Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.




Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

И снова слова о том, чтобы не выставлять свои дела напоказ, ибо делающий так, ублажает свою гордость, занимаясь самолюбованием, таким образом, труд его остается бесплодным. Именно поэтому подвижники, ныне прославляемые нами в лике святых, скрывали свои подвиги, хоть Господь сам открывал их дела миру, дабы мы имели назидание и добрый пример, вразумляющий лучше всякой проповеди. И еще Господь призывает оставить гнев и злобу, эти удобнейшие орудия склонения человека к греху, хоть этим грехам мы предаемся постоянно (но от этого грех не перестает быть грехом). Бог прощает нас, а потому логчино, если Он требует и от нас прощать ближних наших, если мы хотим наследовать Царство Его. Подражая же Богу, мы приближаемся к Нему по состоянию своему, строя Царство Небесное в себе. Но это невозможно, если цель достижения этого Царства не становится главной. Если же она стала главной, то мы воистину собираем сокровище не на земле, а на небе, ибо все прочее тогда бы становилось лишь средством к достижению главной цели. В противном случае, наш труд остается бесплоден, ибо общение с Богом становится лишь средством достижения земных целей и тогда Бог может быть отодвинут на второй план. Но это – путь к погибели, а против этого нас с вами

Господь и предостерегает.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… В отличие от служб в прочие дни года, начиная с этого воскресного дня, освящается Агнец не только для причащения верующих на этой литургии, но и еще два – для литургии Преждеосвященных Даров, которые будут совершены в среду и пятницу (ведь полная литургия в будние дни поста не совершаются, за исключением праздника Благовещения, исключение не делается даже для престольных праздников). После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..».

На сей раз не был опущен непременный атрибут архиерейской литургии – диакон с поднятым орарем выходит на амвон, возглашая «И всех и вся…» и возглас повторяет хор, после чего правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Диакон, обращаясь к народу, призывает молиться, сначала о правящем архиерее «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему», при этом он входит в алтарь и указывает орарем на престол, на уже освященные Дары. Возвращаясь на амвон, он призывает верующих к молитве и обо всех верных чадах Божиих, от священноначалия и священства до своих ближних и обо всех «иже и кийждо в помышлении имать и о всех и за вся». Произнеся во весь голос последние слова, он входит в алтарь, а хор повторяет эти слова. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) хоры поют избранные песнопения.

На сей раз причастнико было довольно много, так что оба служащих священника причащали их долго. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После произнесения отпуста Владыка под пение многолетия входит в алтарь и разоблачается и выходит на

амвон уже в рясе и мантии и клобуке.

Владыка поздравил всех с воскресным днем и кануном Великого поста, к которому мы готовились в течение всех этих дне. Ныне на Апостольском чтении читались строки, в которых звучало: «оставьте дела темные и облекитесь в оружие света». «Дела темные» - значит грех, к которому человек пристрастился, облечься же в свет, значит, обратиться к Богу, который есть ИСТИННЫЙ СВЕТ, чтобы же этот свет воссиял в человеке, он должен искоренить в себе тьму. Средства же для этого есть покаяние и еще пост, в который мы вступаем ныне. Чтобы он принес нам пользу, нужно желание, усердие, подобное тому, какое проявил Закхей, начальник таможни (здесь позволю себе корректировку, ведь Владыка назвал его «главой налоговой службы города») в Иерихорне, куда пришел Господь. Благодать уже начала менять его и он, начиная свое обращение к Богу (от которого отступал, предаваясь страсти сребролюбия), пожелал хотя бы видеть Христа. Забежав вперед, он влез на дерево, не боясь возможных насмешек. Господь же, видя расположение его души, пожелал прийти к нему домой. Это вызвало ропот иудеев, в глазах которых этот человек был предателем Родины (поскольку служил римским захватчиком) и веры (поскольку служил язычекому Риму), а потому с ним скверным было даже разговаривать, не то что есть. Но Господь пришел не к здоровым, но к больным. Он видит расположение Закхея, но желает, чтобы обращение этого мытаря было полным, а потому приходит к нему. И Закхей, вне себя от восторга, желает воздать всем, кого он обидел, находясь на своем посту, а таких было много, поскольку он весьма обогатился от своей должности. Он вкусил близость к Богу и грех ему стал нетерпим. Также мы можем вспомнить Евангельские чтения уже периода, собственно подготовки к посту. Первое воскресенье этого периодоа именовалась Неделей о мытаре и фарисее, когда нам читается притча о двух людях – фарисее, членов группы особых ревнителей Закона Моисеева, исполнявших его во всех мелочах и мытаре, римском чиновнике, избранном из местного населения, презираемом всеми, но весьма обогатившемся от своей должности. Фарисей стоит во дворе храма (ведь в сам храм входили только священники) не молясь, а скорей, хвалясь пред Богом. Он говорит о том, как он постится, о том, как он дает десятину и прочее, притом радуясь тому, что он «не таков, как прочие люди, хищники, неправедные, прелюбодеи или не как сей мытарь». Он возвышает себя над окружающими. Говоря о своих подвигах, он, несомненно, говорит правду, но эта похвальба идет от гордого ума. Внешние дела имеют подоплекой не служение Богу, но служение своей страсти гордости и этот змей гордости, став на середину внутреннего храма души, уничтожает все плоды его подвигов. Вместо награды этот мнимый праведник получает осуждение, так как уже не видит своих грехов, не видит нужду в дальнейшей работе над собой – он доволен собой и считает, что достиг того, что нужно, а значит и Бог ему как бы не нужен (точнее, нужен, как Тот, кто, по его мысли, должен ему положенную награду). Мытарь же знает, что он грешник, что с ним иудею скверно даже общаться, так как он имеет репутацию отступника. Поэтому он стоит у самого входа вопит лишь: «Боже, милостив буди мне грешнику». Эта молитва мытаря особо взята нами на вооружение и в великий пост будет читаться сугубо, будучи удобной краткой молитвой. Потому мытарь, этот грешник, оказывается более оправдан, чем подвижник, ревнитель Закона. Разумеется, его оправдание только начинается, он только встал на путь покаяния и ему еще предстоят многие труды. Но начало положено и нам явлен пример смирение и дан дурной пример, коорому не надо следовать. Что есть доброго, что человек завоевал сам себе? От иных можно слышать: «я сделал себя сам». Но это заблуждение. Человек мог приложить много усилий для достижения своих целей, но условия для успеха создал Бог, заботящийся о нем. Поэтому «если ты получил, то что хвалишься, как будто не получил»? Условия для успеха создал Бог, ожидающий обращения человека, но стоит Ему отнять благодать, как он может пасть еще больше, чем тот человек, которого он осуждал…. Потому да не судим ближних наших. Также нам давался пример притчи о блудном сыне – о молодом человеке, который еще при живом отце потребовал свою долю в наследства, что для патриархального общества было неслыханным оскорблением. Но ладно если бы этот человек употребил это вдело. Нет, он, уйдя в далекую страну, промотал все, полученное от отца, оставшись ни с чем. А потом в этой стране начался голод и чтобы не умереть, он нанимается пасти свиней (что для иудеев означало образ ужасного падения, ведь иудей не просто не может есть свинину, ему зпрещено даже прикасаться к свинье) и желает поесть хотя бы рожков – стручков рожкового дерева, которыми кормили свиней, но и их ему не давали. И тут он вспоминает об отеческом доме, о том, что там пищи вдоволь, а он здесь голодает. И он желает стать хотя бы слугой в доме отца. Однако когда он возвращается, то выясняется, что отец ждет его. Он увидел его еще издалека, что означало, что он ждал его возвращения. Более того, он подбегает и обнимает этого заблудшего сына, превратившегося в оборванца и даже не дает сказать заготовленную речь покаяния. Это – образ жизни человека. Получив все необходимое от Бога, человек, согрешая, отступает от своего Небесного Отца, удаляется во страну далекую, становясь слугой у жителей этой страны – духов злобы поднебесной. Под свиньями же Отцы понимают страсти человека и не случайно они уподоблены не овцам, не коровам, а именно свиньям, который, чем больше их кормить, тем более набирают вес. Человек же непрестанно кормит своих внутренних свиней, холит, лелеет их, не мысля подчас другого образа жизни. Но Бог ждет обращения человека и когда он вспоминае о доме Отца, то едва он сделает шаг к Нему, Бог в ответ делает сто, возвращая ему первоначальную одежду чистоты, данную ему при крещении и восстанавливая его в прежнем достоинстве (под «тельцом же упитанным», которого отец приказал заколоить для пира, следует понимать Тело и Кровь Христа, которых причащается христианин, просвещаясь и освящаясь от них). Пока еще жив человек – учит притча – У человека есть шанс на спасение, Бог ждет его. Однако же, вечно так продолжаться не может. Бессмертная душа человека играет с ним злую шутку, так что он постоянно забывает о том, что он смертен. А по смерти будет суд Божий. Помимо же суда частного над конкретным человеком, будет Суд последний, на котором уже не будет адвокатов, не будет возможности откупиться. Господь будет судить человека по закону его совести и поскольку в человеке останется то, за что совесть будет обличать его – обличит его и Бог (который пожелает оправдать его, но не найдет – за что) и тогда уже ничто не поможет грешнику. Человек не стяжал Царство Небесное в себе и свиньи его страстей для него были милей, потому от Бога он был далек, а значит и в Царство Божие он не войдет, так как Благодать Божия будет уже не греть, не освящать, но палить его. Таким же образом, мучительно будет цивилизованное общество для какого-нибудь бомжа, окажись он сред почетных гостей в Кремле. Этому напоминанию о суде последнем посвящается еще одно воскресенье – Неделя о страшном Суде. Сегодня же мы стоим в преддверии поста и нам напоминается об Адаме, который был изгнан из рая вследствие грехопадения, потеряв прежнее достоинство. Во Христе мы обретаем возможность входа в потерянный рай, но для этого надлежит потрудиться и одним из орудии этого труда послужит пост. Вечером, перед вступлением в пост мы встретимся еще раз на вечернем богослужении и попросим друг у друга прощения, дабы примирившись друг с другом, иметь возможность примириться и с Богом.

После завершения этой, достаточно длительной, проповеди началось вручение выпускникам регентско-псаломщических курсов свидетельст об их окончании. Насколько я понял, среди них была и супруга и.о. благочинного Новороссийска, о.Максима Карпова…. После вручения Владыка долго их назидал, заметив, что скоро они станут регентами, будут управлять хорами, а значит, разделят с духовенством ответственность за совершение службы. Певчие входят в клир (буквально, «избранные по жребию») и во время службы стоят на солее, на одном уровне со священством, а значит, на суде будут давать ответ – как они соершали свое служение. Было их пение – пением Богу от души, молились ли они, когда пели и читали, либо, пока уста их издавали звуки – умы витали где-то в других местах (или заботились о вузках из уст, а не о внимании к Богу). Среди служителей храма Божия бытует мнение, что певчие и чтецы не обязаны молиться – за них молятся верующие, а они «настраивают верующих на молитву», но это – глупость, ибо они должны молиться сугубо, более, чем простые верующие, поскольку и ответстенность у них выше. Более того, важно то, чтобы пришедший в храм понимал – что они поют и читают, а это – сущая беда, ведь часто придешь в храм – что-то там поют и что-то читают, а что – не разберет даже верующий, ходящий в храм давно. Увы, так бывает часто, в особенности, если певчие сами не понимают – что поют и чтецы – что читают. Это важно – приходят ли они к службе заранее, вникнув в то, что должно петься и читаться и разобравшись, совершать свое служение со вниманием, либо прибежав к самой службе, суетясь, не понимая текстов, предлагаемых им. Увы, если служба началась с этого, то она и вся пройдет таким образом. Поэтому усердие служителей храма очень важно – если читающий и поющий будет со вниманием совершать свое служение, а священник во время службы не будет думать о кирпичах и стенах, то и верующие получат от тако службы великую пользу.

После этих слов назидания и общего фотографирования, Владыка под пение многолетия вышел из храма. В притворе с него снимается мантия (вместо клобука дается походная скуфия) и забирается богослужебный жезл. После того, как он уходит (он еще какое-то время благословляет верующих во дворе и беседует с бывшим на службе атаманом Новороссийских казаком С. Савотиным), вышедший о.Сергий Лукин рассказал верующим расписание служб на первую седмицу поста….. И вот, праздник окончен, а мы, целуя Крест, расходимся по домам до вечера.

Вечерня.

Обычно я присоединяю вечернюю службу накануне к службам следующего дня, что справедливо, ибо вечерня уже посвящена праздникам следующего дня. Однако эта вечерня является рубежом между периодом Сырной седмицы и Великим постом. Как и всегда, я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Николай Ларионов при пении обоих штатных хоров храма. Начинается служба, как обычная воскресная вечерня. По своему типу – это вседневная вечерня, обычно совершаемая без входа. Однако, начиная с этого дня, во все воскресные дни вход добавляется в службу ради Великого прокимна «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных