ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ 1 страницаСписок заданий на КР № 1 Персонали: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Гераклит, Зенон из Элеи, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон – стоик из Китиона, Диоген, Сенека, Конфуций, Гаутама Шакьямуни. Понятия: «Античная философия», антропология, аксиология, атом, атрибут, «Восточная философия», бытие, гносеология, диалектика, душа, заблуждение, закон, идеализм, идея, истина, категория, космос, космоцентризм, критика, культура, логика, «любовь к мудрости» (смысл словосочетания, а не перевод), материя, материализм, монизм, мировоззрение, мораль, натурфилософия, онтология, основной вопрос философии (содержание вопроса), плюрализм, рационализм понедельник – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 07-16
вторник – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 52-16
Среда- нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 81-16
четверг – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 01-16 22-16
пятница – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 91-16 51-16
понедельник – четнАЯ НЕДЕЛЯ 04-16 06-16
среда – четнАЯ НЕДЕЛЯ 81-16
Четверг- четнАЯ НЕДЕЛЯ 32-16 31-16
пятннца – четнАЯ НЕДЕЛЯ 92-16 21-16
Выдающиеся мыслители и их исторические эпохи Античность Фалес (624–546 до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета Представитель натурфилософии и основатель милетской школы. Согласно Фалесу единая субстанция – вода, которая имеет божественное происхождение. Вошел в число семи мудрецов. Анаксимандр (610–540 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. В объяснении мира пошел дальше Фалеса: основа мира – «апейрон» как нечто беспредельное и находящееся в вечном движении, нечто промежуточное между природными стихиями. Анаксимен (585–525до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. Анаксимен представитель стихийного материализма – поиск естественных причин явлений и вещей. Анаксимен материализует апейрон (чисто абстрактное определение своего учителя), для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Воздух – первооснова сущего. Парменид (540–470 до н.э.) – древнегреческий философ и политический деятель. Занимался вопросами бытия и познания. Сторонник метафизики и панлогизма (главный принцип – тождество бытия и мышления). Вводит понятие «бытие», благодаря чему мышление обретает понятийный характер. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Гераклит (535–470до н.э.) – древнегреческий философ, который считал, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий, поэтому огонь – первоначало мира, в то время как вода – лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Основа бытия по Г. – «логос», понимаемый как вечная, всеобщая необходимость. Единственное его сочинение «О природе», дошедшее до нас, сохранилось в нескольких фрагментах. Родился в г. Эфесе. Пифагор (570–490 до н. э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Заслуга Пифагора в утверждении мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, Пифагор учил – познать мир, значит, познать управляющие им числа. Зенон из Элеи (510–430 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Парменида. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества, которые прославили его как искусного полемиста в духе модной для Греции сер.V в. до н.э. софистики. Сократ (469–399 до н.э.) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения неодушевлённой природы к природы человека, в частности, к этико-политическим темам, главная из которых – воспитание добродетельного человека и гражданина. Автор метода ведения диалога, называемого «майевтикой Демокрит (460–371 до н.э.) – великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической линии в философии. Платон (427–347до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, В 387 г. до н.э. Платон основывает собственную школу – Академию в Афинах. Учение Платона носит объективно-идеалистический характер, характеризующийся универсальностью и системностью. Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого бытия: социологию, философию, политику, логику, физику. С 343 до н.э. – воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э основал в Афинах Лицей или школу перипатетики (от греч. – «прогуливаюсь»). Эпикур Самосский (341–270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). Э. развивал умеренный гедонизм: познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и страха перед смертиью. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, при этом не простое чувственное, а духовное. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. Развивал атомизм Демокрита. Пиррон из Элиды (360–270 до н.э.) – древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы. Слово «скепсис» соединяет в себе как бы три смысла – это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание от суждений. Скептики всегда видели свою цель в опровержении догм всех философских школ, что обеспечивало им внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание. Зенон Кити́йский (334–262 до н.э.) – древнегреческий философ. Ученик школы киников, а с 300 года до н.э. – родоначальник философии стоической школы. Человек подвержен космической судьбе. Смысл мира познается в представлении, которое приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом, а в сознательном следовании космическим законам. Зенон родом из Китион (Кипр) Антисфен (445–360 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Антисфен – последователь Сократа. Цицерон Марк Туллий (106–43 до н.э.) – древнеримский политик и философ-эклектик, адвокат и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя, обосновывавший его с помощью греческих политических теорий. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы. Диоген Синопский (412–323 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Антисфена - основателя школы киников. Диоген, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги. Использовал для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию с целью обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака. Отвергал веру в богов, государство считал лживым изобретением демагогов, объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, человека вернулся в первобытное состояние. Себя Диоген объявлял гражданином мира. Сенека Луций Анет (4 до н.э. – 65 н.э.) – древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма, талантливейший оратор своего времени. Сенека учился в Риме грамматике, риторике, философии, исповедовал эклектизм. Являясь (49–54) учителем Нерона, надеялся воспитать правителя-мудреца, и воплотить в жизнь идею «вселенского» града. Плотин из Ликополя (205–270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации. Для человека единение с Высшим-Единым достижимо через созерцание в состоянии экстаза. Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.) – выдающийся представитель еврейского эллинизма, философ-эклектик (разделял взгляды Платона, стоиков, пифагорейцев), богослов и апологет иудейства. Филон разрабатывал учение о логосе, изображая его в виде высшей идеи. Человек – интеллектуальное существо, задачей которого является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза. Его учение о Логосе сделало его учителем и крестным отцом Христианства для апологетов и богословов. Восточная философия Бу́дда (от санскр. дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья» (563 до н. э.— 483 до н. э.) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, суть которого состояла в «просветлении» через страдания, которые порождены желаниями. Имя по рождению - Сиддха́ртха Гаута́ма, он позже стал именоваться Верховным буддой. Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы) - (551—479 до н.э.) — др.-китайский философ, будучи внебрачным сыном великого воина, в жизни добился всего путем самообразованием, первым назвал себя философом — хао сюэ (любящим учение, любящим мудрость). Конфуций.- основатель школы конфуцианства, в которой преподавал четыре дисциплины: «культура»(письменная классика), «поведение»(этика),«преданность»(политика)и «доверие»(психология), таким образом, в центре его внимания — проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Концепция идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа—не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры,— который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Эти принципы К. считал самыми эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Конфуций получил статус духовного вождя Поднебесной, сопряженный с культом религиозного поклонения. Лао- цзы - древнекитайский мыслитель VI-V в.в, В рамках науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. Даосизм - китайское традиционное учение о дао или «пути вещей». Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики и совокупность духовных практик, но это деление достаточно условно. Понятие дао (путь) — категория китайской философии, Конфуций придал ему э тическое зна свою философскую систему в соответствие с которой понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля». Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян (основоположник учения) рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
Средневековье Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – епископ Гиппонский, богослов, причисленный к лику святых. Августин стоит на позиции защиты учение о предопределении мира, согласно которому блаженство или проклятие заранее предопределено Богом. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», представлена как борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия, которое отождествляет, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником неоплатонизма в христианской философии или августинизма, господствовщего в Западной Европе вплоть до XIII века. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь» Боэций Аниций (480–524) – римский государственный деятель, философ-эклектик, христианский теолог. Основываясь на сочинения Платона, Аристотеля, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Деятельность Боэция как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Важная заслуга Боэция в западноевропейской философии заключается в определение личности как индивидуальной субстанции разумной природы. Ибн Си́на или Авице́нна (980–1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Основная тема творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Медицинская энциклопедия в 5 частях Ибн Сины – «Канон медицины» представляет собой обобщение знаний и опыта индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством в Европе и в странах Востока. Главные философские труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси). Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – теолог, представитель схоластики, архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Сторонник онтологического доказательства бытия Бога и выводит бытие вещей из самого понятия Бога как всесовершенной сущности. Разделял традиции августинианства, признавая непосредственное интеллектуальное созерцание Бога. В полемике об универсалиях стоял на позициях схоластического реализма. Занял позицию крайнего теологического рационализма в трактате «Почему Бог вочеловечился?», где пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке. Абеляр Пьер (1079–1141) – французский философ и теолог, сыгравший значительную роль в разработке схоластического метода философствования, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Учился у Иоанна Росцелина, Гильома из Шампо и других. Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма в вопросах об универсалиях. Его религиозное учение состояло в следующем: «Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера же зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности». Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198) – знаменитый арабский философ, переводчик с сирийского и комментатор ряд сочинений Аристотеля, сторонник наиболее аутентичного аристотелизма. Направление западноевропейской средневековой философии, основателем которого был Ибн Рушд, получило название аверроизм. Его сторонники, интерпретируя учение Аристотеля, не стремились согласовать философию Аристотеля с христианским вероучением. Росцелин Иоанн (1050–1122) – французский философ-схоласт, теолог, один из основателей номиналистической традиции в средневековой философии. По свидетельству Ансельма Кентерберийский, Р. утверждал, что общие понятия – это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха», а реально существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи. Из его сочинений сохранилось лишь одно письмо к Абеляру, где отражены принципы номинализма применительно к учению о триединстве Божьем, в результате чего Р. пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма: интерпретировал святую троицу как совокупности трех отдельных богов. Это учение было осуждено церковью и Р. был вынужден отказаться от него на соборе в Суассоне (1092). Фома Аквинский (1221–1274) – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, создатель логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий. Системе А. характерна тенденция подтверждать истины Откровения философским рассмотрением, что не могло не вызвать оппозицию среди современных ему теологов: никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, но спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, поскольку ее предмет был признан неподотчетным разуму. В споре об универсалиях А. стоял на позициях умеренного реализма: всеобщее(универсалии) существует трояко: «до вещей», (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», (в мышлении человека как результат абстракции). Оккам Уильям (1280–1349) – английский философ, логик и писатель, представитель поздней схоластики, монах-францисканец. Сторонник номинализма: универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме. Существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме, – таково его убеждение. О. разработал методологический принцип, требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Принцип это вошел в мировую философскую культуру как «бритва (лезвие) Оккама».
Возрождение Фраческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт-гуманист, один из деятелей итальянского Ренессанса. Роль Петрарки в истории гуманизма в следующем: положил основание направлению гуманистической литературы, которой характерен глубокий интерес ко всем сторонам внутренней жизни человека, критическое отношение к современности и к прошлому, попытки найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Оставаясь католиком, Петрарка критически относился к церковной современности, усматривая противоречие между личными стремлениями человека и традиционной аскетической моралью, что способствовало формирование повышенного самосознания человека. Кузанский Николай (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ-неоплатоник теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Он считал, что Бог есть Единое, доказывая методологический принцип совпадения противоположностей математически. За два века до Коперника он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве. Одно из первых упоминаний о солнечных пятнах (позже открытых Галилеем) принадлежит К. Он отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе. Лоренцо Валло (1407–1457) – известный итальянский гуманист-гедонист. Автор таких работ как: «Диалектика», где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов, пытаясь упростить диалектику, приблизить ее к жизни. «О свободе воли», в которой выступает против средневековой теологической концепции соотношения свободы воли и божественного провидения. «Об истинном и ложном благе» – апология Эпикура, которого противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Первым среди гуманистов изучил многие языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека») Фрагмент её предстает как свидетельство ренессансного мировосприятия: «...принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире ». Так идеи гуманизма отражают антропоцентрическое мышление. Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, музыкант, архитектор, литератор, театральный художник-постановщик и режиссер, дизайнер одежды, учёный и инженер. Испытывая страсть к моделированию Л. пришел к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху: наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашюта. Как живописец Л., в противоположность мрачному средневековому искусству, создает художественные образы глубоко человечными, прекрасными не только внешней, физической, но и исполненные духовной, внутренней красотой и благородством, что отвечало гуманистическим идеалам и создавала основы искусства Высокого Возрождения. Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на латынь сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла. Развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатоновской эманации. Тем самым, религия и религиозно-философские учения Ф. рассматривал как этапы развития «всеобщей религии». Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей, – в его божественном происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания, к слиянию с богом. Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание, которой он рассматривал как ступень к высшему мистическому созерцанию. Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Он развивает философские представления Кузанского, вслед за которым он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадение как абсолютное тождество. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Дж. Бруно стремится возвеличить личность через пантеизм. В центре внимания человек разумеющий и максимально деятельный. Права человека для Дж. Бруно – вне всяких ограничений. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|