Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Концептуальная часть социокультурного анализа традиций публичной власти в России.




Пояснительная записка.

 

Цели и задачи дисциплины (модуля)

 

Цель: сформировать системное представление о важнейших социокультурных феноменах и особенностях исторического развития, ставших значимыми факторами организации и функционирования публичной власти в России.

Задачи:

- освоить ряд классических образцов исторической и социально-философской мысли, включая понимание их методологических подходов;

- выработать понимание сути основных моделей и концепций российского исторического прошлого в их отношении к управленческой практике сегодняшнего дня;

- обеспечить устойчивое овладение «культурно - историческим минимумом» в виде строго очерченного комплекса понятий и терминов исторических состояний социальной реальности (социокультуры), содержательного представления о значимых и знаковых деятелях и фигурах, событиях и явлениях отечественной истории в их взаимосвязях, временной и пространственно-географической упорядоченности;

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплины по выбору Б.1. – Социокультурные традиции российской власти.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                 
1. Муниципальное управление и местное самоуправление +     +          
  Исполнительная власть субъектов Российской Федерации в системе разделения властей       +       +  
  Информационная политика в органах публичной власти       + + +      
  Организация работы с обращениями граждан     + +         +

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

 

ОПК-3 - готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- социальные, этнические, конфессиональные и другие социокультурные феномены и особенности исторического развития России, ставших значимыми факторами организации и функционирования публичной власти в России.

. классические образцы и подходы понимания социокультурных традиций России, сложившихся в зарубежной и отечественной исторической и социально-философской мысли

Уметь:

- анализировать модели и концепции российского исторического прошлого в их отношении к управленческой практике сегодняшнего дня

- вычленять особенности методологических подходов и познавательных парадигм современной исследовательской литературы в изучаемой сфере

Владеть:

- комплексом понятий и терминов исторических состояний социальной реальности (социокультуры),

- необходимым минимумом содержательных знаний о значимых и знаковых деятелях и фигурах, событиях и явлениях отечественной истории в их взаимосвязях, временной и пространственно-географической упорядоченности

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины

 

2.1. Структура и трудоемкость дисциплины (ОДО)

Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации - ЗАЧЕТ. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетные единицы; 72 академических часа, из них 17,1 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем, 54,9 часов, выделенных на самостоятельную работу.

 

Таблица 2.1.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Контактная работа: 17,1 17, 1
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С)    
Лабораторные занятия (ЛЗ) - -
Иные виды работ: 1,1 1,1
Самостоятельная работа (всего): 54,9 54,9
Общая трудоемкость зач. ед. час    
   
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет Зачет

2.2. Структура и трудоемкость дисциплины (ОЗО)

Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации - ЗАЧЕТ. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетных единиц; 72 академических часов, из них 17,1 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 54,9 часов, выделенных на самостоятельную работу.

Таблица 2.2.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Контактная работа: 17,1 17,1
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С)    
Лабораторные занятия (ЛЗ) - -
Иные виды работ: 1,1 1,1
Самостоятельная работа (всего): 54,9 54,9
Общая трудоемкость зач. ед. час    
   
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет Зачет

 

3. Тематический план

Таблица 3.1.

Тематический план (ОДО)

 

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме
Лекции* Семинарские (практические) занятия* Самостоятель-ная работа*
               
  Исторические этапы цивилизационного развития человечества и их ключевые характеристики. 1-2          
  Сочетание родовой архаики, монетарной экономики и средневековья как основы становления институтов и особенности Древней Руси. Их деформация в монгольский период. 3-4          
  Вотчинный (частно-правовой) характер публичной власти Московской Руси. Формирование служилого сословия, поместного землевладения и крепостничества. 5-6          
  Геополитические факторы формирования традиций публичной власти в московский период. 7-8          
  Земское и бунташное начало как специфическая социально-психологическая база самодержавия. 9-10          
  Особенности российского абсолютизма. Роль и место силовых структур в госуправлении. 11-12          
  Великие реформы как историческая ловушка социокультурного развития страны. 13-14          
  Власть как модернизатор экономики и социальных устоев. 15-16          
  Советский опыт публичного управления: инвариантность народовластных, самодержавно-имперских традиций. 17-18          
  Всего            

 

Таблица 3.2.

Тематический план (ОЗО)

 

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме
Лекции* Семинарские (практические) занятия* Самостоятель-ная работа*
               
  Исторические этапы цивилизационного развития человечества и их ключевые характеристики.   0, 5     7,5  
  Сочетание родовой архаики, монетарной экономики и средневековья как основы становления институтов и особенности Древней Руси. Деформация властных практик в монгольский период.   0,5     8,5  
  Вотчинный (частно-правовой) характер публичной власти Московской Руси. Формирование служилого сословия, поместного землевладения и крепостничества.            
  Геополитические факторы формирования традиций публичной власти в московский период.            
  Земское и бунташное начало как специфическая социально-психологическая база самодержавия.   0,5     7,5  
  Особенности российского абсолютизма. Роль и место силовых структур в госуправлении.   0,5     7,5  
  Великие реформы как историческая ловушка социокультурного развития страны.     0,5   7,5  
  Власть как модернизатор экономики и социальных устоев.     0,5   7,5  
  Советский опыт публичного управления: инвариантность народовластных, самодержавно-имперских традиций.            
  Всего -          

 

 

5. Содержание дисциплины.

 

Тема 1. Исторические этапы цивилизационного развития человечества и их ключевые характеристики.

Характеристики публичной власти в культурно-исторических эпохах. Доосевое и осевое время К.Ясперса. Первобытная архаика, древняя цивилизация и средневековье А.С.Аверинцева. Социокультурный фон и уровень цивилизационного развития этносов Восточной Европы в эпоху формирования институтов публичной власти в Древней Руси.

Тема 2. Сочетание родовой архаики, монетарной экономики и средневековья как основы становления институтов и особенности Древней Руси. Деформация властных практик в монгольский период. Специфика феодальных отношений в Древней Руси. Церковь и государственно правовые отношения. Сравнительный анализ моделей политического развития на древнерусских землях. Монгольские практики и традиции публичной власти. Государственно-правовые отношения в западно-русских землях. Великое княжество литовское. Местное самоуправление на принципах магдебургского права.

Тема 3. Вотчинный (частно-правовой) характер публичной власти Московской Руси. Формирование служилого сословия, поместного землевладения и крепостничества. «Витязь выбирает путь» А.Зимина (противостояние московской, земледельческо-вотчинной и новгород-северорусской торгово-промысловой традиций публичной власти). Формирование служилого сословия, поместного землевладения и крепостничества.

Тема 4. Геополитические факторы формирования традиций публичной власти в московский период. Падение Константинополя и культурное одиночество, мессианские мотивы Третьего Рима в формировании государственной идеологемы. Противостояние и поглощение постордынских государственных образований: Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, Крым («второе инфицирование» деспотическими политическими практиками). Феномен «притяжения-отталкивания» Западной Руси (Великого княжества Литовского, Польши) и северогерманских государств (Ливония, Швеция).

Тема 5. Земское и бунташное начало как специфическая социально-психологическая база самодержавия. От реформ Грозного до Смуты. Чрезвычайная власть (сверхвласть) как системный момент отечественной публичной власти. Итоги Смуты как укрепление основ самодержавия.

 

Тема 6. Особенности российского абсолютизма. Роль и место силовых структур в госуправлении. Преображенский приказ, Тайная канцелярия, Третье отделение - как обратная сторона Просвещения.

 

Тема 7. Великие реформы как историческая ловушка социокультурного развития страны. Внутренние ограничения и тупики Великих реформ.

Тема 8. Власть как модернизатор экономики и социальных устоев. Социокультурные основы краха деятельности С.Витте и реформ П.Столыпина.

Тема 9. Советский опыт публичного управления: инвариантность народовластных, самодержавно-имперских традиций и их влияние на матрицы современных практик управления

 

6. Планы семинарских занятий.

 

Тема 1. Характеристики публичной власти в культурно-исторических эпохах. Доосевое и осевое время К.Ясперса. Первобытная архаика, древняя цивилизация и средневековье А.С.Аверинцева. Европейская культурная динамика нового времени Б.Кроче.

Дискуссионное обсуждение реферативных работ.

 

Тема 2. Интерпретационные модели социокультурной динамики и организации властных отношений: античность и средневековье.

Античная традиция циклической динамики общества и властных отношений. Средневековая традиция линейной динамики «града земного». Нововременные концепции общества и власти.

Дискуссионное обсуждение реферативных работ.

 

Тема 3. Нововременные концепции общества и власти: рационализм: модели власти Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо и идей французского Просвещения.

Социокультурный анализ в немецкой классической философии: Гердер, Кант, Гегель, Шеллинг.

Дискуссионное обсуждение реферативных работ.

 

Тема 4. Цивилизационно-феноменологические модели социокультурной динамики: К.Леонтьев, Н.Данилевский, П.Сорокин, О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон.

Дискуссионное обсуждение реферативных работ.

 

Тема 5. Специфика феодальных отношений в Древней Руси. Церковь и государственно правовые отношения. В.Ключевский, В.Вернадский о древнерусском обществе. Ю.Лотман о доминировании религиозной модели в практике государственного строительства на Руси.

Дискуссионное обсуждение реферативных работ.

 

Тема 6. Сравнительный анализ моделей политического развития на древнерусских землях. Монгольские практики и традиции публичной власти. Государственно-правовые отношения в западно-русских землях. Великое княжество литовское. Местное самоуправление на принципах магдебургского права.

Дискуссионное обсуждение проблемных эссе.

 

Тема 7. Генезис самодержавных основ власти. Вотчинный характер власти по Р.Пайпсу. Проблемы формирования поместного землевладения и крепостничества в исследовательской литературе.

Дискуссионное обсуждение проблемных эссе.

 

Тема 8. Генезис и развитие «чрезвычайщины» в практике реализации властных функций российского государства.

Дискуссионное обсуждение проблемных эссе.

 

Тема 9. Великая русская революция как возвращение к жизни архаических практик публичного управления. Проявление традиций российского социокультурного опыта в современной практике публичного управления.

Дискуссионное обсуждение проблемных эссе.

 

 

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Не предусмотрены учебным планом ОП по направлению 38.04.04 подготовки магистров

8. Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрены учебным планом ОП по направлению 38.04.04 подготовки магистров

 

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов (ОДО)

Таблица 9.1.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
  Исторические этапы цивилизационного развития человечества и их ключевые характеристики. Изучение литературы; подготовка эссе;   Работа с интернет сайтами; Подготовка презентации по теме 1-2  
  Сочетание родовой архаики, монетарной экономики и средневековья как основы становления институтов и особенности Древней Руси. Их деформация в монгольский период. Изучение литературы; подготовка эссе по теме;   Подготовка презентации по теме 3-4  
  Вотчинный (частно-правовой) характер публичной власти Московской Руси. Формирование служилого сословия, поместного землевладения и крепостничества Изучение литературы Работа с интернет сайтами;   Подготовка презентации по теме 5-6  
  Геополитические факторы формирования традиций публичной власти в московский период. Изучение литературы; Работа с интернет сайтами; Подготовка презентации по теме 7-8  
  Земское и бунташное начало как специфическая социально-психологическая база самодержавия. Изучение литературы; Работа с интернет сайтами; Подготовка презентации по теме 9-10  
  Особенности российского абсолютизма. Роль и место силовых структур в госуправлении. Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; подготовка эссе Работа с интернет сайтами 11-12  
  Великие реформы как историческая ловушка социокультурного развития страны. Презентация; Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; подготовка Эссе Работа с интернет сайтами 13-14  
  Власть как модернизатор экономики и социальных устоев. Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; подготовка эссе Работа с интернет сайтами 15-16  
  Советский опыт публичного управления: инвариантность народовластных, самодержавно-имперских традиций. Подготовка выступлений. Итоговая конференция Работа с интернет сайтами 17-18  
  ИТОГО:  

 

 

9.1. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов (ОЗО)

Таблица 9.2.

 

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
  Исторические этапы цивилизационного развития человечества и их ключевые характеристики. Изучение литературы; подготовка конспектов литературы; тесты Работа с интернет сайтами; Подготовка презентации по теме -  
  Сочетание родовой архаики, монетарной экономики и средневековья как основы становления институтов и особенности Древней Руси. Их деформация в монгольский период. Изучение литературы; подготовка эссе по теме; тесты Подготовка презентации по теме -  
  Вотчинный (частно-правовой) характер публичной власти Московской Руси. Формирование служилого сословия, поместного землевладения и крепостничества. Изучение литературы Работа с интернет сайтами;   Подготовка презентации по теме -  
  Геополитические факторы формирования традиций публичной власти в московский период. Изучение литературы; Работа с интернет сайтами; Подготовка презентации по теме -  
  Земское и бунташное начало как специфическая социально-психологическая база самодержавия. Изучение литературы; Работа с интернет сайтами; Подготовка презентации по теме -  
  Особенности российского абсолютизма. Роль и место силовых структур в госуправлении. Презентация; Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; подготовка конспектов литературы; эссе Работа с интернет сайтами -  
  Великие реформы как историческая ловушка социокультурного развития страны. Презентация; Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; эссе Работа с интернет сайтами -  
  Власть как модернизатор экономики и социальных устоев. Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; подготовка конспектов литературы; Решение ситуационных задач Работа с интернет сайтами -  
  Советский опыт публичного управления: инвариантность народовластных, самодержавно-имперских традиций. Презентация; Работа с интернет сайтами; Изучение литературы; Работа с интернет сайтами - 6,9
  ИТОГО: 54,9

 

10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Вопросы к зачету по дисциплине.

1. Важнейшие характеристики древнецивилизационного социокультурного этапа развития человечества в его отношении к архаике

2. Принципиальные характеристики «осевого времени».

3. Характеристики уровня социокультурного развития основных этнических групп Восточной Европы в период складывания древнерусской государственности

4. Традиции государственности и внешнеполитические факторы воздействия на формирование институтов публичной власти Киевской Руси.

5. Важнейшие характеристики феодальных отношений и принципиальные отличия организации публичной власти в древнерусском государстве.

6. Ю.Лотман об отличительных особенностях и динамике древнерусских государственно-правовых отношений в условиях принятия христианства

7.

Образцы вопросов тестирования уровня знаний практики публичной власти в России

I. Концептуальная часть социокультурного анализа традиций публичной власти в России.

1. Отличия Новгород-Киевской Руси от Западной Европы своего времени в соотношении типов экономики и властных структур (Г.В.Вернадский)

2. Типология правовой системы Киевской Руси (Г.В.Вернадский)

3. Логика преодоления удельной системы и складывания единого русского государства (В.О.Ключевский)

4. Важнейшие факторы закрепощения крестьянства и роль государства в этом процессе (Л.В.Милов)

5. Отличительные черты власти московского князя от публичной власти западноевропейского монарха (Ричард Пайпс)

6. Системное противоречие между «формулой власти» христианского государя по Ивану Грозному и его практикой (В.С.Соловьев)

7. Политическое двоеверие русского народа в средневековой Руси (В.С.Соловьев).

8. Западноевропейские идейные предпосылки государственных преобразований Петра Великого (А.М.Панченко)

9. Ведущие принципы управленческой практики Петра I в проводимой политике преобразования страны (А.М.Панченко)

10. Деструктивные традиции реформ Петра I для Российского государства (Н.М.Карамзин)

11. Характеристики стиля российской власти (Астольф де Кюстин).

12. Характеристика антигосударственных элементов и традиций в России (П.Б.Струве)

13. Что привело к крушению Российской империи с точки зрения (М.Волошин и Н.Бердяев)

14. Какие исторические и социокультурные основания лежали в основе гражданской войны в России (М.Волошин и Н.Бердяева).

15. Смысл русского коммунизма в контексте традиций социокультурного развития России (Н.А.Бердяев)

16. Как институционально была организована «сверхвласть» в СССР (А.Зиновьев).

17. Как менялось содержание термина «номенклатура» на протяжении существования Советского Союза (А.Зиновьев).

II. Вопросы конкретного содержания элементов социокультурного анализа публичной власти в России.

1. Перечислите (из прогр. списка) названия властных, привилегированных социальных групп древнерусского государства в XIII-XVI вв

2. Что, из отмеч. программе, можно отнести к практике ордынского управления

3. Перечислите названия (из прогр.списка) крупных социальных (имущественных, сословных) групп, охватывающих значит.часть населения древнерусского государства XIII-XVI вв.

4. Перечислите термины (из прогр.списка), обозначавшие должностных лиц (представителей власти)

5. Термины (в рамках программы), относящиеся к практике управления в период владычества Золотой Орды

6. Перечислите термины (из прогр.списка) обозначавшие чины государевой службы в Московском царстве

7. Перечислите термины (из прогр.списка), обозначавшие властные институты древнерусского города

8. Перечислите термины (из прогр.списка), относящиеся к практике управленческих реформ и нововведений Ивана Грозного

9. Перечислите термины (из прогр.списка) обозначавших военнослужащих или лиц, систематически привлекавшихся к несению военной службы.

10. Перечислите (из прогр.списка) термины, относящиеся к системе и практике налогообложения

11. Перечислите термины (из прогр.списка), обозначающих институты и практику православной церкви

12. Перечислите термины (из прогр.списка) обозначавших должности, появившиеся после реформ Петра I.

13. Перечислите государственные образования-остатки Золотой Орды

14. Перечислите древнерусские города (из программного ряда) находившихся более двух веков под владычеством Золотой Орды

15. Перечислите древнерусские города (из прогр.ряда) какое-либо время входившие в состав Великого княжества литовского

16. Какие (из обознач.в программе) городов, территорий соседних государств гос. образований вошли в состав Российского гос-ва в XVIII веке

17. Что, из отмеч.в соотв.разделе программы, можно отнести к административно-территориальным структурам

18. Что, из отмеч.в соотв.разделе программы, можно отнести к явлениям идеологии государства, смыслу его существования и деятельности

19. Какие из обознач.в программе событий связаны или отражают глубокий кризис госуправления страной или социальные потрясения коснувшиеся широких масс населения

20. Перечислите (из прогр.списка) монархов по праву избрания соответствующим органом власти (собором, сеймом), или ставшими ими в результате государственного переворота.

21. Перечислите (из прогр.списка) Великих князей владимирских.

22. Перечислите (из прогр.списка) деятелей, попавших в заключение, отправленных в ссылку высшей властью

23. Перечислите (из прогр.списка) явления времени Смуты

24 Названия основных коллегий «силового блока» управления государством

25. Перечислите, что (из прогр.списка) является документами или проектами законодательного характера (определяющих принципы и основные положения деятельности государства или его важных сфер)

26. Что объединяет и чем различаются местничество как система и Табель о рангах

27. Перечислите (из прогр.списка) высшие органы государственного управления

28. Перечислите (из прогр.списка) названия коллегий экономического блока, управляющих налогами, имуществом, развитием промышленности, торговли и добычей полезных ископаемых.

29. С какой целью были составлены Кондиции, с каким монархом они связаны

53. Что отличает Сенат от Синода, как они соотносились в своей деятельности.

54. Какие партии и политические силы в России начала ХХ века разделяли идею социализма

55. На какие ограничения своей власти пошло самодержавие 17 октября 1905

56. На каких правовых основаниях основывался «конституционный монархизм» в Российской империи после 17 октября 1905 года

57. Какие полномочия остались за монархом после 17 октября 1905 г.

58. Почему утверждением нового избирательного закона, изданного после Указа о роспуске II Государственной Думы 3 июня 1907 г. фак­тически производился государственный переворот?

59. Какие государства приняли участие в интервенции на территории России после подписания Брестского мира

60. В основе какой экономической политики, проводимой советским правительством лежала идея денационализации большинства промышленных предприятий страны..

61. Какие события из указ. в прогр. разделе «хронология значимых явлений и событий» можно отнести к практике мобилизационной экономики

62. Как называлась экономическая политика, проводимая СНК в начале 20-х гг, в основе которой лежала идея национализации всех промышленных предприятий страны

63. Что отличало крестьянскую общину, реформируемую П.Столыпиным от советской 20 гг

64. Что отличало крестьянскую общину 20-х годов от колхоза 30-х годов

65. Перечислите три важнейших составляющих коллективизации, определявших правовой статус имущества (кто становился собственником земельных угодий и скота),

66. Решением каких органов центральной власти была проведена коллективизация,

67. В какую практику эконом.политики вылилась идея кооперации крестьян в условиях мобилизационной экономики

68. С какими государственными деятелями связана реализация идеи государственного суверенитета России (в составе СССР)

69. С какими государственными деятелями связана реализация идеи приватизациигоссобственности

70. Как менялось название и место расположения столицы России? Отметьте в каком городе работало правительство страны во время Великой отеч.войны?

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных