ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культурная Ценность: БурдьеОдновременно с преувеличенным пессимизмом Бодрийяра относительно потребительского общества в работах Пьера Бурдье нашла своё выражение более направленная критика разделения культуры и экономики. В своей книге Изложение теории практики (Outline of a Theory of Practice), впервые опубликованной в 1972, Бурдье предлагает методологию, позволяющую понять фундаментальное динамическое единство экономической и социальной сфер, которые марксистская социология постоянно пыталась разводить. Работа Бурдье основана на исследовании кабилов, народа, проживающего на территории Алжира, исследовании, которое должно было описать организацию всевозможных социальных практик без редуцирования их как до уровня простого эпифеномена экономических отношений, так и до статуса актуализации жестко структурированных кодов и символических правил. Бурдье же, напротив, стремился описать динамическое структурирование практик. Это привело его к двум понятиям, которые впоследствии будут рассмотрены им подробнее в работах по социологии современной культуры: «габитусу» и «символическому капиталу». Габитус определяется как некоторый набор структур и привычных способов восприятия, которые являются характерными и конститутивными для общества или группы. Габитус не есть набор абстрактных правил поведения и представлений о мире; скорее это структура социальной диспозиции или предрасположенности, которая организует практику, не управляя ею. Лучше всего рассматривать габитус как «порождающий стратегии принцип» в культуре, нежели как принцип, который заранее определяет формы стратегий (Бурдье, 1972 (1977: 12)). Это приводит Бурдье к исследованию символического капитала, который он определяет как экономическое накопление, обмен и обращение нематериальных форм, качеств и ценностей, таких как честь и престиж. Бурдье критикует те способы анализа, которые, с одной стороны, отрицают специфичность этих символических и культурных форм и процессов, рассматривая их просто как скрытые или вторичные проявления более узко определяемых экономических интересов, или, с другой стороны, представляя их автономными и не имеющими отношения к экономическим мотивам и интересам. Методологической истиной, извлечённой Бурдье из исследования кабилов, является то, что экономическое и культурное, если и не являются неразличимыми, то по крайней мере всегда переплетены друг с другом: На самом деле в универсуме, где господствует взаимная конвертируемость экономического капитала (в узком смысле) и символического капитала, экономическая калькуляция, направляющая стратегии агентов, с необходимостью принимает в расчет те прибыли и потери, которые узко определяемая экономика бессознательно отвергает как немыслимые и незначимые, т.е. как экономически иррациональные. Коротко говоря, вопреки наивным идиллическим представлениям о «докапиталистических» обществах (или о «культурной» сфере капиталистических обществ), практика никогда не перестает подчиняться экономическому расчету, даже когда она обнаруживает все проявления незаинтересованности, отступая от логики корыстного расчета (в узком смысле) и рискуя такими вещами, которые нематериальны и нелегко поддаются количественному выражению. В основе работы Бурдье Различение: социальная критика суждения вкуса (Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste), впервые опубликованной в 1979 г., и внесшей наиболее существенный вклад в социологию культуры, лежит отказ от различения ценности от предполагаемой непосредственной пользы искусства и культуры и ценности обмена, которую соответствующие формы приобретают в социальной жизни лежит. Здесь Бурдье начинает с описания того, что он считает систематическим изъяном, - с различения опыта в сфере искусства и культуры, который кантианская традиция определяет как незаинтересованный, и обычных экономических интересов и мотиваций повседневной жизни. В книге анализируются вкусы, предпочтения и культурные суждения различных классов французского общества 1970-х гг. с целью демонстрации того, что искусство и формы культурной компетенции, необходимые для его восприятия, обладают явно выраженной социальной и политической ценностью. Обладание такой компетенцией по сути является тем, что Бурдье называет «культурным капиталом». Дело не только в том, что богатые и праздные классы, просто обладают большим доступом к культурному и эстетическому опыту, в принципе доступному всем, вследствие роста образованности и благосостояния. Это так, поскольку трансцендентальная привилегия, которой наделено искусство, и отрицание вульгарного, согласно Канту, характеризующее искусство, являются основополагающими для его сущности и функционирования в классовом обществе. Идеология особости эстетического опыта является не только следствием, но и осуществлением и гарантией неравного распределения богатства и привилегий в классовом обществе; отличие такого опыта от повседневной социальной жизни укрепляет те структуры различения, которые определяют и поддерживают социальную жизнь как целое.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|