ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"ТРИ ДНЯ КОНДОРА" * Ф * ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от древнегр. phainomenon - являющийся) - одно изнаправлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именамиЭдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Специфика Ф. как философского учения состоит в отказе отлюбых идеализаций в качестве исходного пункта и приятииединственной предпосылки - возможности описанияспонтанно-смысловой жизни сознания. Основная идея Ф. - неразрывность и в то же время взаимнаянесводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия,личности и предметного мира. Основной методологический прием Ф. - феноменологическаяредукция - рефлексивная работа с сознанием, направленная навыявление чистого сознания, или сущности сознания. С точки зрения Гуссерля, любой предмет должен быть схвачентолько как коррелят сознания (свойство интенциальности), тоесть восприятия, памяти, фантазии, суждения, сомнения,предположения и т. д. Феноменологическая установка нацелена нена восприятие известных и выявление еще неизвестных свойств илифункций предмета, но на сам процесс восприятия как процессформирования определенного спектра значений, усматриваемых впредмете. "Цель феноменологической редукции, - пишет исследовательФ. В. И. Молчанов, - открыть в каждом индивидуальном сознаниичистую созваваемость как чистую непредвзятость, которая ставитпод вопрос любую уже заданную систему опосредований между собойи миром. Непредвзятость должна поддерживаться вфеноменологической установке не по отношению к предметам ипроцессам реального мира, существование которых не подвергаетсясомнению - "все остается так, как было" (Гуссерль), - но поотношению к уже приобретенным установкам сознания. Чистоесознание - не сознание, очищенное от предметов, напротив,сознание здесь впервые выявляет свою сущность как смысловоесмыкание с предметом. Чистое сознание - это самоочищениесознания от навязанных ему схем, догм, шаблонных ходовмышления, от попыток найти основу сознания в том, что неявляется сознанием. Феноменологический метод - это выявление иописание поля непосредственной смысловой сопряженности сознанияи предмета, горизонты которого не содержат в себе скрытых,непроявленных в качестве значений сущностей". С точки зрения Ф. (ср. индивидуальный язык вфилософии Л. Витгенштейна), переживание значения возможно внекоммуникации - в индивидуальной, "одинокой" душевной жизни, аследовательно, языковое выражение не тождественно значению,знак лишь одна из возможностей - наряду с созерцанием -осуществления значения. Ф. разработала свою оригинальную концепцию времени. Время рассматривается здесь не как объективное, но каквременность, темпоральность самого сознания. Гуссерль предложилследующую структуру темпорального восприятия: 1) теперь-точка(первоначальное впечатление); 2) ретенция, то есть первичноеудержание этой теперь-точки; 3) протенция, то есть первичноеожидание или предвосхищение, конституирующее "то, чтоприходит". Время в Ф. - основа совпадения феномена и его описания,посредник между спонтанностью сознания и рефлексией. Ф. разработала также свою концепцию истины. В. И. Молчанов пишет по этому поводу: "Гуссерль называетистиной, во-первых, как саму определенность бытия, то естьединство значений, существующее независимо от того, усматриваетли его кто-либо или нет, так и само бытие - "предмет,свершающий истину". Истина - это тождество предмета самомусебе, "бытие в смысле истины": истинный друг, истинноеположение дел и т.д. Во-вторых, истина - это структура актасознания, которая создает возможность усмотрения положения делименно так, как оно есть, то есть возможность тождества(адеквации) мыслимого и созерцаемого; очевидность как критерийистины является не особым чувством, сопровождающим некоторыесуждения, а переживанием этого совпадения. Для Хайдеггераистина - это не результат сравнения представлений и несоответствие представления реальной вещи; истина не является иравенством познания и предмета [...]. Истина как истинное бытиеукоренена в способе бытия человека, которое характеризуется какраскрытость [...]. Человеческое бытие может быть в истине и нев истине - истинность как открытость должна быть вырвана,похищена у сущего [...]. Истина по существу тождественна бытию;история бытия - история его забвения; история истины - этоистория ее гносеологизации". В последние десятилетия Ф. обнаруживает тенденцию ксближению с другими философскими направлениями, в частности с аналитической философией. Близость между нимиобнаруживается там, где идет речь о значении, смысле,интерпретации. Лит.: Молчанов В.И. Феноменапогия // Современная западная философия:Словарь, - М., 1991.ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА - одно из наиболее молодых направлений аналитическойфилософии. До второй мировой войны вымысел казалсяаналитикам делом несерьезным, но когда в 1950-е гг. началиизобретать искусственный интеллект, когда активно началоськомпьютерное моделирование, стали всерьез задумываться, каковалогическая природа предложений типа: (1) Шерлок Холмс жил на Бейкер-стрит. Традиционно считалось, что подобные фразы лишены значенияистинности, то есть не являются ни истинными, ни ложными, астало быть, вообще лишены значения, потому что никакого ШерлокаХолмса никогда не существовало и он никогда не жил поуказанному адресу, а в доме, в котором его поселил Конан-Дойль,всегда находился банк. Но тогда кому-то пришло в голову (кажется, это был Дж.Вудс): если предложение "Шерлок Холмс живет на Бейкер-стрит"бессмысленно, то тогда такими же бессмысленными должны быть ипредложения: (2) Шерлок Холмс жил на Берчи-стрит. (3) Шерлок Холмс жил на Парк-лейн. Однако ясно было, что предложение (1); с одной стороны, ипредложения (2) и (3) - с другой не одинаково бессодержательны.И в каком-то смысле можно утверждать, что на фоне предложений(2) и (3) предложение (1) становится истинным. В каком же смысле? Да в том, что в художественном мире рассказов Конан-Дойляпредложение (1) соответствует истинному положению дел. Что жеполучается? С одной стороны, никакого Холмса не существовало, ас другой - он "в каком-то смысле" жил на Бейкер-стрит (а не наБерчи-стрит и не на Парк-лейн). Шерлок Холмс жил в возможном мире (см. семантикавозможных миров) рассказов Конан-Дойля. Но мы ведь ничегоне знаем о природе этого возможного мира. Мы, например, знаем,что Шерлок Холмс курил трубку, играл на скрипке и был неженат,но мы не знаем, ел ли он вареные яйца на обед, любил ли женщинили вообще был гомосексуалистом; мы не знаем, как звали егородителей, ходил ли он в кино и как относился к психоанализу. Ничего этого мы не знаем и никогда не узнаем, потому чтоШерлок Холмс - выдуманная фигура. Но на это можно возразить, что про Марка Твена мы тожемногого не знаем: любил ли он вареные яйца по утрам? Я,например, совершенно не помню, как звали его родителей, и умане приложу, как он относился к психоанализу. Да, но все это можно узнать в биографических материалах.Но эти свидетельства могут быть ложными, и никто вообще можетне вспомнить, ел ли Марк Твен вареные яйца по утрам или нет.Поэтому я могу заявить, что Марк Твен такая же вымышленнаяфигура, как Шерлок Холмс. И в случае с Шерлоком Холмсом, как и в случае со сновидениями (см.), встает вопрос: что являетсяматериальной стороной фразы (1), если точно известно, что Холмсвыдуманная фигурами Когда мы читаем фразу, подобную фразе (1), мы прежде всегодолжны понять ее смысл (см.), то есть о чем онаговорит, независимо от того, истинно это, ложно или вымышленно.И вот когда мы эту фразу поняли, ее смысл (а не истинностноезначение), мы тем самым автоматически причислили ее к правильнов смысловом отношении построенным предложениям нашего языка(неважно, английского или русского). Мы как будто говорим нечтовроде: (4) Истинно, что предложение "Шерлок Холмс жил наБейкер-стрит" является правильно построенным предложениемрусского языка. Получается, что материалом вымысла является наш язык. Лишьопределив принадлежность данного предложения к множествуправильно построенных предложений нашего языка, мы можемутверждать их истинность или ложность применительно к"возможному художественному миру Конан-Дойля". Но, конечно, и здесь проблемы не кончаются, потому что,например, авангардное искусство использует инеправильные, с точки зрения нормального носителя языка,предложения, но искусство не перестает от этого существовать. Возможно, что (особенно в свете бурного развитиякомпьютерных технологий и виртуальных реальностей (см.)следует вообще отказаться от противопоставления вымысла и реальности и говорить о некоем совокупномэкзистенциальном опыте, где в равной мере онтологическойопределенности и неопределенности существуют (ср. существование) Микки-Маус, Леонид Ильич Брежнев,круглый квадрат и Утренняя и Вечерняя звезда одновременно. Лит.: Льюиз Д. Истинность в вымысле // Возможные миры ивиртуальные реальности / Сост. Друк В. и Руднев В. - М., 1997.- Вып. 1. Миллер В. Может ли вымышленный персонаж стать реальным?//Там же. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996.ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА - разрабатываемая автором словаря концепциятекста, синтезирующая ряд подходов научной и философскойметодологии ХХ в. (семиотики, лингвистической ифилософской прагматики, логической семантики,теоретической поэтики, аналитической филологии,различных направлений психоанализа, исследований помифологии и характерологии). Сущность Ф. т. можно изложить в семи главных пунктах: 1. Все элементы текста взаимосвязаны. Это тезисклассической структурной поэтики. 2. Связь между элементами текста носит трансуровневыйхарактер и проявляется в виде повторяющихся и варьирующихсяединиц - мотивов. Это тезис мотивного анализа. Если мы изучаемкультуру как текст (в духе идей Ю. М. Лотмана), то на разных ееуровнях могут проявляться одинаковые мотивы (см. верлибризация, логаэдизация, ритм). 3. В тексте нет ничего случайного. Самые свободныеассоциации являются самыми надежными. Это тезис классического психоанализа. См. также статью парасемантика, в которойпоказано, что связь между словами может иметь место посовершенно случайным ассоциациям, между тем именно на этихассоциациях строится семантический образ слова. 4. За каждым поверхностным и единичным проявлением тексталежат глубинные и универсальные закономерности, носящиемифологический характер. Это тезис аналитической психологии К.Г. Юнга. В ХХ в. эта особенность наиболее очевидным образомпроявляется в таком феномене, как неомифологизм. Так, встихотворении Пастернака "Гул затих. Я вышел на подмостки" подЯ подразумевается и автор стихотворения, и Иисус Христос, иГамлет, и всякий, кто читает это стихотворение (пример С. Т.Золяна). Глубинный мифологизм проявляется также в обыденнойжизни, если понимать ее как текст (см. реальность). Так,например, Юнг показал, что выбор сексуального партнера зависитот генетически заложенного в индивидуальном человеческомсознании коллективного архетипа. 5. Текст не описывает реальность, а вступает с нейв сложные взаимоотношения. Это тезис аналитическойфилософии и теории речевых актов. 6. То, что истинно в одном тексте (возможном мире), можетбыть ложным в другом (это тезис семантики возможныхмиров). 7. Текст - не застывшая сущность, а диалог между автором,читателем и культурным контекстом. Это тезис поэтики Бахтина(см. карнавализация, полифоничесжий роман, диалогическоеслово). Применение этих семи принципов, традиционных самих посебе, к конкретному художественному тексту или любому другомуобъекту, рассматриваемому как текст, составляет сущность Ф. т. Лит.: Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // ВинниПух и философия обыденного языка. - М., 1996. Руднев В. Морфология реальности: Исследования по философиитекста. - М., 1996. Руднев В. Поэтика "Грозы" А. Н. Островского // Семиотика иинформатика. - М., 1995. - Вып. 38. Руднев В. Несколько уроков в "Школе для дураков" // РудневВ. Прочь от реальности: Новые исследования по философии текста.- М., 1998 (в печати).ФОНОЛОГИЯ - раздел лингвистики ХХ в., изучающий звуки речи в ихфункциональном, смыслоразличительном отношении. Ф. не следуетпутать с фонетикой, изучающей звуки речи в их акустическомзвучании. Ф. зародилась в начале ХХ века. У ее истоков стоятрусские ученые: Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба. Основателями структурной Ф. являются русскиелингвисты-эмигранты, организаторы Пражского лингвистическогокружка Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон (см. структурнаялингвистика). В основе Ф. лежит понятие фонемы как "совокупностисущественных признаков, свойственных данному звуковомуобразованию" (определение Н. С. Трубецкого). Таким образом,фонема - это ненаблюдаемая абстрактная сущность (ср. атомарный факт), в этом родство Ф. с логическимпозитивизмом, с одной стороны, и квантовой механикой - сдругой (см.), которые также постулируют ненаблюдаемые объекты. Фонема имеет три основные функции - различать смысл,разграничивать концы слов и выделять слово как целое (в русскомязыке эту функцию выполняет ударение). Главной функцией фонемыявляется смыслоразличительная, или сигнификативная. Допустим,если имеются два слова "дом" и "ком", то они отличаются толькоодной фонемой. Д произносится между зубами и с участием голоса, к -задним небом и без участия голоса. Таким образом, можносказать, что фонемы д и к отличаются друг от друга двумядифференциальными признаками - местом образования извонкостью-глухостью. Фонема и есть пучок дифференциальныхпризнаков. Трубецкой классифицировал дифференциальные признакивыделив три группы: 1. Привативные - когда наличие признакапротивопоставляется отсутствию признака, например звонкость(работа голосовых связок при артикуляции) - это наличиепризнака, а глухость (голосовые связки не работают) - этоотсутствие признака. 2. Градуальные, или ступенчатые, - в русской Ф. их почтинет. В морфологии ступенчато различаются положительная,сравнительная и превосходная степень прилагательных (большой,больше, наибольший). 3. Эквиполентные, или равнозначные, признаки, когда одинпризнак в одном члене противопоставления заменяется другим вдругом члене. Так, у фонем к и д привативным являетсяпротивопоставление по звонкости/глухости, а эквиполентным - поместу образования. В русской фонологической системе 5 гласных фонем и 32согласных (гласность и согласность, или, как говорят, вокализми консонантизм,- это первый дифференциальный признак дляфонемы: мы обычно сразу можем определить, гласная она илисогласная). Гласные образуют слог. Практически в любом языкесогласных больше, чем гласных, но не во всех языках так малогласных, как в русском. В немецком их 12, в эстонском - 14.Русский же язык является ярким консонантным, согласным языком. Основные дифференциальные признаки русских согласных фонемсуть следующие: 1. Звонкость-глухость: таких фонем пять пар - б-п, в-ф,г-к, д-т, ж-ш. 2. Твердость-мягкость: почти все русские фонемы могут бытькак твердыми, так и мягкими за исключением ш и ц, которыевсегда твердые, и ч, щ и j, которые всегда мягкие. 3. Способ образования: щель-смычка. В первом случае междуорганами речи образуется щель, как в звуках в, ф, ж, ш, з, с -они называются щелевыми. Во втором случае органы речи смыкаютсяи воздух, образующий звук, как бы взрывает эту смычку - такобразуются звуки б, и, д, т, н, м, г, к. 4. Место образования - в этом плане звуки делятся нагубные (б, п, в, ф, м), зубные (д, т, н), язычные (з, с, ш, щ,ц, ч) и небные (г, к, х). Для того чтобы понять, как фонемы изменяют смысл,используется метод минимальных пар, то есть берут пары такихслов, которые отличаются не просто одной фонемой, но лишь однимдифференциальным признаком этой фонемы. Например, гол-кол.Только один дифференциальный признак различается у этих слов(звонкость-глухость фонем г и к), а слова получаются совсемразные. Охарактеризуем две какие-нибудь согласные фонемы, напримерб и т, как они встречаются в словах "банк" и "танк". Обе этихфонемы твердые (в отличие, например, от фонем б и т в словах"белый" и "тело" - здесь они обе мягкие). Звук б - звонкий,звук т - глухой. По месту образования б - губной, а т - зубной.По способу образования б и т - смычные. Таким образом, фонемы би т в словах "банк" и "танк" различаются двумядифференциальными признаками - звонкостью-глухостью и местомобразования (губной-зубной). Охарактеризуем теперь все фонемы в слове "словарь". С -согласная, глухая, твердая, щелевая, язычная фонема. Л - такназываемая плавная согласная, твердая, звонкая, зубная. О -стоит в предударной слабой позиции, где она редуцируется исовпадает со эвуком а, то есть звучит так же, как в слове"славарь", если бы было такое слово. В фонетическойтранскрипции такой звук обозначается знакомФ В - звонкий,твердый, губно-зубной, щелевой. А - стоит в сильной позиции подударением - это гласный среднего ряда и заднего подъема языка.Р - звонкий, мягкий, по способу образования "дрожащий" (средниймежду щелевыми и смычными), язычный. Мягкий знак не означаетникакой фонемы, а служит знаком мягкости предшествующей фонемыр, что обозначается как р'. Фонетическая запись всего слова"словарь" будет такая: [С Л Ф В А Р'] В 1950-е гг. Р. О. Якобсон с соавторстве с американскимилингвистами создал совершенно новую Ф., построенную не наартикуляционных дифференциальных признаках, как у Трубецкого, ана акустических, используя акустическую аппаратуру. Егоклассификация в отличие от классификации Трубецкого былауниверсальной - в ней 12 дифференциальных признаков, при помощикоторых можно было описать фонологические системы всех языковмира. Это уже начиналась эра генеративной Ф. (см. генеративная лингвистика). Ф. чрезвычайно важна для гуманитарных наук ХХ в. какметодологическая база. Та легкость и убедительность, с которойфонологическая система строится при помощи дифференциальныхпризнаков, бинарных оппозиций (см.), позволила Ф. статьобразцом для других дисциплин, связанных со структурнойлингвистикой и семиотикой,- то есть для морфологии,синтаксиса, семантики, прагматики, структурнойантропологии, культурологии, стрктурной поэтики. Лит.: Трубецкой Н. С. Основы фонологии.- М., 1960. Якобсон Р.О., Фант Г.М., Халле М. Введение в анализ речи// Новое в лингвистике. Вып. 2. - М., 1962.ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|