Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К.А. Арзамасова, МГГУ им. М.А. Шолоховаа




 

Рассматривая психолого-педагогические основы интеллектуального развития индивида, мы определили область, слабо изученную, требующую детального раскрытия некоторых психологических механизмов разрешения проблемных ситуаций в рамках контекстного обучения.

Развитие мышления индивида осуществляется, как показано С.Л. Рубинштейном, в проблемной ситуации, оно «исходит из проблемной ситуации». Идеология проблемности наиболее удачно представлена в теории контекстного обучения, где является одним из важнейших принципов - принципом проблемности. Мы исследуем механизм разрешения проблемных ситуаций, названный А.А. Вербицким контекстуальным моделированием. Его сущность состоит в изменении предметного или/и социального контекстов работы испытуемого, в определенном отношении изменяющих траекторию его мышления, «наводящих» на правильные решения.

Теоретический анализ литературы показывает, что одним из основных условий разрешения проблемной ситуации является отсутствие факторов, препятствующих успешному ее разрешению. Однако наши эксперименты показывают, что в условиях контекстуального моделирования такое «наведение», своего рода подсказка, оказывает не только позитивное влияние на разрешение проблемной ситуации, но может привести и к обратному эффекту, а иногда искусственно провоцирует его появление. В контекстном обучении такие «деструктивные» факторы рассматриваются как не менее эвристические, чем факторы, позитивно влияющие на разрешение проблемной ситуации.

Так, в нашем эксперименте нехватка времени и средств для разрешения проблемы только улучшило качество и количество предлагаемых решений. При решении одного из проблемных заданий одной группе давались косвенные, неявные подсказки, а другая группа их не имела. В результате, там, где был дефицит информации, группа справилась с заданием эффективнее, чем группа с избытком информации.

С подобными изменениями контекстов при решении любой, как учебной, так и профессиональной проблемной ситуации, изменяется, в первую очередь, качество принятых решений, во вторую, увеличивается количество предлагаемых, возможных разрешений проблемной ситуации. Контекстуальное моделирование может выступать эффективным способом обучения разрешению проблемных ситуаций.

 

Литература:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

2. Вербицкий А.А. Контекст (в психологии) //Общая психология. Словарь //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 тт. /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2005. – С. 137-138

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972 г. С. 170—186.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – 188 с.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных