Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания по выполнению контрольных работ




Контрольная работа является одной из основных форм учебной работы студентов-заочников. Цель контрольной работы – продемонстрировать знания по курсу философии, полученные в процессе самостоятельного изучения учебной литературы, текстов первоисточников и специальной литературы по фило­софии. Содержание контрольной работы должно показать владение материалом учебного курса, понимание целостности и взаимосвязи его отдельных частей, умение отчетливо, связно и аргументировано раскрыть избранную тему, используя правильную, логичную письменную речь. При написании кон­трольной работы студент совершенствует навыки работы с учебной и научной литературой, осваивает методы библиогра­фического поиска материала, приемы обработки науч­ной инфор­мации, овладевает языком философских понятий, усваивает смысл философских терминов.

Выполнение контрольных работ по философии является обяза­тельным условием допуска к сдаче зачета и экзамена. Основными этапами выполнения контрольной работы по философии являются:

• библиографический поиск литературы, отбор, сортировка и переработка материала;

• написание текста;

• оформление работы в соответствии с установленными правилами и подача работы на кафедру.

Тематика контрольных работ определяется программой курса философии и преподавателем. Список тем приведен в данном пособии, а также может быть получен студентами на кафедре. Контрольные работы, темы которых не соответствуют предло­женной кафедрой тематике, приниматься не будут.

 

Поиск и изучение литературы. Изучение литературы является следующим очень важным подготовительным этапом, пред­шествующим собственно написанию текста контрольной работы.

Библиографический поиск. Изучение литературы надо начинать с библиографического поиска и сбора литературы по избранной теме. Для написания контрольной работы студенты могут использовать учебники и учебные пособия по истории фило­софии и философии, справочные издания (энциклопедии и словари, в том числе философские), специальную научную литературу по философии (монографии, статьи в научных сборниках и журналах). Кафедра предлагает примерный список изданий, которые можно использовать для контрольной работы. Студент может самостоятельно дополнить этот список и воспользоваться другими изданиями по избранной теме, которые будут доступны в библиотеке. Самостоятельный поиск литературы удобнее всего производить по с истематическому каталогу библиотеки, в котором карточки с библиографическим описанием книги располагаются по отраслям знания и темам, в то время как в алфавитном каталоге издания расположены по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Кроме библиотечных каталогов, в целях библиографического поиска могут исполь­зоваться библиографические справочники, указатели лите­ратуры и библиография, которая содержится в научных изданиях. Используя рекомендованные кафедрой списки лите­ратуры, картотеку систематического каталога, а также другие библиографические источники, студент составляет примерный список литературы по теме и приступает к ее просмотру.

Предварительный просмотр литературы. Просмотр книги – это первоначальное знакомство с ее содержанием. Надо прочесть аннотацию, введение, оглавление, список литературы, освоить справочный аппарат книги, выходные данные. Необ­ходимой информацией является фамилия и инициалы автора (для работы, написанной авторским коллективом, указывается, под чьей редакцией выпущено издание), точное название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, а для журнальных статей – еще название журнала, его номер и год выхода. Следует обратить внимание на справочный аппарат книги: предметный указатель, позволяющий по ключе­вому слову найти в тексте интересующую читателя инфор­мацию, именной указатель, позволяющий найти в тексте те или иные персоналии, а также библиографические ссылки, приме­чания, комментарии. Работа со справочным аппаратом часто позволяет дополнить список литературы изданиями, которые при работе с каталогом могли остаться незамеченными. Просмотр литературы должен помочь отобрать наиболее подходящие для вас книги. Часть их вы используете полностью, другие частично. Надо стараться отбирать такие издания, содержание которых вы способны понять.

 

Чтение литературы и конспектирование. После предва­ритель­ного просмотра и отбора литературы надо приступать к ее углубленному изучению. Чтение литературы должно быть выборочным исходя из плана работы над темой. Важно понять смысл прочитанного. Лучшим средством для этого является конспект. Конспект должен содержать полные библиогра­фические сведения об изучаемом произведении. В тексте конспекта надо выделить наиболее важные положения (тезисы), необходимые для раскрытия вашей темы, и сделать выписки, которые формулируют или иллюстрируют эти положения. Выписки могут представлять собой либо дословные цитаты, выделенные кавычками, либо свободный пересказ отрывка текста, если он слишком велик для дословного цитирования. Все выписки из текста должны быть сделаны с указанием страниц источника. Следует фиксировать все возникающие при чтении собственные мысли и комментарии. В конце надо попытаться воспроизвести логическую схему прочитанного материала и выделить те тезисы, которые могут быть использованы в дальнейшей работе.

 

Работа с литературой из сети Интернет. Обычно местом поиска и изучения литературы является библиотека. Иногда с отобранной литературой удается работать дома, если нужную книгу можно взять на дом в библиотеке или купить в магазине. Благодаря Интернету появилась возможность производить библиогра­фический поиск и работать с нужной литературой дома, используя электронные библиотеки: «Философия в России» (www.philosophy.ru), «Электронная библиотека Гумер» (www. gumer.info), «Библиотека Максима Мошкова» (www.lib.ru), «Цифровая библиотека по философии» (www.filosof.historic.ru) и др. В электронном виде можно делать выписки, составлять конспект, сохранять цитаты. Использование поисковых машин Интернета для поиска литературы по теме требует особого внимания и осторожности, так как поиск осуществляется по ключевым словам запроса и далеко не все из найденного будет соответствовать заданию.

 

Написание текста контрольной работы. После того, как необходимый материал собран, можно приступить к написанию текста контрольной работы. Надо помнить, что только часть прочитанного вами будет непосредственно использована в тексте контрольной работы. Но чем больше материала вам удалось собрать, тем глубже становится ваше знакомство с темой. А от этого, в свою очередь, зависит глубина и осмыс­ленность изложения темы в тексте контрольной работы. Чтобы не потеряться в собранном материале и не отклониться от темы, надо ориентироваться на план контрольной работы. Кон­трольная работа традиционно включает в себя три блока: введение, основную часть, заключение. Основная часть должна состоять из разделов и подразделов (параграфов), которые обозначают логическую последовательность отобранных к рас­смотрению вопросов.

Структура текста. Структура текста контрольной работы по философии включает следующие необходимые элементы:

• титульный лист;

• развернутый план, называемый «Содержание»;

• введение;

• разделы и параграфы основной части работы;

• заключение;

• список используемой литературы.

 

О титульном листе будет сказано в разделе «Оформление контрольной работы», рассмотрим остальные содержательные элементы структуры.

 

План (Содержание). Представляет собой последовательный перечень входящих в работу структурных элементов, разделов, параграфов. Он предшествует введению и предваряет контроль­ную работу. Все названия пунктов плана должны пронумеро­вываться, строго соответствовать заголовкам разделов и параграфов и сопровождаться указанием соответствующих этим заголовкам страниц. Такой план надо окончательно отредакти­ровать уже после того, как текст работы написан и в него внесены все изменения и исправления, чтобы не было несовпадений с реальным содержанием. Все формулировки пунктов плана должны быть краткими, но не односложными, и должны выражать смысл, содержательную идею обозначаемого раздела.

 

Введение. Позволяет войти в существо обозначенной темы. Здесь формулируется проблематика темы и связанные с ней вопросы, которые вы намерены рассмотреть в контрольной работе. Во Введении надо определить степень актуальности темы и ваше отношение к избранной теме, а также задачи и цели, которые вы перед собой ставите. Во Введении обосновывается структура работы и избранная последова­тельность изложения. При этом Введение должно быть кратким (не более одной страницы) и не должно подменять основной текст.

 

Основная часть. Не включается в Содержание как раздел. Должна содержать последовательное и достаточно полное изложение материала по теме работы в строгом соответствии с пунктами плана.

Основная часть работы может строиться по концентрической схеме, когда все содержание вращается вокруг единой проб­лемы как центра, который все время удерживается в поле зрения и к которому мысль постоянно возвращается, углубляя и развивая выдвинутые положения. Структура основной части может быть также ступенчатой. В этом случае тема раскры­вается последовательно, от одной проблемы к другой, когда анализ предыдущей проблемы выводит к последующей проблеме и так далее. Наконец, изложение основной части может проходить в историческом ключе, когда прослеживается становление и развитие проблемы и анализируется эволюция взглядов на ее сущность. Каждый раздел (параграф) контрольной работы должен быть логически завершенным, содержать выводы. Разделы работы должны быть логически связаны. Они должны образовывать единое целое и раскрывать тему с достаточной полнотой.

Фундаментом основного содержания работы являются сделан­ные в процессе изучения литературы подготовительные материалы и выписки. Опираясь на эти материалы, следует излагать текст работы своими словами, стремясь к простоте изложения и вместе с тем сохраняя научную стилистику. Следует, по возможности, избегать чрезмерного употребления сложных и малопонятных научных терминов. Используя такие термины, надо с помощью словарей уяснить себе их значение и дать соответствующее пояснение в виде сноски.

Цитаты, выписанные в ходе изучения литературы, надо приводить в том случае, если они являются аргументом или иллюстрацией приводимого вами положения или утверждения. Причем цитата должна быть точной, максимально краткой и ярко доносить смысл высказывания. Цитата всегда приводится в кавычках и обязательно сопровождается сноской внизу страницы, которая указывает на источник. Большие цитаты лучше пересказывать своими словами, разумеется, не теряя и не искажая их смысл. Такие пересказы не требуют кавычек, но в изложении следует упомянуть автора, а внизу дать сноску с указанием источника. Злоупотреблять цитированием не стоит. Надо стремиться к тому, чтобы контрольная работа не превращалась в одну большую цитату, чтобы она имела авторское лицо и демонстрировала действительно самостоя­тельную работу студента. При этом следует помнить, что контрольная работа по философии – это не авторское научное исследование, а учебное задание, где оценивается, насколько обстоятельно и серьезно студент изучил имеющиеся учебные пособия и научную литературу по избранной теме и насколько он понял их содержание.

 

Заключение. Подводится общий итог работы, кратко резюми­руются основные положения и выводы. Полученный результат критически сопоставляется с поставленной задачей, отмечается, какие вопросы были рассмотрены с наибольшей полнотой, а какие не получили достаточного освещения и почему. В Заключении также намечаются перспективы дальнейшей работы над темой. В нем желательно резюмировать имеющиеся в литературе выводы и оценки по излагаемой теме и дать собственную оценку, личное отношение. Объем Заключения не должен превышать одной страницы.

 

Список используемой литературы. Он завершает контрольную работу. Во многом позволяет судить о том, насколько серьезно и глубоко была проработана тема. В этот список включается вся литература, из которой приводятся цитаты и ссылки и которая служит основным материалом для работы. Ни в коем случае нельзя вносить в список книги, которые неизвестны студенту и названия которых он заимствует из каталога библиотеки или из библиографических ссылок, содержащихся в прочитанных книгах. Это расценивается как серьезный недостаток. Не сле­дует также вносить в список книги, которые никак не упомянуты в тексте и которые не использовались при написании данной работы.

Список используемой литературы должен включать не менее трех работ, расположенных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям, если фамилии не указаны перед заглавием книги.

Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть правильно оформлена. Работа должна обяза­тельно иметь следующую структуру: титульный лист, план (Содержание), Введение, озаглавленные разделы основной части в соответствии с пунктами плана, Заключение, Список использованной литературы. Отсутствие даже одного из элемен­тов этой структуры, а также разделов в основной части расценивается как неправильное оформление.

 

Текст контрольной работы можно представить в рукописном или набранном на компьютере и распечатанном виде.

 

Рукописный текст должен быть написан аккуратным и разборчивым почерком, без грамматических и стилистических ошибок, без помарок и зачеркиваний. Рукописный вариант текста отличает то преимущество, что авторство студента имеет зримый, очевидный характер. В рукописном виде работа может быть выполнена в обычной школьной тетради (24 страницы, или 12 листов). Рукописная работа может быть выполнена и на обычных листах бумаги формата А4 с текстом на одной стороне листа. В этом случае объем работы будет приблизительно составлять 17–19 страниц, включая титульный лист и список литературы. Страницы в тетради или на отдельных листах должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляются внизу справа, начиная со второй (первая страница – титульный лист не нумеруется). Страницы должны иметь поля. Каждая страница формата А4 имеет поля слева, сверху и снизу – 25 мм, справа – 15 мм. В том случае, если в школьной тетради нет типографских полей, их следует соблюдать в соответствии с указанными размерами. Все абзацы в рукописном тексте должны начинаться с красной строки. Работа, выполненная на отдельных листах, должна быть скреплена или сшита с левой стороны.

 

Текст, набранный на компьютере и распечатанный на прин­тере, должен соответствовать следующим основным пара­метрам. Текст распечатывается на листах формата А4. Верхнее и нижнее поля страницы составляют 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см. Следует выбрать шрифт «Times New Roman, обычный» и установить размер шрифта – 14. Межстроч­ный интервал – полуторный. Выравнивание текста устанав­ливают «по ширине страницы». Для первой строки абзаца устанавливается отступ. Текст набирается с расстановкой переносов. Номера страниц устанавливаются внизу. Первая страница (титульный лист) номера не имеет. Названия разделов набираются прописными (заглавными) буквами полужирным шрифтом по центру строки. Листы работы должны быть скреплены или сшиты с левой стороны. Объем контрольной рабо­ты, набранной на компьютере, должен составлять 14–16 страниц текста, включая титульный лист и список исполь­зованной литературы.

Титульный лист. Контрольная работа начинается с титульного листа. Это первая страница работы, ее лицо. На титульном листе надо указать:

• название учебного заведения – Чувашский государственный педагогический университет;

• название кафедры – кафедра философии и права;

• название дисциплины и характер работы – контрольная работа по философии;

• полное наименование избранной темы (заглавными буквами,

без кавычек и точки в конце);

• фамилию, имя, отчество автора работы в именительном падеже;

• факультет, специальность и шифр (номер студенческого билета или зачетной книжки);

• город и год написания работы.

 

Содержание оформляется на отдельной странице. Это вторая страница вашей работы. Текст Содержания следует располагать ближе к центру страницы, отступив от верхних полей на несколько строк. Заголовок «Содержание» надо писать без кавычек и точки в конце, по центру строки, прописными (заглавными) буквами и в компьютерном наборе выделить полужирным шрифтом. В Содержании должны быть последо­вательно перечислены все части работы: Введение, заголовки разделов основной части текста, Заключение, Список исполь­зованной литературы. Заголовки разделов основной части нумеруются арабскими цифрами. Введение, Заключение, Список литературы стоят в Содержании как пункты без номера. Напротив каждого пункта Содержания, справа, ставится номер соответствующей страницы текста.

 

Список используемой литературы оформляется в соответ­ствии с принятыми библиографическими правилами. Заголовок «Список используемой литературы» надо писать без кавычек и точки в конце, по центру строки, прописными (заглавными) буквами и в компьютерном наборе выделить полужирным шрифтом. Литература перечисляется без порядковой нумерации в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям, если фамилии не указаны перед заглавием книги. Данные о книге желательно приводить на основе библиографического описания, которое расположено на обороте титульного листа или в конце книги.

Информация о литературе в «Списке используемой лите­ратуры» включает фамилию и инициалы автора, полное название работы без кавычек, место издания, год издания. В полном библиографическом описании указывают также назва­ние издательства и объем книги. Эти данные имеют факуль­тативный статус. В случае затруднения, название издательства и объем книги можно не приводить, но при этом надо соблюдать единообразие в оформлении всего Списка. Если учебник или монография написаны коллективом авторов, то после названия книги указывают фамилию редактора или первого из авторов. Статьи из журналов и сборников также ставятся в алфавитном порядке по фамилии автора, а сам сборник или журнал указы­вается после названия статьи и отделяется от него двумя косыми чертами. Например:

Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.

Основы современной философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. М. Н. Росенко. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 319–344.

Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8. – С.113–123.

 

Цитаты и ссылки. Все цитаты в тексте помещаются в кавычки. Источник, откуда берется цитата, приводится пересказ или на который делается ссылка, указывается в подстрочном примечании. В конце цита­ты, пересказа, ссылки указывается порядковый номер в верхнем индексе строки. Этот порядковый номер является номером снос­ки (примечания), которая располагается внизу страницы под основным текстом и отделена от него горизонтальной чертой. Нумерация сносок может быть постраничной (на следующей странице нумерация начинается заново) или сквозной, прохо­дящей последовательно через весь текст.

В сноске приводятся фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, страницы, откуда берется цитата, которые пересказываются или на которые ссылаются. Напри­мер: Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М., 2003. – С. 67.

Если на одной странице вашей работы имеется подряд несколько ссылок на одну и ту же книгу, то последующие сноски на этой странице оформляются сокращенно: Там же. – С. 74.

Если в контрольной работе используется только одна книга данного автора, то последующие ссылки на нее можно оформить так: Кузнецов В. Н. Указ. соч. – С. 149.

Нельзя давать прямую сноску, если цитата приводится не из первоисточника, а из другой прочитанной студентом книги. В случае такого двойного цитирования надо делать сноску на ту книгу, откуда эта цитата или ссылка была заимствована. Для этого используют сокращение «Цит. по:» Цит. по: Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М., 2003. – С. 150.

Если в работе есть ссылки на сайты Интернета, то адрес электронной страницы тоже может быть указан в сноске. Кроме библиографических сносок, в работе под той же порядковой нумерацией могут быть авторские сноски, например, пояснения терминов или комментарии. Список литературы в конце работы не отменяет необходимость постраничных сносок в тексте. Несоблюдение правил постраничных сносок является причиной, по которой работа может быть не зачтена.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных