ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Большой жанр. Макрожанр
Какую информационную задачу ставят перед собой общественно-политические газеты? Речь может идти, скорее всего, о совокупности многих функций, некоторые из них выделяются как главные. В соответствии с этим газета имеет свой набор наиболее употребительных жанров. У одной газеты в этом наборе преобладают информационные жанры, у другой – аналитические, третья стремится к всестороннему отражению и осмыслению действительности и расширяет жанровый диапазон до максимума. Устойчивый набор жанров служит одной из важнейших характеристик типа конкретного издания. Когда же речь идет об общественно-политических газетах вообще, о единой для них информационной задаче, типологической характеристикой оказывается уже не сумма отдельных жанров, а макрожанр. В целом общественно-политическая газета стремится наиболее полно информировать читателей о состоянии социума, сложить из событий и фактов – картину окружающей действительности. И, поскольку читателю нужно в этой действительности ориентироваться, действовать, принимать решения, газета должна представлять общественную жизнь в движении, указывать читателю определенное направление. Тогда, если предметом оказывается разносторонняя, объемная совокупность событий, фактов, мнений, явлений действительности, а функцией – формирование на этой основе картины жизни общества (в данном масштабе пространства и времени), определение тенденций развития, социальное прогнозирование – то получается, что газета делается в жанре обзора или обозрения. И чем ближе к обозрению, тем газета качественнее. В такой газете в качестве ключевых фигур журналистской «труппы» выделяются обозреватели, комментаторы, колумнисты, а секретариат занимается планированием и прогнозированием номеров гораздо больше, чем, скажем, дизайном или связями с полиграфией. Есть газеты бульварные, предлагающие читателю много разной информации не для ориентации в «мире сегодня», а для развлечения, щекотания нервов, привязывания к мелочам жизни и т.п. Такая газета может представлять собой одну большую сплетню, бесконечную «мыльную оперу» с постоянными персонажами – знаменитостями... Макрожанр у такого издания тоже есть, но не газетный, потому что чаще всего в подобных случаях притворяется газетой одна из более примитивных догазетных форм распространения массовой информации: «книжка (сборник) новостей» (news books), либо рыночный листок. Впрочем, читатели таких изданий считают себя вполне и хорошо информированными «обо всем» и не знают, кто и когда назвал их «глотателями пустот». Для более образованного и интересующегося общественной жизнью читателя газета стремится приблизиться по «макрожанру» к чистому обозрению, то есть представить максимум фактологической, новостной информации без открытой интерпретации, сводя аналитику к выстраиванию связей между фактами, явлениями, проблемами дня – с тем, чтобы читатель, двигаясь по обозначенным направлениям, обнаруживал тенденции развития общества, был сам себе обозревателем. Такой читатель просматривает (обозревает!) свежий номер газеты не просто в поисках отдельных интересных текстов. Выделяя наиболее важные, значительные новости и просто свои любимые рубрики, он одновременно схватывает и содержание газеты в целом. Ему не безразличен тип газеты, а значит, и ее макрожанр. А для журналиста типом газеты обусловливается возможность писать в одних жанрах и очень редко обращаться к другим. От типа газеты зависит также выбор между «парными» жанрами, имеющими сходные предметно-функциональные характеристики, но рассматривающими предмет в различных масштабах – между очерком и зарисовкой, рецензией и аннотацией, обозрением и обзором, фельетоном и сатирической репликой, информационной корреспонденцией и заметкой.
Работать преимущественно с более лаконичными или, наоборот, с более масштабными жанрами – решает «большой» жанр всей газеты в целом. Основных публицистических жанров, включенных в учебники, около двух десятков. Плюс всевозможные их виды и гибриды, в том числе «штучные» – бесчисленное множество! Но и это еще далеко не все жанры, которые встречаются в газетах. Добавим вполне журналистские жанры фотографии (портрет, репортаж, фотообвинение...) и публицистической графики (карикатура, плакат). И увидим, что в газете есть еще много текстов, не относящихся к продуктам журналистского творчества. На первых полосах встречается официальные документы – закон, указ, решения городской думы; на последних – материалы развлекательные, игровые, кроссворды и ребусы. А в самом конце номера – некролог. Для всего свои формы изложения. Собственную группу жанров, текстовых и изобразительных, приводит на газетные полосы реклама. У информационно-справочных рубрик – свои жанры: рецепты, полезные советы, лунные календари для садоводов... На литературных страницах – стихотворения, рассказы, пародии, повести и романы с продолжением, жанры критики и библиографии. И в собственных жанрах выступает наука (в основном, гуманитарная), политика, философия, религия... «Продукция» практически всех форм общественного сознания, попадая в поток журналистской информации, тоже становится явлением журналистики и оказывает влияние на публицистическую часть содержания газеты. Притом по-разному влияют на строение и стиль собственно журналистских текстов соседство философского эссе и соседство астрологического прогноза. Нежелательным, например, считается влияние на публицистику со стороны официально-документальных текстов. Государственные документы и высказывания чиновников, управленцев всех рангов служат для прессы одним из основных источников информации. Не все газеты переосмысливают и пересказывают эти сведения на общелитературном языке. При низкой квалификации журналистов и при высокой нагрузке (в строчках) велик соблазн принести официальный документ на полосу в почти не измененном виде, выдать справку за информационную корреспонденцию, доклад за моноинтервью, протокол за проблемный отчет... С ростом образованности читательской аудитории усиливалось влияние на публицистику со стороны науки, выступающей в своих, но родственных публицистике жанрах: теоретическая статья, обзор, исторический очерк и т.п. Вторая половина 80-х гг. вообще оказалась временем «докторской» публицистики – самыми читаемыми авторами тогда доктора исторических, экономических, философских наук. Журнальные публикации Г.Л..., Н. Шмелева, Т. Заславской, Л. Абалкина и других служили примером, задавали тон и газетной публицистике! А в начале 90-х гг. науку резко потеснила религия (жанров множество – от пасторского послания и богословского трактата до проповеди и церковного календаря и оккультизм (заговоры, гороскопы, пророчества магов и экстрасенсов). Массовое сознание как бы попятилось назад, к боле архаичным формам, при этом не мог не измениться общий «порядок осмотра мира». Очень заметны изменения... в пользу беспорядка. В журналистику хлынуло взбаламученное общинное сознание, где смешиваются, приспосабливаясь к возможностям и потребностям улицы, пережеванные сведения из СМИ, древние суеверия, житейские подробности, сплетни, слухи, обрывки городского фольклора... Пришли устные жанры – анекдот, читательский «рассказ-быль» («случаи из жизни» собирают и публикуют сейчас очень многие местные газеты. Крупные издания, претендующие на статус качественных, в течение двух-трех лет отдавали тому хаотичному, пронизанному иронией стилю повествования (и мышления!), который называется «стебом» [8][8]. Местные общественно-политические газеты и по сей день увлекаются ни к чему не обязывающей болтовней на все темы сразу, а бульварные – прямо-таки захлебываются стебом. Бывшие молодежные («Московский комсомолец», «Комсомольская правда») все же пытаются соблюдать пропорцию между тем же стебом и публицистическими материалами для серьезного читателя. [1][1] В.Б. Шкловский. Тетива. О несходстве сходного. М., 1974. Собр. Соч. Т. 3, с. 755. [2][2] Там же. С. 755. [3][3] Там же. С. 762. [4][4] Там же. С. 762. [5][5] В.В. Ученова. Метод и жанр: диалектика взаимодействия.//Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 89. [6][6] Там же. [7][7] См. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов-на-Дону, 1997. [8][8] Это сленговое название уже стало официальным термином... Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|