Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СЛОВА




(см. также прагматика) - слова, ориентированные наговорящего и момент речи: Я - тот, кто находится здесь и теперь(еще два Э. с.). Еще одним Э. с. является слово "Ты", котороетоже участвует в разговоре - к нему обращается Я. Я и Тыпротивостоит Он, тот, кто не участвует в разговоре,отчужденная, нездешняя и нетеперешняя реальность. Вотличие от Я и Ты, которые находятся Здесь и Теперь, Оннаходится Там и Тогда (см. пространство). Когда он приближается к Я и Ты, на тотуровень, когда можно разговаривать, Он превращается во второеТы. С Я следует обращаться очень осторожно. Ребенок с большойсложностью усваивает эти слова. Хотя считается, что ребенок -эгоцентрик, он предпочитает говорить о себе в третьем лице. Я не может очень многого: не может врать, спать,клеветать. Такие выражения, как "я лгу", "я клевещу на вас", "явас обманываю" американский философ Зино Вендлер назвал речевымсамоубийством. Действительно, эти слова сами себя зачеркивают. За Я закреплена функция быть всегда Здесь: Я здесь -абсолютная прагматическая истина, то есть это выражение неможет быть неправдой. Термин Э. с. принадлежит логике. Его придумал БертранРассел. Но на самом деле тройка Я, Ты и Он в наибольшей степенипринадлежит лирической поэзии - самой эгоцентрическойдеятельности в мире: Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил, безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. (Э. с. выделены мною. - В. Р.) Впервые на это стихотворение обратил внимание ипроанализировал его в 1960-е гг. Р. О. Якобсон. Он показал, чтолирика в сущности не нуждается ни в каких метафорах, достаточностолкновения этих трех Э. с.: Я, Ты и Он (Другой). Она (любовь)также отчуждена от разговора, потому что Она теперь принадлежитЕму (Другому). Особенность Э. с. состоит в том, что они не называют, ауказывают, поэтому Рассел считал, что главным Э. с. является"это". Оно употребляется при так называемом указательном(остенсивном) обучении языку: "Это - яблоко" - с указательнымжестом на яблоко; "Это - дерево", "Это - человек"; "А это - Я"- чему обучить гораздо труднее. Потому что для каждого Я - этоон сам. Поэтическое Я находится на границе различных смыслов и ситуаций, на границах возможных миров (см. семантика возможных миров). Современный исследователь С.Т. Золян пишет: "Поэтическое "Я" закреплено за тем миром, вкотором оно произнесено, причем в составе истинноговысказывания. Но это не наш актуальный мир: ведь самактуальный мир есть дейктическое понятие, задаваемоекоординатой "я" [...]. Поэтическому "я" в одном из миров будетсоответствовать биографический Пушкин, в другом - я, конкретныйчитатель. Но и пушкинский, и мой актуальные миры выступаютотносительно текста как возможные. Как актуальный (то естьдействительный. - В. Р.) с точки зрения выделяемого "я"говорящего лица выступает мир текста. [...] Нет никаких жестких требований, чтобы Пушкин или я,читатель, в момент произнесения помнили чудное мгновенье. Носамо произнесение слов "Я помню чудное мгновенье" переноситменя из моего мира в мир текста, и я-произносящий становлюсья-помнящим. Текст как бы показывает мне, кем был бы я при иномтечении событий, то есть описывает меня же, но в ином мире.Посредством "я" устанавливается межмировое отношение междууказанными мирами, само же "я" идентифицирует помнящего иговорящего. Я не становлюсь Пушкиным в момент произнесения его слов,но я и Пушкин становимся "говорящими одно и то же". Я, так жекак некогда и Пушкин, устанавливаем соответствие между моимличным "я" и "я" текста". Ср. аналогичную мысль, нарочито обнажающую этосоотношение, в знаменитом стихотворении Дмитрия АлександровичаПригова: В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал, недвижим, я... Я - Пригов Дмитрий Александрович... Я, я лежал там, и это кровь сочилася моя... В прозе ХХ в. подлинным первооткрывателем и певцомсобственного Я был Марсель Пруст в своей лирической эпопее "Впоисках утраченного времени". Вот что пишет об этом академик Ю.С. Степанов: "Следуя за Бергсоном, Пруст полагает материальнымцентром своего мира "образ своего тела". [...] Весь романначинается с ощущения этого образа: иной раз, проснувшись срединочи, "я в первое мгновение даже не знал, кто я, я испытывалтолько - в его первозданной простоте - ощущение, что ясуществую, какое, наверное, бьется и в глубине существаживотного, я был простой и голый, как пещерный человек". [...] Но дальше в разных ситуациях, не подряд, нопоследовательно снимаются телесные пласты и остается внутреннее"Я", которое в свою очередь расслаивается на "Я" пищущего, "Я"вспоминающего, "Я" того, о ком вспоминают, на Марселя в детствеи т. д., пока не остается глубинное, предельное "Я" - "Эго". И,в сущности, о его перипетиях и идет речь. Оно - подлинный геройромана". В сущности, Я - это и есть целый мир, мир, который, повыражению Эмиля Бенвениста, апроприируется, присваивается мною.Я мыслю, я говорю, я существую, я называю и я именуюсь. Яявляюсь сам своим предикатом. Пока есть кому сказать: "Я", мирне погибает. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; [И] Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю. Я царь, - я раб, - я червь, - я Бог. (Г. Державин) В эксцентрической форме русского концептуализма этаидея всеоблемлющего Я выражена в стихотворении русского поэтаВладимира Друка (приводим его фрагменты): иванов - я петров - я сидоров - я так точно - тоже я к сожалению - я видимо - я видимо-невидимо - я в лучшем случае - я в противном случае - тоже я в очень противном случае - опять я здесь - я, тут - я к вашим услугам - я рабиндранат тагор - я конгломерат багор - я дихлоретан кагор - я василиса прекрасная - если не ошибаюсь я там, где не вы - я там, где не я - я чем более я тем менее я тем не менее - я И КТО ЕСЛИ НЕ Я? Я ЕСЛИ НЕ Я? Расслабьтесь, это я пришел... Лит.: Рассел Б. Человеческое познание: Его границы и сфера. -М., 1956. Якобсон Р.О Поэзия грамматики и грамматика поэзии //Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. - М., 1983. Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста. -Ереван, 1991. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка:Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М.,1985.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

(см. также психоанализ, миф) - одно из ключевыхпонятий психоанализа Фрейда, отсылающих к мифу о царе Эдипе,который по ошибке убил своего отца Лая и так же по ошибкеженился на своей матери, царице Фив Иокасте. Э. к. обозначает группу противоречивых переживаниймальчика по отношению к отцу, в основе которых бессознательноевлечение к матери и ревность, желание избавиться ототца-соперника. Эдипальная стадия развития детскойсексуальности характерна для возраста от трех до пяти лет.Однако страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации)вытесняет Э. к. в бессознательное, и в зрелом возрасте этипереживания могут проявляться лишь, как правило, в форме невроза. Почему же мальчик хочет свою мать и стремится избавитьсяот отца? Потому что, согласно концепции Фрейда, сексуальностьпроявляется у детей чрезвычайно рано, а мать - наиболее близкийобъект обожания со стороны ребенка. А поскольку ребенок в этомвозрасте живет в соответствии с принципом удовольствия,игнорируя до поры до времени принцип реальности, то егоэротические идеи проявляются порой достаточно активно. Во всяком случае, ребенок часто залезает в постель кродителям, мешая их половой жизни. Чаще всего он символическиложится между ними. Отец же - фигура мифологическая (см. миф). Убийствоотца - это обычное дело для многих мифологических традиций. Но Э. к. - это как бы визитная карточка культуры первойполовины ХХ в., ее болезненный и скандальный символ.Естественно, культура ХХ в. переписала всю мировую литературу сточки зрения Э. к. и свою собственную литературу стала строитьуже на осознанном Э. к. (что гораздо менее интересно). Фрейд писал: "Судьба Эдипа захватывает нас только потому,что она могла бы стать и нашей судьбой. [...] Но будучисчастливее, чем он, мы сумели с той поры, поскольку не сталиневротиками, отстранить наши сексуальные побуждения от нашихматерей и забыть нашу ревность к отцу. От личности, котораяосуществила такое детское желание, мы отшатываемся со всеймощью вытеснения, которое с той поры претерпевало это желание внашей психике". Первым, кто дал толкование литературного произведения вдухе Э. к., был, конечно, сам Зигмунд Фрейд. В свете Э. к. онпроанализировал Гамлета Шекспира, объяснив его медлительность.По Фрейду, Гамлет вовсе не медлителен, просто он не можетзаставить себя совершить решающий шаг, потому что чувствуетсебя потенциальным отцеубийцей, каким являлся Клавдий поотношению к старшему Гамлету, своему старшему брату (старшийбрат в данном случае заменил отца, такое бывает). Но Гамлетбессознательно тормозится своим внутренним "воспоминанием" оненависти к собственному отцу, а то, что он вожделеет к матери,ясно уже и из одного текста Шекспира. Медлительность Гамлета -это медлительность рефлексирующего Эдипа, бессознательное которого запрещает ему естественный по тем временам актвозмездия - ведь это было бы повторением преступления Клавдияна почве Э. к. Литература ХХ в. наполнена сюжетами, связанными с Э. к. Ноговорят, что еще до Фрейда психоанализ открыл Достоевский. Вовсяком случае, это верно в том, что касается Э. к. В романе"Братья Карамазовы" все братья, так сказать, по очереди убиваютотца - омерзительного Федора Павловича. Иван идеологическиготовит к этому Смердякова (внебрачного сына Федора Павловича),Дмитрий, который и был ложно обвинен в убийстве, публичнозаявлял о своем желании убить отца и даже пытался это сделать,а положительный Алеша по замыслу должен был стать народовольцеми убить царя-батюшку (то есть, в конечном счете, того же отца)(ср. экстремальный опыт). Между тем в реальности вокруг Фрейда разыгрывалисьнастоящие драмы, связанные с только что открытым Э. к. Отец великого философа Людвига Витгенштейна былчрезвычайно авторитарен. Двое братьев Людвига боролись савторитарностью отца и от бессилия покончили с собой. И дело это происходило буквально "на глазах" у Фрейда, вроскошном особняке венского миллионера. Возможно, ЛюдвигуВитгенштейну в определенном смысле повезло, что он былгомосексуалистом и, возможно, поэтому их отношения с отцомвсегда были ровными. Именно ему отец завещал свое огромноеимущество, от которого Людвиг, правда, отказался. Чрезвычайно тяжелыми были отношения с отцом у ФранцаКафки. Мотив Э. к. пронизывает не только все его творчество,но, увы, всю его жизнь. Авторитарность отца дважды не позволилаему жениться. Он боялся отца и втайне восхищался им, какветхозаветным Богом. Эту ненависть-любовь он запечатлел взнаменитом "Письме Отцу", которое, однако, передал матери. Впроизведениях Кафки эдиповские проблемы чувствуются оченьсильно, особенно в романах "Процесс" и "Замок", где отцовскаявласть реализуется в виде незримого и всеведающего суда("Процесс") и всеобъемлющей власти чиновников ("Замок"). Для женщин Фрейд придумал инверсированный Э. к., комплексЭлектры. Электра, дочь царя Агамемнона и Клитемнестры, согласнодревнегреческой мифологии обожала своего отца и ненавиделамать. Она подговорила своего брата Ореста убить мать и еелюбовника из мести за отца. Комплекс Электры - это как бы Э. к.наоборот: страстная.любовь к отцу и ненависть к матери. Лит.: Фрейд З. Царь Эдип и Гамлет // Фрейд З. Художник ифантазирование. - М., 1995. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

(от лат. existentia - существование) - философскоенаправление середины ХХ в., выдвигающее на первый планабсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую наязыке понятий. Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в.Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции какосознания внутреннего бытия человека в мире. Посколькупредметное внешнее бытие выражает собой "неподлинноесуществование", обретение экзистенции предполагает решающий"экзистенциальный выбор", посредством которого человекпереходит от созерцательно-чувственного бытия,детерминированного внешними факторами среды, к единственному инеповторимому "самому себе". Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности кподлинному существованию: эстетическую, которой правиториентация на удовольствие; этическую - ориентация на долг;религиозную - ориентация на высщее страдание, отождествляющеечеловека со Спасителем. В ХХ в. Э. взрос на почве пессимистического взгляда натехнический, научный и нравственный прогресс, обернувшийсякошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмомстала эпохой расцвета Э. В своей основе Э. - это нонконформизм,призывающий личность делать выбор в сторону истинныхчеловеческих ценностей. Принято делить Э. на религиозный и атеистический.Представители первого и более раннего направления Э. - МартинХайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представителивторого, расцветшего во время второй мировой войны - Жан-ПольСартр и Альбер Камю. Религиозная направленность Э. носит неконфессиональныйхарактер, она близка к учению Толстого. Например, Марсельпонимает Бога как "абсолютное Ты", как самого интимного инадежного друга (пользуясь лингвистической терминологией - ср. модальности,- можно сказать, что Бог Э. существует вмодальности императива, молитвы, внутреннего диалога). Основная проблема Э.- проблема духовного кризиса, вкотором оказывается человек, и того выбора, который он делает,чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут бытьтакие понятия, как страх, "экзистенциальная тревога", тошнота,скука. "Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия,которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно,прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, осталсятолько риск решения, которое не гарантирует успеха". Это и есть"подлинное существование", спокойно-трагическое в миререлигиозного Э. и безнадежнотрагическое в мире атеистическогоЭ. В качестве примера приведем повесть Камю "Посторонний". (Э. был единственной философией ХХ века, добившейсяширокого признания, в которой художествевкый метод имел такоеже значение, как научный; наиболее адекватный жанр Э. -беллетристика и публицистика. Мерсо, герой произведения Камю, окотором идет речь, порывает со всеми буржуазными условностями.В рассказе от первого лица он откровенно признается, что емускучно было сидеть у гроба матери, которую перед смертью отдалв богадельню, так как не мог ее прокормить. На следующий деньпосле похорон он как ни в чем не бывало занимается любовью сосвоей подругой. После этого он вступает в дружбу с сутенером.Наконец, совершает убийство араба (дело происходит в Алжире).На суде всплывают все его "безнравственные качества", и егоприговаривают к смертвой казни. Почему именно Постороннего сделал Камю героемэкзистенциального романа, в чем смысл выбора Мерсо? В том, чтоон захотел говорить с людьми на языке, лишенном фальши иусловности, но оказалось, что это невозможно, потому что языксловно создан для того, чтобы говорить одни условности ивысказывать фальшь (в этом перекличка философии Камю сфилософией Людвига Витгенштейна - см. аналитическаяфилософия), поэтому он обречен на молчание, неприятие состороны толпы и внутренний монолог с самим собой (ср. индивидуальный язык). Камю не судит и не оправдываетПостороннего. Этот человек сделал выбор в сторону одиночества исмерти во имя искренности и выявления собственного Я.Безрелигиозность, отсутствие любви делает позицию Мерсоособенно безнадежно-трагической. Тем не менее трагическаяповесть "Посторонний" звучит куда интересней романа-притчи"Чума", сюжет и смысл которого заключаются в том, чтоодни люди бегут из зачумленного города (имеется в виду,конечно, фашистское государство), а другие остаются, чтобыспасать остальных. Любимый герой Камю - Кириллов из "Бесов" Достоевского -тоже делает страшный, но честный экзистенциальный выбор:убивает себя, потому что не верит в Бога и нравственное добро. Как ни странно, отношения экзистенциалистов с фашистскимрежимом складывались по-разному. В принципе, Э. был идеологиейфранцузского Сопротивления. Но вот, однако, один из основателейЭ. М. Хайдеггер остался в Германии и преподавал философию приГитлере. Так же поступил один из великих физиков ХХ в. ВернерГейзенберг и величайший дирижер ХХ в. Вильгельм Фуртвенглер. Для автора этих строк в свое время было настоящим шоком,когда вышел альбом записей Фуртвенглера, сделанных в Берлине в1943 г. В разгар войны и концлагерей в Берлине гениальноисполняли Концерт для виолончели Роберта Шумана. Таким былвыбор Фуртвенглера, которого тоже потом обвиняли в связях снацистами. Интересно, почему никому не приходило в головуобвинять Шостаковича или Софроницкого в сотрудничестве соСталиным? Наоборот, их все жалели. Очевидно, потому, что вопределенный момент они уже не имели возможности сделать выбор.В России высылали в 1920-е гг., а в 1930-е уехать было уженевозможно. Из Германии можно было уехать вплоть до началавойны. Э. - философия жизни. В этом смысле он составляет резкоконтрастирующую пару с аналитической философией, неменее влиятельной, чем Э., и надолго его пережившей. Какфилософское направление Э. кончился в 1960-е гг., аналитическаяфилософия жива до сих пор. Сравним схематически эти дванаправления мысли ХХ в.: следование традиционным резкий разрыв с традиционными философским ценностям философскими ценностями главное - бытие и этика главное - язык и познание ориентация на реальную игнорирование философских жизнь и личность ценностей проблемы жизни и личности ориентация на интуицию ориентация на логику активная жизненная позиция позиция академического философа Интересно, что последнему пункту основатели обоихнаправлений решительно не соответствовали: Хайдеггер былисключительно академическим человеком, Витгенштейн -исключительно эксцентричным. Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, таккак недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью(Ю. М. Лотман) (ср. также принцнп дополинтельности).Поэтому столь противоположные направления одинаково служиликультуре в самые тяжелые ее годы. В конце 1960-х гг. Э. полностью переходит в художественнуюбеллетристику, на экраны фильмов и страницы романов. В качествехарактерного примера приведем фильм Золтана Фабри "Пятаяпечать". Нескольких обывателей в венгерском городкеарестовывают эсесовцы. Чтобы сломить их волю, они обещаютотпустить их при одном условии, если каждый из них дастпощечину висящему на столбе пыток израненному и измученномупартизану (фигура которого однозначно прочитывается как фигурараспятого Иисуса). Никто из обывателей не способен переступитьэту черту, несмотря на то что каждый из них до этого говорил,что любит жизнь. Лишь один интеллигентный пожилой человек,который во время общего разговора в пивной держался весьмаскептической позиции, соглашается на это испытание и, глядяпартизану в глаза, бьет его по окровавленной щеке. Нацисты егоотпускают. Только после этого зритель узнает, что жизнь этогочеловека ему не принадлежала, так как он организовал в городецелую систему по спасению еврейских детей, которая без негоразвалилась бы. Еще один кинопример - фильм Сиднея Поллака "Три дняКондора". Герой его, работающий в аналитическом агентствеЦРУ (филолог по профессии), в один прекрасный день находит всехсвоих коллег убитыми. Используя навыки своей аналитическойработы, он вступает в борьбу с неведомыми врагами. Это можнобыло бы назвать обыкновенным триллером, если бы не финал, когдаубийца и жертва встречаются, уже ненужные друг другу, испокойно разговаривают о том, что каждый из них выполнил свойдолг. Лит.: Киссель М.А. Экзистенциализм // Современная западная философия:Словарь. - М., 1991. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. Хайдеггер М. Избр. работы. - М., 1994. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1992.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

(от лат. expressio- выражение) - направление вавстро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно изклассических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективнойинтерпретации реальности, возобладавшей над миромпервичных чувственных ощущений, как было в первом модернистскомнаправлении - импрессионизме. Отсюда тяготение Э. кабстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутойэмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму.Такова, например, поэзия Георга Тракля. В центре художественного мира Э. - сердце человека,истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастамиматериального и духовного (именно в Э. начинаются мучительныепоиски границмежду текстом и реальностью, поиски,ставшие для ХХ в. ключевыми (см. модернизм, текст в тексте,интертекст, виртуальные реальности). В Э. "ландшафтпотрясенной души" предстает как потрясения самойдействительности. Искусство Э. было поневоле социально ориентированным, таккак развивалось на фоне резких социально-политическихпереломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировойвойны. Наиболее яркими и богатыми источниками искусства и духа Э.были Вена и Прага. Однако было бы неверно думать, что Э. лишь направлениеискусства. Э. был крайним выражением самой сути тогдашнеговремени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первыхпослевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась.Эту деформацию культурных ценностей и отразил Э. Его едва ли неглавная особенность состояла в том, что объект в немподвергался особому эстетическому воздействию, в результатечего достигался эффект именно характерной экспрессионистскойдеформации. Самое важное в объекте предельно заострялось,результатом чего был эффект специфического экспрессионистскогоискажения. Достаточно вспомнить картины Мунка и портретыКокошки, чтобы согласиться с этим тезисоы. Приведем также пример из литературы. В прозе Кафки, одногоиз глубочайших наследников экспрессионистической эстетики,царит фантастический мир, но это не мир хаоса, но, напротив,мир доведенного до крайнего выражения Орднунга. Так, в новелле"Приговор" немощный отец приговаривает сына к казни водой, исын тут же бежит топиться (подробнее об этом мотиве см. "Замок"). Путь, по которому пошел Э., мы называем логаэдизацией (см.), суть которой в том, что системаужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность. Именно такого эффекта добился Людвиг Витгенштейн в"Логикофилософском трактате"(см. логический позитивизм,атомарный факт), который был также явлением культуры Э.Витгенштейн построил идеальный логический язык, но позжепризнался сам, что такой язык не нужен. Примерно то же мы видим в творчествекомпозиторов-нововенцев, также представителей Э. - АрнольдаШенберга, Антона Веберна и Альбана Берга, создателей додекафонии (см.). Здесь также на уровне музыкальногоязыка "гайки закручены" до предела. По нашему мнению, хотя это и не лежит на поверхности,явлением Э. был классический психоанализ Фрейда. Об этомговорит сам пафос деформации исходных "викторианских"предстюлений о счастливом и безоблачном детстве человека,которое Фрейд превратил в кошмарную сексуальную драму (см. Эдипов комплекс). В духе Э. само углубленноезаглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничегосветлого; наконец, мрачное учение о бессознательном. Вневсякого сомнения, пристальное внимание к феномену сновидения также роднит психоанализ с Э. Особенности эстетики Э. покажем на примере знаменитогоромана пражского писателя Густава Мейринка "Голем" (1915). Воснове действия лежат фантастические события, разыгрывающиеся веврейском квартале Праги. Молодому герою, талантливомухудожнику Атанасиусу Пернату то ли во сне, то ли наяву(в романесон и явь постоянно меняются местами) является Голем и приноситсвященную книгу Иббур. Голем - это искусственный человек,которого когда-то сделал из глины раввин, чтобы тот емуприслуживал. Голем оживал, когда раввин вставлял ему в ротсвиток Торы. На ночь раввин вынимал свиток изо рта Голема, итот превращался в безжизненную куклу. Но однажды раввин забылвынуть свиток, Голем бежал и с тех пор гуляет по свету и каждые33 года появляется в еврейском квартале, после чего следуютграбежи и убийства. Главной особенностью поэтики романа является нарушениепринципа идентичности у главного героя. То он сам кажется себеГолемом, то превращается в кого-то другого. Смерть или угасаниесознания здесь равнозначны появлению в другом сознании. Вкачестве неомифологического подтекста (см. неомифологизм) в романе выступают эзотерические тайныКаббалы, пронизывающие все сюжетные ходы повествования.Онтология, которая создается в "Големе", может быть названасерийной (см. серийное мышление): события одновременноразвиваются в нескольких сознаниях, большую роль играютнаблюдатели-медиумы. Э. задал глобальную парадигму эстетики ХХ в., эстетикипоисков границ между вымыслом (см. философия вымысла) ииллюзией, текстом и реальностью. Эти поиски так и не увенчалисьуспехом, потому что скорее всего таких границ либо несуществует вовсе, либо их так же много, как субъектов, которыезанимаются поисками этих границ. Проблема была снята вфилософии и художественной практике постмодернизма (см.). Лит.: Руднев В. Венский ключ // Ковчег, Киев.- 1996. - No 22.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных