Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И МОДЕРНИЗМ 2 страница




Теперь этот процесс начался в массовом масштабе, представляя собой исполнение самого сокровенного желания Вильяма Блейка, чтобы «все Божьи люди стали пророками». В эту эпоху Крита Юги, благодаря состраданию Парам Чайтаньи (или Божественной Любви), Кундалини поднимается у несметного числа людей, так что фактически происходит следующее: Божьи люди становятся пророками, и более того, – они обретают способности делать пророками и других людей.

Однако, здесь имеется одна небольшая проблема. Голова современного человека наполнена слишком большим количеством идей. Причём это не оригинальные идеи, а идеи, почерпнутые из различных источников: путём чтения литературы, через средства массовой информации и через окружающую ментальную среду. Но как бы то ни было, мозг человека оказывается перенасыщенным идеями, которые в большой мере принадлежат другим людям, что затрудняет или сильно замедляет восприятие реальной истины. Нелегко убеждать людей в том, что существует абсолютная истина, которая лежит за пределами разума, а также в том, что реальность находится рядом и может быть достигнута каждым человеком. Иисус сказал: «Смиренные унаследуют Землю». Он имел в виду не слабых, а напротив, таких людей, которые достаточно сильны, чтобы отбросить свой эгоизм и свои условности. Но современный человек не является ни сильным, ни кротким. Наоборот, он преисполнен снобизма, чрезмерно самонадеян, слишком обременён условностями, либо чересчур высокого мнения о себе, чтобы признать, что, возможно, существует кто-то, действительно способный рассказать ему об истине или реальности, и даже показать ему, как он сам может достичь их. Ибо истина, будучи абсолютной, должна получить своё выражение в наши новые времена. И даже если её не воспримут, она не может исчезнуть. Напротив, если её не примут, она выявит всяческую ложь, тем самым разрушив её.

Если абсолютная истина останется не воспринятой, она разрушит мозги тех, кто отвергает её, поскольку они будут обращаться к альтернативным идеям, в большинстве случаев – саморазрушительного типа. Они воспринимают неверные идеи, исходящие от многих людей, которые учат лжи во имя истины. Странно наблюдать то, что при сострадательном подходе к вопросу об абсолютной истине приходится просто упрашивать людей слушать, чтобы донести до них тот факт, что все они обладают нетронутой божественностью, которая может проявиться в великом событии их духовного восхождения благодаря пробуждению Кундалини. Очень жаль, должна вам сказать, что такого рода увещевания и старания убедить сложный западный ум занимают неоправданно много времени. Вместе с тем, по иронии судьбы, те самые проповедующие ложные теории учителя и лидеры, которые суть современные антихристы, выступающие против Божественного и ведущие к разрушению человеческих существ, фактически становятся очень успешными и за короткое время приобретают себе последователей во всём мире. Однако, верно и то, что вследствие действия Парам Чайтаньи и закона полярности такие лжеучителя своевременно разоблачаются за свои деяния, как и все фальшивые идеи, насаждаемые ими, также быстро изобличаются и разрушаются. Они с лёгкостью появляются и обосновываются, но в наш век Крита Юги – лишь на короткое время. Проблема здесь состоит в том, что после изобличения одного гуру люди оказываются настолько идейно слабыми, что некоторые начинают тотчас искать себе другого гуру. Остановившись же на одном гуру, они завершают свой путь в растерянности, как безденежные отшельники. Такой «рынок» гуру стал теперь общепринятым и модным стилем жизни искателей на Западе. То же самое происходит и с другими видами идеологии. Коммунизм потерпел крах в России, при этом фундаментализм и расизм заполнили образовавшийся политический вакуум и начали процветать в так называемых демократиях.

Для тех, кто действительно ищет истину, покорно приемлемым должен стать тот факт, что до сих пор ни один человек её не нашёл, да и не может найти её сам по себе. На Востоке общеизвестно, что ищущий высочайшую истину должен стать смиренным или кротким, как учил Христос. Западному уму принять такое чрезвычайно трудно, потому что это означает отказ от своего Эго.

Один западный джентльмен, который впервые пришёл ко мне, чтобы узнать о Сахаджа Йоге, обнаружил, как легко можно получить самореализацию безо всяких усилий, и при этом - не платя никаких денег. Он был настолько полон экстаза, что, выйдя в сад, воскликнул: «Я нашёл это!». Вернувшись и чуть ли не танцуя от радости, он заявил: «Теперь я напишу всем своим друзьям, которые уже много лет страстно ищут истину, и сообщу им, что я почувствовал эту Всепроникающую Божественную силу в виде прохладного ветерка Святого Духа на кончиках пальцев своих рук. Теперь я знаю, что истина есть, что человек должен стать духом, и что существует Всепроникающая энергия Божественной Любви, которую мы все должны ощутить на нашей центральной нервной системе, благодаря данному эволюционному открытию. С полной уверенностью я расскажу им, что это живой процесс, что его нельзя взять из книг и что свою эволюцию невозможно приобрести за плату».

Будучи сильно взволнованным, он написал много писем своим профессорам, друзьям и коллегам, которые на протяжении многих лет непрестанно читали книги о духовных исканиях истины и вели дискуссии по этим вопросам. К своему великому удивлению и разочарованию он обнаружил, что реакция на его восторг оказалась довольно прохладной. Некоторые не ответили на его письма. В ответах других говорилось: «Всё в порядке, мы довольны, что вы нашли то, что искали, но мы должны продолжать поиск своим собственным путём. Мы надеемся, что также найдём истину, но иным образом». Некоторые не могли поверить, что это так легко. Иные заявили: «Ведя нормальный образ жизни, невозможно найти истину потому, что человек должен пострадать за свои дурные деяния и отрешиться от общества, от всех человеческих уз, прежде чем он сможет даже начать искать её». Никто и слушать не хотел, когда он сообщил, что нашёл истину через пробуждение Кундалини. Прибегнув к типичному обороту современной передовой мысли, которой несвойственно приходить к какому-либо заключению, они заявили: «Да, возможно это сработало для вас, но это не может быть единственным путём, и, должно быть, существуют другие способы постижения истины».

Он был глубоко потрясён, увидев, как эти люди тратили многие часы своей жизни, собираясь вместе, разговаривая, читая и ведя переписку друг с другом, обсуждая вопрос «как найти Абсолютную Истину», и не пожелали даже выслушать его, когда он доложил им, что он «действительно нашёл Истину». В конечном счёте, он убедился, что не каждый человек достаточно силён и кроток, чтобы заглянуть в лицо Истине. Все они пытались увильнуть от неё, избежать эту Истину, прибегая к тому или иному объяснению типа «Да, но …». Однако, как говорят, «истина станет явной сама собой».

К счастью, в наше время нельзя распять на кресте и заставить замолчать любого человека, знающего Истину о Боге и открыто высказывающего её. Конечно же, такой человек не может ждать, пока эти равнодушные люди вновь родятся с более покладистым умом, ибо «обещанное Царство Божие уже рядом», и настал момент, когда нужно смело взглянуть Истине в лицо. С другой стороны, существуют некие незрелые христиане, наподобие организации ADFI во Франции, которые распространяют небылицы о Сахаджа Йоге через французские средства массовой информации, не имея при этом никакого представления о том, что есть Истина.

К сожалению, для многих, наподобие друзей того западного джентльмена, который хотел извещать об Истине с крыш домов, поиск Истины в эпоху Кали Юги приобрёл свою собственную движущую силу, так что люди не хотят отказываться от действий по поиску, даже когда они столкнулись лицом к лицу с тем, что ищут. В кинофильме «Новые времена» Чарли Чаплин показан работающим на полной болтов ленте конвейера. При этом монотонная операция по закручиванию гаек создала такую инерцию в его теле, что даже когда он закрутил все гайки и конвейер остановился, он продолжал совершать руками движения, как бы накручивая что-то. Эта картина аналогична поведению тех людей, которые, включившись в крысиные гонки исканий, просто не в состоянии оставить привычку. Таким образом, процесс поиска Истины обладает инерцией, которую уже невозможно затормозить, либо приостановить на момент, чтобы послушать кого-то, кто действительно может рассказать, как найти Абсолютную Истину. Но знающие Истину всегда наталкиваются на глухое непонимание. Как вопрошал поэт Кабир: «Как я могу объяснить то, что знаю и вижу, когда весь мир слеп?». Конечно, со времён Кабира многое изменилось, и в настоящий момент я не могу сказать, что весь мир слеп, потому что появились тысячи и тысячи людей, которые с открытыми умами узнали об Абсолютной Истине через пробуждение Кундалини. К всеобщему удивлению теперь имеется огромное число этих реализованных душ в результате 25-летнего периода тяжёлого труда Сахаджа Йогов.

В настоящей книге нам нужно обсудить глубокие перемены, которые произошли на Западе за период последней Кали Юги, как положительные, так и отрицательные. Мы уже упоминали об упадке дхармы, о возрастании саморазрушительных тенденций на Западе, но фактом также является то, что многие искатели Истины родились на Западе в наше время. Подходящие условия возникли, особенно после второй мировой войны, когда западное общество утратило уважение к системе ценностей в отношении праведности и чести, которые существовали ранее. При этом был брошен вызов даже самой вере в Божественное, в результате чего искатели оказались в охваченном глубоким смятением и лишённом веры обществе, которое начало формироваться в то время.

В действительности естественная основа западной культуры претерпела воздействие четырёх факторов. Первым, безусловно, является наука. Вторым – интеллектуалы, наследники традиции так называемого Просвещения. Третий противодействующий фактор – это организованные религии, ложные гуру и культы. И четвёртым фактором, самым мощным из всех, являются ослеплённые жаждой денег средства массовой информации, используемые или эксплуатируемые предпринимателями.

Последствия агрессии, к которой с удовольствием прибегли западные державы путём колониальных захватов и эксплуатации, в конечном счёте, должны были проявиться, согласно закону полярности, и Западу пришлось пожинать плоды своих прежних коллективных деяний (Карма Пхалам). И в этом проявилось ещё одно из благословений, преподносимых в период Крита Юги. Итак, какие бы несправедливые действия не были совершены одной страной против другой, агрессору не удастся уйти от ответа, и ему придётся расплачиваться коллективно. Конечно, каждому человеку индивидуально также придётся столкнуться с результатами своих собственных действий. Многие государства ощутили вину за свою политику империализма и эксплуатацию колоний, признав в целом, как нации, что здесь была совершена ошибка. Тем не менее, народы, ранее подвергшиеся их агрессии и подавлению, стали мстительными, ибо насилие порождает насилие. Так что цепь актов агрессии и эксплуатации вызвала крушение всего мира, что привело к так называемым делениям или разделам территорий: разделениям на Север и Юг, разделу мира на развитые и слаборазвитые страны, а также на богатые и бедные страны. Как могут западные государства и те народы, которых они эксплуатировали, выбраться из такого феномена «вины - ненависти»? Порочный круг агрессии, вины и собственной ненависти – чрезвычайно разрушителен. Здесь необходимо с полной ясностью отметить, что выход из этого тупика можно найти лишь тогда, когда указанные государства узнают абсолютную истину Божественной Любви. Только осуществление духовного восхождения людей Западного мира может спасти их от внутреннего разрушения из-за чувства вины и ненависти к самим себе.

Люди на Западе возвышенно говорят о духовной жизни и своём восхождении, но при этом ни один из них даже не знает, что именно является предметом их поиска. Так, в конце «великой» эпохи империализма, примерно в 1918 году, с наступлением нового времени, получившего название модернизм, непросветлённое, но жаждущее духовности общество, бросилось в поиски, чреватые индивидуальными и всеобщими страданиями, переживая ужас войны, прилагая всевозможные усилия и испытывая разные методы, чтобы прорваться к реальности. В это время родились многие искатели, но они были загублены из-за собственного незнания, поддавшись лжеучениям, обещавшим многое, но на деле не давшим взамен ничего кроме финансового убытка и психологической зависимости. Здесь также проявилось действие закона полярности.

С возобновлением на Западе псевдоизобилия 60-х и 70-х годов несколько хитрецов в Индии, услышав новость о наличии рынка духовных исканий, решили отобрать излишки материального изобилия у населения Запада, и с этой целью много настоящих «антихристов» прибыли в западные страны, и особенно – в богатую Америку. Они представили себя как очень активные гуру, предлагая на продажу фальшивую духовность, и в своём страстном намерении эксплуатировать беспокойных и честных искателей бесцеремонно лишали последних их богатства, и к тому же губили их самих. Для стороннего наблюдателя, кажется, очень удивительно наблюдать, как такую ложь могут настолько легко глотать и усваивать весьма образованные и богатейшие люди на Западе, как если бы они полностью потеряли своё традиционное чувство ценностей и уже не знают, как мудро инвестировать свои деньги и умы.

И случилось, что именно богатые люди положили свою будущую духовную жизнь на банковские счета лжегуру. Наивность этих людей нелегко понять, пока мы не посмотрим на неё как на своего рода скрытый эгоизм, ибо они, возможно, думают, что можно купить своё спасение без каких-либо дальнейших волнений для себя, отдав взамен такому гуру излишки своих богатств, либо большую их долю. Однако, как учил Христос: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому человеку войти в Царство Божие». И, конечно же, в сравнении с людьми третьего мира, по крайней мере в период 60-х и 70-х годов, любой житель на Западе был богатым человеком. Фальшивые гуру определённо знали, как побаловать эго или сыграть на слабостях богатых западных искателей, так как, будучи ориентированными на деньги, эти искатели утратили восприимчивость по отношению к настоящим духовным богатствам.

Большинство искателей, с которыми я встречалась в этот период, рассказывали мне, что хотя они и знали, что находятся в поисках чего-то, но были в полном неведении в отношении предмета своего поиска, будучи загипнотизированными этими негативными и лживыми учителями. Я должна сказать, что на самом деле печально наблюдать, как искренних искателей эксплуатировали эти жуткие люди – так называемые гуру из Индии. Ведь искатели представляют собой особую категорию людей, и как таковые, они являются очень ценными. Вильям Блейк называет их «Божьими людьми». Они являют собой тех людей, которые не прекращают поиска на протяжении многих жизней, стремясь найти Божественное, и зачастую теряются в паутине слов, отражающих ложные идеи (на санскрите – «Шабда Джалам», как о них писал Ади Шанкарачарья).

Я расспрашивала многих людей, которые фактически голодали, чтобы купить автомобиль «роллс-ройс» своему гуру, что же заставило их совершить такой поступок. Они объясняли, что никогда не возражали против пожертвования денег на покупку обыкновенного металла, так как взамен этого их гуру обещал дать им дух. Какими же наивными и несчастными были эти искатели, ибо в большинстве случаев гуру брал их деньги, действительно давая им «дух» – мёртвый дух, гипнотизирующий, овладевающий ими и превращающий их в обанкротившихся затворников. Достаточно лишь взглянуть на эти усталые и бесчувственные лица последователей таких фальшивых гуру, чтобы понять, что пламя их духа задуто и его место заняло нечто ужасное и разрушительное.

Безусловно, печальным является то обстоятельство, что именно бесстыдная эксплуатация благородных идей свободы выражения и свободы вероисповедания позволила этим фальшивым гуру процветать на Западе. Конечно, проблема здесь состоит в том, что идея «свободы» стала настолько извращённой, что теперь она означает полный отказ от мудрости и праведности в ущерб здравомыслию и благоразумию. «Освобождение» стало отказом от всех систем жизнеподдерживающих ценностей и свободой идти на саморазрушение, во что бы то ни стало. Так называемые гуру знали, что в наше время наиболее ценимым объектом уже не является настоящая свобода (то есть, свобода жить, достигая своего максимального потенциала как человеческих существ), а очень простая вещь - деньги. Таким образом, эти коварные люди освободили искателей от их богатства, а также от их здоровья. Нашёлся даже такой гуру, который по обыкновению направлял искателей в пустыню Гоби, чтобы найти нирвану. Это самый верный способ избавления от искателя с целью завладения его собственностью и пожитками.

В наше время деньги пронизывают все виды так называемой духовности, и стало известно о том, что даже Ватикан выпустил поддельные банкноты на сумму девять миллионов долларов, распространив их через Банк Ватикана – банк Святого Духа. К сожалению, в эти новые времена, как представляется, большинство религий придерживаются той же ориентации на деньги или ориентации на власть. Так что сейчас давайте более пристально поглядим на то, что эти новые времена принесли нам, что они изменили в нас и почему мы восприняли эти изменения.

Вообще говоря, настоящее время называют новыми временами. Это довольно смешная вещь, но в новые времена совсем не требуется времени для чего-то, чтобы стать несовременным, устаревшим или старомодным. Так что термин «современный» (или «модерновый», «модернистский») в настоящее время означает «новый» или «новый в текущий момент времени», из чего вытекает, что всё современное имеет лишь очень ограниченный срок существования, и что само состояние новизны является быстро преходящим. Таким образом, слово «модернизм» (или «современность») весьма обманчиво. По-видимому, оно означает принятые в данный момент теории или бытующие в мире взгляды. Но на самом деле в современности всё подвержено постоянным изменениям и сдвигам. Это нестабильная последовательность всевозможных увлечений, причуд и культов, которые существуют кратковременно и затем исчезают, зачастую оставляя очень глубокие впечатления или изъяны в душе человека.

Утончённый литературный или философский смысл модернизма связан с поиском чего-то нового или, по меньшей мере, с отступлением от старого посредством мысленных представлений (т.е. умственных построений или ментальных проекций), зачастую иррационального и устрашающего типа, но замаскированных под рациональность и основанных на ней, или скорее на рационалистических объяснениях. При полном отказе от стабильного мира традиционных ценностей лишь из-за того, что он устарел и стал ненавистным, наступает ощущение пустоты, хаоса и смятения. Когда все надёжно проверенные указатели и ориентиры выброшены за борт, то предполагается, что ментальная деятельность человека, будь то рационального или иррационального толка, становится единственно действенным средством обнаружения реальной истины.

Модернизм дал несколько очень любопытных примеров привлечения иррационализма с целью нахождения смысла жизни или причины существования. Психология, сюрреализм, нацизм – все возникли из иррациональной стороны мысленных представлений, при этом внешне им придали лоск рационализма. Но, к сожалению, рациональность, вне зависимости от того, использована ли она сознательно для прикрытия иррационального, или служит для создания видимости, что линейные построения человеческой мысли могут привести к Истине, на поверку оказывается очередной ментальной проекцией безо всякого за собой содержания. И никогда нельзя найти реальность через рационализм, поддерживающий рациональные подходы.

Здесь проблема состоит в том, что человеческий ум может использовать рациональность для объяснения или защиты любой идеи (дикой или светской, разумной или абсурдной, созидательной или разрушительной), причём с дальнейшим развитием этой идеи в любом направлении, по любой модели, любому образцу, любой схеме, которые он выберет. Ответы на великие проблемы человеческой жизни, даваемые рациональностью, оказываются также чрезвычайно странными и, что весьма смущает, – разными у разных людей, поскольку рациональный подход всегда основывается на относительном, а не на абсолютном. Например, посредством рациональности невозможно доказать существование Божественности или Божественной любви, а тем не менее, в действительности её можно ощутить на кончиках пальцев.

Удивительно, если посмотреть, насколько важной была рациональность для так называемого просвещения XIX столетия, когда мы пытаемся оценить исторические продукты рациональности, мы обнаруживаем, что некоторые из них оказались катастрофическими. Самые ужасающие социальные модели, порождённые такого рода рациональностью, представлены периодами правления Гитлера, Муссолини и Сталина. В конечном счёте, если рациональность считать единственной движущей силой, стоящей за модернизмом, то в результате всех событий не следует удивляться, когда станет очевидным, что этот модернизм состоит из безграничных капризов человеческого эго, ведущих к сущей бессмыслице и к идиотизму, и даже – к страданиям и катастрофам.

Безусловно, рациональность весьма ценится как инструмент для анализа и критики. Но рациональность индивидуума может принимать чрезвычайно коварные формы, сродни нечестным манипуляциям, особенно в пылу критики и спора с эго другого современного мыслителя. Поистине творческие писатели и мыслители всегда страдали от нападок критиков. Критик не обладает собственным творчеством и, возможно, из чувства зависти или неполноценности тратит время на анализ и нападки, пытаясь сокрушить то, что создано другим человеком. Таким образом, он растрачивает энергию эго другого человека, да к тому же раздувает своё собственное эго. И хотя рациональность одного человека не обязательно может бросать вызов рациональности другого человека и, возможно, используется без агрессии, она, тем не менее, никогда не в состоянии дать чёткое представление в отношении того, кто прав, а кто не прав в данном противостоянии. Это обыкновенное положение вещей. Одни считают, что некая конкретная система правления обществом или религиозного вероисповедования является благоприятной, тогда как другие приходят к заключению, что принятая у них система правления или религии – одинаково благодатна. Вот почему в цивилизованном обществе не принято говорить о религии или политике. Конечно, в области науки критика считается здравым феноменом, обязывающим учёного представлять доказательства своим теориям, что ведёт ко многим новым и полезным открытиям. Но даже наука несостоятельна решать, что есть реальное и истинное. Более того, не смотря на свою практическую ценность, наука даже не берётся совладать со всей совокупностью человеческих проблем, что, должна заметить, можно решить только через самопознание. Известно, учёные относятся с подозрением ко всему, что выглядит таинственным или недостаточно основательным. Но то самопознание, о котором сейчас говорю я, – конкретно, поддаётся проверке, и, будучи осязаемым как и сама наука, становится совершенно понятным в плане рациональности.

Однако если принять во внимание абсурдность, вытекающие последствия и дальнейшие результаты многих в иных отношениях, по-видимому, рациональных выводов, необходимо констатировать, что рациональность, как бы мы не гордились ею и не восхваляли её, не является таким уж надёжным средством передачи мудрости. Ввиду ненадёжных результатов применяемой рациональности, становится ясно, что было бы неправильно основывать такие серьёзные идеи и верования исключительно на рациональных подходах. К тому же, до сих пор нет окончательного ответа на фундаментальные вопросы, которые пытались решить, опираясь лишь на одну рациональность, ибо дискуссия показывает, что каждая точка зрения может быть правильной частично. Нельзя с определённостью заявить, что одна точка зрения полностью верна, а другая – полностью неверна. При мудрой оценке мы должны понимать, что на самом деле Истина является абсолютной, а не относительной или переменчивой категорией знаний, как мы это повсеместно ощущаем, наподобие тех шести слепцов из легенды, каждый из которых излагает свои собственные впечатления о слоне. Тот, кто держит хобот, говорит: «Он длинный, как змея»; тот слепец, который ощупывает ногу слона, заявляет: «Он огромный, как дерево», и т.д., то есть, у каждого слепца есть своя твёрдая и действительно оправданная вера в правильность того, что он обнаружил, однако при этом каждый из них противоречит другому, поскольку они приобрели лишь частичные и относительные знания.

Безусловно, рациональность даже не так жёстко привязана к реальности, как восприятие слепца, который даже может и не трогать слона, а в действительности касаться, возможно, ствола дерева, висящей верёвки или ядовитой змеи. Пока у вас нет доступа к Абсолютной Истине, несущей в себе всю полноту и целостность характеристики объекта, или, как в данном примере, пока вы не сможете увидеть всего слона, как вы можете судить о том, является ли правильным ваше представление?

Тем не менее, имеется множество людей, которые могут с большой уверенностью исповедовать неправду, торжественно и с большой помпой преподнося собственный авторитет. Однако они становятся агрессивными, ожесточёнными и даже кровожадными, если другие люди подвергают их деятельность сомнению, или бросают им вызов, чему ярким свидетельством служат действия так называемых религиозных фундаменталистов. Более того, всевозможные культы, которые со стороны кажутся очень благотворными, преподают искателям идею о том, что близится конец света. Ученики этих культов могут возлюбить насилие и начать убивать людей, не охваченных данным культом, самочинно возложив на себя миссию великих воителей Бога-сокрушителя. Некоторые из таких фальшивых гуру убивают своих собственных учеников, чтобы завладеть деньгами, награбленными этими учениками – настоящими ворами. Некоторые из тех фальшивых гуру, которые проповедуют конец света, не позволяют ученикам вступать в брак; другие – насилуют женщин из среды своих последователей, и те беременеют и тайно убивают своих ещё не родившихся, либо новорожденных детей. Секретность является ключевой характеристикой всех таких культов, ведомых идеей конца света.

Лишь на прочной основе Абсолютной Истины можно обрести полную уверенность и абсолютно миролюбивую, ненасильственную позицию перед лицом относительного мира неопределённости, противоречий и смятения. Такой человек, как, например, поэт Вильям Блейк, поистине отвечает понятию, подразумеваемому под словом «святой», и такой человек излагает истину просто, как воспринимает её своим высшим видением, не реагируя при этом страстно или ожесточённо на противоречия и издёвки, а проявляя сожаление к своим оппонентам, как к слепым и невежественным людям.

Однако, что и впечатляет человека в наше время, так это не простое и непритязательное изложение истины, а умение привлечь внимание и устроить представление. Когда я ездила по США, выступая с лекциями, тележурналисты в Бостоне поинтересовались, сколько у меня роллс-ройсов. Когда я ответила, что не имею ни одного, они даже отказались интервьюировать меня, так как я «не была в бизнесе». Конечно, я не обвиняю бостонских тележурналистов, особенно ввиду того, что они работают в обществе, где главным критерием оценки людей служит наличие у них денег. Таким образом приходится выживать, если человек хочет чего-то добиться в суматошной жизни современного общества, где рациональность и эгоизм, как шоры у лошади, ограничивают сферу деятельности и где нет иной сути кроме денег.

Итак, вследствие естественных ограничений силы и сферы действия рациональности, человек, который в состоянии авторитетно заявить, что является абсолютно верным или абсолютно неверным, должен быть просветлённой личностью, потому что он выходит за сферу рационального, вместе с тем оставаясь в области реального за пределами мыслей. Так категорически утверждать что-либо в отношении Истины может лишь личность, стоящая выше нормальных ограничений человеческого разума. И если такая личность не только объявляет, но и со всей очевидностью проявляет эту Истину как реальность, доказывая её своей жизнью и работой, то, в конце концов, на эту личность следует обратить серьёзное внимание. Такой человек есть святой или провидец, великоразвитая душа, чья уникальная индивидуальность свободна от всевозможных черт эгоизма или условностей. Он является, можно сказать, сверхсовременной личностью, которая не отягощена ограничениями рационального разума, или нормами, навязываемыми культом денег или силой ориентации на причуды и моды в наше время. Для рационального человека, который думает, что все идеи представляют собой простые мнения, такая личность может показаться эгоистичной, но на поверку оказывается, что на всём протяжении своего жизненного пути она не сделает ничего, что вызывает потрясения, или что считается греховным, либо что-нибудь против блага человека. Не породит она также никаких разрушительных идей в умах людей. Напротив, всё, что бы такой человек ни делал, преисполнено созиданием и состраданием, он создаёт мир и покой во всей своей сфере активности, так как служит интересам более полной и совершенной жизни, способствуя духовному восхождению людей, при этом его деятельность носит вечный и абсолютный характер. Кто-то со стороны может даже осудить такого человека, как непрактичного идеалиста.

Важно уточнить, что именно представляет собой рационализм (или рациональный подход, разумный и целесообразный метод, логически обоснованное объяснение и т.п.) – этот проводник идей и базис современной жизни. Если мы сможем понять ценность и ограничения, присущие такой рациональности, то мы будем в состоянии насладиться любыми плодами, которые она способна преподнести, в то же время избежав ловушек, расставленных ею на нашем пути. Прежде всего следует отметить, что рациональность, как категория человеческой мысли и поступков, не обязательно носит эмпирический характер. И не в обязательном порядке рациональность согласуется с фактами человеческого опыта. Если начало какой-то мысли или теории не укоренено в реальности, то конец или окончательные результаты этой мысли или теории вполне могут оказаться катастрофическими на практике. Особенно опасно, когда такого рода рациональность становится коллективной. Здесь может пострадать уже ни один человек, а множество людей, иногда – целая нация или сразу много государств могут оказаться в бедственном положении или даже загублены в результате возобладания подобных коллективных иллюзий. Рационализм как раз создаёт системы, представляющиеся возможными, но не обязательно являющиеся истинными или реальными. Зачастую рационализм используют с таким же успехом, чтобы доказать верность обратного, а затем, в свою очередь, могут быть вскрыты ошибочность и обман этого «верного обратного». Рациональность способна заставить человека чувствовать себя ничтожеством или героем.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных