Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кит №3. Жанр как метод




 

Два этапа творческого процесса пройдено: предмет выбран, задача осознана, на очереди поиски способа ее решения. Но связь между предметом и функцией уже определила жанр; следовательно, «порядок осмотра мира» уже установлен.

Каждому жанру соответствует свой метод работы с информацией. Значит, жанр может подсказать, как надо действовать.

Не «кому звонить»!

Не «как добраться до места события»!

Не «что за чем писать»!

 

Нет, жанр подскажет только одно – какую познавательную операцию принять за основу.

Например, если тема – событийная, задача – показать, как это происходит, то жанр – репортаж, а метод работы в этом жанре – наблюдение.

Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее). А лучший путь к этому результату – опять-таки наблюдение! Проверено опытом множества репортеров.

Знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативности. На самостоятельную разведку лучших путей уходят годы, и в результате чаще всего изобретается велосипед... Нет, выгоднее пораньше начать изучение жанров, причем изучать их именно как методы, как технологии умственной работы.

С информационными жанрами, предназначенными для новостного материала, проще – им соответствует наиболее освоенные способы собирания информации:

ü наблюдение,

ü расспрашивание,

ü чтение документов.

 

Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции:

ü индукцию и дедукцию,

ü установление причинно-следственных связей,

ü анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности,

ü соотнесение общего с частным...

 

Эти жанры рассчитаны на проведение исследовательских работ: с их помощью:

ü ставятся и решаются проблемы,

ü выясняются отношения между личным и общественным,

ü даются оценки продукции духовного творчества,

ü осуществляется социальное прогнозирование и т.д.

 

Еще одна группа жанров даже выделится именно в связи со спецификой метода. В нее входят жанры художественно-публицистические, то есть такие, которые решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. К этой группе относятся очерки, зарисовки, жанры сатиры.

Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.

Попробуем осуществить это на практике.

Возьмем одну из самых острых тем нашего времени – тему детской беспризорности. Задача – узнать, что думают об этом педагог, добившийся высоких результатов в работе с беспризорными детьми. Раз нам нужно мнение авторитетного человека, значит, жанр – интервью. Метод: подготовить вопросы и побеседовать.

С кем побеседовать? Педагогов, имеющих значительные успехи в интересующем нас деле, к сожалению, пока мало. И они уже все на виду, о них писали, их интервьюировали... Перебираем возможные «ходы». Педагог в милицейской форме? Было. Педагог в рясе, священник? Совсем недавно коллега из другой газеты нашел, обскакал... Зарубежная знаменитость? Трудно добраться... Кстати! Говорят, зарубежные светила до сих пор изучают опыт нашего Макаренко. И находят много ценного для современности... А почему бы не задать наши больные вопросы тому же Антону Семеновичу? Лично с ним не пообщаешься, поскольку он давно умер, но ведь остались целые тома статей, лекций, писем и даже «Педагогическая поэма»! И там наверняка не одно только социалистическое воспитание, там, возможно, есть и ответы на наши вопросы... Ответы, конечно, для другой, минувшей эпохи, однако не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое! Тут тебе, дорогой читатель, и новость, и польза, и удовольствие от неожиданного решения темы...

Итак, способ решения задачи все тот же – интервьюирование, задавание вопросов и получение ответов. Но с поправкой на оригинальный авторский «ход»: путем изучения (литературных) документов.

Как видно, верность методу не лишает журналиста свободы действий. Знание жанра даже определенным образом стимулирует попытки самостоятельно найти лучший для конкретного случая вариант, потому что указывает направление поисков.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных