ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Увеличение широты жизненного пространства в отношенииВопросы к экзамену по дисциплине «Дифференциальная психология» Вопрос 5. Становление персонологии и теории индивидуальности
К 20-30 годам ХХ века начинает складываться персонология как комплексная наука о личности.
Персонология является попыткой объединения · гуманистических идей философии личности (христианская философия, герменевтика, феноменология), · естественнонаучных (биологизаторских) подходов к человеку (характерология), · социологических и социально-психологических взглядов, подчеркивающих социальную природу человека.
Персонология базируется на приципах: · целостности и неделимости психологических явлений (холизм), идущих от гештальтпсихологии, · дифференциальной индивидуальности В. Штерна, · динамического непостоянства и уникальности психики У. Джеймса, · осознанности и целенаправленности поведения здоровой личности.
Появление персонологии было попыткой критического противостояния бихевиоризму («наука о крысах») и психоанализу («наука о больных»). Её целью являлось изучение здоровой личности как интегральной характеристики внутренних психологических процессов и проявлений человека.
Считается, что первые труды по теории личности были написаны в 1930-е гг. (К. Левин, Г. Мюррей, Г. Олпорт). Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания выходом в свет первых фундаментальных теоретических работ: · «Динамическая теория личности» К. Левина (1935), · «Личность» Г. Олпорта (1937) и · «Исследования личности» Г. Мюррея (1938). Курт Левин провел классические исследования самооценки и уровня притязаний. В результате обобщения этих экспериментов и появилась концепции целостной структуры личности, развивающие идеи гештальт-психологов. Основные положения гештальт-психологии нашли отражение в теории К.Левина: · Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. · Гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. В структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности. · Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет. Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния, которые Левин называл психологическими фактами, включают в себя внутренние «события», такие как голод или усталость, и внешние события, например социальную ситуацию, а также (что, впрочем, менее важно) воспоминания о прошлом опыте.
Результатом научного творчества Левина была разработка целостного подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженного в психологической теории поля. Ключевым понятием в теории поля Курта Левина является жизненное пространство. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Личностное развитие можно понимать как включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.
Левин использует для описания развития личности дифференцированность личностного пространства. Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуется широтой и степенью. Поэтому развитие можно описать как: увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность—ирреальность; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|