Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип, положенный древними в основу создания Пантеона




Чтобы разобраться в именах богов и их функциях, нужно понять логику древних, саму идею, заложенную в построение Пантеона богов.

Археологические раскопки в Киевской области близ села Шум-ского показали, что до владимирской реформы веры в русский Пантеон входило 12 основных богов. Веды называют такое же количество верховных небесных богов – адитьев. 12 статуй богов было установлено в Греции на форуме: Юпитер – Юнона, Нептун – Минерва, Марс – Венера, Аполлон – Диана, Вулкан – Веста, Меркурий – Церера. В Младшей Эдде упоминается 12 асов-богов, живущих в небесном Асгарде. Число 12 совпадает с количеством месяцев в году, поэтому наш поиск был начат с изучения остатков астрологических знаний. Хотя астрология долгое время оставалась мёртвой наукой, вследствие потери людьми чувствительности к тонким биологическим и космическим воздействиям, тем не менее, она является законченной системой мировоззрения, доставшейся нам от древних.

В астрологии каждый месяц подчинён одной из стихий: огню, земле, воздуху или воде: Сейчас каждый месяц подчинён двум стихиям, но в древности он подчинялся одной. Было три огненных месяца: март, июль и ноябрь. Три земных: август, декабрь и апрель. Три воздушных: сентябрь, январь и май. И три водных: июнь, февраль и октябрь. Соответственно должно было быть три четвёрки богов, различающихся между собой по функциям, которые в сумме дают число 12.

Казалось бы, что такое произвольное выделение стихий не лучшим образом характеризует наших предков. Почему, спрашивается, они не отнесли к стихиям, например, жизнь, как это сделали китайцы; минералы с кристаллами, как это имеет место в алхимии; на худой конец, человека и общество – разве это не достойные стихии? Но если приглядеться внимательнее к древней классификации стихий, можно увидеть современную классификацию агрегатного состояния вещества: твёрдое состояние – земля; жидкое – вода; газообразное – воздух; плазма – огонь.

Как мы видим, в агрегатном состоянии вещества находят отражение все четыре стихии. Именно это было Положено нашими предками в основу древнего Пантеона богов.

Дальнейшие размышления о четырёх элементах, лежащих в основе разделения богов, приводят к пониманию фундаментальности числа четыре. Например, существуют только четыре обнаруженных исследователями типа животных тканей, морфологически отличающихся друг от друга: соединительная, мышечная, нервная и покровная. Точно также в морфологии растений биологи смогли выделить только четыре типа растительных тканей: образовательная, основная, защитная и проводящая. В психологии также выделяется лишь четыре типа темперамента человека, известных ещё с глубокой древности: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. В серологии1 отчётливо выделяются лишь четыре группы крови. В генетике2 было обнаружено четыре вида нуклеотидов, из которых построены хромосомные ДНК (дезоксирибонуклеиновые кислоты): аденин, гуанин, цитозин и тиамин, которые составляют основу наследственности всей жизни на планете Земля. В физиологии выделено четыре типа инстинкта: самосохранения, половой, территориальный и пищевой. Мы с вами видим, что в различных областях знаний исследователи, независимо друг от друга, выделяли по четыре основных первоэлемента, чем подтвердили фундаментальность закона четырёх стихий.

1 Серология – наука о крови.

2 Генетика – наука о наследственности животных и растений.

Обнаруженные в различных областях знаний четыре первоэлемента способны к взаимопревращению, которое описывается двумя процессами. Первый – процесс становления, отражённый в астрологии в распределении месяцев по стихиям: огонь (плазма) рождает землю, земля рождает воздух, а воздух – воду. И второй – процесс развития, отражённый в древнем символе развития цветка лотоса, растущего в водоёмах. Он вырастает со дна, т.е. из земли его стебель поднимается через воду к поверхности и достигает воздуха, где ему светит огонь Солнца. Переход при нагревании вещества из одного агрегатного состояния в другое, наглядно демонстрирует процесс развития: из твёрдого состояния – в жидкое, из жидкого – в газообразное, а из газообразного – в плазму.

Боги стихий

Боги стихий – огня, земли, воздуха и воды – были порождены не человеком, а самой Природой. Это тоже эгрегоры, но не человеческих мыслей, а конгломераты эмоциональных выбросов животных, людей и растений. Стихийные боги из-за преобладания животных эманации были плохо управляемы, и поэтому жрецы старались насытить их человеческими эманациями, чтобы ими можно было управлять. Если умершие попадали в землю, то их астральные и ментальные оболочки сливались с земной стихией. Если в воду, то – с водной стихией, если сгорали, то – с огненной. А если их пепел развеивался по воздуху – с воздушной стихией. Несомненно, что каждой стихией управлял эгрегор. Структурировать и подчинить человеку этот эгрегор – сложная и трудная задача, которую в далёком прошлом успешно выполняли волхвы. Одним из способов, помогавших им приручить эти природные эгрегоры-стихии, был способ захоронения людей. Насыщая «дикие» эгрегоры стихий душами умерших людей, волхвы подчиняли стихии своей воле. Душа, согласно древним представлениям, окончательно покидает тело через три дня, и если после этого периода человеческое тело предать одной из стихий, душа попадёт на какое-то время в эту стихию.

Археологические раскопки и описания древних путешественников донесли до нас четыре способа захоронения умерших в России: сжигание и хранение пепла в урнах в красном углу дома (душа попадает в эгрегор огня); сжигание и развеевание пепла по ветру (в эгрегор воздушной стихии); помещение усопшего в ладью, которую поджигали и пускали свободно плыть по реке (в эгрегор водной стихии) и, наконец, закапывание в землю с предварительным сжиганием тела (в эгрегор земной стихии). Способ захоронения зависел от часа наступления смерти, ибо каждому часу суток соответствует своя стихия. Закапывание несожжённых трупов, которое сегодня преобладает в Европе, ведёт к задержке перевоплощения людей, так как неразложившееся тело держит душу около себя. Наблюдения итальянского учёного Пауло Кортеса за не разлагающимися умершими, находящимися в стеклянных саркофагах, показали, что у покойников на протяжении многих лет периодически возникала электрическая активность век, воспринимаемая очевидцами как подёргивание, что свидетельствует о возвращении души в тело и попытке его оживить. Поэтому для быстрого перевоплощения, даже если и предписано попасть в землю, тем не менее, умершему лучше быть предварительно сожжённым.

Из дошедших до нас сведений о древних первобогах можно сделать практически однозначный вывод, что стихиями огня, земли, воздуха и воды могли управлять соответственно: Ярило, Ма-кошь, Стрибог И Купала.

ЯРИЛО (Ярун). В России было известно четыре огненных бога: Хорс, Пирун, Яровит и Ярило, но за стихию огня, мог быть ответственен только Ярило, ибо «яр» на древнерусском (борейском), означает силу, а суффикс – «ило» указывает на производителя этой силы. Хорс считается менее изученным богом, о нём практически нет никаких сведений, но корень -хор-, широко распространённый в русском языке (хоровод, хор, хорошо, от слова «хорсо»), указывает на его большее отношение к человеку, чем к стихии. Пирун-громовержец был почитаем как главный бог, поскольку во владимирской реформе именно он поставлен во главу Пантеона. Имя бога Яровита состоит из корня -яр- и суффикса -вит, означающего носителя какой-либо черты, в данном случае – силы, но поскольку Ярило – постоянный производитель силы, значит, только он мог осуществлять функции бога огненной стихии.

Сведения об Яриле исследователи почерпнули, в основном, из этнографических данных, записей народных праздников и обрядов. По представлениям белорусов, это всадник в белой одежде, на белом коне – молодой, красивый, босой мужчина, держащий в правой руке человеческую голову (последствия влияния лунного культа), а в левой – снопик ржаных колосьев. Иногда при заговорах у белого всадника появляются два сына, что отсылает нас к древнейшим культам Близнецов.

По поводу трех других стихий вопросов не возникает, поскольку ещё в досоветский период исследователи славянских богов определили, к каким стихиям они относятся.

МАКОШЬ. Культ Макоши был весьма распространён в России. Ряд исследователей связывают её со всем нижним, левым, тёмным, влажным, с дождём, ночью, с половой жизнью и плодородием. Однако, ни одно из этих представлений не соответствует действительности. В разных местах России встречаются другие произношения: Мокошь, Мокша, Макеш, Магощ. От последнего, по мнению исследователя славянского вопроса Г. Глинки, жившего в XIX веке, происходит слово «могущь» (могущество), которое связано с богатством, а поэтому Макошь он считал богиней скота. По представлениям Б.А. Рыбакова и ряда других исследователей, Макошь является богиней плодородия. В действительности же Макошь («ма» – мать и «кош» – судьба), можно прочесть как «мать судьбы». А кто или что, кроме Земли, может определять нашу судьбу и будущее человека? Устойчивое древнерусское словосочетание: «Мать – сыра земля», подтверждает наш вывод, что в древности мать и земля означали одно и то же. На это же указывает имя египетской богини нижнего мира «Ма». Поэтому именно Макошь является олицетворением стихии земли. Конечно, она не только даёт плодородие. Благодаря этой стихии могут происходить и землетрясения, которые опять-таки ею же могут быть и остановлены. Она ведала всеми богатствами Земли и могла допустить или закрыть доступ к ним. Как пишет Е.П. Блаватская, Машмак (имя созвучное с Макошью) у атлантов означало силу, которая в один миг могла стереть в порошок целые города и разрушить мир.

Ряд исследователей связывают её имя с санскритскими корнями МУК (освобождать, отпускать), другие со словом МОКША (освобождение, утекание, смерть), а третьи с МОКИ (ночь, освободительница). Но все эти трактовки вряд ли доказуемы, поскольку не имя Макошь происходит от перечисленных слов, а эти слова произошли от имени Макоши, так как имя бога всегда первично.

Героиня сказов Бажова Хозяйка Медной горы, имеющая реальный прототип, и есть Макошь. У китайцев Ма Гу – бессмертная дева, помогающая людям, похожа на прекрасную 18-летнюю фею. Впоследствии её стали называть Магушань, что также созвучно с Макошью.

Древние боги были и остаются вполне реальными участниками нашей повседневной жизни. Но, в отличие от одиночных духов, манифестация богов носит торжественный, величественный характер. Являются они, как правило, со всей своей свитой в местах наибольшего скопления людей. Известны случаи появления перед людьми древних богов со своими свитами, описанные в греческих легендах, а также современные видения Девы Марии. Таких случаев, не ставших достоянием гласности, очень много. Можно, конечно, сомневаться в подлинности этих событий или пытаться объяснить их массовым гипнозом, хотя полученные фотографии, обошедшие весь мир, снижают долю скептицизма.

СТРИБОГ (Стриба). В «Слове о полку Игореве» ветры названы стрибожьими внуками, что дало основание исследователям говорить о нём как о боге воздушной стихии. Хотя это не вызывает сомнения, но некоторые историки пытались приписать этому богу совсем иные функции: например, связывали его с Дажбогом или ставили во главу всего славянского Пантеона. Известный исследователь русской истории Ю.П. Миролюбов в своей работе «Сакральное Руси», приводит заговор-сутру, которую использовали мельники для вызывания ветра во время полного штиля:

Стрибу, Стрибу, подобрей,

на крупчатку нам повей,

на крупчатку да на дерть, а без тэбе людям смерть.

Повей, Стрибу, нам из неба

Треба нам на завтра хлеба!

Этот пример подтверждает отношение Стрибога к воздушной стихии. Но бог не может быть просто ветром, он может быть прародителем всех видов ветров, названий которых в русском языке существует множество. В древности воздушные явления: Ураган, Вьюга, Метель, Посвист, Ветер воспринимались нашими предками как живые существа. Возглавлял же всё это ветровое разнообразие бог воздушной стихии Стрибог. Артур Кларк, наслушавшись невероятных рассказов очевидцев о разумном поведении ветра, когда он преследует человека, чем-то провинившегося перед ним, написал фантастический рассказ, не подозревая, наверное, что затронул одну из глубочайших тайн Природы – её разумность. Человек разумен, но он лишь часть Природы. А часть не может быть развита больше целого, т.е. Природа тоже разумна и, мало, того, она гораздо разумней человека.

Ряд исследователей справедливо полагают, что имя Стрибога связано с санскритскими корнями СТРИ (простирать, расширять) и ПРОСТАРА (простор, пространство).

КУПАЛА (КУПАЛО). С лёгкой руки А.С. Кайсарова, славяниста XIX века, Купало, стал считаться богом плодов. Г.А. Глинка вслед за своим современником А.С. Кайсаровым тоже считал его богом плодов, цветов и урожая: «Статуя Купалы стояла в Киеве. Он считался весёлым, прекрасным богом, был одет в лёгкую одежду и держал в руках полевые плоды. На голове у него был венок из цветов купальниц». Такой подход характерен для всех ранних исследователей древней культуры, которые обилие богов объясняли тем, что у наших пращуров любое природное или человеческое действо имело своего бога. Но эти выводы ошибочны, как и описания внешнего вида Купалы, взятые из фольклора. Другие исследователи считают, что Купала связан с римским Купидоном – божком любви, чьё имя означает стремление и сильную страсть, и выводят его имя из индоевропейского корня КУП, от которого, якобы, происходит русское «кипеть». Но и это мнение ошибочно. Купала – это не бог, а богиня, на что указывал ещё А.С. Фамицин, который тоже привёл по этому поводу фольклорные данные. Такое разночтение относительно пола данного бога может говорить лишь о том, что культ Купалы уже однажды исчезал, и возрождался вновь, но уже с изменёнными функциями. Поскольку праздник этой богини, отмечавшийся в народе 24 июня, приходится на водный месяц, то она могла быть богиней водной стихии. Официальное церковное его название – праздник Иоанна Предтечи, но в народе его по-прежнему называют праздником Ивана Купалы. Объединение в одном имени древней богини и христианского святого произошло в силу совпадения водного крещения – «купания» с божественным именем «Купала».

То, что это женский персонаж, следует из логики древних об уравновешивании женского и мужского начала. Ярило-огонь – мужское начало, Макошь-земля – женское, Стрибог-воздух снова мужское, а Купала-вода по этой логике обязана иметь женское начало. От её имени происходят слова КУПаться и КУПель. Ей подчинялись не только Вилы (русалки), всевозможные водяные и местные водные духи, но и реки, моря, океаны (со всеми их богатствами), дожди, ливни и все виды осадков с их благостными последствиями. Последнее обстоятельство определяло её важнейшую роль при вызывании дождя для получения урожая. Поэтому плоды в руках Купалы – это лишь следствие вовремя прошедших дождей, что ввело в заблуждение исследователей А.С. Кайсарова и Г.А. Глинку относительно основной функции Купалы.

Приведённые здесь сведения о четырёх богах, отвечавших за стихии, далеко не полны. Но для нас важно правильно определить соответствие имён богов той или иной стихии, для того чтобы входить в древний эгрегор и управлять стихиями. Распределение имён богов по стихиям (огня, земли, воздуха и воды) представлено в таблице 1.

Стихия Бог
Огонь Ярило
Земля Макошь
Воздух Стрибог
Вода Купала

Таблица 1. Имена богов, управляющих стихиями

Каждый бог Пантеона имел свою стихию, а эта четвёрка богов отвечала конкретно за проявление соответствующей стихии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных