Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Большой жанр. Макрожанр




 

Какую информационную задачу ставят перед собой общественно-политические газеты? Речь может идти, скорее всего, о совокупности многих функций, некоторые из них выделяются как главные. В соответствии с этим газета имеет свой набор наиболее употребительных жанров. У одной газеты в этом наборе преобладают информационные жанры, у другой – аналитические, третья стремится к всестороннему отражению и осмыслению действительности и расширяет жанровый диапазон до максимума. Устойчивый набор жанров служит одной из важнейших характеристик типа конкретного издания. Когда же речь идет об общественно-политических газетах вообще, о единой для них информационной задаче, типологической характеристикой оказывается уже не сумма отдельных жанров, а макрожанр.

В целом общественно-политическая газета стремится наиболее полно информировать читателей о состоянии социума, сложить из событий и фактов – картину окружающей действительности. И, поскольку читателю нужно в этой действительности ориентироваться, действовать, принимать решения, газета должна представлять общественную жизнь в движении, указывать читателю определенное направление.

Тогда, если предметом оказывается разносторонняя, объемная совокупность событий, фактов, мнений, явлений действительности, а функцией – формирование на этой основе картины жизни общества (в данном масштабе пространства и времени), определение тенденций развития, социальное прогнозирование – то получается, что газета делается в жанре обзора или обозрения. И чем ближе к обозрению, тем газета качественнее. В такой газете в качестве ключевых фигур журналистской «труппы» выделяются обозреватели, комментаторы, колумнисты, а секретариат занимается планированием и прогнозированием номеров гораздо больше, чем, скажем, дизайном или связями с полиграфией.

Есть газеты бульварные, предлагающие читателю много разной информации не для ориентации в «мире сегодня», а для развлечения, щекотания нервов, привязывания к мелочам жизни и т.п. Такая газета может представлять собой одну большую сплетню, бесконечную «мыльную оперу» с постоянными персонажами – знаменитостями... Макрожанр у такого издания тоже есть, но не газетный, потому что чаще всего в подобных случаях притворяется газетой одна из более примитивных догазетных форм распространения массовой информации: «книжка (сборник) новостей» (news books), либо рыночный листок.

Впрочем, читатели таких изданий считают себя вполне и хорошо информированными «обо всем» и не знают, кто и когда назвал их «глотателями пустот».

Для более образованного и интересующегося общественной жизнью читателя газета стремится приблизиться по «макрожанру» к чистому обозрению, то есть представить максимум фактологической, новостной информации без открытой интерпретации, сводя аналитику к выстраиванию связей между фактами, явлениями, проблемами дня – с тем, чтобы читатель, двигаясь по обозначенным направлениям, обнаруживал тенденции развития общества, был сам себе обозревателем.

Такой читатель просматривает (обозревает!) свежий номер газеты не просто в поисках отдельных интересных текстов. Выделяя наиболее важные, значительные новости и просто свои любимые рубрики, он одновременно схватывает и содержание газеты в целом. Ему не безразличен тип газеты, а значит, и ее макрожанр.

А для журналиста типом газеты обусловливается возможность писать в одних жанрах и очень редко обращаться к другим. От типа газеты зависит также выбор между «парными» жанрами, имеющими сходные предметно-функциональные характеристики, но рассматривающими предмет в различных масштабах –

между очерком и зарисовкой,

рецензией и аннотацией,

обозрением и обзором,

фельетоном и сатирической репликой,

информационной корреспонденцией и заметкой.

 

Работать преимущественно с более лаконичными или, наоборот, с более масштабными жанрами – решает «большой» жанр всей газеты в целом.

Основных публицистических жанров, включенных в учебники, около двух десятков.

Плюс всевозможные их виды и гибриды, в том числе «штучные» – бесчисленное множество!

Но и это еще далеко не все жанры, которые встречаются в газетах.

Добавим вполне журналистские жанры фотографии (портрет, репортаж, фотообвинение...) и публицистической графики (карикатура, плакат).

И увидим, что в газете есть еще много текстов, не относящихся к продуктам журналистского творчества.

На первых полосах встречается официальные документы – закон, указ, решения городской думы; на последних – материалы развлекательные, игровые, кроссворды и ребусы. А в самом конце номера – некролог. Для всего свои формы изложения.

Собственную группу жанров, текстовых и изобразительных, приводит на газетные полосы реклама.

У информационно-справочных рубрик – свои жанры: рецепты, полезные советы, лунные календари для садоводов...

На литературных страницах – стихотворения, рассказы, пародии, повести и романы с продолжением, жанры критики и библиографии.

И в собственных жанрах выступает наука (в основном, гуманитарная), политика, философия, религия... «Продукция» практически всех форм общественного сознания, попадая в поток журналистской информации, тоже становится явлением журналистики и оказывает влияние на публицистическую часть содержания газеты. Притом по-разному влияют на строение и стиль собственно журналистских текстов соседство философского эссе и соседство астрологического прогноза.

Нежелательным, например, считается влияние на публицистику со стороны официально-документальных текстов. Государственные документы и высказывания чиновников, управленцев всех рангов служат для прессы одним из основных источников информации. Не все газеты переосмысливают и пересказывают эти сведения на общелитературном языке. При низкой квалификации журналистов и при высокой нагрузке (в строчках) велик соблазн принести официальный документ на полосу в почти не измененном виде, выдать справку за информационную корреспонденцию, доклад за моноинтервью, протокол за проблемный отчет...

С ростом образованности читательской аудитории усиливалось влияние на публицистику со стороны науки, выступающей в своих, но родственных публицистике жанрах: теоретическая статья, обзор, исторический очерк и т.п. Вторая половина 80-х гг. вообще оказалась временем «докторской» публицистики – самыми читаемыми авторами тогда доктора исторических, экономических, философских наук. Журнальные публикации Г.Л..., Н. Шмелева, Т. Заславской, Л. Абалкина и других служили примером, задавали тон и газетной публицистике! А в начале 90-х гг. науку резко потеснила религия (жанров множество – от пасторского послания и богословского трактата до проповеди и церковного календаря и оккультизм (заговоры, гороскопы, пророчества магов и экстрасенсов). Массовое сознание как бы попятилось назад, к боле архаичным формам, при этом не мог не измениться общий «порядок осмотра мира».

Очень заметны изменения... в пользу беспорядка.

В журналистику хлынуло взбаламученное общинное сознание, где смешиваются, приспосабливаясь к возможностям и потребностям улицы, пережеванные сведения из СМИ, древние суеверия, житейские подробности, сплетни, слухи, обрывки городского фольклора... Пришли устные жанры – анекдот, читательский «рассказ-быль» («случаи из жизни» собирают и публикуют сейчас очень многие местные газеты. Крупные издания, претендующие на статус качественных, в течение двух-трех лет отдавали тому хаотичному, пронизанному иронией стилю повествования (и мышления!), который называется «стебом» [8][8]. Местные общественно-политические газеты и по сей день увлекаются ни к чему не обязывающей болтовней на все темы сразу, а бульварные – прямо-таки захлебываются стебом. Бывшие молодежные («Московский комсомолец», «Комсомольская правда») все же пытаются соблюдать пропорцию между тем же стебом и публицистическими материалами для серьезного читателя.


[1][1] В.Б. Шкловский. Тетива. О несходстве сходного. М., 1974. Собр. Соч. Т. 3, с. 755.

[2][2] Там же. С. 755.

[3][3] Там же. С. 762.

[4][4] Там же. С. 762.

[5][5] В.В. Ученова. Метод и жанр: диалектика взаимодействия.//Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 89.

[6][6] Там же.

[7][7] См. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов-на-Дону, 1997.

[8][8] Это сленговое название уже стало официальным термином...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных