Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Quot;Быт" и "правительственное начало".
Социальный порядок имеет несколько оснований, которые выражаются в некоторых моделях, образах, метафорах. Далее мы их рассмотрим более подробно, а здесь только упомянем некоторые исходные образы-модели. Во-первых, социальный порядок может быть представлен по модели семьи. Отношения упорядоченности в семье предстают моделью упорядоченных отношений вообще. (См., например, представления об истоках социального порядка у Ч.Дарвина). Во-вторых, социальный порядок может быть представлен по модели государства. То есть государство дает в развитом виде такую систему отношений, которая в зародыше уже существует в самых элементарных прото-социальных отношениях. Сопоставление этих двух моделей социального порядка мы находим у С.М.Соловьева: "Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, обособленного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней Средней и Южной России. Здесь главный вопрос... состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами..., как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала - непосредственно и посредством другого начала - дружины, и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда" [5]. Модель семейных отношений выражается у С.М.Солвьева словом "быт", модель государства - словосочетанием "правительственное начало". Аналогичным образом это же разделение, но в иных терминах и в другой традиции предстает у Ханны Арендт как противопоставление приватного и публичного. Быт и приватное осмысляется как повседневное, как обыденность. Повседневность в свою очередь связана с "очевидностью", "банальностью" и даже с "пошлостью". В связи с этим можно вспомнить о мещанстве, бюргерстве, третьем сословии, филистерстве, буржуазности и т.п., которые персонифицирует быт и повседневность, а правительственное начало представляется как публичное и официальное, как отчужденное и казенное, как безличная и бездушная власть машинообразной бюрократии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|