Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние фактора фигуры в действии установки, % случаев 2 страница





Человек как предмет познания

Это означает между прочим, что в эмпирических исследованиях современных пси­хологов, несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут опреде­ленный уровень объективного понимания личности в системе социальных связей и от­ношений, начиная от связей в малых группах и коллективах и кончая целыми куль­турами, обществами, эпохами. Если оценивать общее положение теории личности в зарубежной социологии, социальной психологии и психологии, то необходимо при­знать, что субъективистские концепции (психоаналитические и т. п.) все меньше ис­пользуются в качестве рабочих принципов в конкретных исследованиях личности. Идея социальных взаимозависимостей как основы динамической структуры лично­сти приобрела общее значение для различных направлений социологической и психо­логической теории личности. Однако в самом понимании этих взаимозависимостей, конечно, имеются коренные различия, так как для многих буржуазных ученых харак­терны абстрактно-социологические и индивидуалистические концепции.

В советской социологии имеются различные толкования соотнесенности понятий «личность—человек». Нам особенно близка точка зрения В'. П. Тугаринова, который пишет следующее: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства... свойство быть личностью присуще человеку не как биологи­ческому существу, а как социальному существу, т. е. общественно-историческому чело­веку, как совокупности общественных отношений»6.

В ряде своих интересных работ по социологии личности И. С. Кон подчеркивает ведущее значение понятия «личность» среди других определений человека. Так, на­пример, он указывает, что «понятие личности обозначает целостного человека в един­стве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ро­лей)... Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание — продукт обще­ственного развития»7.

Несомненно, что подлинно научное исследование личности может быть построе­но лишь на основе исторического материализма и понимания исторически-классовой сущности ее развития. Примечательно, что объективный ход эмпирических исследо­ваний статуса личности приводит ученых к определению зависимостей личности от ее социально-экономического положения в обществе и политической организации го­сударства, но это определение носит эмпирический характер, нередко противореча­щий основным теоретическим положениям.

В современной науке накоплен значительный материал к характеристике соци­альных ситуаций развития личности в условиях капиталистической и социалистиче­ской формаций, предвоенных лет, в годы второй мировой войны — в ситуациях побед и поражения фашизма, движения сопротивления, возникновения мировой системы социализма, распада колониальных империй и т. д. В будущем этот материал, вероят-нер — США), психология людей в малых группах (Г. Г и б ш — ГДР). Па других симпозиумах рассматри­вались некоторые специальные проблемы психологии, имеющие значение для теории личности, но так­же в этом направлении, например: мотивы и сознание человека (Ж. Нюттен — Бельгия), психологиче­ские проблемы человека в космосе (В. В. Парин — СССР). На специальном заседании «Вопросы психо­логии личности» (организатор А. Левицкий — Польша) из 11 докладов большинство было посвящено психологии общения, социальной перцепции, соотношению социальных и индивидуальных категорий. 6 Тугаринов В. П. Личность и о б щ е с т в о. — М: М ы с л ь, 1 9 6 5. — С. 42-43. ' \Кон И. С]. Личность в философии и социологии // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 196.


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

но, будет использован для сравнительно-исторического анализа и определения веса того или иного фактора (экономического, политического и т. д.) в социальных ситуа­циях развития личности XX в.

В зависимости от социально-экономической формации (социалистической или капиталистической) в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни — комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, поли-, тических, правовых, идеологических, социально-психологических и т. д.). В этот ком­плекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребле­ния, социальные институции, средства массовой коммуникации и сами люди, объеди­ненные в различные общности. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности.

, Создание собственной среды, благоприятной для развития, требует многих лет напряженной деятельности человека во многих социальных ситуациях (экономичес­ких, политических, идеологических, социально-психологических). Типология подоб­ных ситуаций еще не разработана, но оснований для постановки такого вопроса доста­точно, особенно для исследования влияния политических или социально-психологи­ческих ситуаций на развитие личности. Статус и позиция личности представляются более изменчивыми и подвижными в связи с изменениями различных социальных ситуаций развития личности.

Для полной характеристики такой ситуации необходимы и демографические дан­ные, которые используются (хотя и недостаточно) для исследования некоторых мо­ментов общественного развития8, но редко привлекаются к характеристике социаль­ной ситуации развития личности. Эти материалы не используются даже тогда, когда они были бы непосредственно полезны для характеристики условий общественного развития человека.

Вероятно, таким случаем является воображаемая ситуация А. Пьерона, построен­ная с целью показать значение преемственной связи поколений в духовном развитии человечества и человека. Воображаемую трагическую ситуацию А. Пьерона удачно использовал А. Н. Леонтьев для иллюстрации своих идей о процессе психического развития ребенка посредством присвоения общественного опыта9. К счастью для че-8 См. раздел «Социальная демография и социальная структура» (особенно главу 14 — «Социология демо­графического поведения», написанную К. Дэвисом) в книге «Социология сегодня. Проблемы и перспек­тивы» (М.: Прогресс», 1965). См. также статьи: Урлапис Б. Ц. Увеличение продолжительности жизни в СССР // Социальные исслед.: Сб. — М.: Наука, 1965; Его же. Продолжительность жизни женщин и муж­чин // Социология в СССР: Сб. — Т. 2. — М.: Мысль, 1966; Баталина Т. С. Роль демографической стати­стики в изучении населения // Человек И общество: Сб. — Вып. 1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966; Проблемы демо­графической статистики: Сб. — М.: Наука, 1966. — Особо следует выделить новейший «Курс демографии» под общей редакцией А. Я. Боярского (М.: Статистика, 1967), в котором рассмотрены демографические закономерности, в том числе взаимосвязь демографических явлений, современные демографические си­туации и другие проблемы, важные для социологии и социальной психологии. 9 «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история чело­вечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы. физически существовать, но их некому было бы раскрывать для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались непрочи­танными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. Движение истории не­возможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е. изд. — М.: Мысль, 1965. — С. 409-410).


Человек как предмет познания

ловечества, такая ситуация вымышлена. Однако для исторического развития суще­ственно соотношение поколений, та или иная пропорциональная соразмерность их в социально-экономическом и культурном развитии данного общества, в структуре на­родонаселения.

Историческая и социологическая проблема поколений является вместе с тем де­мографической проблемой возрастных групп и когорт в структуре народонаселения10. Исследование этих проблем позволяет углубить представление о социальной ситуа­ции развития личности в определенный момент исторического времени. Дело в том, что структура народонаселения выражает качественное и количественное отношения между поколениями и соответственно вероятностный характер социальных связей лич­ности с собственным поколением и другими — младшими и старшими11.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее жи­вого движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствитель­ный индикатор социальных связей личности — ее связь с современностью, с главны­ми социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей с людьми своего класса, общественного слоя, про­фессии и т. д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе форми­ровалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий, о которых младшие будут знать лишь из преданий, литературы и т. д. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда я в л я е т с я важной характеристикой конкретной лич­ности.

Не менее важным является и способ взаимодействия поколений в данном обще­стве или его системе воспитания. Конфликт между поколениями в буржуазном обще­стве, единство поколений в социалистическом обществе, несмотря на наличие различ­ных мотиваций и ценностных ориентации, весьма существенны для характеристики социальных ситуаций развития личности. В нашей системе воспитания, как неодно­кратно подчеркивал А. С. Макаренко, принципиальное значение имеет межвозраст­ная структура школьного коллектива. Вообще в структуре любого коллектива долж­но быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения вы­соких потенций развития и жизненного опыта. Для проектирования таких социальных пропорций в определенных макро- и микрогруппах общества необходимо знание де­мографических сдвигов в развитии структуры народонаселения.

В результате войн образуются «ямы» в демографических пирамидах, поскольку высокая смертность молодых мужчин резко нарушает соотношение возрастов и огра­ничивает воспроизводство населения. Но кроме таких катастрофически образовав-10 Крупнейший советский демограф Б. Урланис так образно описывает соотношение поколений: «Все на­селение страны с этой точки зрения можно рассматривать как "слоеный пирог". В каждом случае слоем будет поколение родившихся в определенном году. Среди этих слоев самый низкий — новорожденные и "сосунки". За ними идут "ползунки" и "прыгунки". Потом — первоклассники, старшеклассники, а затем уже рабочие и колхозники, которые своим трудом на полях и заводах кормят себя, всех детей и старших. В верхних ярусах этих слоев находятся пенсионеры, уже отработавшие своп век» (Урланис Б. Этюд о возрасте // Неделя. — 1966. — № 40. — С. 8). 11 В примечании к цитируемой выше статье Б. Урланис пишет: «Понятие "поколение" имеет еще и Другой смысл. Под поколением понимается часто интервал времени между возрастом родителей и их детей. С этой точки зрения говорят о длине поколений и измеряют ее в виде определенного числа лет».


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

шихся демографических «ям», существует тенденция постарения населения, отмечае­мая демографами многих экономически развитых стран за последнее десятилетие. Об этом свидетельствуют, например, сравнительно-демографические данные Франции (табл. 38)12.

Таблица 38

Распределение населения Франции на три крупные возрастные группы с 1775 по 1959 г., %

 

Возраст, полных лет 1775 г. 1851 г. 1901 г. ! 1946 г. 1959 г.
0-19 20-59 60 и старше 42,8 49,9 7,3 38,5 51,3 10,2 34,3 52,7 13,0 29,5 54,5 16,0 31,8 51,6 16,6
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сравнительно с 1775 г. к 1959 г. образовалась устойчивая тенденция постарения народонаселения и уменьшения общей массы младшей из возрастных групп.

Историческая демография поучительна в сопоставлении сдвигов возрастной структуры населения в различные эпохи общественного развития одной и той же стра­ны. Не менее показательны для характеристики одной и той же эпохи и культурного развития различных стран данные сравнительной демографии (когда переписи про­водятся примерно в общие сроки).

В этом отношении весьма интересны статистические данные по переписям 1945— 1954 гг., проводившимся для определения грамотности в ряде капиталистических стран13. Из этих данных легко усмотреть, что тенденции постарения в странах Запад­ной Европы противостоит противоположная тенденция омолаживания населения за счет высокой рождаемости и вместе с тем высокой смертности людей старших возра­стов в развивающихся странах. Так, например, если в Бельгии детей до 10-летнего возраста насчитывалось всего 13,3 % от общего населения, то в Бразилии, Таиланде, Коста-Рике — 30,0 %и, К старшей возрастной группе (45 лет и выше), напротив, в Бельгии относится 36,3 % населения, в Бразилии — 17,7 %, в Таиланде — 14 %, в Ко­ста-Рике — 13 %. Это значит, что если в Бельгии на 1 ребенка приходится почти 3 по­жилых и старых человека, то в Коста-Рике, например, на 1 пожилого или старого че­ловека приходится более 2 детей. Условия передачи опыта и воспитания в этих случа­ях противоположны. Взаимодействие поколений и передача опыта оказываются весьма различными в разных странах в зависимости от уровня общественно-экономи­ческого и культурного развития.

12 Пресса Р. Народонаселение и его изучение. — М.: Статистика, 1966. — С. 271.

13 Таблицы из «Demographic Yearbook» (1955) приведены в приложении к кн.: Валентей Д. И. Реакцион­
ные теории народонаселения. — М.: Соцэкгиз, 1963.

14 В новейшем «Демократическом ежегоднике ООН» (1967) сообщается, «что в развивающихся странах
41 процент жителей приходится на возрастную группу до 15 лет, тогда как в развитых странах к этой
возрастной группе относится лишь 28 процентов населения» (Земля людей // За рубежом. — 1968. —
№ 3. - С. 4).


Человек как предмет познания

Как видим, вместо воображаемой ситуации А. Пьерона можно представить реаль­ные демографические ситуации, в которых нарушается соразмерность возрастных групп и существенно изменяется масса каждого из поколений.

Статистический анализ рождаемости, смертности, естественного прироста и сред­ней продолжительности жизни довольно точно диагностирует достигнутый данным обществом уровень благосостояния и влияние его на развитие личности. Существую­щая в демографии традиция определения возрастных контингентов как возрастной структуры народонаселения имеет важное значение для определения состояния чело­веческих резервов и ресурсов страны.

В СССР, несмотря на большие потери людских ресурсов во время второй миро­вой войны, соотношение между численностью населения в детском, трудоспособном и пожилом возрастах иное, нежели, например, в Англии и США.

В. Г. Подъячих приводит сравнительные данные переписей, из которых видно, что людей до 16 лет в С С С Р — 30,4 %, в США — 28,3 %, а в Англии — 25,1 %; людей же в возрасте 65 лет и старше в Англии - 10,9 %, в США - 8,1 %, в СССР - 6,2 %. По пере­писи 1959 г., в СССР почти 3/4 всего населения составляют лица, родившиеся после Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с тем показатели долго­летия становятся все более внушительными. По переписи 1959 г. и последующим кон­трольным обследованиям было установлено, что в СССР проживает 21 708 человек в возрасте 100 лет и старше, в том числе 17 272 человека — в сельских местностях и 4436 человек — в городах. Однако по последним демографическим прогнозам в ближайшие десятилетия в нашей стране ожидается увеличение численности пожилых возраст­ных групп, как, это видно из нижеприводимой табл. 3915.

Таблица 39 Ожидаемый возрастной состав населения

 

 

Возраст, лет 1959 г., Через 10 лет Через 20 лет
перепись а б а ‹ б
  м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж.
0-14 15-59 60 + Итого 22,4 71,5 6,1 100 18,8 71,3 9,9 100 23,2 67,2 9,6 100 19,2 65,4 15,4 100 23,1 66,7 10,2 100 18,9 65,5 15,6 100 18,9 68,9 12,2 100 15 В 63,8 20,4 100 18,6 67,7 13,7 100 15,3 63,3 21,4 100

В этих расчетах обращает на себя внимание ожидаемое изменение в соотношении численности мужчин и женщин в разных возрастных группах, что должно сказаться на условиях последующего развития брака и семьи, общественного и семейного вос­питания, обеспечения рабочей силой различных профессий и т. д. Очевидно, что де­мографический прогноз имеет существенное значение для социального планирова­ния и проектирования личности, поскольку социально-демографическая ситуация ее развития определяет статус личности.

15 Бедный М. С. О расчетах будущей численности населения с учетом предполагаемой смертности // Пробл. демографич. статистики: Сб.. — М: Наука, 1966. — С. 261.


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде", и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни се­мьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создается жизненный стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стаби­лизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности.

С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится соб­ственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Сочетание черт относительной устойчивости и преобразований в связи с развити­ем всего общества характерно для статуса. Положение личности в обществе определя­ется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р. Линтона, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некото­рую идеальную схему положения личности в обществе.

С. Н. Тимашев пишет, что «статус есть позиция в определенной схеме, это просто собрание прав и обязанностей»16. Рассматривая определения статуса как собрания прав и обязанностей (Т. Сабин), позиции личности в социальной структуре, которая может быть отнесена к высшему или низшему рангу (Т. Парсонс, Р. Парк), Е. С. Кузь­мин замечает, что «основное содержание этого понятия носит сугубо социальный ха­рактер и связано с должностью, правами и обязанностями личности»17.

Наиболее важной для американской буржуазной социологии оказалась такая ха­рактеристика статуса, как его устойчивость, являющаяся переменной положения че­ловека в обществе (сравнительно с другими людьми того же самого общества). Посте­пенное становление прочности статуса обозначается как кристаллизация статуса по критериям, типичным для «американского образа жизни»: род занятий, величина до­хода, уровень образования и этническая принадлежность. По каждому из них может сложиться соответствующий частичный статус. Из соотношения этих статусов выво­дят общий профиль статуса, причем величина дохода и этническая принадлежность имеют определяющее значение для положения личности в современном американ­ском буржуазном обществе. В качестве привходящей переменной используется фак­тор осознания человеком собственного статуса и степени его устойчивости. Л. Брум пишет по этому поводу следующее: «Лица, проявляющие некий обусловленный про­филь неустойчивости статусов и в известной мере сознающие эту неустойчивость, об­наружат строго определенные установки или виды поведения. Хотя напрашивается предположение, что устойчивость и неустойчивость сказывается на поведении, следует

16 Тимашев С. Н. Развитие социологии права и ее сфера //' Беккер Г., Бесков А. Современная социологиче­
ская теория. - М.: ИЛ, 1961. - С. 505.

17 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: Изд. ЛГУ, 1967. — С. 121.


Человек как предмет познания

однако, признать, что многие люди ведут замкнутую в четырех стенах жизнь, не имеют представления о неустойчивости собственных статусов и никак не реагируют на нее»18.

Статус личности как бы «задан» сложившейся системой общественных отноше­ний, социальных образований, объективно определяющих «место» личности в соци­альной структуре. Понятие статуса личности может быть дополнено понятием пози­ции личности, характеризующим субъективную, деятельную сторону положения лич­ности в этой структуре. И. С. Кон, объединяющий эти понятия, пишет следующее: «Социальное положение (позиция) индивида — его место в определенной конкретной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель — профессиональная позиция, отец — семей­ная, партгруппорг — общественно-политическая), различающихся но своему значе­нию, определенности и другим признакам»19.

Многообразные позиции личности, сочетающие объективные и субъективные ее характеристики, строятся на основе ее статуса, но могут его преобразовать или, напро­тив, закрепить в зависимости от эффектов деятельности.

^Статус личности объективен и осознается ею частично или целостно, инадекватно или адекватно, пассивно или активно (человек или приспосабливается к нему, сопро­тивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права). Однако как в осознании статуса, так и в самом объективном существовании статуса личности буржуазные социологи не хотят видеть производных от классовой сущности американского общества феноменов. В качестве основных принципов диф­ференциации этого общества взамен классов, якобы не существующих в нем, предла­гаются: а) общественные слои (страты), весьма подвижные и вариабельные в зависи­мости от продвижения личности и групп по социальной лестнице; б) уровень доходов. Примечательно, что наиболее устойчивым признаком слоя оказывается, если верить такой дифференциации, признак этнический.

Существование подвижных общественных слоев вполне возможно в нашу эпоху, полную динамизма, однако эти слои представляют дифференциацию класса в классо­вом обществе и определяются в конечном счете не этническими, а экономическими факторами, с которыми связаны политические, правовые, идеологические, социаль­но-психологические характеристики общества и личности.

Научное исследование статуса личности должно включать изучение реального экономического положения (имущественную характеристику, общий заработок семьи, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребле­ния), политически-правового положения как определенного баланса прав и обязанно­стей гражданина20, члена организации макро- и микроколлективов, трудовой про- 18 Брум Л. Социальная дифференциация и стратификация // Социология сегодня. Проблемы и перспек­тивы. - М: Прогресс, 1965. - С. 480.

19 Кои И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — С. 23.

20 Права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучаемое юридическими науками, значение ко­
торых для теории личности все еще недооценивается. Определение оптимального соотношения между
правами личности и ее обязанностями в социалистическом обществе составляет важную задачу всех об­
щественных наук, включая юридические с их теорией правового статуса советского гражданина. По опре­
делению М. С. Строговича, «правовой статус гражданина — это его правовое положение в социалистиче-
с к о м государстве и обществе. Субъективные права гражданина — это составная часть е г о правового стату­
са, другой частью этого статуса являются правовые обязанности советского гражданина» (Строгович М. С.
Основные вопросы советской социалистической законности. — М: Наука, 1966. — С. 176).


Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

фессиональной характеристики (положения человека в системе квалификаций, специ­альностей, объема труда и трудоспособности человека), образовательного статуса, положения семьи данного человека и положения личности в своей семье. Нацио­нальные, религиозные и другие особенности человека должны учитываться в связи с общей структурой данного общества (однородного или неоднородного в националь­ном отношении), наличием или отсутствием господствующей религии, наличием или отсутствием прав личности на атеизм и т. д.

Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее соци­альных функций — ролей, которые рассматриваются вообще как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе. Не в меньшей сте­пени статус личности, сходный со статусами одних и противоположный статусам других людей в микросреде и более крупных общественных образованиях, имеет значение для формирования осознания и переживания человеком общности с другими людьми, гене­зиса коллективных начал поведения и чувства «Мы», идентифицируемого с определени­ями этой общности как «Мое—наше». Вместе с тем, как убедительно показано Б. Ф. Пор-шневым21, такие состояния общности исторически были связаны с обособлением данной общности и противопоставлением ее всему остальному («Мы—они»).

Именно общности, а не отдельные личности являются субъектами общественных отношений. А. В. Дроздов имеет основание утверждать, что «социально-исторические общности являются субъектами общественных отношений»22. Он пишет, что «возник­новение и существование социальных общностей определяющим образом влияет на отношения между отдельными людьми, увеличивает объем (число) их связей, обога­щает содержание человека как системы (совокупности) общественных отношений. Человек и его связи оказываются более многогранными, он становится фокусом отно­шений различного уровня, общности и качества»22.

Научная разработка этой важной проблемы теории личности лишь начинается, причем ее исследование, конечно, возможно только комплексным путем, поскольку статус личности, по существу говоря, не только положение личности в обществе, но и основа ее образа жизни, совокупности тех обстоятельств жизни и событий, которые детерминируют ее деятельность и преобразуются в процессе этой деятельности.

Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятель­ности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие ком­поненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписыва­емыми этой ролью, — общественной функцией человека в данной ситуации24.

Профессионально-трудовая деятельность всегда осуществляется совместно с тем или иным общественным поведением, которое оказывает определенное регулирующее влияние на развитие этой деятельности.

21 Поршпев Б. Ф. История и социальная психология. — М: Мысль, 1965.

22 Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966. — С. 115.

23 Там ж е. - С. 117.

24 Для социологической и социально-психологической разработки этой проблемы весьма полезны неко­
торые понятия из области общей теории права и государства. Мы имеем в виду понятия субъективное


Человек как предмет познания

2. Общественные функции — роли и ценностные ориентации личности

Изучение личности начинается с определения ее статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупный эффект социальных ситуаций развития, как объект воздействия различных социальных структур и исторических процессов. Однако уже при изучении статуса личности обнаруживается, что по мере ее формирования и раз­вития возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности (класса, слоя, группы), к которой она принадлежит. Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных