Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФУЛЛ-КОНТАКТ КАРАТЭ




Это разновидность спортивного каратэ, официально появившаяся в США в 1972 году, но фактически намного раньше. Как указывает сам термин, речь идет об обмене ударами в полную силу по всему телу, от головы до пяток.

Чтобы понять обстоятельства, которые побудили американцев создать данное направление, надо учесть, что американское каратэ берет свое начало не в Японии, а на Окинаве и Гавайях. Даже сам этот термин (фулл-контакт каратэ) впервые появился не в США. Его ввел в употребление еще в 50-ые годы мастер Накамура Сигэру, создатель Окинава-кэнпо-каратэ. Вспоминая свою учебу на этом острове, 12-кратный чемпион мира по фулл-контакту Джо Льюис говорит: «Надобно знать, что поединки в окинавском кэнпо происходят без всяких протекторов, и длятся до тех пор, пока один из бойцов не получит нокаут!»

На Гавайях, после того как там потрудились известные окинавские мастера Ябу Кэнцу в 1927 году, Хигаонна Камэсукэ и Муцу Дзуйхо в 1933, Мияги Чодзюн в 1934, после тренерской работы Митосэ Джеймса-Масаёси в 1942—1953 гг., тоже утвердился обычай сходиться только в жестких полноконтактных поединках.

Вот почему на американском континенте с самого начала все соревнования по каратэ проводились либо с ударами в полную силу, либо в весьма ощутимый «полуконтакт». Бесконтактные схватки здесь никого не интересовали. Правда, в отличие от Окинавы, американцы довольно широко использовали разнообразные протекторы.

Любопытны воспоминания одного из прежних чемпионов фулл-контакта Боба Уолла: «В 1967 году я участвовал в большом турнире каратэ в Канзас-сити. Его организовал Джим Харрисон, очень суровый тип, прославившийся своими жестокими нокаутами. Если во время боя он слышал хруст сломанной им кости противника, то не останавливался, а продолжал топтать его как бешеный. Можете представить, как проходили поединки в этом турнире! Никаких протекторов, никаких остановок боя из-за того, что кому-то разбили нос или бровь. Схватка продолжалась до тех пор, пока один не падал... Так что, когда мне говорят, будто фулл-контакт каратэ началось лишь через пять лет после того турнира, меня разбирает смех»...

Важную роль в становлении фулл-контакт каратэ сыграл менеджер из Нью-Йорка Аарон Бэнкс. Он в. 1968 году создал первую международную федерацию профессионального каратэ (В. П. К. О.) и организовал первый чемпионат мира по каратэ для профессионалов. Все поединки на этом турнире происходили в жесткий контакт, а победитель получал не только медаль, но и кое-что более существенное. Именно благодаря этому человеку смогли прославиться и разбогатеть такие бойцы как Майк Стоун, Чак Норрис, Джо Льюис, Билл Уоллес, Кейт Витали, Джефф Смит, Гленн Киней, Ал Дакаскос, Ларри Карнах-эн и целый ряд других.

О Джо Льюисе следует сказать отдельно. Он родился в 1944 году в городке Рэлей (штат Северная Каролина). Его родители были преподавателями колледжа, и имели ферму, где ему с ранних лет пришлось вкалывать по шесть месяцев в году. Отец будущего чемпиона не признавал никаких. технических приспособлений, все работы производились вручную. Как вспоминает сам Джо, «к 14 годам я осознал абсолютную необходимость развития телесной мощи. Я начал выполнять интенсивную программу силовых упражнений, и решил, что стану профессиональным борцом».

Каратэ Льюис занялся только в 20 лет, когда проходил службу на Окинаве в американской морской пехоте. Его первым учителем стал Сима-буку Эйдзо (стиль Сёрин-рю). Вторым — Оята Сэю (Рюкю-кэнпо-каратэ), а третьим Киндзо Чинсаку (Чубу-Сёрин-рю): Этот третий учитель присвоил Льюису степень 1-й дан всего после шести месяцев занятий! Немного позже и Симабу-ку предложил молодому американцу сдать экзамен на 3-й дан!

Позже Льюис вспоминал: «Мои физические данные и моя агрессивность позволяли мне очень быстро прогрессировать в умении вести поединок. Что касается техники, то я выучил 18 ката без оружия и 6 ката с оружием. Мое желание чего-то достичь было невероятным, и оно непрестанно усиливалось. Я тренировался по 5 часов ежедневно, тогда как большинство других не чаще двух раз в неделю. Через полтора года тренинга я начал посещать одно окинавское додзё за другим. Чтобы драться, еще и еще...

Окинавские школы лучшие в мире. У меня не было там никаких проблем с получением черного пояса. А когда я вернулся в Штаты, то обнаружил, что имею большое преимущество над соперниками, не прошедшими столь жесткой школы как я»...

Вернувшись в 1966 году домой, Льюис принял вскоре участие в национальном чемпионате каратэ и стал его победителем. Комментаторы отметили поразившую их крайне жесткую манеру ведения боя и ничем не прикрытую агрессивность молодого чемпиона. Позже его неоднократно дисквалифицировали за то, что он нокаутировал своих противников, пренебрегая требованиями «контролировать» удары, проводить их в «полу контакт». Льюису не оставалось ничего иного, кроме как перейти в профессионалы, где подобных ограничений не существовало. 14 сентября 1974 года, в возрасте 30 лет, он стал в Лос-Анджелесе первым чемпионом мира по фулл-контакт каратэ в тяжелом весе среди профессионалов, и затем ежегодно снова и снова подтверждал этот титул вплоть до 1985 года. Ничего подобного не удалось достичь ни одному бойцу в мире. Вот почему Джо Льюис вполне заслуженно считается величайшим турнирным бойцом всех времен!

Другая живая легенда фулл-контакт каратэ, это Бенни Уркидес, по кличке «реактивный». Его учителями были Эд Паркер (кэнпо-каратэ), Роберт Чакон (английский бокс) и Кубота Такаюки (каратэ Госоку-рю). Черный пояс Бенни получил в возрасте 14 лет. Его звезда-взошла в 1977 году, когда он впервые стал чемпионом мира по версии В.К.А. С тех пор он одержал свыше 200 побед в различных турнирах по правилам полного контакта.

Надо назвать еще двух легендарных бойцов: это американец Билл Уоллес (1945 г.р.) и канадец Жан-Ив Териол. Уоллес начал практиковать каратэ в 21 год, когда служил в Корее. Это был окинавский стиль Сёрин-рю. Параллельно он занимался дзю-до. В 1967 году Уоллес получил черный пояс каратэ и начал выступать в соревнованиях сначала как любитель, а потом в качестве профессионала. В 1974 году он стал чемпионом мира по фулл-контакту одновременно с Д. Льюисом, но в полутяжелом весе. Этот титул он отстаивал в течение 6 лет, а в 1980 году ушел с ринга непобежденным, полностью посвятив себя организации шоу и съемкам в кино (как и Льюис).

Жан-Ив Териол (средний вес) впервые стал чемпионом мира в 1980 году, нокаутировав Роберта Биггса в первом же раунде. Потом он отстаивал свой титул в поединках с Гленном Мак-Норрисом (победа нокаутом на шестом раунде), с Ларри Пуром (победа нокаутом), с Родни Батистом (победа по очкам) и т.д. Канадец поставил своего рода рекорд спортивного.долголетия, так как в последний раз выиграл титул чемпиона мира в 1992 году, через 12 лет после своей первой победы на турнире такого уровня! (Но, в отличие от Льюиса, он не делал это ежегодно).

В Европе фулл-контакт каратэ начало развиваться с 1975 года. Наиболее популярным оно оказалось во Франции, Германии и Голландии. Знаменитостями на европейском континенте стали французы Доминик Валера и Роже Паши, голландцы Ян Калленбах и Ион Де Рёйтер. Позже это направление в профессиональном спорте было постепенно вытеснено кик-боксингом и тайским боксом.

 

ХАККО-РЮ

(Школа восьми лучей)

Японская школа традиционной ориентации, которую создал в 1938—1941 годах мастер Окуяма Ёсидзи-Рюхо (1906—1987), врач по профессии.

С 20 лет он изучал Дайто-рю айки-дзюцу под руководством Мацуда Ходзаку, одного из учеников Такэда Сокаку. В 1938 году, имея уже опыт 12-летней практики в этом виде, Окуяма прошел 5-дневный семинар у самого Такэда. Любопытно отметить, что великий мастер боевых искусств взял с каждого из учеников семинара плату в размере 50 иен, что составляло по тем временам значительную сумму. Достаточно сказать, что полицейские получали месячную зарплату от 25 до 30 иен. Старые мастера (Такэда было уже 80 лет) дорого ценили свой труд! Именно после этого семинара Окуяма решил начать «свободное плавание».

Он убедился, что обладает теми знаниями, которые нужны для самостоятельного преподавания. Дело в том, что параллельно с айки-дзюцу Окуяма изучал еще 7 боевых искусств (отсюда, кстати, и название его школы — «восемь лучей»). Ими были: бо-дзюцу (работа с шестом); кэн-дзюцу (фехтование самурайским мечом); кусари-кама-дзюцу (работа с серпом на цепи); кю-дзюцу (стрельба из лука); сюрикэн-дзюцу (метание острых предметов); яри-дзюцу (работа с копьем), а также окинавское каратэ.

Весной 1939 года, сразу же после семинара, Окуяма открыл в Токио собственное додзё, где начал преподавать свою систему, названную им «Госин-бугэй». Но три года спустя он дал ей окончательное название «Хакко-рю». Программа школы состоит из трех больших разделов:

— Явара, или приемы боя голыми руками и с различными предметами в руках (в основном, с предметами повседневного обихода — тростью, зонтиком, веером, стулом, плащом, шарфом);

— Кохо-сиацу, комплекс терапевтических приемов пальцевой акупунктуры (надавливание пальцами на биологически активные точки тела);

— Кохо-госин-тайсо, или комплексы гимнастических упражнений для общего укрепления организма, а также для лечения тех или иных заболеваний.

Техника рукопашного боя Хакко-рю включает разнообразные болевые захваты и замки на руки, с последующими бросками либо удержаниями, удушающие приемы, а также широкий набор шоковых и парализующих точечных ударов (атэми-вадза). В отличие от айки-до, в Хакко-рю нападение и защита осуществляются по прямым линиям, во фронтальной плоскости. Школа Хакко-рю имеет ряд ката и градацию по степеням дан, но исключает начальные степени (кю).

Философия Хакко-рю, во многом сходная с теорией айки-до, основывается на идее единства человека со Вселенной, позволяющем аккумулировать «космическую» энергию «ки» в организме. В человеке имеются три источника энергии: высший, ментальный, направляющий работу головного мозга и порождающий интеллект; средний — определяющий физические функции организма, и низший — определяющий связь с землей и живой природой. В такой интерпретации голова корреспондирует с Небом, а ноги с Землей; собственно же человек как целое рассматривается в аспекте взаимодействия сил Неба и Земли.

Среди наиболее известных учеников Окуямы выделяются его сын Тосио (нынешний глава школы), Накано Мичиоми (основатель Сёриндзи-кэн-по), Тэрадзава Кодзан, Мимуродо Хидзамицу, Косэн Ясуока, а также двое французов: Роланд Марото (начавший с 1973 года пропаганду Хакко-рю во Франции) и Тьерри Рьесерр-Надаль (уполномоченный школы Хакко-рю в Европе и основатель Дэнсёкан-будо). Хомбу-додзё школы находится в Омия, одном из пригородов Токио.

Униформа последователей Окуямы состоит из шаровар (хакама) черного цвета и белой куртки (хаори). Интерес японской молодежи к этому «чисто национальному» виду боевого искусства свидетельствует об усиливающемся в стране интересе к японским духовным ценностям и противопоставлении их западным и китайским. Впрочем, в Европе акцент этой школы на старых традициях воспринимается скорее как экзотика.

ХАПКИДО

(Путь соединения энергии)

Корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ён Соль (1904—1987). С детства он изучал «тхэккён», старинное боевое искусство корейцев, наложившее неизгладимый отпечаток на большинство корейских систем. Это выражается в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника. Кроме тхэккёна, Чой Ёнсоль успел познакомиться у себя на родине с «юсуль», корейской «мягкой» техникой бросков, болевых рычагов, точечных ударов пальцами в уязвимые точки.

В 1919 году, в возрасте 15 лет, он приехал в Японию, на северный остров Хоккайдо, и поступил там в ученики к знаменитому мастеру айки-дзюцу Дайто-рю (см. статью),-по имени Такэда Сокаку. Такэда, хотя и являлся потрясающим бойцом, и принадлежал к древнему знатному роду, был беден. Поэтому он зарабатывал на жизнь преподаванием и проведением семинаров. Занятия у мастера Такеда стоили дорого и тренировки были очень тяжёлыми. Но он не имел предрассудков в отношении людей другой национальности, а потому честно учил молодого корейца, хорошо платившего за обучение (Ён Соль был сыном богатого рыбопромышленника).

В Японии Чой Ён Соль оставался до весны 1946 года. Таким образом, он прожил на чужбине около 27 лет, и вернулся на родину уже зрелым человеком. Там он начал преподавать свою систему, представлявшую синтез айки-дзюцу Дайто-рю с традиционными корейскими приемами боя ногами. Такэда Сокаку считал, что удары ногами в реальном бою слишком рискованны и малоэффективны. Ученик не мог перечить своему наставнику, но разве мог кореец забыть сокрушающую мощь неуловимых ног тхэккёна? «Нога выигрывает у руки в силе впятеро, а в длине и в скорости — вдвое; рука же имеет преимущество перед ногой в маневренности, к тому же может хватать», — так говорили корейские мастера. Чой Ёнсоль был уверен в первом (в технике ног), но не забывал и о втором: именно за искусством захвата с последующим броском или болевым замком он приехал к суровому японскому мастеру.

Первые варианты этой системы мастер Чой называл «Юквонсуль», потом «Хосинсуль», еще позже «Бисуль», пока не остановился в 1948 году на окончательном. варианте «Хапкидо». «Хап» — значит соединять, объединять; «Ки» — энергия, или сила; «До» — путь. Все вместе обозначает путь соединенных ударов ногами и захватов руками, путь соединения своей силы с силой противника, путь слияния энергии тела с энергией Вселенной.

Иероглифы, обозначающие эти три слова, те же самые, которые составляют название всемирно известного японского «айкидо». Для непосвященного различие здесь только в произношении, а для последователей дело совсем не в названии. Айкидо — система сугубо оборонительная, имеющая своей целью выведение противника из равновесия с помощью детально разработанной техники перемещений и болевых захватов. Ударов ногами в ней нет, удары руками применяются ограниченно, в основном для дезориентации противника и выведения его из равновесия перед проведением захвата. Морихэй Уэсиба сам говорил, что за те пять лет, которые он провел у мастера Такэда Сокаку, учитель занимался с ним не более ста часов! Уэсиба освоил 15 базовых захватов айки-дзюцу и, совместив их с техникой передвижений из кэн-дзюцу (японского фехтования на мечах), создал оригинальную боевую систему.

Основатель айкидо действительно был выдающимся мастером боевых искусств. Тем не менее, хапкидоины, что Морихей Уэсиба извратил смысл айки-дзюцу. Во-первых, он получил слишком мало знаний от учителя. Во-вторых, он рассматривал изучавшуюся технику с позиций фехтовальщика (кроме меча, он прекрасно владел копьем, алебардой, шестом и дубинкой). Чой Ёнсоль прошел курс обучения в значительно большем объеме, чем Уэсиба, а к изучавшейся технике подходил с позиций рукопашника. Результат очевиден: хапкидо, в отличие от айкидо, включает обширный раздел техники ног как в обороне, так и в атаке; нападение считается здесь лучшим способом защиты; болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав; броски гораздо короче и быстрее, так как в бою с несколькими противниками, умеющими драться, нельзя «застревать» на ком-нибудь одном. Правильному проникновению в оборону противника учит принцип воды (текучести, мягкости, податливости, оборачивающейся огромной силой, напором, разрушением).

В Корее у Чой Ён Соля было, в общей сложности, несколько сотен учеников. Однако лишь немногих он сам считал продолжателями своего дела. Просто изучить базовую технику и варианты ее применения в поединке было для этого недостаточно. Необходимо, считал мастер-основатель, глубоко понять ту философию, которая легла в основу хапкидо. Это традиционная корейская школа «кидо» (путь энергии), позволяющая человеку осознать механизм круговорота энергии «ки» (или «ци»), присутствующей во всем и всем управляющей. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредоточивать ее в себе и направлять в нужное русло...

Философия хапкидо связана с широко известной на Дальнем Востоке символикой восьми триграмм. Считается, что восемь триграмм (по-китайски «ба-гуа») обозначают не только «движение на восемь сторон света», но и (через длинный ассоциативный ряд) все явления и закономерности непрестанно изменяющегося макро- и микрокосмоса.

Проникновение в сущность этой философии позволяет осознать механизм круговорота энергии «ки» (китайское «ци»), той самой космической энергии, которая во всем присутствует и всем управляет. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредочивать ее в себе и направлять в нужное русло. Естественно, такой человек должен обладать определенными качествами, выработке которых способствует неукоснительное соблюдение следующих десяти заповедей хапкидо:

1. Всякий, кто занимается хапкидо, должен помнить, что вся окружающая его природа есть энергия;

2. Он обязан придерживаться руги сосредоточения в своем теле энергии неба и земли;

3. Следуя этим, путем, он должен развивать свои энергетические способности;

4. В бою энергию природы надо использовать по восьми направлениям;

5. Для тех, кто практикует хапкидо, существует только самооборона;

6. Последователь хапкидо в равной мере заботится о благоденствии своей страны и всего человечества;

7. Последователь хапкидо уважает порядок и общественную мораль;

8. Всякий, кто практикует хапкидо, уважает личность другого и скромен в своем поведении;

9. Практикуя хапкидо, стремись наилучшим образом делать все, что тебе приходится делать;

10. Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.

Система обучения в хапкидо построена таким образом, что вся базовая техника дается до первого дана. Тогда же выверяется ее точность. На второй дан сдают ту же самую технику, только уже на время, т.е. значительно быстрее. Третий дан предусматривает работу в нестандартных условиях, сидя, в прыжке от стены, с завязанными глазами и т.д. Наряду с этим идет работа с оружием — палкой, клюкой, мечом, ножом, поясом. После получения третьего дана основную работу составляет психотренинг.

Обучение начинается с резких движений — ударов ногами и руками, а заканчивается тонкой работой пальцами по точкам и нюансами управления энергией. Такая последовательность обусловлена тем, что хапкидо служит для подготовки персонала спецподразделений корейской армии и полиции, где курсанты должны с самых первых занятий получать конкретные боевые навыки. Год ежедневных тренировок по 3—4 часа в день позволяет сдать экзамен на первый дан и одерживать быструю победу в поединках с каратистами уровня третьего-четвертого дана. В хапкидо считается, что бой, длящийся дольше нескольких секунд, превращается в беспорядочный обмен ударами и теряет всякий смысл. С противником не нужно драться, его необходимо бить.

 

Подобно айкидо, хапкидо — не соревновательный вид боевого искусства. Поэтому его демонстрация проводится в виде показательных выступлений. Одно из них очевидец описал следующим образом: «Демонстрация началась с ударов ногами. Они почти такие же, как в тхэквондо, но более мощные. Удары выполняются, как правило, с разворота: и верхние, в голову противника, и нижние, типа сметающей подсечки. В прыжковых ударах обычно бьют двумя ногами, сразу, направляя их и в одну сторону, и в разные. Например, один из выступавших показал такой трюк: в прыжке он сделал поворот вокруг вертикальной оси и в поперечном шпагате сломал сразу две доски, которые держали ребята, сидевшие на плечах у партнеров!

Затем показывали приемы защиты от ударов и захватов. Рисунок этих приемов похож на айкидо, но выполняются они жестче и «разорваннее», без плавных переходов. Эту разорванность подчеркивает манера дыхания — выполнение каждого приема сопровождается серией криков «са».

Противника удерживают после броска и добивают ударом ребра ладони. Достаточно характерным действием является выламывание руки противника при болевом захвате.

Удары ногами здесь тоже использовались, но, в отличие от предыдущей части демонстрации, это были в основном удары в колено или под колено, выполнявшиеся перед началом обхода противника сбоку. В ответ на удары противника ногами следовал захват атакующей конечности и удар в подмышку типа «рука-копье».

Затем последовали более сложные вещи. В частности, схватка одного бойца сразу с двумя противниками. Здесь уже времени.на удержание противника после броска не хватало, но и «чистых» уходов айкидо (когда противник словно проваливается в пустоту) тоже не было. Любая защитная комбинация обязательно завершалась контратакой.

Все это показывали молодые люди, обладатели первого-второго данов. Потом их сменил учитель, человек лет 35, имеющий 6-й дан. Он делал вроде бы то же самое, но его движения гораздо больше напоминали технику айкидо своей мягкостью, плавностью и энергетикой. Мне объяснили, что одни и те же защиты в исполнении мастеров хапкидо и айкидо действительно очень похожи. Различия в технике того и другого направления более заметны на начальных стадиях обучения, так как хапкидо начинает с жесткой техники и лишь много времени спустя приходит к мягкой, тогда как в айкидо жесткость отсутствует изначально.

После выступления учителя началась работа с оружием, точнее, с предметами повседневного быта, используемыми в качестве оружия. Среди них были короткие палочки «танбон», по своим размерам и форме похожие на обычные эстафетные, но изготовленные из твердых пород дерева. На конце каждой такой палочки есть отверстие, в которое продета веревочная петля. Палочку держат петлей вперед и стремятся поймать в нее. кисть противника, а уже потом проводить прием, основанный на подобном захвате. Как тычковое оружие эти палочки не применяются.

Зато для тычковых ударов по нервным центрам и по костям можно эффективно использовать палочки для еды, обычный карандаш, либо авторучку. Способы применения этих предметов в самозащите тоже показывались. В технику хапкидо хорошо вписывается работа с тростью, имеющей на конце закругление вроде крюка (рукоять). Интересно то, что грубые захваты этим крюком отсутствуют. Вместо них довелось увидеть много хитроумных замков, где палка подчеркивала направление движения, а крюк служил для усиления захвата, но не более того. Учитель показал также защиту от ударов ногой сложенным вдвое поясом. Он не только блокировал им удары, но и успевал поймать ногу противника в петлю, образованную сложенным поясом и повергнуть его наземь резким рывком.

Естественно, что демонстрация сопровождалась определенными ритуалами. Среди них были обязательные поклоны корейскому флагу и портрету Чхве Ён Соля, клич «хапки!» перед началом каждой схватки и после нее, картинная стойка, которую принимал после проведения приема тот, кто «победил» условного противника»..

 

Приверженцы хапкидо считают свое направление идеальным, гармонично сочетающим жесткое и мягкое, внешнюю работу с внутренней. Хочу обратить на это особое внимание, ибо весьма распространено мнение, что хапкидо — всего лишь корейский вариант Дайто-рю айки-дзюцу.

Тогда как на самом деле Чхве Ёнсоль попытался создать универсальное общекорейское боевое искусство. И если тхэквондос, окончательно сформировавшееся на несколько лет позже, стало распространяться вширь (при активной поддержке государства), то хапкидо на корейской земле пошло вглубь.

Как и во многих других видах боевых искусств, единой организационной структуры хапкидо не существует. Только в Южной Корее их 4: Международная федерация (ее возглавляет Мён Джэнам), Всекорейская ассоциация (во главе с Хван Доккю), Ассоциация хапкидо при движении «Новая деревня», а также «Общество пути и энергии» (Кидохве).

Хапкидоинов разных стран объединяют 2 основные организации. Это уже названная «Международная федерация хапкидо», которую возглавляет Мён Джэнам, а штаб-квартира находится в Республике Корея, и «Всемирная федерация хапкидо», во главе с Мён Гвансиком и центром в США. Градация по степеням владения техникой в них едина: это белый пояс (новичок), синий (идущий вперед), красный (продвинувшийся по пути), черный. Обладателям черного пояса присваивается степень «дан», причем начиная с 5-го дана, она носит почетный характер и не связана с техническими достижениями.

В последние годы появились и другие международные либо региональные организации Хапкидо.

ХВАРАНДО

(Путь цветущей молодости).

Традиционное корейское боевое искусство и система воспитания, открытое широкой публике в 1960 году братьями Ли.

Истоки хварандо следует искать в VI веке н.э., когда на Корейском полуострове существовали три государства — Когурё, Пэкчё и Силла. В 540 году королем Силла стал Чин Хун. Он поставил своей целью всемерное укрепление государства и объединение вокруг него двух других. Понятно', что для достижения этой цели требовалась военная мощь. Между-тем, государство Силла было самым маленьким из трех королевств: На 37-м году своего правления король пришел к идее о том, что недостающее количество солдат можно возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии.

Он призвал к себе буддийского монаха Вонгва-на Бопса и поручил ему сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов. Этот отряд получил название «Хваран» (цветущая молодежь), так как его составили 500 юношей 14—15 лет, взятые из лучших дворянских семей. С утра до вечера юноши тренировались в военном деле, практиковали медитации, а также распевали песни (наделенные, как тогда считалось, «магической силой»), декламировали стихи, предавались воинским пляскам, изучали историю своей страны и буддийское вероучение. Воспитание << цветущей молодежи» осуществлялось в соответствии с «Пятью заповедями» (сесок о ге), сформулированными их верховным наставником Во-нгваном:

Иль са кун е чун — Верность государю;

Е са чинь е хё — Почтительность к родителям;

Сам кёуе синь — Искренность с друзьями;

— Са им жун му тхэ — Храбрость перед врагом;

— О саль сан у так — Разборчивость при убийстве.

Суровый ежедневный тренинг и продуманное моральное воспитание сделали из хваранов лучших воинов своего времени. Отныне во всех битвах именно они решали исход сражений в пользу армии Силлы, нанося решающий удар. Постепенно численность корпуса хваранов увеличилась до 5 тысяч человек. Эта военно-религиозная организация сыграла главную роль в процессе объединения трех королевств вокруг Силлы, завершившемся в 668 году созданием государства Тонхиль Силла (Объединенная Силла). Королевство просуществовало до 976 года, когда на смену ему пришло государство Корё. Там хвараны по-прежнему были на первом плане, ив армии, и в аппарате государственного управления.

Но в 1392 году власть перешла в руки полководца Сун Гё И, основавшего новую династию Ли. Отныне внутреннюю и внешнюю политику страны стали определять не буддисты, а конфуци-анцы. Буддийское духовенство подверглось гонениям, корпус хваранов был распущен. Обучение по их программе повсеместно запретили, самим хваранам предложили уйти со всех занимаемых ими должностей. Так завершилась 750-летняя блестящая история хваранов, этих рыцарей без страха и упрека. Часть их покинула родину, эмигрировав в Японию или в Китай. Другие переселились в отдаленные провинции, в самые глухие горные Деревушки. Третьи укрылись в провинциальных буддийских монастырях.

Однако традиция воинского воспитания хваранов не прервалась. Она передавалась от учителей немногочисленным, тщательно подобранным, многократно проверенным ученикам. К старости те находили преемников себе и, таким образом, искусство хваранов дожило до наших дней. В 1940 году 57-й великий мастер Хваран-до, буддийский монах Суам Доса взял к себе на воспитание двух мальчиков, братьев Джу Бан Ли и Джу Сан Ли. После 20 лет тренинга в монастырях Со Гванса и Ян Миам, он поручил им открыть первую общедоступную школу Хварандо в Сеуле. В 1968 году мастер Джу Бан Ли был удостоен «Ордена Льва» — высшей награды, вручаемой в Южной Корее за достижения в области культуры. А в следующем году мастер Суам Доса официально провозгласил Джу Бан Ли своим преемником, 58-м великим мастером Хварандо, считая от самого первого — монаха Вонгвана Бопса.

В 70-ые годы хварандо вышло за пределы Корей. Братья Ли осуществили множество показательных выступлений в разных штатах Америки, благодаря чему это искусство приобрело немалую популярность в США. Туда же они перевели из Кореи штаб-квартиру своей организации. Существует теперь и Европейский союз хварандо, который возглавляет немец Клаус Вахсманн. В этот союз входят ФРГ, Дания и Польша.

В современном хварандо существуют два раздела обучения — Му суль (искусство боя) и Ин суль (искусство врачевания). В свою очередь, первый раздел имеет четыре группы технических приемов:

Вэ гон, или удары руками и ногами, блоки, захваты, броски, болевые рычаги и выкручивания, удушения, нажимы на болевые точки. Иными словами, это рукопашный бой;

Муе гон, или техника работы со 108 видами традиционного корейского оружия, сгруппированного в 20 основных категорий. Наиболее популярные среди них, это шест, нож и меч;

Нэ гон, или приемы накопления внутренней энергии и управления ею через дыхательно-медитативные упражнения;

Син гон, или работа с сознанием. Сюда входят техника гипноза, вхождения в транс, прикладная психодиагностика, а также искусство маскировки и скрытного проникновения (ун сим боп), восходящее к «сульса» — тайным лазутчикам, элите древних хваранов.

Раздел Ин суль включает в себя траволечение, костоправство, акупунктуру (иглоукалывание) и акупрессуру (лечебный точечный массаж).

Не менее важным считается, наряду с указанными разделами, изучение корейской истории, обычаев, литературы, философии, поскольку для лучшего понимания любой традиционной системы того или иного народа требуется знание условий ее возникновения и развития.

В полном соответствии с принципами хваран-до, братья Ли открыли в США школу для детей корейского происхождения, где они находятся на полном пансионе, совмещая учебу по американским учебным программам с занятиями хваран-до в рамках указанных здесь разделов, а также с изучением корейского языка и корейской культуры.

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло им боль. Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шел за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нем! В боевых ситуациях применяли тонкие шелковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используют плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнера от омертвления конечностей.

Еще одна область ходзё-дзюцу — использование веревки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против как вооруженного, так и безоружного противника.

 

ЦИГУН БОЕВОЙ

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений — тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» — нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу».

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна — накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружаю- -щей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4—5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

«Железная бочка»,

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18—24 дня.

"Удары по бочке"

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап — удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все — проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

ЦИНЬ-НА

 

Цинь-На (что означает «схватить», или «поймать») — это одно из направлений в китайском ушу. Техника данного, направления основана на схватывании конечностей соперника для осуществления болевого контроля над его действиями.

Традиционное ушу было искусством, предназначенным для реального боя. Но в современный период оно претерпело ряд изменений, в результате которых большинство его разновидностей стали лечебно-оздоровительными или спортивно-состязательными. И лишь немногие из них сохранили свой прикладной характер. К числу последних несомненно относится цинь-на.

Хотя «искусство захвата» проявляется в технике, все же мастерство в нем достигается «изнутри». Речь идет об умении использовать «ци», «внутреннюю энергию». Без такого использования многие приемы цинь-на окажутся неэффективными. Техника без употребления «ци» является «пустой». Поэтому цинь-на неразрывно связано с цигуном, а также с практикой тайцзи-цюань. В -принципе, все три указанных направления совпадают. Они разделяются условно, для упорядочивания тренировочного процесса. Итак, цинь-на, цигун, тайцзи-цюань — это три аспекта «внутреннего» ушу, разные стороны единого процесса его освоения и применения.

Основные принципы цинь-на:

1. «Быть зорким, как орел». Для проведения захватов необходимо замечать любые намерения соперника, предугадывать его движения, своевременно реагировать на них. Поэтому надо «держать глаза и уши открытыми»;

2. «Руки, как летящая стрела». Это образное сравнение подразумевает скорость движения рук при осуществлении захвата. «Стрела должна попасть в цель одновременно со звоном спущенной тетивы», только тогда соперник не сможет остановить такое движение или избежать его;

3. «Устойчивый шаг, как у крадущегося тигра». Искусство захвата требует от занимающегося умения устоять под воздействием соперника и общей устойчивости во всех позициях и перемещениях;

4. «Талия гибкая, как у акробата». В дополнение к зоркости глаз, скорости рук, твердому шагу, требуется «выражение» всех движений через талию. Имеется в виду то, что захваты вовлекают в движение все тело. Они связаны с наступлением и отступлением, поворотами и скручиванием, припа-данием и наклоном, падениями и прогибами. Без гибкости, подвижности и координированности в работе тела здесь не обойтись;

5. «Концентрация силы через дыхание». Контроль дыхания обеспечивает концентрацию собственной силы. Только тогда, когда внутренняя энергия «подается» в руку, можно сказать, что она готова для принятия действий соперника. Внутреннюю энергию можно по желанию концентрировать или рассеивать в различных частях тела. Тот, кто не постигнет данного метода, никогда не поймет суть цинь-на;

6. «Сила внезапна, как молния». До применения захвата боец осторожно прощупывает слабые места соперника. Как только такие места определены, он атакует, подобно вспышке молнии. Он должен развивать атаку с нарастающей силой и напором, чтобы соперник не смог увернуться, избежать захвата;

7. «Знание и опыт повышают мастерство». Боец должен знать 36 важнейших приемов цинь-на и 7 методов их применения, а также научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией поединка;

8. «Присутствие духа — ключ к победе». Присутствие духа в трудных ситуациях важнее всего другого. Сильный духом может обратить в бегство даже того, кто сильнее его физически и превосходит техникой, ибо ему не хватает напора, устойчивости и правильного выбора техники и тактики.

Наиболее известный на Западе мастер цинь-на, это Ян Чжи Мин, китаец с Тайваня, который уже 22 года живет в США.

 

 

ЧОЙ-ЛИ-ФУТ

Это одна из наиболее известных школ китайского ушу. В самом Китае она называется Цай-ли-фо, но за пределами КНР получил распространение не пекинский, а кантонский вариант названия школы.

Обучение цайлифоцюань в полном объеме занимает 8—10 лет, однако для овладения базовыми навыками и принципами требуется значительно меньше времени — около 2—3 лет. Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым «тайным оружием», комплексы воздействия на болевые точки и т.д. Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения. На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифоцюань. Второй («средний») этап составляют значительно более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них связаны с принципами древней китайской натурфилософии и по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой «Книги перемен» — «И-цзин». Третий этап обычно называют «высшим» или «тайным», так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы или членов семьи мастера. На этом этапе помимо комплексов (большинство из них — «звериные» комплексы) изучают принципы психологического воздействия на противника, работу с небольшими подручными предметами, например, палочками для еды или короткой веревкой, принципы диетологии, иглотерапии и т.д.

Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам — комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т.д. Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние — ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д.

Цайлифоцюань традиционно связан с образами двух животных — могучего быстрого барса и гибкой змеи. Барс символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея — податливое, темное, мягкое начало инь. Таким образом на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится цайлифоцюань.

Цайлифоцюань в противоположность большинству южных стилей в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что резко выделяет его из всей плеяды южных стилей.

Перечислим некоторые основные комплексы цайлифоцюань. Комплексы начального уровня: цзомашэн («Переходы в позициях»), сымэньцяо («Мосты четырех врат»), сяомэйхуа («Малый комплекс цветка сливы»), цзехуцюань («Кулак стремительного тигра»), сяо бяньхуцюань («Малый комплекс барса и змеи»). Комплексы среднего уровня: пинцюань («Кулак спокойствия»), коу-да («Разбивающие удары»), багуасинь («Сердце восьми триграмм»), мэйхуа багуа («Восемь триграмм цветка сливы»). Комплексы высшего уровня включают много имитационных таолу: хуцю-ань («Кулак тигра»), шэцюань («Кулак змеи»), шицюань («Кулак льва»), усин («Пять форм животных»), шисин («Десять форм животных»), цзуй басянь («Восемь пьяных небожителей»), датин багуа («Достигать чертога восьми триграмм»), фочжан («Ладонь Будды») и другие.

Обучение в ряде школ ушу, в том числе в цайлифоцюань, отличается от того, к которому привыкли западные последователи боевых искусств, когда изучают сначала стойки, потом отдельно удары руками и ногами, затем из них составляют короткие связки, потом комплексы. В цайлифо обучение происходит иначе. На основе двух-трех основных комплексов разбирается не только весь базовый арсенал техники, но и 'методы дыхания, психоконцентрации, работы взгляда и т.д. Поэтому относительно несложные комплексы в двадцать-тридцать движений изучают в течение двух-трех лет. Каждому уровню обучения соответствуют свои базовые комплексы, функциональные для выработки определенных навыков. Так, для начального этапа обучения базовыми считаются комплексы цзомашэн (комплекс базовых позиций и передвижений) и сымэньцяо («Мосты четырех врат» — базовые удары руками), для среднего уровня — коуда («Разбивающие удары» — базовая комбинаторика), для высшего уровня — комплексы тигра и журавля.

Создателем стиля традиция называет Чэнь Хэ-на (1805-?), выходца из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники, Чэнь начал заниматься ушу у своего отца Чэнь Юаньху по стилю фоцзяцюань — «Стиль буддийской школы». Этот стиль когда-то был распространен среди народных буддийских сект, в основном относившихся к «тайной традиции». Ко времени Чэнь Хэна фоцзяцюань замкнулся в нескольких кланах и был практически недоступен пришлым людям. Большинство последователей считало его «внутренним» стилем, так как немалый упор в обучении фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, направленными на регуляцию энергии «ци» в организме. Здесь же Чэнь Хэн изучил принцип короткого резкого удара с подскоком — «пронзающего удара», который потом вошел важнейшей составной частью в цайлифоцюань. Был еще один необычный для южных стилей элемент в фоцзяцюань — он включал много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые стили из той же провинции Гуандун, например, хунцзяцюань, лицзяцюань, практически вообще не имели в своем арсенале прыжков.

Чэнь Хэн так увлекся изучением ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и почти полное разорение семьи заставили его уйти из родной деревни в поисках заработка. Он перепробовал массу профессий — был носильщиком, охранником караванов с товарами, даже держал собственную мелкую лавчонку. Торговля у него не пошла, зато ему удалось объехать почти всю провинцию Гуандун, которая славилась своими мастерами, большинство из которых руководило деревенскими отделениями тайных обществ.

Именно в этих местах действовали знаменитая Триада — «Общество Неба и Земли (Тяньдихуэй) и тайная буддийская секта «Путь девяти дворцов», практиковавшая эффективные методы медитации, а также многие другие. Вопреки распространенному представлению, подавляющее большинство тайных обществ отнюдь не ставило своей главной целью борьбу с манчжурами. В основном, в недрах этих организаций передавалось мистическое духовное учение через особые виды ритуальной практики, частью которой были боевые искусства. Единой Триады как цельного общества никогда не существовало, она была рассыпана по сотням, а то и тысячам деревенских кланов, семей, шаек бродячих бойцов-бандитов (туфэев). Именно благодаря узости и закрытости семейной традиции проникнуть в эти ячейки оказывалось чрезвычайно трудно. Чэнь Хэн неоднократно терпел жестокое разочарование в своих поисках, получая отказ у известных мастеров.

Наконец, судьба свела его с Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля лицзяцюань ("Стиль семьи Ли"), монаха Ли Янь-кая. Алмазный Ли первоначально с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем ему — уже неплохому знатоку ушу — вновь поступать в обучение. Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли.

Именно из лицзяцюань пришли в стиль цайли-фо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями. В лицзяцюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс. В этом стиле распространена поговорка, что «один удар ладонью побивает три удара кулаком».

Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синьхуэй, монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался цайцзяцюань — «стиль семьи Цай». Цайцзяцюань отличается длинными ударами предплечий и низкими, растянутыми стойками, в этом похож на лицзяцюань. В момент удара предплечьем рука почти полностью распрямлялась в локте и предплечье било наотмашь, сметая противника, словно дубина, что и называлось «длинное предплечье». Вместе с тем, в соседнем уезде Чжуншань школа цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать и короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняли за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что вело к ее перелому. Атака, помимо предплечий, часто выполнялась «глазом феникса» — выставленной вперед второй фалангой указательного пальца.

Таким образом Чэнь Хэн овладел тремя стилями — фоцзяцюань, лицзяцюань и цайцзяцюань, причем по всем трем он считался преемником школы. Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте высочайшим императорским указом он был назначен на должность старшего инструктора местных императорских войск по ушу, должность по тем временам весьма почетную.

В процессе преподавания Чэнь Хэн значительно переработал стили, которые постиг. Его детище, названное цайлифоцюань («чой ли фут» на кантонском диалекте) в память о трех школах в которых он обучался, стало не простым механическим объединением многочисленных приемов, но цельным, самостоятельным стилем, который значительно превосходил по своей эффективности всех своих предшественников.

ЧУБУ-СЁРИН-РЮ

(Школа в середине соснового леса)

Стиль окинавского каратэ, созданный в 1947 году мастером Симабукуро Дзэнрё (1904—1969). Ранее он в течение 16 лет был учеником Кяна Чотоку (1870—1945). После смерти учителя Си-мабукуру решил, что может пойти дальше своим путем.

Ныне школу возглавляет его сын Дзэнпо. Ее техника представлена в 15 ката: 5 ката Пинан, 3 ката Найханчи, а также Ананку, Ванею, Годзюси-хо, Кусанку, Пассай, Сэйсан, Чинто.

Из-за того, что первое додзё основателя называлось «Сэйбукан», стиль Чубу-Сёрин-рю иногда называют Сэйбукан-рю (Школа Священного Воинского Храма).

ЧХАРЁК

Чхарек — самое интересное и таинственное из корейских боевых искусств, ныне почти утраченное. Его создателями считаются горные отшельники «сонин». Те же самые иероглифы по-китайски читаются «чжэньчжэнь», а по-японски «ямабуси», и означают «совершенный человек». В основе системы духовного и физического самосовершенствования этих отшельников лежала концепция единства человека и природы. Стремясь реализовать такое единство, отшельник удалялся в горы, где все его существование подчинялось естественным природным ритмам и законам. Отшельник спал летом на траве, а зимой на снегу, жилищем ему служил плетеный шалаш, защищавший лишь от дождя и снегопада, одеждой — шкуры диких животных. Суровые условия жизни сочетались с интенсивной йогической практикой, включавшей, например, медитацию под ледяными струями водопада.

Питался отшельник дикими ягодами, плодами, кореньями, травами, а также настоями из сосновой хвои и коры некоторых видов деревьев. Видное место в его рационе занимали древесные грибы (славящиеся своими лечебными свойствами) и вытяжки женьшеня. После ряда лет жизни в подобных условиях тело человека становилось нечувствительным к зною и холоду, он мог подолгу обходиться без пищи и сна. Его руки и ноги наливались мощной силой и не знали усталости, чувства обострялись настолько, что зрением, слухом и обонянием он мог соперничать со многими дикими животными. Но хотя такой человек обретал звериную чувствительность и интуицию, его дух оставался спокоен. Более того, отшельник обретал способности к целительству, ясновидению и гипнозу. Глубинное постижение природы («слияние») давало ему возможность черпать энергию из неиссякаемого источника, и использовать ее по своему усмотрению, в том числе для самозащиты от хищников на четырех и на двух ногах...

Более десяти лет назад появилась книга «Рукопашный бой по системе чхарёк» (издание 1985 г.) Ее автор — современный хранитель традиции, мастер Ёк Бальсан (или Пальсан). Это имя, вернее иероглифы, его составляющие, можно перевести как «Сила, сдвигающая горы».

Многочисленные фотографии в книге иллюстрируют необычайные его способности. Вот Ёк Бальсан, стоя в стойке всадника, удерживает в зубах толстый канат, который тянут в разные стороны два газующих мотоцикла; вот он ребром ладони перебивает деревянный брусок, концы которого лежат на вершинах пирамид из бокалов тончайшего стекла; вот он высвобождает свои руки, туго связанные несколькими витками веревки; вот ловит руками металлические стрелы, пущенные в него с расстояния всего десять метров; вот он, стоя на коленях, руками удерживает два автомобиля, пытающихся наехать на него с двух разных сторон; вот он принимает удары в солнечное сплетение, наносимые толстой дубиной во всю силу; вот он лежит под несколькими бетонными плитами, которые в это время раскалывает здоровенный чугунный молот, заостренный снизу, бросаемый сверху при помощи крана.

Мастеру сейчас семьдесят четыре года, но на вид ему можно дать не больше 50 лет. Он родился в 1922 году в провинции Чхунчхон, в самом центре Южной Кореи. Университет закончил в 1945 году, еще при японцах, и уже на следующий год удалился в горы, желая постичь чхарёк. Кто были его наставники в этом древнем искусстве, Ёк. Бальсан не сообщает. Лишь в одном месте он упоминает о встрече в 1950 году с мастером Юном, известным достижениями в разбивании твердых предметов. Передавать свои знания ученикам Ёк Бальсан начал с 1959 года, когда открыл собственный зал для занятий в городе Тэджон, административном центре провинции Чхунчхон. Несколько раз он устраивал публичные демонстрации своих способностей. Так, в 1965 году протащил за трос, который держал в зубах, десятитонный грузовик. В 1968 году голыми руками убил быка. В 1969 году перед телевизионными камерами принимал на себя, не моргнув глазом, мощнейшие удары профессиональных боксеров. В 1972 году, выступая перед американскими телезрителями, впервые познакомил широкую публику с некоторыми методами психофизического тренинга по системе чхарёк. В том же году побывал в Таиланде, где провел ряд поединков с мастерами муай-тай и во всех одержал победу...

Слово «чхарёк» нередко переводят как «заимствование силы», однако сам Ёк Бальсан считает, что это неверно. Правильнее использовать другое значение иероглифа «чха» — помогать, поддерживать, приходить на помощь. Заимствование означает взятие взаймы чужого при отсутствии своего, тогда как чхарёк направлен на развитие способностей самого человека, а энергия, которую он черпает извне, лишь помогает ему в этом. Так что слово «чхарёк» лучше переводить как «поддерживающая» или «помогающая сила». Ведь обычный человек может использовать, в лучшем случае, не более 50% своих сил л способностей, но чаще всего и того меньше. Занятия чхарёк пробуждают в нем то, что спрятано где-то глубоко внутри и практически не дает о себе знать. Но, тем не менее, та мощь, которую развивает в человеке практика чхарёк, не приходит откуда-то извне. Она прорастает изнутри...

Сила, которая рождается в человеке, это, в первую очередь, сила духа. Ёк Бальсан пытается в своей книге объяснить принципы ее действия на телесном уровне. Для этого он рисует энергетическую картину человеческого существования. Причем Ёк Бальсан не прибегает к привычным для восточной натурфилософии терминам «ки» (или «ци»), «даньтянь», «цзинло» и им подобным. Скорее, он использует понятия, близкие современной науке.

Итак, человек существует на свете благодаря той энергии, которую получает из окружающего мира. Обычно считается, что она поступает в организм вместе с воздухом, водой и пищей. Однако с позиций чхарёк это еще не вся энергия. Ведь если человека, скажем, прекрасно кормить, но при этом полностью лишить сна, то физическое истощение наступит у него быстрее, чем при голодании в сочетании с достаточным сном. Следовательно, делает вывод Ёк Бальсан, человеческий организм работает на энергии двух видов, у каждого из которых свои каналы распространения. Во-первых, это биохимическая энергия, содержащаяся в пище, воде и воздухе и поступающая в клетки организма через систему сосудов с кровью. Во-вторых, это психическая энергия, распространяющаяся в организме через центральную и периферическую нервную систему.

Во сне, во время медитации ив ряде других случаев в нервной системе происходит процесс, напоминающий зарядку аккумуляторов. Благодаря ему, в человеческом мозгу образуется некоторое количество субстрата, который Ёк Бальсан называет придуманным им термином «чонсо». Чонсо нельзя увидеть, но можно ощутить по внешним проявлениям, таким, как передача сигналов по цепям нейронов, функционирование памяти, воли, органов чувств, психики в целом. Количество энергии внешнего мира, протекающей через мозг в единицу времени, примерно одинаково для всех людей, но способность каждого отдельного человека аккумулировать ее, превращать в чонсо, зависит от его собственных усилий. Человек должен учиться тому, как повысить эту аккумуляторную способность, чтобы чонсо становилось все больше и больше.

Но за счет чего происходит образование и накопление в мозгу, в центральной нервной системе психической энергии «чонсо»? По мнению Ёк Бальсана, Вселенная состоит из мельчайших частиц, называемых им «часоджа». Каждая из них во столько раз меньше нейтрино, во сколько раз нейтрино меньше атомного ядра. Непрерывное взаимодействие этих частиц между собой по неведомым нам законам внешне воспринимается как превращение одних химических элементов и видов энергии в другие. Человеческий мозг в этом смысле подобен электростанции. Ведь в электрогенераторах один вид энергии (например, механической энергии воды или ветра) преобразуется в другой вид, в электрическую энергию. Так и в человеческом организме часоджа превращается в чонсо. Этот процесс осуществляется в клетках адаптации, расположенных в среднем мозге.

Тренинг по системе чхарёк направлен на то, чтобы человек мог все большее количество протекающей сквозь него энергии часоджа превращать в чонсо, все в большем объеме хранить чонсо в своих нервных клетках (нейронах) и все более рационально использовать в различных целях. В свою очередь, это существенно расширяет возможности тела, так как резко возрастает скорость передачи сигналов по нервам (цепям нейронов), а мозг значительно эффективнее управляет любыми участками организма. Мышцы при этом не увеличиваются в объеме, но становятся более «качественными». Характерен пример оного из многочисленных учеников Ёк Бальсана. Он приступил к тренировкам в возрасте 50 лет. За один год занятий его вес снизился с 82 кг до 66 кг, артериальное давление со 180/120 до 140/80. Содержание сахара в моче сократилось до нормы. Этот человек стал легко пробегать дистанцию в 10 км, проплывать в бассейне 200 метров без остановки, тогда как раньше он вообще не мог ни бегать, ни плавать больше двух-трех минут подряд. В свои 50 лет он стал выглядеть не старше тридцати!

Ёк Бальсан указывает, что психофизический тренинг по системе чхарёк предусматривает достижение трех уровней знаний и умений, называемых — соответственно — «Земля», «Воздух» и «Небо». В свою очередь, каждый из этих уровней включает десять этапов, или «шагов» совершенствования. Первый уровень — это овладение искусством рукопашного боя.

Боевое искусство чхарёк начисто лишено каких-то жестких схем, строгих указаний насчет того, как следует двигаться, защищаться, атаковать в каждом конкретном случае. Нет в нем и формальных упражнений («пхумсэ» по-корейски, «ката» по-японски). Нет даже подражания какому-то определенному зверю. Моделируется, если можно так выразиться, «зверь вообще», некое универсальное животное. А кто больше всех подходит под данное определение? Разумеется, человек! Именно он на протяжении 15 или 16 миллионов лет своего существования в облике обезьяночеловека голыми руками, либо с помощью самого примитивного оружия (палка, острый камень, гибкая лиана) сражался с тиграми и львами, быками и кабанами, барсами и волками, не говоря уже о себе подобных. И в генетической памяти человека хранится весь этот-грандиозный боевой опыт бесчисленных поколений предков. Психофизический тренинг чхарёк пробуждает эту память, которая начинает прямо влиять на поведение человека в бою...

К сожалению, в чем суть такого тренинга, по книге Ёк Бальсана понять нельзя. Наличествует большое количество дыхательных упражнений, выполняемых в положениях стоя, сидя, лежа и даже в стойке вверх ногами. Есть упражнения по методу «железной рубахи», развивающие способность выдерживать без последствий сильные удары по обнаженному телу и давление тяжелых грузов. Довольно много внимания уделено работе с оружием, преимущественно с шестом и дубинкой, т.е. с длинной и короткой палкой. Техника боя голыми руками и ногами, описываемая в книге, достаточно своеобразна, но особой оригинальностью не отличается. Каждый из ее компонентов, взятый по отдельности, имеет свои аналоги в других корейских или китайских системах. То же самое можно сказать насчет всех других упражнений. Видимо, это связано с тем, что систему чхарёк принципиально невозможно постигать по книгам. Обучение ей непременно требует реализации живой связи «учитель — ученик». Впрочем, в упоминаемом сочинении Ёк Бальсана кратко характеризуются лишь три первых «шага» уровня «Земля». Что включают в себя семь остальных шагов, а тем более уровни «Воздух» и «Небо», остается только предполагать...

 

ШАОЛИНЬ-ЦЮАНЬ

Полное название этой самой знаменитой в мире школы боевых искусств таково: Ша-олинь-сы цюань-шу, что означает «Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса».

Известная всем легенда гласит, что в 520 году в Китай пришел 28-й патриарх буддизма, индийский миссионер Бодхидхарма, которого китайцы стали называть Путидамо или просто Дамо. Он считал, что буддизм в Поднебесной извращается и пора принести сюда истинный свет учения. Однако миссионер не был понят императором и отправился бродить по Китаю в поисках приверженцев. Так он попал в провинцию Хэнань, где на горе Суншань стоял Шаолиньсы — Монастырь молодого леса. Но и монахи не восприняли проповедь — в ней говорилось, что истина постигается вне слов и письменных знаков, она изначально существует в душе человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных