Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К вопросу о предмете экологического права




Анисимов А.П. [1]

 

В современной научной юридической литературе является общепризнанным подход, согласно которому «признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права».[2] По поводу самостоятельности экологического права как отрасли права, а также его предмета правового регулирования и места в системе права России, существует несколько точек зрения.

1. Точка зрения, которой придерживался профессор Казанцев Н.Д. По его мнению, в системе права с 1960-х годов существует новая самостоятельная интегрированная отрасль права - природоресурсовое право, включающая на автономных началах земельное, горное, лесное, водное и природоохранительное право.[3] Позд­нее эту теорию поддержали в своих трудах Аксененок Г.А., Байсалов С.Б., Вовк Ю.А., Жариков Ю.Г., Тютекин Ю.И. и другие. Например, Ю.Г. Жариков писал, что «природоресурсовое право – совокупность пообъектных отраслей права: земельного, водного, лесного, горного с соответствующими специальными нормами их правовой охраны (кодексы и другие отраслевые законы), а также с общими экологическими требованиями для всех объектов природы (природоохранные законы общего характера»).[4] Следовательно, не существует экологического права как совокупности природно-ресурсового и природоохранного права, поскольку последнее является составной частью первого.

2. Точка зрения Боголюбова С.А., Бринчука М.М., Игнатьевой И.А. и ряда других ученых заключается в том, что в системе российского права существует самостоятельная комплексная отрасль права – экологическое право, которая представляет собой совокупность природоохранительного и природоресурсового отраслей права, а также включает экологизированные нормы иных отраслей права.[5]

3. Голиченков А.К. в своих трудах предложил компромиссный подход к определению экологического права. По его мнению, экологическое право можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле экологическое право – это система правовых норм и возникающих в процессе их реализации правоотношений, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды; в широком – регулирующие не только названные отношения, но и отношения по использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов.[6]

Разнообразие подходов к определению экологического права, признанию его самостоятельности в системе права России обусловило и дискуссионный характер определения его предмета правового регулирования, то есть того круга отношений, которые урегулированы нормами данной отрасли. Так, В.В. Петров полагал, что предметом экологического права являются две группы отношений – отраслевые (земельноохранительные, лесоохранительные и т.д.) и комплексные (охрана природных территорий и комплексов).[7]

М.М. Бринчук отмечал, что предмет современного российского экологического права образуют отношения: собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию; по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.[8]

В.В. Меркулов писал, что предметом правовой охраны природы «следует считать общественные отношения, направленные на обеспечение охраны объектов природы и прежде всего объектов, определяющих нормальные экологические процессы в природе (земли, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира); отношения, связанные с защитой окружающей среды от загрязнения и деградации, с поиском путей и способов формирования наиболее благоприятной природной среды».[9]

Э.С. Навасардова считает, что предметом экологического права «являются все общественные отношения, возникающие по поводу воздействия на окружающую среду, независимо от того, связаны эти отношения с изъятием природного вещества или иным пользованием компонентами природной среды, привнесением отходов в окружающую среду, нейтрализацией последствий антропогенной деятельности или установлением запретов (ограничений) на такие воздействия».[10]

Таким образом, взгляды ученых на понятие, предмет и систему экологического права носят во многом полярный характер. Между тем от решения этих вопросов во многом зависит практическая деятельность различных субъектов в сфере взаимодействия природы и общества, функции органов государственной власти и приоритеты законотворческих работ.

Анализ современного российского экологического законодательства позволяет сделать вывод о том, что его нормы регулируют три группы общественных отношений. В первую группу входят отношения, возникающие в связи с воздействием человека на состояние окружающей среды в различных сферах деятельности, т.е. в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве и т.д. Такая деятельность может оказывать вредное воздействие на несколько или даже на все виды природных объектов и комплексов. Например, в результате нарушений, допущенных при эксплуатации Чернобыльской АЭС и случившейся на ней аварии, произошел несанкционированный выброс радиоактивных веществ. Радиация оказала вредное воздействие на состояние всех природных ресурсов – лесов, земель, вод и т.д., попавших в зону радиоактивного заражения. Для того чтобы не допускать подобных воздействий на природу, предусмотрены экологические требования в энергетике.

Вторая группа включает отношения, возникающие по поводу охраны отдельных видов природных ресурсов. Так, Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. предусматривает меры по охране почв (ст. 62), зеленого фонда поселений (ст. 61), охрану животного мира (ст. 60) и т.д.

Третья группа включает комплексные (территориальные) экологические отношения, в состав которых входят отношения по охране природных объектов, комплексов и территорий (заказники, заповедники, национальные и природные парки, рекреационные, санитарные и иные зоны), а также отношения по созданию зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, на территории которых устанавливается особый правовой режим их использования, восстановления и охраны.

Раскрывая вопрос о предмете экологического права, следует четко представлять себе его отличия от предмета других отраслей российского права. В.Ф. Яковлев писал: «Чем же отличаются сами отрасли права друг от друга? Предмет регулирования и сама отрасль соотносятся как содержание и форма. Отношения, опосредуемые отраслью, предопределяют ее юридическое содержание. Поскольку отрасли имеют разные предметы регулирования, постольку каждая из них имеет специфическое юридическое содержание. Именно юридическим содержанием, т.е. правилами поведения, устанавливаемыми правами и обязанностями, отрасли права и отличаются друг от друга».[11] Поэтому в качестве примера попробуем срав­нить предмет экологического права и предмет природоресурсового права.

Как отмечали Ю.В. Трунцевский и Н.Е. Саввич, «природно-ресурсное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу потребительских свойств объектов природы: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха».[12]

Возможность объединения в одну отрасль правовых норм, регулирующих вопросы использования природных ресурсов, в советской юридической науке неоднократно обсуждалась, поскольку специфика их предмета и метода правового регулирования не позволяла их включить в состав какой-либо одной общепризнанной отрасли права.

Поэтому в 60-70-е годы XX века в России сложилась самостоятельная от­расль права - природоресурсовое право, в состав которого первоначально входи­ло в качестве подотраслей земельное, водное, горное, лесное, фаунистическое право и правовая охрана природы. При этом данная отрасль не являлась конгломератом данных подотраслей, а представляла собой их качественное единство, основанное на единой природе, факторах развития и внутренней структуре общественных отношений, выраженных законами.

В начале 90-х годов XX века происходит разук­рупнение многих традиционных отраслей российского права. Так, получает признание научной общественности выделение из административного права муниципального, а из гражданского права - семейного и жилищного права. В этот же период из природоресурсового права выделяется эколо­гическое право (правовая охрана природы) и зе­мельное право в самостоятельные отрасли права.

Природоресурсовое право получает признание как наука с включением его в номенклатуру специальностей на присвоение ученых степеней, утвержденных ВАК РФ. Специальность 12.00.06 называется «природоресурсовое право; аграрное право; экологическое право». Конституция РФ 1993 г. ст. 72 признает существование природоресурсовых отраслей законодательства – земельного, водного, горного, лесного.[13] При этом упускается из виду фаунистическое законодательство, что позволяет рассматривать его качестве предмета исключительного ведения только субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, одним из оснований деления права на от­расли является наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования. Кроме земельного права, самостоятельность предмета и метода нельзя отрицать, конечно, в водном или лесном праве. Однако по сложности регулируемых отношений, и как следствие этого, по коли­честву правовых норм, земельное право значительно выделяется из состава по­дотраслей природоресурсового права. Это вызвано, в частности, тем, что в России объективно сложилось многообразие форм собственнос­ти на землю, принято множество федеральных и региональных правовых актов. В то же время на другие природные ресурсы сохраняется приоритет государс­твенной собственности, что не приводит к необходимости увеличения законодательного регулирования соответствующих отношений.

В ближайшие 10-20 лет в процессе дальнейшего развития природоресурсовых отношений горное, водное, лесное фаунистическое и воздухоохранное право окончательно сформируются в самостоятельные отрасли российского права. При этом такая возможность уже сейчас указана в ряде научных работ и была предметом обсуждения на научных конференциях.[14] Этой проблеме посвящены труды С.В. Коростелева, Р.Х. Габитова, А.В. Лагуткина, И.А. Иконицкой, Н.Т. Разгельдеева и ряда других авторов.[15]

В то же время другие ученые отмечают факт существования особой отрасли права – природоресурсового права, что вряд ли подлежит сомнению.[16] Следовательно, водное, горное и иные природоресурсовые отрасли не могут рассматриваться в качестве самостоятельных. Третья группа ученых считает, что земельное право, водное, горное, лесное и фаунистическое право входят в состав экологического права как его неотъемлемая часть.[17] В связи с этим, представляется, что в ближайшие годы диалог о понятии и предмете экологического и природоресурсового права, их взаимодействии будет продолжен.

Как нам представляется, проблема соотношения и взаимодействия экологического и природоресурсового права решается следующим образом. Все природные ресурсы находятся во взаи­модействии как друг с другом, так и со всей окружающей средой. Однако использование природных ресурсов в природоресурсовом праве имеет чисто хозяйственную цель (добыча, переработка, продажа), в то время как перед экологичес­ким правом стоит иная задача - ограничить экологически вредное воздейс­твие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обезопасить ее от загрязнения и истощения.

Природоресурсовое право регулирует отношения собственности на природные ресурсы, рациональ­ного их использования, предоставления и изъятия природного ресурса в пользование (аренду) гражданам и юридическим лицам и т.д. Данные отношения возникают между физическими и юридическими лицами (природопользователями) и органами государственного управления РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Природоресурсовое право определяет порядок поиска, оценки, разведки, добычи природных ресурсов, создания коллекций объектов флоры и фауны в научных или культурно-ознакомительных целях. В ходе осуществления данной деятельности природопользователь обязан соблюдать нормы и правила, предусмотренные для ведения соответствующей деятельности (правила безопасного ведения горных работ, строительные нормы и правила и т.д.), исполнять указания специально уполномоченных контролирующих органов. Отношения по охране природного ресурса в природоресурсовом праве носят вторичный, производный характер.

Таким образом, как отмечал Н.Т. Разгельдеев, предметом природоресурсового права выступают общественные отношения по поводу присвоения природных ресурсов как объектов права государственной собственности и права природопользователей на землю, воды, леса, недра, животный и растительный мир в их неподвижной пространственности или естественном состоянии.[18]

Напротив, предметом экологического права являются отношения по восстановлению надлежащего качества природных ресурсов и окружающей среды в целом, ее охраны, нормирования неблагоприятного воздействия на них со стороны хозяйственной деятельности человека, изъятие природных комплексов из хозяйственного использования в целях их консервативной охраны в интересах настоящего и будущего поколений людей, защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

В связи с этим, нельзя согласиться с мнением А.В. Николаева, отмечавшего, что «отношения по использованию земель, недр и других природных ресурсов, а также отношения по охране окружающей природной среды (как оборотная сторона использования природных ресурсов) составляют предмет экологического права».[19]

Безусловно, отношения по использованию и охране природного объекта тесно переплетены. Поэтому, например, выдача лицензии на сбросы (выбросы) вредных веществ, означает, с одной стороны, использование ассимиляционного потенциала атмосферы для размещения в нем вредных веществ, и, одновременно, охрану атмосферного воздуха от загрязнения посредством установления лимитов и нормативов вредного воздействия. Однако эколого-правовой инструментарий охраны окружающей среды включает и определенные меры, никак не связанные с использованием природных ресурсов, например, экологическая экспертиза.

Н.Т. Разгельдеев справедливо отмечал, что «продукты воспроизводственных процессов природоресурсовых и природоохранительных отношений находятся в противоречивом взаимодействии. В основе природоресурсовых отношений лежит первоначальный доход, и рентные отношения выступают здесь экономическим фактом. В то время как на сохранение природы следует направлять значительные средства, которые производятся в виде фиксированных затрат из всех видов общественной деятельности, а не только от природопользования».[20] Другими словами, природоохранительные и природоресурсовые правоотношения отражают две разные стороны взаимодействия системы «общество-природа». Следовательно, различие природоресурсовых и природоохранных отношений проявляется в изначальной з атратности экологической деятельности и доходности природоресурсовой.

Именно поэтому мы присоединяемся к высказанной в научной литературе точке зрения о том, что предметом экологического права являются общест­венные отношения по поводу не столько самих природных объектов, сколь­ко внутренних и внешних связей и свойств этих объектов, процессов, происходящих в них, а природоресурсовое право сужает круг этих отноше­ний до экономически значимых.[21]

Однако не следует думать, что экологическое и природоресурсовое право существуют параллельно и независимо друг от друга. Совпадает предмет экологического и природоресурсового права в вопросах рацио­нального использования природных ресурсов (например, требований по рациональному использованию земель, вод, недр и т.д.), хотя нормы, регулирующие охрану природных ресурсов (вод, лесов, недр и т.д.) содержатся не только в экологическом, но и в соответствующих природоресурсовых отраслях законодательства.

Юридическим критерием рационального природопользования являются «установленные в законе и лицензиях экологические нормативы, правила осуществления конкретных видов природопользования, требования, определяющие правовой режим особо охраняемых территорий, обеспечивающие соблюдение при пользовании природным объектом (экосистемой) установленных экологическим законодательством нормативов качества окружающей природной среды».[22]

Таким образом, экологическое право - это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих волевые общественные отношения по поводу исполнения всеми субъектами права экологических императивов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в сфере взаимодействия природы и общества для обеспечения благоприятного качества окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных