдолжен выполнять свой долг, а долг воина-кшатрия, каковымявляется Арджуна, - это сражаться. В противоположность пассивным жертве и убийце Кондорнастроен на четкий анализ и активное вмешательство в своюсудьбу. Впрочем, ореол виктимности окружает его, особенно вфинале фильма, когда он идет отдавать материалы о деятельностизлосчастной организации в газету "Нью-Йорк таймс". Он понимает,что, выжив после ужасной бойни, он теперь добровольно себяподставляет, но его мотивы - не восточные, а скореехристианские. Финал проходит под аккомпанемент уличного хорашкольников, который поет рождественские псалмы. Кондор отдаетсебя в жертву активно и осознанно, чтобы спасти других людей. Как мы уже говорили в начале этого очерка, в фильмесплавлены три классические детективные традиции. Первая -английская аналитическая. Действительно, только благодарясвоему незаурядному и гибкому интеллекту Кондору удаетсяодновременно спасти свою жизнь и разгадать тайны противника. Ноэто же - активная вовлеченность детектива в действие - являетсяотличительной чертой американского жесткого детектива. Наконец,экзистенциальная напряженность, необходимость сделать выборроднит идеологию фильма с французским экзистенциальнымдетективом типа "Дамы в автомобиле" С. Жапризо. Фильм "Три дня Кондора" предваряет искусство постмодернизма, для которого характерен синтез массовой культуры и интеллектуализма. Лит.: Руднев В Культура и детектив // Даугава, 1988 - М 12. Руднев В Морфология реальности: Исследование по "философиитекста". - М., 1996.

* Ф *

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

(от древнегр. phainomenon - являющийся) - одно изнаправлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именамиЭдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Специфика Ф. как философского учения состоит в отказе отлюбых идеализаций в качестве исходного пункта и приятииединственной предпосылки - возможности описанияспонтанно-смысловой жизни сознания. Основная идея Ф. - неразрывность и в то же время взаимнаянесводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия,личности и предметного мира. Основной методологический прием Ф. - феноменологическаяредукция - рефлексивная работа с сознанием, направленная навыявление чистого сознания, или сущности сознания. С точки зрения Гуссерля, любой предмет должен быть схвачентолько как коррелят сознания (свойство интенциальности), тоесть восприятия, памяти, фантазии, суждения, сомнения,предположения и т. д. Феноменологическая установка нацелена нена восприятие известных и выявление еще неизвестных свойств илифункций предмета, но на сам процесс восприятия как процессформирования определенного спектра значений, усматриваемых впредмете. "Цель феноменологической редукции, - пишет исследовательФ. В. И. Молчанов, - открыть в каждом индивидуальном сознаниичистую созваваемость как чистую непредвзятость, которая ставитпод вопрос любую уже заданную систему опосредований между собойи миром. Непредвзятость должна поддерживаться вфеноменологической установке не по отношению к предметам ипроцессам реального мира, существование которых не подвергаетсясомнению - "все остается так, как было" (Гуссерль), - но поотношению к уже приобретенным установкам сознания. Чистоесознание - не сознание, очищенное от предметов, напротив,сознание здесь впервые выявляет свою сущность как смысловоесмыкание с предметом. Чистое сознание - это самоочищениесознания от навязанных ему схем, догм, шаблонных ходовмышления, от попыток найти основу сознания в том, что неявляется сознанием. Феноменологический метод - это выявление иописание поля непосредственной смысловой сопряженности сознанияи предмета, горизонты которого не содержат в себе скрытых,непроявленных в качестве значений сущностей". С точки зрения Ф. (ср. индивидуальный язык вфилософии Л. Витгенштейна), переживание значения возможно внекоммуникации - в индивидуальной, "одинокой" душевной жизни, аследовательно, языковое выражение не тождественно значению,знак лишь одна из возможностей - наряду с созерцанием -осуществления значения. Ф. разработала свою оригинальную концепцию времени. Время рассматривается здесь не как объективное, но каквременность, темпоральность самого сознания. Гуссерль предложилследующую структуру темпорального восприятия: 1) теперь-точка(первоначальное впечатление); 2) ретенция, то есть первичноеудержание этой теперь-точки; 3) протенция, то есть первичноеожидание или предвосхищение, конституирующее "то, чтоприходит". Время в Ф. - основа совпадения феномена и его описания,посредник между спонтанностью сознания и рефлексией. Ф. разработала также свою концепцию истины. В. И. Молчанов пишет по этому поводу: "Гуссерль называетистиной, во-первых, как саму определенность бытия, то естьединство значений, существующее независимо от того, усматриваетли его кто-либо или нет, так и само бытие - "предмет,свершающий истину". Истина - это тождество предмета самомусебе, "бытие в смысле истины": истинный друг, истинноеположение дел и т.д. Во-вторых, истина - это структура актасознания, которая создает возможность усмотрения положения делименно так, как оно есть, то есть возможность тождества(адеквации) мыслимого и созерцаемого; очевидность как критерийистины является не особым чувством, сопровождающим некоторыесуждения, а переживанием этого совпадения. Для Хайдеггераистина - это не результат сравнения представлений и несоответствие представления реальной вещи; истина не является иравенством познания и предмета [...]. Истина как истинное бытиеукоренена в способе бытия человека, которое характеризуется какраскрытость [...]. Человеческое бытие может быть в истине и нев истине - истинность как открытость должна быть вырвана,похищена у сущего [...]. Истина по существу тождественна бытию;история бытия - история его забвения; история истины - этоистория ее гносеологизации". В последние десятилетия Ф. обнаруживает тенденцию ксближению с другими философскими направлениями, в частности с аналитической философией. Близость между нимиобнаруживается там, где идет речь о значении, смысле,интерпретации. Лит.: Молчанов В.И. Феноменапогия // Современная западная философия:Словарь, - М., 1991.

ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА

- одно из наиболее молодых направлений аналитическойфилософии. До второй мировой войны вымысел казалсяаналитикам делом несерьезным, но когда в 1950-е гг. началиизобретать искусственный интеллект, когда активно началоськомпьютерное моделирование, стали всерьез задумываться, каковалогическая природа предложений типа: (1) Шерлок Холмс жил на Бейкер-стрит. Традиционно считалось, что подобные фразы лишены значенияистинности, то есть не являются ни истинными, ни ложными, астало быть, вообще лишены значения, потому что никакого ШерлокаХолмса никогда не существовало и он никогда не жил поуказанному адресу, а в доме, в котором его поселил Конан-Дойль,всегда находился банк. Но тогда кому-то пришло в голову (кажется, это был Дж.Вудс): если предложение "Шерлок Холмс живет на Бейкер-стрит"бессмысленно, то тогда такими же бессмысленными должны быть ипредложения: (2) Шерлок Холмс жил на Берчи-стрит. (3) Шерлок Холмс жил на Парк-лейн. Однако ясно было, что предложение (1); с одной стороны, ипредложения (2) и (3) - с другой не одинаково бессодержательны.И в каком-то смысле можно утверждать, что на фоне предложений(2) и (3) предложение (1) становится истинным. В каком же смысле? Да в том, что в художественном мире рассказов Конан-Дойляпредложение (1) соответствует истинному положению дел. Что жеполучается? С одной стороны, никакого Холмса не существовало, ас другой - он "в каком-то смысле" жил на Бейкер-стрит (а не наБерчи-стрит и не на Парк-лейн). Шерлок Холмс жил в возможном мире (см. семантикавозможных миров) рассказов Конан-Дойля. Но мы ведь ничегоне знаем о природе этого возможного мира. Мы, например, знаем,что Шерлок Холмс курил трубку, играл на скрипке и был неженат,но мы не знаем, ел ли он вареные яйца на обед, любил ли женщинили вообще был гомосексуалистом; мы не знаем, как звали егородителей, ходил ли он в кино и как относился к психоанализу. Ничего этого мы не знаем и никогда не узнаем, потому чтоШерлок Холмс - выдуманная фигура. Но на это можно возразить, что про Марка Твена мы тожемногого не знаем: любил ли он вареные яйца по утрам? Я,например, совершенно не помню, как звали его родителей, и умане приложу, как он относился к психоанализу. Да, но все это можно узнать в биографических материалах.Но эти свидетельства могут быть ложными, и никто вообще можетне вспомнить, ел ли Марк Твен вареные яйца по утрам или нет.Поэтому я могу заявить, что Марк Твен такая же вымышленнаяфигура, как Шерлок Холмс. И в случае с Шерлоком Холмсом, как и в случае со сновидениями (см.), встает вопрос: что являетсяматериальной стороной фразы (1), если точно известно, что Холмсвыдуманная фигурами Когда мы читаем фразу, подобную фразе (1), мы прежде всегодолжны понять ее смысл (см.), то есть о чем онаговорит, независимо от того, истинно это, ложно или вымышленно.И вот когда мы эту фразу поняли, ее смысл (а не истинностноезначение), мы тем самым автоматически причислили ее к правильнов смысловом отношении построенным предложениям нашего языка(неважно, английского или русского). Мы как будто говорим нечтовроде: (4) Истинно, что предложение "Шерлок Холмс жил наБейкер-стрит" является правильно построенным предложениемрусского языка. Получается, что материалом вымысла является наш язык. Лишьопределив принадлежность данного предложения к множествуправильно построенных предложений нашего языка, мы можемутверждать их истинность или ложность применительно к"возможному художественному миру Конан-Дойля". Но, конечно, и здесь проблемы не кончаются, потому что,например, авангардное искусство использует инеправильные, с точки зрения нормального носителя языка,предложения, но искусство не перестает от этого существовать. Возможно, что (особенно в свете бурного развитиякомпьютерных технологий и виртуальных реальностей (см.)следует вообще отказаться от противопоставления вымысла и реальности и говорить о некоем совокупномэкзистенциальном опыте, где в равной мере онтологическойопределенности и неопределенности существуют (ср. существование) Микки-Маус, Леонид Ильич Брежнев,круглый квадрат и Утренняя и Вечерняя звезда одновременно. Лит.: Льюиз Д. Истинность в вымысле // Возможные миры ивиртуальные реальности / Сост. Друк В. и Руднев В. - М., 1997.- Вып. 1. Миллер В. Может ли вымышленный персонаж стать реальным?//Там же. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996.

ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА

- разрабатываемая автором словаря концепциятекста, синтезирующая ряд подходов научной и философскойметодологии ХХ в. (семиотики, лингвистической ифилософской прагматики, логической семантики,теоретической поэтики, аналитической филологии,различных направлений психоанализа, исследований помифологии и характерологии). Сущность Ф. т. можно изложить в семи главных пунктах: 1. Все элементы текста взаимосвязаны. Это тезисклассической структурной поэтики. 2. Связь между элементами текста носит трансуровневыйхарактер и проявляется в виде повторяющихся и варьирующихсяединиц - мотивов. Это тезис мотивного анализа. Если мы изучаемкультуру как текст (в духе идей Ю. М. Лотмана), то на разных ееуровнях могут проявляться одинаковые мотивы (см. верлибризация, логаэдизация, ритм). 3. В тексте нет ничего случайного. Самые свободныеассоциации являются самыми надежными. Это тезис классического психоанализа. См. также статью парасемантика, в которойпоказано, что связь между словами может иметь место посовершенно случайным ассоциациям, между тем именно на этихассоциациях строится семантический образ слова. 4. За каждым поверхностным и единичным проявлением тексталежат глубинные и универсальные закономерности, носящиемифологический характер. Это тезис аналитической психологии К.Г. Юнга. В ХХ в. эта особенность наиболее очевидным образомпроявляется в таком феномене, как неомифологизм. Так, встихотворении Пастернака "Гул затих. Я вышел на подмостки" подЯ подразумевается и автор стихотворения, и Иисус Христос, иГамлет, и всякий, кто читает это стихотворение (пример С. Т.Золяна). Глубинный мифологизм проявляется также в обыденнойжизни, если понимать ее как текст (см. реальность). Так,например, Юнг показал, что выбор сексуального партнера зависитот генетически заложенного в индивидуальном человеческомсознании коллективного архетипа. 5. Текст не описывает реальность, а вступает с нейв сложные взаимоотношения. Это тезис аналитическойфилософии и теории речевых актов. 6. То, что истинно в одном тексте (возможном мире), можетбыть ложным в другом (это тезис семантики возможныхмиров). 7. Текст - не застывшая сущность, а диалог между автором,читателем и культурным контекстом. Это тезис поэтики Бахтина(см. карнавализация, полифоничесжий роман, диалогическоеслово). Применение этих семи принципов, традиционных самих посебе, к конкретному художественному тексту или любому другомуобъекту, рассматриваемому как текст, составляет сущность Ф. т. Лит.: Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // ВинниПух и философия обыденного языка. - М., 1996. Руднев В. Морфология реальности: Исследования по философиитекста. - М., 1996. Руднев В. Поэтика "Грозы" А. Н. Островского // Семиотика иинформатика. - М., 1995. - Вып. 38. Руднев В. Несколько уроков в "Школе для дураков" // РудневВ. Прочь от реальности: Новые исследования по философии текста.- М., 1998 (в печати).

ФОНОЛОГИЯ

- раздел лингвистики ХХ в., изучающий звуки речи в ихфункциональном, смыслоразличительном отношении. Ф. не следуетпутать с фонетикой, изучающей звуки речи в их акустическомзвучании. Ф. зародилась в начале ХХ века. У ее истоков стоятрусские ученые: Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба. Основателями структурной Ф. являются русскиелингвисты-эмигранты, организаторы Пражского лингвистическогокружка Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон (см. структурнаялингвистика). В основе Ф. лежит понятие фонемы как "совокупностисущественных признаков, свойственных данному звуковомуобразованию" (определение Н. С. Трубецкого). Таким образом,фонема - это ненаблюдаемая абстрактная сущность (ср. атомарный факт), в этом родство Ф. с логическимпозитивизмом, с одной стороны, и квантовой механикой - сдругой (см.), которые также постулируют ненаблюдаемые объекты. Фонема имеет три основные функции - различать смысл,разграничивать концы слов и выделять слово как целое (в русскомязыке эту функцию выполняет ударение). Главной функцией фонемыявляется смыслоразличительная, или сигнификативная. Допустим,если имеются два слова "дом" и "ком", то они отличаются толькоодной фонемой. Д произносится между зубами и с участием голоса, к -задним небом и без участия голоса. Таким образом, можносказать, что фонемы д и к отличаются друг от друга двумядифференциальными признаками - местом образования извонкостью-глухостью. Фонема и есть пучок дифференциальныхпризнаков. Трубецкой классифицировал дифференциальные признакивыделив три группы: 1. Привативные - когда наличие признакапротивопоставляется отсутствию признака, например звонкость(работа голосовых связок при артикуляции) - это наличиепризнака, а глухость (голосовые связки не работают) - этоотсутствие признака. 2. Градуальные, или ступенчатые, - в русской Ф. их почтинет. В морфологии ступенчато различаются положительная,сравнительная и превосходная степень прилагательных (большой,больше, наибольший). 3. Эквиполентные, или равнозначные, признаки, когда одинпризнак в одном члене противопоставления заменяется другим вдругом члене. Так, у фонем к и д привативным являетсяпротивопоставление по звонкости/глухости, а эквиполентным - поместу образования. В русской фонологической системе 5 гласных фонем и 32согласных (гласность и согласность, или, как говорят, вокализми консонантизм,- это первый дифференциальный признак дляфонемы: мы обычно сразу можем определить, гласная она илисогласная). Гласные образуют слог. Практически в любом языкесогласных больше, чем гласных, но не во всех языках так малогласных, как в русском. В немецком их 12, в эстонском - 14.Русский же язык является ярким консонантным, согласным языком. Основные дифференциальные признаки русских согласных фонемсуть следующие: 1. Звонкость-глухость: таких фонем пять пар - б-п, в-ф,г-к, д-т, ж-ш. 2. Твердость-мягкость: почти все русские фонемы могут бытькак твердыми, так и мягкими за исключением ш и ц, которыевсегда твердые, и ч, щ и j, которые всегда мягкие. 3. Способ образования: щель-смычка. В первом случае междуорганами речи образуется щель, как в звуках в, ф, ж, ш, з, с -они называются щелевыми. Во втором случае органы речи смыкаютсяи воздух, образующий звук, как бы взрывает эту смычку - такобразуются звуки б, и, д, т, н, м, г, к. 4. Место образования - в этом плане звуки делятся нагубные (б, п, в, ф, м), зубные (д, т, н), язычные (з, с, ш, щ,ц, ч) и небные (г, к, х). Для того чтобы понять, как фонемы изменяют смысл,используется метод минимальных пар, то есть берут пары такихслов, которые отличаются не просто одной фонемой, но лишь однимдифференциальным признаком этой фонемы. Например, гол-кол.Только один дифференциальный признак различается у этих слов(звонкость-глухость фонем г и к), а слова получаются совсемразные. Охарактеризуем две какие-нибудь согласные фонемы, напримерб и т, как они встречаются в словах "банк" и "танк". Обе этихфонемы твердые (в отличие, например, от фонем б и т в словах"белый" и "тело" - здесь они обе мягкие). Звук б - звонкий,звук т - глухой. По месту образования б - губной, а т - зубной.По способу образования б и т - смычные. Таким образом, фонемы би т в словах "банк" и "танк" различаются двумядифференциальными признаками - звонкостью-глухостью и местомобразования (губной-зубной). Охарактеризуем теперь все фонемы в слове "словарь". С -согласная, глухая, твердая, щелевая, язычная фонема. Л - такназываемая плавная согласная, твердая, звонкая, зубная. О -стоит в предударной слабой позиции, где она редуцируется исовпадает со эвуком а, то есть звучит так же, как в слове"славарь", если бы было такое слово. В фонетическойтранскрипции такой звук обозначается знакомФ В - звонкий,твердый, губно-зубной, щелевой. А - стоит в сильной позиции подударением - это гласный среднего ряда и заднего подъема языка.Р - звонкий, мягкий, по способу образования "дрожащий" (средниймежду щелевыми и смычными), язычный. Мягкий знак не означаетникакой фонемы, а служит знаком мягкости предшествующей фонемыр, что обозначается как р'. Фонетическая запись всего слова"словарь" будет такая: [С Л Ф В А Р'] В 1950-е гг. Р. О. Якобсон с соавторстве с американскимилингвистами создал совершенно новую Ф., построенную не наартикуляционных дифференциальных признаках, как у Трубецкого, ана акустических, используя акустическую аппаратуру. Егоклассификация в отличие от классификации Трубецкого былауниверсальной - в ней 12 дифференциальных признаков, при помощикоторых можно было описать фонологические системы всех языковмира. Это уже начиналась эра генеративной Ф. (см. генеративная лингвистика). Ф. чрезвычайно важна для гуманитарных наук ХХ в. какметодологическая база. Та легкость и убедительность, с которойфонологическая система строится при помощи дифференциальныхпризнаков, бинарных оппозиций (см.), позволила Ф. статьобразцом для других дисциплин, связанных со структурнойлингвистикой и семиотикой,- то есть для морфологии,синтаксиса, семантики, прагматики, структурнойантропологии, культурологии, стрктурной поэтики. Лит.: Трубецкой Н. С. Основы фонологии.- М., 1960. Якобсон Р.О., Фант Г.М., Халле М. Введение в анализ речи// Новое в лингвистике. Вып. 2. - М., 1962.

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных