Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ КАК НАУКИ




Тема 1. ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ КАК НАУКИ

Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими по­требностями людей. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочислен­ные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, тради­циях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие такого рода знаний позволяло легче ориентироваться в окружаю­щем мире, надежнее и увереннее чувствовать себя в нем. На протя­жении нескольких столетий накапливались этнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах древних народов. В Древнем мире в госу­дарствах Месопотамии, Египта, Персии в надписях, графических изображениях и других письменных памятниках той поры также встречается немало сведений о различных народах.

К эпохе античности такого рода сведений о далеких народах и землях было накоплено довольно много, они были точны и об­стоятельны. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Они послужили основой для рождения пер­вых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного раз­вития на цивилизованные и дикие, причем эталоном была собст­венная культура этих первых учений.

В раннее средневековье в результате произошедших демогра­фических, экологических и социальных изменений интерес к этнографическим знаниям в Западной Европе падает. Ведущими цен­трами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.

Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было вызвано интересами католической церкви и колониальной политикой европейских государств. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географиче­ские открытия позволили западноевропейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.

С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматрива­лись как продукты окружающей природной среды. Широкое рас­пространение получило также представление о «благородном ди­каре», живущем по природным законам, из которого путем эволю­ции образовался современный цивилизованный человек, живущий по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур.

Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX века и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые посте­пенно трансформировались в единую науку о народах, назван­ную этнологией.

Само название науки «этнология» было взято из греческого языка, оно состоит из двух слов: etnos - народ и logos - слово, нау­ка. В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Вплоть до XIX века понятие «этнология» не имело широкого распространения и спорадически употреблялось при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначе­ние особой науки. Использование этого понятия в качестве на­именования вновь народившейся науки о народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 году разработал общую классификацию антро­пологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и эт­нологию. Это название довольно быстро получило широкое рас­пространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX века стало употребляться и в русском языке.

Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 году Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано на­чалом острой научно-теоретической дискуссии различных на­правлений и школ о предмете, целях и месте данной науки. В определенной мере эти споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал спор о со­держании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпре­таций понятия «этнология».

Середина XIX века оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территори­альной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и по­этому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. В то же время в зависимости от политических и экономических интересов разных стран развитие этнологии в Англии, Германии, Франции, Австрии, США имело свои особенности.

Первоначально этнология развивалась как наука об «отста­лых», т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий нашего столетия, когда стали появляться представления об этно­сах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уров­ня их социально-экономического развития. Этот методологиче­ский подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

Развитие этнологии в Германии. Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в 1789 году сформи­ровалось научное направление Völkerkunde, ставившее своей це­лью изучение внеевропейских народов и культур. В 30-е годы XIX века для общего названия описаний всех других народов, сде­ланных немецкими путешественниками и учеными, стал использо­ваться термин «этнология». Примерно с середины XIX столетия понятия «Völkerkunde» и «этнология» стали рассматриваться как равнозначные. Оба они обозначали самостоятельную и сравни­тельную науку о человеческих культурах. Синонимическое тожде­ство понятий «этнология» и «Völkerkunde» в немецкой науке со­храняется и в настоящее время.

Вместе с тем в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «Völkerkunde» (народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их куль­туры. Это направление также сохраняется сегодня в немецкой науке.

Развитие этнологии в Великобритании. Становление этноло­гии в англоязычных странах шло несколько иным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в 1596 году в свет книги О. Гасманна с соответствующим названием. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII веке благодаря колониза­ции, возросшему вниманию к демографическим и расовым про­цессам. В XIX веке в развитых европейских странах стали появ­ляться антропологические общества, целью которых было изу­чение многочисленных останков первобытных людей. И уже в середине XIX века на основе исследований черепов и скелетов неандертальцев была поставлена задача реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление, получившее название социальной антропологии. В научный оборот это название ввел один из ос­нователей английской этнологии - Джеймс Фрезер, который в 1906 году обозначил им свое направление этнологических ис­следований. Этим названием Фрезер хотел подчеркнуть отличие своих исследований от направления, которым занимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда начинали называть культурной антро­пологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом поня­тия «этнология». В настоящее время представители английской «социальной антропологии» ориентируют свои научные интере­сы на изучение различных этнических групп как носителей раз­нообразных культурных традиций.

Становление этнологии в США. Возникновение и развитие эт­нологии в США происходило несколько позднее, чем в развитых европейских странах. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антрополо­гия изначально формировалась как наука, включавшая в себя ис­следования в области физической антропологии, расовых и куль­турных различий. Это направление развития американской этно­логии было задано ее основоположником Генри Льюисом Морганом, чья научная деятельность была достаточно разнообразной. Его исследования систем родства в примитивных культурах, клас­сификация типов семейно-брачных отношений, периодизация че­ловеческой истории на целые десятилетия предопределили тема­тику исследований американской этнологии. Однако в середине 50-х годов XX столетия усилиями Франца Боаса научные ориен­тиры американской этнологии существенно сужаются, и она на­чинает изучать только проблемы культурных особенностей наро­дов. Это направление было названо Боасом культурной антропо­логией. Позднее оно стало подразумевать любые этнокультурные исследования и тем самым стало американским синонимом поня­тия «этнология».

Развитие этнологии во Франции. Во Франции процесс станов­ления этнологии также развивался специфическим образом. В связи с активной политикой колонизации руководящие политические круги Франции постоянно испытывали потребность в обстоятель­ной и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Поэтому наука о народах там первоначально была названа этнографией (от греч. etnos - на­род и graphien - описание). Это название во Франции сохранялось до конца XIX века, когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволи­ло этнографии в начале XX века трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название

Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре свя­зано с движением славянофилов. Исходя из идеи мессианской ро­ли России в мире, они считали своим долгом развитие нацио­нального самосознания русского народа, сохранение его нацио­нальной самобытности. Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географическо­го общества. В этом году председатель отделения этнографии К.М. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографиче­ских исследованиях вообще, в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы тре­бовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой прово­дились все этнографические исследования.

Идеи К. М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализо­вал сменивший его на посту председателя отделения Н.И. Надеждин. Он был идейным руководителем группы молодых уче­ных, которые ставили своей целью этнографическое изучение рус­ского народа. На одном из заседаний Русского географического общества в 1846 году Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призы­вал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все яв­ления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способно­стей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает на­учная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психиче­скую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природ­ными и социальными условиями их жизни. Исследование жизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позво­лило ученому обоснованно отрицать сущность расистских тео­рий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теорети­ческие проблемы этнологии, но они тем не менее содержат бога­тые наблюдения и материалы для таких обобщений.

На рубеже XIX-XX веков значительный вклад в развитие оте­чественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказывает мысль, что на­циональную психологию народа нужно исследовать через по­стижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная дейст­вительность, в совокупности определяющие содержание коллек­тивного духа нации.

«Дух народа», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. В этом смысле «дух» есть со­брание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный ха­рактер. Этот субъективный характер следует понимать как сово­купность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как пра­вило, они изучались на основе статистических данных о повседнев­ном поведении и конкретных поступках людей. Так, например, дружба народов оценивалась по количеству участников представи­телей различных национальностей в крупных общесоюзных строй­ках или по количеству межнациональных браков. В целом исследо­вания этнических проблем этого периода носили политически за­казной характер и не раскрывали всех процессов этнического раз­вития. Вне поле зрения ученых того времени оставались такие кар­динальные проблемы этнологии, как этническая идентичность, эт­ническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Развитие оте­чественной этнологии на этом этапе было связано с научной дея­тельностью В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея и других. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, были проведены разносто­ронние исследования в области региональной этнологии.

Наконец, на рубеже 70-80-х годов XX века заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появ­ления и развития этносов.

В настоящее время основным научно-исследовательским цен­тром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая нау­ка значительно обогатилась по сравнению с прошлыми времена­ми. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: «Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнолингвистика», «Этнодемография» и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой соци­альной науки, синтезирующей в себе разнообразные знания о че­ловеке и его культуре.

Как и прежде, этнология сохраняет свою связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельст­вом высокой степени важности этой науки. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX века позволяет сде­лать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы являются основой национальных движений в политике.

XX век по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно воз­растающие темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов являются обретение государственной самостоятельно­сти Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, странами Балтии, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи после первой мировой войны.

Распад колониальной системы ведущих капиталистических го­сударств после второй мировой войны привел к образованию це­лого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индо­китае, Африке. Все это прямые свидетельства, указывающие на ин­тенсификацию действия этнических процессов в современной исто­рии. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е годы и приведшие к образованию группы национальных государств вме­сто бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически политическим оттенком, которые периодиче­ски, на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в са­мых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами в Бель­гии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно по­казывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.

Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на во­прос о его причинах, построения теоретической модели этниче­ских процессов. При этом актуальность этнологических исследо­ваний определяется не академическими интересами ученых, а тре­бованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального про­тивостояния сверхдержав возникли многочисленные региональ­ные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в прошлом веке сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде все­го усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изу­чать не только традиционные, но и модернизированные общества, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем - залог выживания человечества.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XXвека в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпириче­ский и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению и переоценке многочисленных и разнообразных исторических данных. Основными источниками вновь системати­зированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины столетия си­туация коренным образом меняется. Стала очевидной прагмати­ческая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по вопросам из самых разных сфер обществен­ной жизни становятся необходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Они также эффективно используются в массовых коммуникациях, международной тор­говле, дипломатии и т.д. Соответственно, этнологические иссле­дования в последние десятилетия стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и мето­дологических исследований.

 

ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ

 

Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее соб­ственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по на­стоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили и продолжают строить обобщающие этнологические теории. И хо­тя их авторы претендовали и претендуют на точную реконструк­цию исторической реальности, результаты таких построений не следует отождествлять с тем, что было на самом деле. Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать как концепту­альные модели, которые в лучшем случае представляют собой уп­рощенные, идеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирического материала.

«Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ни­же, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология пред­ставляла собой науку, занимающуюся исследованием традицион­ных и «примитивных» обществ и их культур.

Такой методологический подход в определении предмета эт­нологии был обусловлен тем, что к концу XIX века в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные, созданные народами других континен­тов планеты. В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса евро­пейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Эти народы были для цивилизо­ванных европейцев в некотором роде примитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим инте­ресам. Чтобы зафиксировать это различие между народами и их культурами, отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. primitivus - первый, самый ранний).

Новое название получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в ту систему классификации культур, которая основывалась на крите­рии достигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации, «примитивные» народы и их культуры ста­ли главным объектом этнологии. Об этом убедительным образом свидетельствуют работы наиболее известных этнологов XIX века -Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора («Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытных на­родов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последним, естественно, относились на­роды Европы, которые творили историю путем интенсивного по­корения природы, в то время как примитивные народы были бес­помощны перед окружающим их миром из-за своей лености, инертности, необузданности.

Изменение предмета этнологии в XX веке. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой и начинает препо­даваться как учебная дисциплина. Благодаря этому обстоятельст­ву в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, ко­торое заменило поколение основоположников-практиков. Со сме­ной поколений исследователей в этнологии стали меняться и пред­ставления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Вопреки этим представлениям целый ряд уче­ных стал придерживаться убеждения, что так называемые прими­тивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не явля­ются более ранней ступенью развития человечества и также удале­ны от первобытности, как и мы. В определении их как примитив­ных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Такая точка зрения была довольно убедительно выражена из­вестным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с по­мощью инструментов, приспособлений, навыков и знаний. "Первобытными" лучше назвать такие племена, которые исполь­зуют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые про­стые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружаю­щем их мире».

Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чем современные индустриальные об­щества. Однако для последних также несомненно верно, что их не­зависимость от природы обратилась сегодня в зависимость от тех­ники, ставшей «второй натурой» современного человека.

На основании этих рассуждений сторонники рассматриваемой точки зрения предлагали сохранить в этнологии сам термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благода­ря взвешенному, непотребительскому отношению к природе.

Другая часть ученых выступала против сохранения термина «первобытные народы», поскольку его употребление предполага­ло использование термина «культурные народы», а такое проти­вопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. И действительно, нет ни одного человеческого общества, которое не имело бы культуры, даже если говорить о людях каменного века, создавших первые каменные орудия труда. Ведь культура - родовое качество человека, его сущностная характеристика, от­ражающая уникальную способность человека к преобразованию окружающего мира. Это отличает человека от других живых ор­ганизмов нашей планеты, приспосабливающихся к изменениям окружающей среды. В мире вообще не существует человека в его первозданном состоянии, как это представлялось ученым на ру­беже XVIII-XIX веков. Каждый человек предстает перед нами одновременно и как существо, создающее культуру, и поэтому разговор о «бескультурных» и «культурных» народах является бессмысленным. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.

В связи с этим вместо термина «первобытные народы» уче­ными были предложены другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большей степени соответствовали новой предмет­ной области этнологии. Предлагались понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные об­щества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из этих понятий стремилось выразить соответствующие особенности этнических культур, и поэтому все они сохранились в современной этнологии, не заменив при этом понятия «первобытные народы».

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета эт­нологии:

1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к ис­следованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;

2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования;

3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;

4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека;

5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ.

Исторические события и процессы XX века привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, на то, чтобы быть равным в сообществе народов. Господствующим среди этнологов стало убеждение в отсутствии «отсталых» и «передовых» народов - все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению к своей общности, т.е. с позиций того, насколько эффективно они обеспечивают жизнь того или иного народа.

Расширение предмета этнологии в наши дни. Быстро меняю­щаяся ситуация в мире в последние десятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочис­ленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфлик­тов, существенно изменили этнический состав многих развитых государств, так как привели к образованию устойчивых этниче­ских меньшинств среди коренных этносов. С другой стороны, ин­теграционные процессы в странах Западной Европы также поро­дили целую группу проблем этнического характера. Из них наи­более актуальными сегодня являются совмещение типов поведе­ния разных народов, взаимодействие и сосуществование различ­ных типов культур, взаимная адаптация психологических особен­ностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, разви­тие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенно­сти экономического поведения представителей какого-либо этно­са в другой хозяйственной культуре и т.д.

Новые исторические обстоятельства и общественные пробле­мы вновь значительно расширяют предметную область этноло­гии. К традиционным этнологическим областям знания в на­стоящее время добавляются новые, что позволяет ученым выде­лять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы и направления исследования. Так, в западноевропейской этноло­гии уже четко оформились и успешно развиваются хозяйствен­ная (экономическая) этнология, социальная этнология, правовая этнология, политическая этнология, религиозная этнология.

К настоящему времени этнологическая наука представляет со­бой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоя­щую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:

- этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);

- этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентично­сти, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

- этническую психологию (рассматривает вопросы формиро­вания этнических стереотипов, этнического самосознания и иден­тификации);

- экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйст­венной и экономической деятельности этносов);

- этнодемографию (основными задачами которой являются ис­следования демографических процессов и динамики численности народов);

- этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенно­стей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

Этот процесс дифференциации этнологической науки еще да­лек от своего завершения, и в ближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений.

Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое оп­ределение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этноло­гической науки.

Разные определения предмета исследования этнологии частич­но являются выражением различных постановок вопросов, а час­тично объясняются существованием целого ряда теорий и кон­цепций. В совокупности все эти определения предмета науки, раз­ные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку.

В этой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии авторы не берутся дать еще одно научное определе­ние этнологии. Однако в то же время для более строгого и сис­тематизированного изложения материалов данной книги и для обстоятельного изучения этнологии студенческой аудиторией необходимо дать рабочее определение этнологической науки. Ни в коем случае не претендуя на универсальный и единственно верный подход, мы считаем, что этнология - это наука, изучаю­щая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, пред­метное поле современной этнологии очень широко и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близки­ми, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология, антро­пология, политология.

 

МЕТОДЫ ЭТНОЛОГИИ

 

Любое научное исследование предполагает изучение конкрет­ного объекта с помощью мобилизации всего имеющегося объема знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте.

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания уче­ных-этнографов, записки путешественников, фольклорные и ху­дожественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литерату­ра и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного кон­такта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой ар­гументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, спосо­бами объяснения различных явлений окружающего мира и собст­венного поведения и т.п.

Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний день в этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письмен­ных источников и устных преданий, использование археологиче­ских и антропологических материалов, анализ статистических ис­точников (прежде всего материалов переписей населения).

Изучение письменных источников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнооб­разной и достоверной информации об изучаемых народах и куль­турах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их куль­тур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес уче­ных-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описа­ния не единственный тип письменных источников, представляю­щих интерес для этнологов. В настоящее время существует огром­ное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Нужно уметь оценивать предметы, идеи или высказывания, ко­торые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собст­венную историю, как реальные исторические события. Но для эт­нологов даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство связей между этими народами.

Устные предания. Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических ис­следований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних наро­дов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще всередине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических ма­териалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот ис­точник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и пре­кращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Археологические материалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изуче­ния археологических материалов. В отличие от письменных источ­ников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических мате­риалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире использу­ются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться вы­сокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для созда­ния этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание. Это еще один важный метод этно­логических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы пока­зать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндо­генных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изме­няются на протяжении многих столетий.

Как показывает практика, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что слова и дела неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Однако метод сравнительно­го языкознания требует от ученых хорошего знания соответствую­щих языков, и прежде всего законов их словообразования.

Статистические методы. С середины XX века в этнологии по­стоянно увеличивается значение статистических источников, сре­ди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря перепи­сям ученые получают этническую информацию по самому широ­кому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядо­ченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки во­просов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получают информацию о поле, возрасте, соци­альном положении, образовании, профессии, типе жилища, вре­мени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объектив­ные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые исследования. Становление этнологии как самостоя­тельной науки в значительной степени произошло благодаря не­посредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хо­зяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходи­мостью требовала научно обоснованного управления населением зависимых стран.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три ме­сяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследова­ния возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, дли­тельное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Но­вой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для поле­вых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения или большую этническую территорию в отведенные сро­ки. Такой характер полевых исследований дает оперативный мате­риал, но страдает существенными изъянами. Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фото­графиях объекты материальной культуры: объекты производ­ственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захороне­ний, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и ду­ховной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.

Современные тенденции интеграции научного знания приво­дят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных