Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерпретируя Социальные Действия




 

Вебер (в цитате на с. 1 настоящей статьи) настаивает на том, что социология должна быть иметь дело с:

интерпретативным пониманием

социального действия

с целью достижения причинного объяснения его смысла (course) и результатов (effects).

Положения теории рационального выбора таковы:

1. Интерпретативное понимание должно достигаться через принятие «наиболее простой из возможных» модели рационального выбора индивидом своего действия.

2. Социальное действие должно пониматься как «наиболее простая из возможных» модель взаимозависимых действий (или взаимодействий) индивидов.

3. Каузальное объяснение должно достигаться посредством прояснения связей второго, третьего и четвертого типов. Явления, которым мы пытаемся дать объяснение в конце концов проявляются на макро (системном) уровне, и их причины нужно искать, последовательно двигаясь по схеме (рис. 9.1) назад от верхнего правого угла.

Оставшаяся часть этой главы будет посвящена анализу этих трех задач. Однако прежде нам необходимо сделать пару общих замечаний по поводу этого анализа: во-первых, о двояком употреблении словосочетания «наиболее простой из возможных», и во-вторых, о сути «взаимозависимых действий».

Как мы уже упоминали выше, современная теория рационального выбора дистанцируется от большинства социологических теорий в основном потому, что она призывает к поиску простых моделей. На самом деле она следует этому принципу дважды, т.к. она вводит и простую модель действующего индивида, и простую модель его или ее взаимодействий. Почему это должно быть так? Все идет от общей цели анализа, заключающейся в предоставлении объяснений на макроуровне. Критиками редко ценится то обстоятельство, что теория рационального выбора подается не как модель точного (реалистичного) описания индивидов и их взаимодействий, а как ее упрощение, представляющее очень сложные и напрямую не наблюдаемые механизмы легко поддающимися теоретическому истолкованию. В связи с этим теория рационального выбора могла бы оказаться ложным теоретическим упрощением; в таком случае нужна другая теория, но вся суть в том, что обращение к богатой описательной терминологии интеракционистов и феноменологов или психологов было бы столь же неправильным. Конечно, то, что эта терминология эмпирически точна, еще не означает, что упрощающие абстракции теории рационального выбора обязательно должны ей противоречить. Но как мы можем определить, какой способ упрощения применим, какой из них не противоречит информации, полученной такими способами?

Линденберг (1992) обращает наше внимание на два важных критерия: минимум информации на каждого актора и использование моделей, которые могли бы систематически постепенно усложняться до нужной степени (т.е. становиться более «реалистичными»). Но как мы должны понимать словосочетание «до нужной степени», и как мы можем знать, в какое положение ставит нас требование минимальной информации на актора? Хотя я не думаю, что проблемы подобного рода исследованы полностью, мы, наверное, можем попытаться начать (работы Линденберга являются основными источниками по этим вопросам).

Мы опять возвратимся к общей экспланаторной задаче, а именно к объяснению явлений макроуровня. Коулман (1990: 2), как всегда, выразился очень точно:

Необходимо концентрироваться на социальной системе, функционирование которой необходимо объяснить. Она может быть очень малой и состоять всего из двух индивидов, а может быть очень большой, как целое общество или мировая система, но главное требование заключается в том, чтобы объяснение относилось к системе как к целому, а не к отдельным индивидам или компонентам, ее составляющим.

Интуитивно понятно, что простота моделей, используемых нами по отношению к индивидам и их взаимодействиям, прямо пропорциональна сложности «системы, функционирование которой необходимо объяснить». Если сама система проста, например, состоит из двух человек, то мы можем выбрать достаточно сложную модель и наоборот. К тому же простота будет зависеть от степени дифференцированности, которую мы хотим сохранить на уровне системы. В своих рассуждениях мы можем возвращаться назад к прежнему состоянию и использовать степень дифференцированности в качестве одного из параметров при определении оптимальной степени упрощения наших моделей.

Важнейшую роль играет принцип недопущения роста дифференцированности. Нужно сказать, что дифференцированность (т.е. границы класса однородных элементов) на уровне системы (макроуровне) подразумевает (с необходимостью и достаточностью) существование различий в формирующих их механизмах (т.е. во взаимодействии индивидов) на микроуровне. Короче говоря, макроразличий не бывает без микроразличий. Обратное, тем не менее, не верно: могут существовать микроразличия, а макроразличия при этом отсутствовать, т.к. различные микропроцессы могут продуцировать одинаковые макроследствия. Эти микропроцессы для теории не важны, а следовательно, мы можем выбрать такие модели индивидов и их взаимодействий, которые игнорируют их различия. Таким образом, сложность подобных моделей в значительной мере зависит от степени дифференцированности, которую мы хотим получить на макроуровне. Мы должны использовать модели такой сложности, какая необходима для установления различий, прослеживаемых на макроуровне.

Недооценка этого принципа является пунктом, вызывающим постоянную критику многих направлений современной социологической теории со стороны представителей теории рационального выбора. Как бы то ни было, при попытках критики теории рационального выбора важно касаться тех моментов, в которых она уязвима (а их много), а не тех, где к ней нет претензий.

Вторая общая проблема касается идеи взаимозависимых действий. Вебер удовлетворился определением социального действия, согласно которому действие одного актора «учитывает поведение других». Мы же должны быть более точными. Во-первых, часто во внимание принимается не столько поведение, сколько действия, а точнее социальные действия (Парсонс согласился бы с этим). Во-вторых, мы должны придать определению большую жёсткость: итак, действие отдельного актора может зависеть от того, что другие сделали (и/или не сделали), делают или, как ожидается, будут делать. В соответствии с этим действия являются взаимозависимыми тогда, когда действия или выборы, осуществляемые индивидами, рассматриваются как стратегические, и здесь, как мы дальше увидим, в качестве адекватной аналитической схемы может быть применена теория игр. Однако, стратегическая взаимозависимость (социальное действие) является одним из наиболее сложных явлений для схематизации, и в соответствии с принципом поиска простейшей модели к ней обращаются только в случаях крайней необходимости (см. ниже).

На практике при построении связи между микро и макроуровнями (правая часть рис. 9.1) основная проблема заключается в выборе подходящей модели социального взаимодействия или, более широко, взаимозависимости действий.

Чтобы сделать это более понятным, возможно, будет полезным преобразовать схему на рис. 9.1 в схему на рис. 9.2, которая обращает наше внимание на то, что следствия макроуровня, подлежащие объяснению, порождаются социальными действиями индивидов (или взаимозависимыми действиями). Здесь я добавил пятый тип объяснения, чтобы учесть влияние институционального принуждения (в теории игр – правил игры) на социальное действие.

Оценить вклад теории рационального выбора в социологическую теорию возможно в том случае, если мы попытаемся определить типы (взаимо)зависимости действий. Эта операция позволяет выявить различные теоретические схемы, которые могут использоваться теорией рационального выбора. Мы, однако, отложим рассмотрение этих вопросов до того момента, когда разберем концепцию рационального выбора или действия более подробно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных