Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные онтологические проблемы философии. Соотношение понятий бытия, сущности, субстанции, материи и реальности




Содержание

 

1. Основные онтологические проблемы философии. Соотношение понятий бытия, сущности, субстанции, материи и реальности. 3

2. Эссе на тему «Человек как высшая ценность в философии гуманизма». 8

3. Учение об обществе и этические представления Аристотеля. 11

Список литературы.. 19

 


Основные онтологические проблемы философии. Соотношение понятий бытия, сущности, субстанции, материи и реальности

 

Слово «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и означает учение о бытии, о сущем.

Сам термин был зафиксирован ранее всего в 1613 г. в одном из первых философских словарей немецкого философа Рудольфа Гоклениуса. В своем основном современном значении термин утвердился после второй половины 19 в. – раздел философского знания, посвященный вопросам бытия[1].

Но сама проблематика бытия и даже область философии, которая ей занималась, возникли гораздо раньше. Понятие Бытия ввел в философию Парменид (6-5 вв. до н. э.) – основатель элейской школы. Парменид учил, что есть только бытие. Оно неподвижно, неизменно, вечно, не имеет частей и подобно сфере, а значит совершенно.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

Разные трактовки бытия:

1. все, что вне сознания;

2. и вне, и сознание;

3. человеческое бытие.

Вопросы онтологии:

Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое небытие и что значит – не существовать? Как можно существовать? Все ли существующее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Обладает ли мир в своем существовании единством? Если да, что является основой этого единства? Мир в своем существе неизменный, или он постоянно развивается? Развивается произвольно или по определенным законам? т.д.

Вопросы онтологии могут выглядеть абсурдными с точки зрения здравого смысла, повседневной жизни. Обыденное сознание не склонно задавать такие вопросы, оно обычно рассматривает лишь индивидуальное бытие человека и оценивает его степень удовлетворительности-неудовлетворительности. Нехитрая формула житейского бытия – Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше! Для того чтобы задуматься о бытии мира, надо выйти за пределы повседневных забот.

Для того чтобы осмыслять онтологические вопросы, философия применяет особые формы мышления – категории. Это предельно широкие понятия, многие из них раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Например, бытие – небытие, качество – количество, сущность – явление, возможность – действительность, единое – многое, целое – часть и др. Разные мыслители трактуют и осмысляют эти категории по-своему.

Природа онтологических вопросов такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Они ставят проблемы. Какие основные из них?

Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, может, его и вовсе нет?

Проблема сознания. Как оно возникает? Присуще ли оно только человеку? Если да, как оно возникло впервые у человеческого рода? Или сознанием наделены и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Где существует сознание? Существует ли особая духовная реальность, и если да, как она соотносится с реальностью материальной, телесной? Это основной вопрос философии – что первично – дух или материя?

Проблема единства мира. Мир разнообразен. В античности – мир состоит из одного и того же – субстрате, позже стали говорить о субстанции. Субстанция – с латинского «сущность, суть». Впервые использовал Аристотель, который выделял сущность вещи. Переход от субстрата к субстанции в работах Гераклита: огонь – и субстрат, первоначало – «вечно живой огонь», и как субстанция – его внутренняя структура – Логос – разумная необходимость, управляющая миром. То, что мы видим – чувственно-конкретный пласт бытия – это не вечная сущность, но и не призрак, это «игра огня с самим собой», только в этом смысле многое есть одно.

Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов, состояний. Проблема – это все одно бытие, имеющее какое-то одно начало или принцип, сущность, к которому можно свести все многообразие? Или это бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия (бы, каждое имеет свою сущность. Если признают, что все имеет одно начало, это позиция – монизм. В нем своя проблема: в чем единство мира – в духовном или материальном? Если признают многообразие – плюрализм. Есть промежуточная позиция – дуализм: разделяет на духовное бытие и материальное бытие, каждое имеет свою сущность[2].

Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Бог присутствует в природе или же он вне ее (это называется трансцендентен)? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Творение Богом мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? А само творение – это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, которая не нуждается в добавочном Божественном вмешательстве?

Самым общим понятием философии является понятие «бытие». Гегель считал, что именно с постановки вопроса о том, что есть бытие, начинается развитие философии, как науки. Первой эту проблему поставила элейская школа античной философии. Один из ее основателей – Парменид – сформулировал тезисы о бытии, которые и сегодня не утратили свое значение. Особое значение имеет первый тезис: «бытие есть единое», так как на убеждении о том, что весь космос, вся вселенная представляют собой единую взаимосвязанную систему, основывается все научное знание. Философия сформулировала несколько аргументов, обосновывающих единство мира[3].

Первый аргумент, получивший название субстанционального, исходит из того, что в основе бытия лежит единая субстанция, из которой «все происходит и в которую все... возвращается».

Второй аргумент апеллирует к однородности Вселенной к тому, что она состоит из одних и тех же элементарных частиц и подчиняется одним и тем же законам.

Третий аргумент исходит из диалектического принципа всеобщей связи, согласно которому в мире все находится во взаимодействии и взаимовлиянии.

Второй тезис Парменида – «Бытие существует, небытия не существует» - и сегодня разделяется большинством ученых, но определенные позиции, особенно в религиозной философии сохраняют креационисты (сторонники учения, согласно которому Бог единовременно или постоянно творит бытие из небытия).

Третий тезис – «Бытие несотворимо, неуничтожимо и неизменно» - претерпел наибольшие изменения. Признавая несотворимость и неуничтожимость бытия, современная наука убеждена в его постоянном изменении и развитии. Если и есть что-то неизменное, так это его постоянная изменчивость.

Четвертый тезис Парменида – «бытие познается разумом» - сегодня существенно скорректирован. Как всеобщая абстракция, бытие действительно познается только разумом. Но бытие конкретных вещей может познаваться также с помощью чувственного эмпирического познания.

Философия выделяет четыре основные формы бытия:

Первая форма – вещное бытие, у которого две разновидности: «Бытие вещей первой природы и бытие вещей второй природы». Первая природа – это та часть бытия, которая, ни в какой форме, не вовлечена в человеческую жизнедеятельность (это дикая природа). На Земле в данный момент практически не осталось первой природы, за исключением подводного и подземного «космоса».

Вторая форма бытия – это человеческое бытие, включающее в себя в единстве две стороны. С одной стороны человек – это телесное природное существо, а с другой стороны – духовное, мыслящее существо. Как природное существо человек полностью подчиняется природной необходимости. Но как мыслящее существо, он может быть свободен. Это не значит, что человек может отменить природную необходимость и законы природы. Но он может познать их и использовать в своих целях и интересах.

Третья форма бытия – социальное бытие, существующая, с одной стороны, в бытии каждой отдельной личности, а с другой стороны, в бытии общества как целого.

Четвертая форма бытия – духовное бытие – проявляющееся в виде индивидуального и общественного сознания. Носителем того и другого является каждый отдельный человек – личность, но в психике человека, его сознании есть такая составляющая, которая присуща только данному человеку. Она уникальна и неповторима, но у каждого в сознании есть та составляющая, которая объединяет его с другими людьми в какую либо социальную общность.

 


2. Эссе на тему «Человек как высшая ценность в философии гуманизма»

 

Что такое человек? Каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования? Что такое гуманизм? Что он предлагает и защищает? Какова его роль в жизни человека и общества? Какие ценности он провозгла шает и почему они так остро необходимы для России в нынешний переходный период ее истории? На эти и другие вопросы, касающиеся морального и интеллектуального здоровья личности и общества, даются ответы в теме посвященной проблемам гуманизма и связи его с философией на протяжении всей истории, Вам предстоит разобраться в сложных многообразных определениях и понятиях гуманизма. Сегодня многие важные философские учения отождествляют себя с гуманизмом; многие крупные мыслители (от Маркса и Фрейда до Сартра и Камю, Дьюи и Сантаяны, Карнапа, Куайна, Поппера, Хабермаса и др.) считают себя гуманистами. Наконец, имеются различные разновидности гуманизма - натуралистический, научный и секулярный, атеистический и религиозный, христианский, иудейский и дзен, марксистский и демократический, экзистенциалистский и прагматический. Возникает справедливый вопрос: возможно ли дать единое и понятное определение гуманизма? Вам предстоит, проанализировать многие попытки проделать подобную работу и дать свое определение понятия гуманизм. В современной философской литературе выделяются пять стержневых признаков гуманизма:

1. гуманизм предлагает набор ценностей и достоинств, вытекающих из признания человеческой свободы и самостоятельности. Этика гуманизма противостоит этике религиозно-авторитарной;

2. гуманизм отрицает идею сверхъестественного начала мира;

3. гуманизм привержен методу исследования, опирающемуся на разум и научную объективность;

4. гуманизм обладает своей нередуктивистской естественной онтологией, основанной на научном знании;

5. делом философов-гуманистов являются не только вопросы теории, но и воплощение идей гуманизма в практической жизни как альтернативы теистическим религиям Важно подчеркнуть, что данные принципы связаны логическим отношением конъюнкции, т.е. под гуманизмом следует понимать то, что подчиняется всем без исключения перечисленным признакам.

Гуманизм как мировоззренческая позиция, альтернативная любой идеологической системе, может предложить человеку сознание всякой жизни как ценности, а также учить его жить для ценностей вне его самого - для ближнего, планеты, будущего[4].

Гуманистическая философия - это «умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ», а гуманизм - это «осознанная осмысленная человечность». Для гуманиста человек ценен сам по себе как таковой, уже в силу своего рождения. Изначально положительного отношения заслуживают все люди - законопослушные и преступники, мужчины и женщины, соплеменники или представители другой национальности, верующие или неверующие. Гуманизм стремится избежать крайностей как коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других.

Главным принципом, ориентиром морального и, соответственно, правового поведения для гуманиста является золотое правило поведения. В своей отрицательной форме золотое правило формулируется так: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе», в положительной форме оно гласит: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Отрицательная форма золотого правила устанавливает минимальную планку морального отношения человека к другим людям (запрещает делать зло), положительная форма устанавливает максимальную планку морального отношения (побуждает к добру), определяет максимум требований к поведению человека.

Родословная человечности связывается с теми чертами, которые отличают homo sapiens от животного. Гуманность начинается с осознания себя и своего места в окружающем мире, стремление к самосовершенствованию, к приобретению полезного опыта.

Определяя гуманизм как человечность, российские гуманисты отнюдь не живут в мире иллюзий и осознают, насколько далеко отстоят их идеалы от реальной практики общественных отношений в нашей стране. Среди причин «непопулярности» гуманистических идей в России выделяются такие факторы, как: 1) некоммерческий характер гуманистических ценностей, их ориентированность на здравый смысл; 2) чуждость гуманизма всякой эксцентричности; 3) высокий уровень самодисциплины, самостоятельности, свободы, нравственной, правовой и гражданской ответственности, который предъявляет гуманистическое мировоззрение к своим приверженцам.

Другой вопрос состоит в выявлении философского статуса гуманистической традиции. Как известно, сегодня гуманизм не принадлежит к числу ни известных философских направлений (таких, как материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм, прагматизм и утилитаризм, экзистенциализм и феноменология и др.), ни общепринятых разделов философского знания (таких, как гносеология, логика, метафизика, политическая философия, социальная философия, этика, эстетика, философская антропология и др.). Так что же такое философия гуманизма, возможна ли она в принципе в рамках слишком специализированной философии нашего времени? Или, быть может, гуманизм стремится возвратить философии ее исконное, во многом утраченное в последние столетия предназначение любви к мудрости и стремления к благой жизни? Попытаемся ответить на эти вопросы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных