Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация групп




Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т. п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие − добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей.

Первые называютформальными, вторые− неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое - либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

Формальные и неформальные группыимеют многообщего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития.

Во-вторых, они одинаково организованы − у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между формальными и неформальными группами существуют принципиальные различия. Наиболее важные из них показаны в табл. 7.

 

Таблица 7.Сравнительная характеристика формальных и неформальных групп

№ п/п   Основа для сравнения   Неформальна группа   Формальная группа  
  Общие взаимоотношения   Неофициальные   Официальные  
  Основные концепции   Власть и политика   Права и обязанности  
  Основное внимание к   Человеку   Должности  
    Источник власти   Исходит от группы   Делегируется руководством  
  Руководство к поведению   Нормы   Правила  
  Источник управления   Санкции   Вознаграждение и санкции  

 

Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной — правилами и должностными инструкциями. Существует ряд проверенных на практике правил, которых менеджер должен придерживаться в своей работе с неформальными группами. Суть их сводится к тому, чтобы:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствия тем самым распространению слухов.

В зависимости от степени близости членов группы различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы выполняют функцию посредника между индивидом и обществом. Каждый индивид испытывает потребность в такой группе, вне зависимости от преследуемых им социальных целей, отношения носят личностный интимный неформальный характер.

Вторичные группы − социальные контакты и отношения носят безличный характер. Направлены в основном на достижение общих целей распадайся при отсутствии таковых.

Для предпринимательской деятельности большое значение имеет классификация групп по численному составу, которая характеризуется понятием «большая» и «малая» группы.

Численность малой группы составляет от 2 до 30 человек, и общественные отношения в ней выступают в форме непосредственных личных контактов. Наименьшими группами являются диады (два человека) и триады (три). В качестве примеров малых групп могут рассматриваться семья, друзья, бригада, отдел.

Большие группы — это классы, нации, народности, коллективы организаций. В больших группах отношения людей безличны, так как общение каждого с каждым носит случайный и поверхностный характер, а часто вообще не происходит. Большая группа всегда вторичная.

Кроме рассмотренных объективных различий, группам присуща и субъективная дифференциация. К таким субъективно распознаваемым разновидностям групп относятся: референтная, ингруппа и аутгруппа.

Референтная группа[1] — это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Ингруппа — группа или социальная категория, по отношению, к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «Мы». Ее антипод — аутгруппа.

Встречаются различные варианты отношений к ингругпе и аутгруппе, начиная от обычной сдержанности до ослепления любовью или ненавистью.

Типичные примеры внутренней структуры групп включают: круг, змею (цепочку), штурвал (звезду), паутину (сеть).

Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вообще разновидностей групп являетсятрудовой коллектив. Под ним понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения. Проще говоря, сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных