Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Великое повечерие с чтением покаянного канона св. Андрея Критского.




Накануне, в понедельник вечером, я как всегда, был на службе в Свято-Успенском соборе. С этого дня начинается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея, архиепископа Критского. В первый день службу совершал о.Сергий Лукин, чтение же канона возглавлял Владыка Феогност. Как и всегда, в дни чтения этого канона повечерие начинается 69 псалмом, входящим в состав третьего последования повечерия[97]. Этот псалом – мольба человека, страждущего от врагов, жаждущих погубить человека, просьба к Богу о немедленной защите, поскольку враг не дремлет и человек в большой опасности от них. Поэтому перед чтением канона этот псалом вполне оправдан. Пока читается псалом, духовенство выходит в центр храма, где установлен аналой. Канон, как и в прошлом году, читал сам правящий архиерей, притом, весь. Пели при этом оба штатных хора храма.

По окончании чтения канона Владыка поздравил всех с первыми днями поста. Наступают особые дни, когда всякая торжественность в чине службы отступает. Песнопения носят, по большей части, покаянный характер, а распевы становятся более простыми. Все настраивает человека на покаяние, поскольку это – единственное средство, могущее очистить человека и примирить его с Богом, ибо время течет. Приближается конец. и хоть кажется, что времени много, но на деле пролетает оно незаметно, все больше сокращается, не потому, что оно меняет какие-то свойства, а потому что человек склонен тратить его на всевозможные сиюминутные развлечения. Он окружил себя разными вещами, одни из которых действительно нужны, другие являются просто развлечениями и лишь тратят драгоценное время. И именно во время поста мы призваны остановиться и подумать о главном, на что дано нам время – о своем спасении. Великий пост становится сугубым временем покаяния, дабы достойно подготовиться к Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Человек в эти дни ограничивает себя в пище, в развлечениях. А дабы настроить человека на покаяние после длительного периода свободы для плоти человека, нашему вниманию предлагается канон, в котором святой Андрей Критский, в первую очередь, совершает покаяние сам, размышляя и предлагая своему, а также вниманию всех, читающих его, примеры праведных и неправедных, дабы следовать примеру одних и удаляться от других. Кондак канона назидает: Душе моя, Душе моя! Восстании, что спиши! Конец приближается и имаши смутитися, воспряни, убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». В этих словах – самая суть всего канона – напоминание о том, что подражание праведным очищает человека и дает возможность наследовать уготованное ему Царство, тогда как следование греху – отдаляет от Бога. Здесь были даны многие примеры. Приведен пример сын праотца Иакова – праведный Иосиф. Многое из того, что приключилось с ним, явилось прообразом подвига Христа. Он также был предан собственными братьями, его пребывание в заключении в глубоком колодце явилось прообразом Сошествия Христа во ад. Потом он был замечен самим фараоном и за свою сугубую мудрость, данную ему от Бога, был наделен большой властью в Египте, став вторым человеком после фараона. Он построил большие зернохранилища и многое другое, что помогло стране благополучно пережить длитльный период неурожаев и голода. Но величайшее его достоинство – его стремление к чистоте и святости. Оказавшись любимым слугой у одного из царедворцев, он подвергся домогательству его жены, которая старалась склонить его к связи с ней. Но он отказался, а когда она попыталась силой затащить его в постель – скрылся, оставив одежду, и убежал, предпочтя остаться без одежды, нежели согрешить пред Богом. Женщина, однако, в ответ оклеветала его пред мужем, так что для Иосифа начались серьезные испытания, но Бог был с ним и Иосиф все преерпев, победил. Также святой Андрей вспоминает пророка и царя Давида, автора псалмов, кои мы часто употребляем за богослужением. Этот царь всегда имел в себе ощущение предстояния пред Богом. Однако и он согрешал и самый известный грех его упоминается в каноне. Находясь на крыше дворца, он увидел женщину, купающуюся в бассейне, установленного на крыше домов. Оказалось, что это – Вирсавия, жена Урии Хеттеянина[98]. Сейчас же он потребовал ее к себе и та не смогла противоречить. Вплоть до возвращения мужа он сожительствовал с ней, а когда выяснилось, что она беременна, то по возвращении мужа он потребовал, чтобы тот переспал с женой, дабы не открылась измена жены. Однако тот отказался и тогда царь повелел командованию поставить Урию в войске так, чтобы тот, наверняка, погиб. В последний момент Давид раскаялся и даже сам хотел уджержать своего военачальника от отъезда в действующую армию, но тот отказался и… погиб. А Давид уже официально женился на Вирсавии. Все бы пошло спокойно, но к царю пришел пророк Нафан, который обличил царя, сказав притчу о богаче со стадом овец и бедняке, у которого была одна овца, но которую богач отобрал у бедняка, что заколоть и накормить своих гостей. На гневную реплику царя, что этот вероломный богач заслуживает смерти, пророк заметил, что этот богач – сам царь, поскольку, имея множество жен, отнял одну жену у своего полководца, обреча его на смерть. Нафан предрек царю гибель и роду его – истребление, за исключением сына Соломона, на котором – жребий Божий. Однако Давид раскаялся в своем грехе, составив знаменитый 50 псалом. И впоследствии, когда на него обрушились бедствия, против отца восстал сын Авессалом, он понимал, что все это попущено Богом для его вразумления, а потому долгое время не сопротивлялся бесчинствующему сыну, а потом, когда Авессалом был побежден, царь даже приказал сохранить жизнь сыну, а когда тот был все-таки убит – приказал казнить виновника его смерти… Этот пример греха и покаяния и приводит гимнограф, дабы напомнить и нам об этом примере, ведь нет греха, который бы не простил Бог. И этот человек, царь Давид, был, в то же время, пророком, который предрек многое, в том числе, из Нового Завета. Читая же этот канон, мы назидаемся этими примерами и вспоминаем о своей жизни, о своих грехах, дабы получив в начале поста правильный настрой, провести сам пост с пользой….

Закончив проповедь, он ушел в алтарь. Орлецы с амвона скоро были унесены, а повечерие продолжалось и началось чтение 4 псалма, с которого обычно повечерие и начинается. На сей раз псалм читались без сокращений. После чтения 90 псалма чтец возглашал: «С нами Бог, разумейте языцы и покоройтеся, яко с нам Бог [99]», повторяемые хором. Последующие стихи читались скороговоркой, а хор снова и снова пел «Яко с нами Бог», без перерыва, а в конце пропевает стих полностью. После символа веры священник выходит на амвон, прося молитв Божией Матери, Небеснвх Сил и всх святых Божиих, прося помощи и милости Божией, при этом совершая земные поклоны. Хор повторяет каждое из прошений (про них говорится, что будь в храме хоров хоть десять – все должны повторить по очереди каждое из прошений, но у нас ради экономии времени этого не делается). А после «Отче наш…» в первом и втором последовании на этой службы мы слышали троичные тропари, обычно помещаемые в вечернее правило. Здесь стоит напомнить, что само повечерие и посвящается отходу ко сну, ведь она изначально совершалась «по вечери», то есть, после ужина, перед тем, как монахи расходились по кельям, в нем многие молитвы посвящены этой теме… В конце третьего последования снова читается молитва прп. Ефрема Сирина, она читается первый раз с тремя земными поклонами, после чего 12 раз священник произносит «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя!», кладя поясные поклоны, после чего творит молитву во второй раз, уже с одним поклонам. Чтец читает заключительную часть повечерия. Завершается оно чтением молитвы, которую обычно священник читает на всенощном бдении. во время литии, после чего начинается молитва о живых и усопших, заменяющая ектению.

По окончании повечерия о.Сергий Лукин совершил в центре храма обязательную в период Великого поста заупокойную литию, на которой вместо «Вечная память», поется «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братья, и сестры наша, приснопоминаемии». После ее окончания он еще раз напомнил всем расписание служб….






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных