Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процедурная схема проектировочной деятельности по созданию компетентностно-ориентированных модулей и формирования примерной ООП




Процедура 1. Представить построенную компетентностную модель выпускника (КМВ) как сумму профессиональных компетенций , вытекающих из требований ФГОС ВПО и достроенных в данном вузе: . Сумма компетенций берёт на себя функции цели образования (наперёд заданные качества выпускника), а набор модулей становится средством достижения этой цели.

Процедура 2. Упорядочить полученную последовательность компетенций (внешний контекст) с учетом методической логики будущего учебного процесса и распределить набор профессиональных компетенций на гипотетической траектории профессионального становления студента.

 

 

Рис.2

Процедура3. Распределить все компетенциипо модулям, руководствуясь принципом продуктивности и завершенности этапа формирования компетенций, относящихся к данному модулю (В один модуль может входить от одной до трех компетенций).

К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7 К8 К9 К10 ……..

М1 М2 М3 М4

Рис.3

Процедура 4. Поскольку человек, обладающий той или иной компетенцией, способен успешно осуществлять конкретный вид профессиональной деятельности, то есть готов к решению определенных задач, представить каждую профессиональную компетенцию из первого модуля как сумму профессиональных задач k1=ПЗ11+ПЗ12+…+ПЗ15 (их число для каждой компетенции желательно не более пяти). Это целевая составляющая модуля М1.

Процедура 5. Поставить в соответствие полученную последовательность компетенций К1, К2, К3 определенным наборам профессиональных задач.

К1 K2 К3
ПЗ11 ПЗ12 …. ПЗ15 ПЗ21 ПЗ22 …… ПЗ31 ПЗ32

Рис.4

Процедура 6. Упорядочить эту последовательность, исходя из гомоморфизма (соответствия) логических структур профессиональной деятельности (представленной задачами) с логической структурой проектируемой учебно-познавательной деятельности (внутренний контекст).

Процедура 7. Для каждой профессиональной задачи компетенции k1 разработать набор учебных задач, в содержании и решении которых в достаточно полной мере рассматриваются все элементы, особенности, логика и фрагменты алгоритмов решения данной профессиональной задачи ПЗ1j(рис.5). В систему учебных задач могут входить задачи повторительного, подготовительного, промежуточно-вспомогательного характера. Принципиально важно, чтобы целевой составляющей разработанного набора учебных задач была эта профессиональная задача. Другими словами, если студент самостоятельно решил всю систему учебных задач и технологическая диагностика положительно оценила этот факт, то можно переходить к диагностике готовности студента решать данную профессиональную задачу.

ПЗ11

 

УЗ111 УЗ112 УЗ113 ……... УЗ11к

Рис.5

Процедура 8. Представить всю совокупность наборов учебных задач, соответствующих всем профессиональным задачам данной компетенции k1 в виде последовательности блоков всех учебных задач.

Процедура 9. Упорядочить полученную последовательность учебных задач в границах их блоков и в границах этой компетенции (рис.6).

УЗ УЗ ... УЗ УЗ УЗ ... УЗ УЗ УЗ ... УЗ УЗ УЗ ... УЗ УЗ УЗ ... УЗ

Блок1 Блок 2 Блок3 Блок 4 Блок 5

Система Система Система Система Система

 

ПЗ ПЗ ПЗ ПЗ ПЗ

                   
     
     
 


 

Рис.6

Процедура 10. Упорядоченную последовательность всех учебных задач этой компетенции привести в соответствие со следующей логической структурой (рис.7), с обязательным добавлением каждому блоку повторительной части и теоретической составляющей. Каждый блок должен завершаться диагностикой, устанавливающей факт, что все учебные задачи решены.

Процедура 11. Сконструировать технологические карты ТК на каждый модуль, используя схему логической структуры формирования компетенций (рис 7). На каждый компетентностно-ориентированный модуль надо разработать два вида технологических карт, одни из них

предназначены для овладения решением учебных задач (рис.8), другие – для овладения решениями профессиональных задач (рис.9). Неизменным в

ТК остаются блоки, соответствующие параметрам модели учебного

 

Рис.7

процесса, а именно: «целеполагание», «диагностика», «дозирование», «коррекция», «логическая структура».

© В.М. Монахов Технологическая карта формирования готовности решать профессиональные задачи, обеспечивающие компетенцию К Логическая структура
В1   Д1 В2   Д2 В5   Д5
           

 

Целеполагание Диагностика Коррекция
B1 (ПЗ11)Уметь решать учебные задачи УЗ11к Д1 (УЗ11к) 1) 2)   КОР1
B2 (ПЗ12) Уметь решать учебные задачи УЗ12к Д2 (УЗ12к) 1) 2) КОР2
B5 (ПЗ15). Уметь решать учебные задачи УЗ15к Д5 (УЗ15к) 1) 2)   КОР5
Дозирование
ДОЗ (УЗ11к)  
ДОЗ (УЗ12к)  
 
ДОЗ (УЗ15к)  
       

Рис.8

 

© В.М. Монахов Технологическая карта формирования профессиональных компетенций Кi(К1,К2,К3), образующих модуль М1 Логическая структура
В1   Д1 В2   Д2 В3   Д3
           

 

Целеполагание Диагностика Коррекция
В1(К1).Уметь решать профессиональные задачи ПЗ1j Д1(ПЗ1j):   1) 2) 3) 4)   КОР1
В2(К2).Уметь решать профессиональные задачи ПЗ2j Д2(ПЗ2j):   1) 2) 3) 4) КОР2
В3(К3)Уметь решать профессиональные задачи ПЗ3j Д3(ПЗ3j):   1) 2) 3) 4) КОР3
Дозирование
ДОЗ (ПЗ1j)  
ДОЗ (ПЗ2j)  
ДОЗ(ПЗ3j)  
         

Рис.9

Процедура 12. Распределить все построенные модули на гипотетической траектории профессионального становления выпускника (результат процедуры 2).


Рис.10

В этой траектории следует сохранить устоявшуюся логику хорошо проявившей себя методической системы профессиональной подготовки.

Траектория с распределенными на ней компетентностно-ориентированными модулями и есть логическая структура и содержательная составляющая примерной ООП.

Процедура 13. Только окончательно построив, отредактировав все модули и расположив их на траектории профессионального становления выпускника, можно переходить к построению примерной основной образовательной программы ООП.

Таким образом, результатом рассмотренного этапа разработки образовательной системы с наперед заданными свойствами в вузе является проект учебного процесса изучения компетентностно-ориентированного модуля в виде атласа технологических карт и примерная ООП.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных